Научная статья на тему 'Личные хозяйства населения и их роль в сельском хозяйстве Дагестана'

Личные хозяйства населения и их роль в сельском хозяйстве Дагестана Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
250
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТЕГОРИИ ХОЗЯЙСТВ / ХОЗЯЙСТВА НАСЕЛЕНИЯ / РЕФОРМИРОВАНИЕ / СТРУКТУРА ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ / ПРОБЛЕМЫ / ПУТИ РЕШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Магомедов Андрей Алиевич

В статье на основе анализа фактического статистического материла за 1990-2008 годы показано состояние развития личных хозяйств населения и их место в сельском хозяйстве Республики Дагестан. Изложены перспективы развития АПК на 2008-2012 годы. Раскрыты существующие проблемы и предлагаются основные пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личные хозяйства населения и их роль в сельском хозяйстве Дагестана»

УДК 9ll.3 (47l.76)

ЛИЧНЫЕ ХОЗЯЙСТВА НАСЕЛЕНИЯ И ИХ РОЛЬ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ ДАГЕСТАНА

© 2°1° Магомедов А.А.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье на основе анализа фактического статистического материла за 1990-2008 годы показано состояние развития личных хозяйств населения и их место в сельском хозяйстве Республики Дагестан. Изложены перспективы развития АПК на 2008-2012 годы. Раскрыты существующие проблемы и предлагаются основные пути их решения.

On the basis of statistical analysis of the actual statistical data for the years of 1990-2008 the author of the article shows the status of the development of personal plots and their place in the agriculture of the Republic of Daghestan. He states the development prospects of the agricultural sector for the years of2008-2012. He also reveals the existing problems and proposes the main ways to solve them.

Ключевые слова: категории хозяйств, хозяйства населения, реформирование, структура производства продукции, проблемы, пути решения.

Keywords: farm categories, farms of population, reforming, production structure, problems, solutions.

Начиная с 1990-х гг. в сельском хозяйстве Республики Дагестан, как и России в целом, произошли значительные изменения. Это связано с переходом от государственноадминистративных принципов управления хозяйством к экономическим, направленным на создание условий для формирования различных форм собственности и хозяйствования, внедрение рыночных отношений, способствующих возрождению у людей материальной

заинтересованности в конечных результатах своего труда.

В сельском хозяйстве, наряду с существовавшими ранее государственной (общенародной) и колхозно-коопера-тивной формами собственности, широкое распространение получили частная, кооперативная, государственная, акционерная и собственность общественных организаций. В результате реорганизации колхозов и совхозов в новые сельскохозяйственные структуры осуществлялись перераспределение находящихся в пользовании предприятий земель и имущества, их приватизация. Землевладельцы получили право самостоятельно вести хозяйство на земле, распоряжаться произведенной продукцией и доходами от ее реализации [3].

Значительное место в обеспечении населения основными продуктами питания занимают индивидуально-частные хозяйства, представленные личными подсобными хозяйствами (ЛПХ) населения и фермерскими хозяйствами. Личное подсобное хозяйство, несмотря на ограниченность в размерах, на протяжении всего периода своего существования обеспечивало условия выживания сельской семьи, служило дополнительным резервом развития аграрного сектора в целом, а в настоящее время продолжает оставаться гарантом продовольственной безопасности как страны, так и отдельно взятого региона.

Кроме важной в современных условиях роли самообеспечения сельского населения основными продуктами питания, хозяйства индивидуального сектора производят продукцию для реализации по каналам рыночной торговли.

Личные хозяйства весьма чувствительны к изменениям общеэкономической ситуации в стране, в отдельном регионе, быстро реагируют на спрос потребителей.

На начало 2008 г. в сельском хозяйстве Дагестана насчитывалось 43670 крестьянских (фермерских) хозяйств, за которыми было закреплено более 184 тыс. га сельскохозяйственных угодий; функционировали 414 тыс. личных подсобных хозяйств, которым принадлежало 105,3 тыс. га земельных угодий; 59,1 тыс. семей получили под коллективные и индивидуальные сады 5 тыс. га; 3,8 тыс. семей - 0,6 тыс. га земель под огороды.

В ходе аграрной реформы происходило перераспределение сельскохозяйственных угодий между отдельными категориями хозяйств. Сокращались площади сельскохозяйственных организаций и увеличивались площади в крестьянских (фермерских) и личных хозяйствах населения (табл. 1).

Таблица 1

Распределение сельскохозяйственных угодий между землепользователями

в РД (на конец года; тыс. га)

Источник: Комитет РД по госстатистике

По сравнению с 1990 г., выросло количество садово-огородных участков. Общая их площадь увеличилась к 2008 г. более чем в 2 раза, составив 5,6 тыс. га, в среднем на одну семью приходится 0,09 га.

Удельный вес пашни выше в личных хозяйствах населения и составляет 56%, в крестьянских (фермерских) хозяйствах - 40,8%, а доля сельхозорганизаций - 10,6%. В сельскохозяйственных организациях в 2008 г. 88% сельхозугодий приходилось на кормовые угодья (пастбища и сенокосы). Степень распаханности территории снижается в направлении с севера на юг с подъемом местности, а доля пастбищ и сенокосов -возрастает. Большая часть пастбищ и сенокосов сосредоточена в высокогорьях и в зоне средневысотных гор. Значительные площади естественных пастбищ сохранились и в равнинной зоне. Своеобразие в размещении земельных фондов определяет экстенсивный характер их использования.

Реформирование сельского хозяйства обусловило значительные структурные изменения в производстве сельскохозяйственной продукции. Так, если в 1990 г. на крупных предприятиях (в колхозах и совхозах) производилось 57% продукции сельского хозяйства, то в 2008 г. - 10%, то есть их доля уменьшилась в 5,7 раза. Доля личных хозяйств населения, наоборот, возросла с 43% в 1990 г. до более чем 80% в 2008 г. Около 10% валовой продукции сельского хозяйства в 2008 г. приходилось на крестьянские (фермерские) хозяйства (табл. 2).

Таблица 2

Удельный вес отдельных категорий хозяйств РД в производстве валовой продукции сельского хозяйства (%)*

Категории хозяйств 1990 г. 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Хозяйства всех категорий, в том числе: 100 100 100 100 100 100 100

сельскохозяйственные организации 56,9 23,9 17,1 9,2 7,9 10,5 10,0

хозяйства населения 43,1 73,9 77,8 80,7 79,7 77,5 80,4

крестьянские (фермерские) хозяйства - 2,2 5,1 10,1 12,4 12,0 9,6

* Составлена по данным Комитета РД по госстатистике

Всеми категориями хозяйств в 2008 г. под посевы сельскохозяйственных культур было использовано 275 тыс. га, или 56,7% пахотных земель. В структуре посевных площадей 39,6% занимали личные хозяйства населения, 38,1% - сельскохозяйственные организации, 22,3% - крестьянские (фермерские) хозяйства.

В растениеводстве личные хозяйства предпочтения отдают выращиванию картофеля и овощей; они являются также основными производителями плодов и ягод. Эти трудоемкие и высокопродуктивные культуры как раз и оказывают влияние на оценку продукции сельского хозяйства в денежном выражении. Урожайность и цена реализации за единицу продукции этих культур превышают в несколько раз показатели по зерновым и кормовым культурам, выращиваемым преимущественно в сельскохозяйственных организациях и фермерских хозяйствах.

Наибольший удельный вес в структуре производства крестьянских (фермерских) хозяйств занимают семена подсолнечника (56,8%).

К началу 2009 г. на хозяйства населения приходилось 80,4% поголовья крупного рогатого скота (в том числе 82,5% коров), 31,4% - овец и коз, около 53% - свиней, на фермерские хозяйства - соответственно 11,6 (10,9), 52,5 и 47%. В 2008 г., по сравнению с 1990 г., численность поголовья в личных хозяйствах населения увеличилась: крупного рогатого скота (в том числе и коров) почти в два раза, овец и коз - более чем на 16,8% и составило соответственно 727,8 (в том числе и коров - 334,4) и 152,5 тыс. голов; численность свиней сократилась с 48,7 до 5,7 тыс. голов, или в 6,3 раза. В 2008 г. в крестьянских (фермерских) хозяйствах республики находилось 800 голов свиней. Свиноводство развивается в Дагестане как дополнительная отрасль, что связано главным образом с издавна сложившимися традициями коренных народов республики.

Об изменении структуры основных видов продукции, производимых в личных хозяйствах населения Республики Дагестан, свидетельствуют данные таблицы 3.

Таблица 3

Динамика структуры производства основных видов сельскохозяйственной продукции в личных хозяйствах населения РД (%) *

Виды продукции 1991 г. 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Зерно 6,0 8,3 26,1 52,7 53,3 47,0 37,1

Картофель 84,3 94,9 93,6 92,6 92,8 92,5 98,0

Овощи 68,8 90,0 91,0 89,9 88,2 86,8 95,5

Плоды и ягоды 56,8 92,0 78,5 90,3 88,6 88,1 88,2

Семена подсолнечника - 18,6 14,6 56,1 42,0 43,3 48,5

Виноград 10,5 0 38,7 84,7 65,9 49,1 5,8

Мясо (в убойном весе) 57,5 80,6 85,2 80,8 83,8 82,4 83,2

Молоко 52,0 76,3 82,1 82,7 81,7 83,0 83,2

Яйца 20,0 43,8 36,0 33,7 54,8 63.1 70,5

Шерсть (в физическом весе) 64,4 76,2 76.0 53,1 46,8 53,7 52,9

* Составлена по данным Комитета РД по госстатистике

Как видно из таблицы, в структуре производства личных хозяйств населения особенно выделяются картофель, овощи, плоды и ягоды, мясо и молоко. Значительна также доля яиц и шерсти. Следовательно, на современном этапе роль хозяйств населения в формировании продовольственного рынка в республике значительно повышается в связи с общим снижением производства продукции в сельскохозяйственных организациях.

В хозяйствах населения производится экологически чистая продукция, повышение доли которой является одним из важнейших направлений развития сельского хозяйства [6].

В процессе развития рыночных отношений происходят также изменения в структуре реализации и системе заготовок. Это выражается в значительном сокращении продажи продукции заготовительным организациям и увеличении реализации по другим каналам сбыта, таким, как рынки, собственная торговая сеть, предприятия общественного питания непосредственно населению, по договорам с перерабатывающими предприятиями, по бартерным сделкам и др.

В дореформенный период сельскохозяйственные предприятия и организации потребкооперации активно занимались закупками у населения излишков продуктов,

пополняя доход сельских жителей. В период аграрной реформы работа по закупке излишков продукции у населения практически не велась. Эту роль выполняли скупщики, пользуясь безвыходным положением сельских жителей. Но после принятия законов о защите потребительской кооперации эта система добилась положительных сдвигов в своей деятельности. Активизировалась ее работа в розничной и оптовой торговле, производственной и заготовительной деятельности. За последние годы оборот оптовой торговли вырос в 3,2 раза, объем заготовок - в 6,3 раза. Почти 95% предприятий общественного питания возродили работу. Главное - дагестанская потребкооперация вновь стала надежным посредником между селом и городом. Районные потребительские общества доставляют в отдаленные населенные пункты республики промышленные товары первой необходимости, а на селе закупают излишки сельскохозяйственной продукции и реализуют их горожанам по относительно низким ценам [5].

Следует отметить, что сельское хозяйство - самая незащищенная и низко оплачиваемая отрасль экономики. Низкие доходы, неплатежеспособность большинства сельхозорганизаций, отсутствие рынков сбыта, высокие розничные цены на продовольствие и другие причины вынуждают основную часть населения производить продукцию преимущественно для самообеспечения и находить порой подсобное хозяйство единственным и основным местом приложения своего труда.

Производство сельскохозяйственной продукции требует больших затрат и тяжелого физического труда: вспашка и обработка приусадебного участка, заготовка и покупка кормов, выпас скота, дорогой по цене молодняк, минеральные удобрения, горючесмазочные материалы, средства защиты растений и животных и др. Особенно высоки расходы на обработку земли, что связано с отсутствием у большинства домохозяйств сельскохозяйственной техники.

Рост рыночных цен на сельхозпродукцию и ресурсы для личных подсобных хозяйств (молодняк скота, корма, техника, инвентарь и услуги) без поддержки

сельскохозяйственных предприятий не позволяет обеспечить стабильное развитие ЛПХ и удовлетворение потребностей населения. В этих условиях устойчивое развитие ЛПХ нуждается в четко выраженной экономической политике государства, направленной на создание благоприятных экономических условий их функционирования. Наиболее реальными и действенными могут быть меры по развитию интеграции и кооперации ЛПХ с сельскохозяйственными, перерабатывающими и обслуживающими ЛПХ предприятиями и их объединениями с совершенствованием мер их государственной поддержки.

Личным подсобным хозяйствам в условиях разрушения сельхозпредприятий необходимы в первую очередь материально-технические средства (хозяйственные постройки, тракторы, сельскохозяйственные машины и оборудование, транспортные средства, поголовье скота, корма, топливо, удобрения, средства защиты растений и животных и др.), обеспечение которыми в отрыве от сельхозпредприятий практически невозможно.

Самостоятельный путь развития ЛПХ представляет благоприятные возможности лишь для мобилизации внутренних ресурсов и получения кредитных средств.

Путь кооперирования ЛПХ с другими хозяйственными формами при сохранении определенных преимуществ, связанных с размерами производства и обеспечением возможностей реализации продукции, сопряжен, во-первых, с необходимостью наличия стартового капитала для организации такого рода кооперативов; во-вторых, с ценами на продукцию и условиями ЛПХ, обеспечивающими кооперативам создание и воспроизводство экономических условий для их функционирования; в-третьих, с необходимостью налоговых льгот и послаблений для создания экономической основы их функционирования.

Путь развития кооперации с другими формами несколько расширяет возможности его развития за счет стимулов к труду (при наличии стабильного, организованного канала реализации продукции) и государственной поддержки.

В советский период было двойственное отношение государства к хозяйствам населения. С одной стороны, признавалась большая роль личного подворья для жителей села и для продовольственного обеспечения государства, а с другой - хозяйства населения считали временным вынужденным явлением. В настоящее время этот двойственный подход опять имеет место, что находит отражение в политике государственных органов как в центре, так и на местах. Некоторые ученые и практики считают, что надо оказывать поддержку личным хозяйствам исходя из их доли в производстве продукции сельского хозяйства, другие, напротив, полагают, что следует направлять бюджетные средства в крупные эффективно работающие хозяйства. Но противопоставлять друг другу эти организационные формы нельзя, потому что только при подъеме экономики коллективных хозяйств создаются более благоприятные условия для дальнейшего развития крестьянских подворий. Они, в свою очередь, остаются основной хозяйственной структурой, обеспечивающей выживание сельской семьи.

Личные подсобные хозяйства по своей природе - это натуральные приусадебные хозяйства, главной задачей которых является обеспечение семьи продуктами питания и получение дополнительного дохода путем реализации излишков продукции. Продукцию производят, в основном, для самообеспечения и только небольшое ее количество продают. Чем ниже жизненный уровень населения, тем больше произведенной продукции используют для нужд семьи.

Устойчивому развитию личных хозяйств населения могут способствовать: стимулы к труду; мобилизация внутренних ресурсов на производство продукции; поддержка государства (льготные кредиты на беззалоговой основе, лизинг, дотирование производства продукции на определенные целевые программы, льготное налогообложение); гарантированные цены на продукцию личных подсобных хозяйств с их индексацией при колебаниях рыночных цен; обеспечение ресурсами (землей, молодняком скота, кормами, семенами, удобрениями и др.) и т.д.

Решение этих вопросов в республике связано с реализацией национального проекта «Развитие АПК» и Республиканской программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. В них изложены цели и основные направления государственной аграрной политики, которая в определенной степени будет отражать стратегию развития агропромышленного комплекса на пятилетний и более отдаленный период, тем самым способствуя обеспечению населения продовольствием.

Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» в качестве основных направлений определил ускоренное развитие животноводства, стимулирование развития малых форм хозяйствования и обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе.

По проекту в Дагестане предусматривается за два года достичь увеличения производства мяса на 14,8%, молока - 21,7%, поставки 7 тыс. голов высокопродуктивного племенного скота и оборудования для создания 12,35 тыс. скотомест, увеличения объема реализации сельскохозяйственной продукции личными подсобными и фермерскими хозяйствами на 9%, создания 78 сельскохозяйственных кооперативов, ввода 14,8 тыс. кв. м жилья для молодых специалистов, работающих на селе [1].

В области растениеводства организационные и технологические мероприятия должны быть направлены на повышение продуктивности пахотных земель, сохранение

плодородия почвы.

Развитию рынка животноводческой продукции будет способствовать государственная поддержка, оказанная личным подсобным хозяйствам РД в сумме 1202,1 млн руб., сельскохозяйственным кооперативам - 104,0 млн, всего - 1855,1 млн рублей. Полученные средства товаропроизводители направляли на приобретение племенного и товарного скота, сельскохозяйственной техники, оборудования, транспортных средств, элитных семян, строительство и реконструкцию животноводческих помещений, на покупку минеральных и органических удобрений [2].

Цели республиканской программы: устойчивое развитие сельских территорий; повышение занятости и уровня жизни сельского населения; повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, ускоренное формирование приоритетных его подотраслей; сохранение и воспроизводство земельных и других ресурсов, используемых в сельскохозяйственном производстве.

Объем финансирования Программы составляет: за счет средств федерального бюджета -10430,1 млн руб., за счет средств бюджета Республики Дагестан - 6854,9 млн руб. [4].

Примечания

1. Абакаров Р. А. Нацпроект «Развитие АПК»: задачи и пути решения // Дагестанская правда, 1 июня 2007 г. С. 1-2. 2. Балаева С. И., Ибриев Р. Р., Эльмесова Д. А. Национальный проект «Развитие АПК» как фактор развития рынка мясомолочной продукции в ЮФО // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2009. № 4. С. 86-87. 3. География Дагестана. Учебное пособие для учащихся 9 класса средней школы / под ред. К. П. Сергеевой и др. Махачкала : НИИ педагогики,

2002. С. 152. 4. Республиканская программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы // Дагестанская правда, 1 декабря 2007 г. С. 5. 5. Хидиров Г. Потребкооперация - надежный партнер // Дагестанская правда, 4 июля 2009 г. С. 1. 6. Экономическая и социальная география России. Учебник для вузов / под ред. А. Т. Хрущева. М. : Дрофа, 2002. С. 237.

Статья поступила в редакцию 11.02.2010 г.

Естественные и точные науки •••

Естественные и точные науки •••

Естественные и точные науки •••

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.