Научная статья на тему 'Рыночная интеграция лпх населения как механизм укрепления конкурентоспособности агросектора'

Рыночная интеграция лпх населения как механизм укрепления конкурентоспособности агросектора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рыночная интеграция лпх населения как механизм укрепления конкурентоспособности агросектора»

потребление несколько ниже. Это обстоятельство связано с тем, что указанные домохозяйства в целях получения дополнительных денежных средств вынуждены поставлять на рынок большую долю производимой ими продукции.

Указанный факт подтверждается данными, приведенными в трех последних (5-7) столбцах табл. 1. Подворья первой группы производят самый большой объем сельскохозяйственной продукции (на 17,1% выше среднего объема). При этом они реализуют лишь около половины (54,5%) произведенной продукции и имеют от ее продаж доход на 34,7% выше среднего по массиву.

К примеру, домохозяйства третьей группы реализуют на рынке 62,6% произведенной сельскохозяйственной продукции. Их доход от ее продаж близок к среднему по массиву и на 35% ниже дохода от продаж подворий первой группы. Приведенные данные свидетельствуют о том, что доступность локальных рынков дает домохозяйствам, имеющим на них прямой выход, огромные конку-

рентные преимущества. Для удаленных от рынков сбыта территорий большую пользу могла бы принести реализация различных программ, направленных, с одной стороны, на рыночную интеграцию в агропродовольственном секторе, а с другой, - на развитие как самого сельского хозяйства, так и отличных от него занятий и промыслов.

Источники

1. Воронежская область приняла закон о продовольственной безопасности. //Агро-дайджест. Сетевой адрес: agro.tatar.ru/rus/file/pub/pub_32844.doc

2. Нефедова Т. Сельская Россия на перепутье. Географические очерки. - М.: Новое издательство, 2003.

3. Пациорковский В.В. Сельская Россия: 1991-2001 гг. -М.: Финансы и статистика, 2003. Пациорковский В.В. Сельская Россия: приоритеты развития. - М.: Поколение, 2009.

4. Всероссийская сельскохозяйственная перепись 2006 года. Том 1. - М.: ФСГС, 2007.

5. Россия в цифрах. 2009. - М.: ФСГС, 2009.

РЫНОЧНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ЛПХ НАСЕЛЕНИЯ КАК МЕХАНИЗМ УКРЕПЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АГРОСЕКТОРА

Ш.И. Шарипов, к.э.н., доц., нач. управления Минсельхоза Дагестана, Б.Ш. Шарипова, Дагестанский государственный университет

Специфическая неформальная институциональная среда сельского сообщества Дагестана обусловила и соответствующую направленность развития укладов и их структуры в сельском хозяйстве, в том числе и гипертрофированное ее изменение, характеризующееся высоким удельным весом в социальной структуре аграрного сектора хозяйств населения, прежде всего ЛПХ.

В условиях проводившейся тактики современных рыночных реформ, этот сектор стихийно противопоставил себя институциональным реформам государства, обеспечил расширение производства сельскохозяйственной продукции наперекор кризису, спаду производства, разрастающемуся диспаритету цен, гиперинфляции и, тем самым, сдержал процесс разрушения и деградации сельского хозяйства и сельской местности. Исследования позволили установить такую специфическую особенность формирования структуры укладов: чем

депрессивнее сельский регион, чем ниже в нем показатели эффективности сельскохозяйственных организаций, чем ниже показатели уровня жизни сельских жителей, тем выше удельный вес личных подсобных хозяйств в сельскохозяйственном производстве. К примеру, в горной части региона, значительно уступающему равнинной части по уровню экономического развития, удельный вес малых форм хозяйствования (КФХ и ЛПХ) составляет

92,4% при 85,7% в равнинной зоне.

Важнейшей особенностью развития ЛПХ в регионе является существенная внутрирегиональная дифференциация по размерам хозяйств населения (табл. 1). Так, в горной части республики, где сельское хозяйство выступает почти единственной сферой тру-дозанятости, размер ЛПХ почти в два раза больше, чем в равнинной части региона, где сельское население в силу близости к городам имеет альтернативные формы трудоустройства и получения доходов.

Таблица 1. Динамика размера ЛПХ населения по географическим зонам Республики Дагестан, 1995-2008 гг.

Годы Дагестан (в целом) Приходится на 1 хозяйство

равнина предгорье горы

Количество*, тыс. ед 1995 349,7 142,2 72,6 134,5

2008 413,3 174,1 86,3 152,9

Площадь всего, соток 1995 24,4 17,5 26,2 30,6

2008 25,4 17,3 32,7 30,6

В том числе: сельхозугодья 1995 22,1 15,4 23,9 28,4

2008 23,1 15,1 30,0 28,5

из них пашня 1995 16,7 11,1 18,6 21,8

2008 17,3 11,4 23,0 20,7

КРС, гол. 1995 1,5 1 1,2 2

2008 1,8 1,3 1,5 2,4

Коровы, гол. 1995 0,7 0,5 0,6 1

2008 0,8 0,7 0,6 1,0

Овцы и козы, гол. 1995 5,1 3,8 3,2 7,4

2008 3,8 2,5 2,6 5,9

* Число и земельная площадь по данным Управления Роснедвижимости по РД.

Кроме того, в горной зоне Дагестана, где про- земель, закрепленных за ЛПХ. К тому же 63,4% все-

живает 21,1% населения республики, сосредоточе- го овцепоголовья сельских подворий приходится на

но 36,9% всех ЛПХ республики и 47,5% площади горную зону. В расчете на хозяйство в горной зоне

приходится 5,9 голов овец, что в два раза выше, чем на равнине.

Анализ факторов, определяющих структуру укладов аграрной экономики региона показал, что в Дагестане более высокие темпы роста производства в хозяйствах населения и мелких фермерских хозяйств обусловлены нарастающими темпами снижения ресурсного потенциала сельхозпредприятий, выступавших основными работодателями на селе, в силу чего в целях жизнеобеспечения сельские жители расширяют индивидуальное хозяйствование.

С учетом ключевой роли хозяйств населения в региональной аграрной структуре требуется расширить вовлечение их в систему государственной поддержки, предусмотрев, в том числе, реализацию комплекса мер по дальнейшему улучшению жизнедеятельности сельского населения посредством формирования соответствующей социальной инфраструктуры на селе.

2500

5 2000 - -

I— Ю

5 £ 1500 -і

я Ц 10003 2

І 500 +

г?

0

1009,6

Актуальным направлением является создание условий для рыночных взаимоотношений хозяйств населения с крупными предприятиями (сельскохозяйственными организациями, агрохолдингами, перерабатывающими предприятиями) на паритетных условиях, организация муниципальных предприятий и сельскохозяйственных кооперативов по обслуживанию хозяйств населения.

Важнейшее место в реализации нацпроекта «Развитие АПК», затем и Госпрограммы развития сельского хозяйства на 2008-2012 гг. отводится поддержке развития ЛПХ населения посредством предоставления субсидируемых кредитов. Как показал анализ, в регионе ЛПХ населения проявляют высокую активность в получении таких средств. К примеру, когда в 2009 кризисном году крупные сельхозор-ганизации столкнулись с проблемами при их получении 7,7 тыс. ЛПХ привлекли 2,2 млрд кредитов или по 300 тыс. руб. в расчете на одно ЛПХ (рис.1)

10000

8000 ч:

ф

6000 Ё

4000 о

о

2000 І

□ Число ЛПХ., получивш их кредиты Сумма кредитов, млн руб

Рисунок 1. Кредитование ЛПХ населения в Дагестане в рамках ПНП «Развитие АПК» и Госпрограммы

За 2006-2009 гг. более 16 тыс. ЛПХ сумели получить 4,2 млрд руб. субсидируемых кредитов. Однако за эти четыре года восползоваться подобной формой господдержки сумели всего 4% от общего числа ЛПХ населения, что, однако далеко недостаточно для формирования эффективной основы для рыночной интеграции этой категории хозяйствования.

Специфика структуры хозяйственных укладов в регионе характеризуется тем, что она представлена большим числом разрозненных мелкотоварных фермерских и личных подсобных хозяйств, развитие которых наталкивается на ряд проблем, связанных с производством, сбытом, переработкой продукции, материально-техническим и финансовым обеспечением.

Решить вышеуказанные проблемы фермерские и личные подсобные хозяйства самостоятельно не в состоянии. В этой связи основным направлением адаптации АПК региона к новым условиям хозяйствования является кооперация, которая позволит обеспечить концентрацию материальных, финансовых и трудовых ресурсов в целях повышения эффективности деятельности АПК в целом.

Наиболее перспективное направление - это ускоренное формирование сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Однако, в Дагестане их развитие пока не получило широкого распространения. Активизации создания сельскохозяйственных потребительских кооперативов (СПоКов) в регионе способствовало принятие приоритетного национального проекта «Развитие АПК» и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 г. К примеру, если в 2005 г. в регионе был зарегистрирован всего один СПоК, то за 2006-2008 гг. в республике создано 80 таких кооперативов, учредителями которых, в основном, выступили личные подсобные хозяйства - 75,7% от общего числа членов (табл. 2).

Несмотря на приведенные показатели роста, сельскохозяйственные потребительские кооперативы в республике имеют крайне малые размеры -всего 15 членов на один кооператив. К тому же в 2008 г. услугами созданных кооперативов воспользовалось всего 15,7% членов от их общего числа.

Таблица 2. Количество членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов Республики Дагестан

2007 г. 2008 г. Число членов в расчете на 1 кооператив, ед. Количество членов кооператива, воспользовавшихся услугами кооператива в 2008 г.

2007 г. 2008 г. един. % от общего числа членов

Число членов кооператива - всего, ед. 432 645 10,3 15,4 101 15,7

В том числе

ЛПХ 327 488 7,8 11,6 82 16,8

КФХ и индивидуальные предприниматели 42 79 1,0 1,9 8 10,1

Сельхозорганизации 21 33 0,5 0,8 0 0,0

Прочие 42 45 1,0 1,1 11 24,4

0

В целом в республике фактически функционирует всего 23,2% от общего числа созданных СПоКов, тогда как этот параметр в среднем по стране превышает 65%. Непосредственно своей

уставной деятельностью в регионе занимается еще меньшее число СПоКов.

Нами выявлены факторы, сдерживающие развитие и активизацию деятельности сельскохо-

зяйственных потребительских кооперативов, среди которых: слабая информированность хозяйствующих субъектов и населения в сельской местности о преимуществах и выгодах их участия в деятельности СПоКов; недостаток специалистов, способных организовать деятельность и обеспечить их развитие; сложность механизмов привлечения финансово-кредитных ресурсов для развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

В этих условиях и в целях стимулирования дальнейшего развития системы сельскохозяйственной потребительской кооперации необходимо:

- усиление методической и информационноконсультационной поддержки специалистов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе на базе «демонстрационных», пилотных кооперативов, содействие участию средств массовой информации в улучшении осведомленности населения о возможностях и преимуществах кооперативной формы хозяйствования;

- использование форм стимулирования органов местного самоуправления, оказывающих активное содействие становлению сельскохозяйственной потребительской кооперации, в том числе путем расширения численности работников органов управления АПК муниципальных образований;

- компенсация части затрат на инженерное обустройство сельскохозяйственных потребительских кооперативов (электро-, водо-, газоснабжение и др.);

- предоставление финансовой государственной поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам на создание материально-технической базы на условиях софинансирования;

- освобождение от НДС перерабатывающих предприятий закупающих у малых форм хозяйствования мясо и молоко;

- субсидирование части затрат сельскохозяйственных потребительских кооперативов по приобретению специализированного транспорта, оборудования для сбора, охлаждения и определения качества молока.

Источники

1. Сельское хозяйство, охота и лесоводство в России. 2009. -М., 2009. - 439 с.

2. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской

Федерации. 2008: Стат. сб. / Росстат. - М., 2009. - 654 с.

3. Российский статистический ежегодник. 2009: Стат.сб./ Росстат. - М., 2009. - 795 с.

4. Всероссийская сельскохозяйственная перепись 2006 г. Предварительные итоги по полной программе. Том 2. Субъекты РФ. - М.: Росстат, 2007

5. Сельское хозяйство Республики Дагестан. Статистический сборник. - Мах.: Росстат по РД, 1991-2008 гг.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНЫХ ПОДСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВ И ИХ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

О.Н. Коростелева, к.э.н., доц. Брянской государственной сельскохозяйственной академии

С наступлением рыночных отношений постепенно изменяется характер личных подсобных хозяйств, они превращаются из преимущественно потребительских в товарные. Причина этого заключается в том, что из-за низкого уровня заработной платы крестьян и снижения объемов производства в сельскохозяйственных предприятиях доля дохода от реализации продукции в личных подсобных хозяйствах становится основным источником существования для селян. Однако следует отметить, что личные подсобные хозяйства изжили себя, и происходит планомерное сокращение их развития. Если ранее происходила кооперация личных подсобных хозяйств и сельскохозяйственных предприятий, то в настоящее время из-за развала сельскохозяйственных предприятий происходит снижение объемов производства и в хозяйствах населения.

Следует отметить низкий уровень государственной поддержки хозяйств населения. Так в 2007 г. государственная поддержка представлялась в виде

субсидирования процентной ставки по кредитам в размере 1062 тыс. руб. и по программе области по развитию личного подсобного хозяйства в размере 9500 тыс. руб. К 2009 г. положение несколько изменилось и субсидии составили 5968 тыс. руб., а денежные средства по программе 1266 тыс. руб. Если проанализировать размер помощи на одно хозяйство населения, то субсидии в 2007 г. составили 4,3 руб., а помощь по программе 38,7 руб. К 2009 г. субсидии на одно хозяйство населения составили 24,4 руб. в год, а денежных средств по областной программе 5,2 руб. При таком уровне государственной поддержки невозможно успешно развиваться, и к тому же в совокупности эта помощь сократилась.

В хозяйствах населения сосредоточено 12,2% площадей в 2000 г., а к 2009 г. их удельный вес сокращается до 8,8%, в натуральном значении посевные площади в хозяйствах населения снизились с 102 до 57,7 тыс. га в 2009 г., т.е. снижение составило 43,4 % (табл.1).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 1. Структура посевных площадей в хозяйствах населения и сельскохозяйственных

организациях Брянской области

Показатель Сельскохозяйственные предприятия Хозяйства населения

2000 г. 2005 г. 2009 г. 2000 г. 2005 г. 2009 г.

Вся посевная площадь 85,5 83,9 78,8 12,2 10,6 8,8

зерновые культуры 92,3 87,9 80,9 3,6 3,0 2,3

картофель 7,1 5,6 15,9 91,7 87,9 70,9

овощи 21,7 9,2 5,6 76,5 87,0 85,2

кормовые культуры 95,1 93,5 88,3 3,9 4,3 3,8

Снижение посевных площадей произошло по всем основным видам культур и в большей мере произошло снижение площади картофеля и овощей, соответственно на 47,6% и 37,9%.

Однако, занимая незначительный удельный вес в структуре посевных площадей более 55,0%, сельскохозяйственной продукции производится в личном подсобном хозяйстве. Хозяйства населения производили (табл. 2 и 3) в 2000 г. около 94,0%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.