РАЗВИТИЕ АПК
ПРОБЛЕМЫ И МЕХАНИЗМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ АГРАРНОГО СЕКТОРА РЕГИОНА
Ш. И. ШАРИПОВ,
доктор экономических наук,доцент, начальникуправления кадровой политики, образования, науки, внешнеэкономических связей и по связям с общественностью E-mail: sharips@mail.ru Министерство сельского хозяйства и продовольствия РеспубликиДагестан
Проведен анализ тенденций структурных преобразований в агропромышленном комплексе, выявлены проблемы и изучены механизмы модернизации аграрного сектора региона. Дана объективная оценка роли сельскохозяйственной потребительской кооперации и обоснованы пути ее активизации. Предложены важнейшие направления совершенствования государственной поддержки сельского хозяйства на основе сравнительного анализа соотношения ролей различных форм хозяйствования.
Ключевые слова: аграрная экономия, форма хозяйствования, личное подсобное хозяйство, конкурентоспособность, модернизация, кооперация, государственная поддержка, лизинг.
Сложившаяся за годы экономических преобразований аграрная структура Дагестана характеризуется ярко выраженным преобладанием малых форм хозяйствования, в первую очередь личных подсобных хозяйств (ЛПХ), доля которых превышает 80 %. Однако по России в целом в последние годы наметилась тенденция укрепления позиций сельскохозяйственных предприятий в силу сложившихся в них более высоких темпов роста производства.
Исследования показывают, что существующая агроструктура не формирует необходимых оснований для укрепления конкурентоспособности всего аграрного сектора республики, поскольку производство в ЛПХ ведется с применением тяжелого ручного труда и примитивных технологий. Хотя
ЛПХ и играют важнейшую роль в жизнеобеспечении сельского населения, тем не менее не следует рассматривать сложившуюся модель аграрной структуры перспективным направлением, определяющим будущее нашего аграрного сектора, прежде всего потому, что ЛПХ в силу своей природы не формируют налоговую базу и объективно не в состоянии применять прогрессивные методы производства.
В условиях ухудшения макроэкономических условий хозяйствования благодаря ЛПХ аграрный сектор Дагестана на протяжении более десяти последних лет (по официальным данным) демонстрирует устойчивую динамику развития. Объем валовой продукции сельского хозяйства республики в 2009 г. к уровню 1990 г. в сопоставимой оценке составил 146,4%, тогда как по стране в целом — всего 82,8%. В частности, производство картофеля увеличилось в 4,8 раза, овощей — в 3,9 раза, тогда как индекс производства зерна составил 42,2%; винограда — 38,2; мяса — 115,6; молока — 155,6; яйца — 90,8%.
Анализ показал, что за 2000—2009 гг. среднегодовые темпы роста ВРП республики значительно выше, чем сельскохозяйственной продукции (рис. 1). Хотя темпы роста выпуска продукции переработки как в России (5,2%), так и в Дагестане (14,7%) и превышают рост производства сельскохозяйственной продукции, тем не менее объем поступающей на переработку сельскохозяйственной продукции в целом не превышает 10% по республике, что и выступает одним из
110 -
90 -
70
103,6
108
114,7
114,7
Сельское хозяйство Пищевая продукция ВВП (ВРП)
0 Россия □Дагестан
Рис. 1. Среднегодовыетемпыроста ВВП (ВРП), продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности в 2000—2009 гг., %
сдерживающих факторов укрепления экономики аграрного сектора.
Как видно из рис. 1, ежегодный прирост ВРП Дагестана составил в среднем 114,7% при росте производства продукции сельского хозяйства в размере 108 %, что и обусловило изменение отраслевой структуры экономики региона в сторону снижения доли аграрного сектора (табл. 1). Поданным Росста-та, доля сельского хозяйства в структуре ВРП снизилась с 23,5 % в 2005 г. до 14,1 % в 2008 г. Если до 2003 г. на территории нынешнего Северо-Кавказского федерального округа Дагестан по величине доли аграрной сферы в структуре экономики уступал только Кабардино-Балкарской Республике, то в 2008 г. он находился на предпоследнем месте (меньше только у Ингушетии и Чеченской Республики).
Возникает закономерный вопрос: насколько корректно называть Дагестан аграрно-промыш-ленным, если на аграрную сферу региона приходится 14,1% и на промышленность 8,5% ВРП? Как предлагают отдельные эксперты, корректнее будет относить республику к регионам торгово-строительной специализации, поскольку на торговлю и строительство приходится 24,3 и 19,^ соответственно.
Расчеты автора позволяют сделать вывод, что по ряду позиций статистические показатели развития отдельных отраслей сельского хозяйства республики не отражают реальной действительности и характеризуются необоснованным их завышением. К примеру, представляется завышенным официально зафиксированные в фермерском секторе более 2,5 млн голов овец и коз, равно как и производство около миллиона тонн овощей в частном секторе и картофеля, поскольку при наличии объемов, значительно превышающих потребности республики в этих видах продукции, рост потребительских цен на них по итогам 2009 г. был выше, чем по стране в целом. При этом представители статистической службы сами не исключают возможности наличия ошибки в учете показателей развития, ссылаясь то, что эта отчетность формируется на основе приема от хозяйствующих субъектов представляемых ими сведений. Однако следует напомнить, что в ЛПХ учет осуществляется на основе выборочных обследований, в связи с чем очень важно добиваться повышения объективности формируемых показателей развития АПК на основе выборочного механизма, широко применяющегося во всем мире.
В 2005 г. с включением АПК в перечень приоритетных проектов появились завышенные ожидания в обществе, что в отрасль пойдут широкомасштабные инвестиции, крайне необходимые для проведения технико-технологической модернизации сельского хозяйства. Однако в отличие от других национальных проектов финансирование национального проекта «Развитие АПК» в основном строится посредством субсидируемого кредитования, получить которое большинство
Таблица 1
Отраслевая структура ВРП по видам экономической деятельности,'
2005 г. 2008 г.
Федеральный округ, субъект Федерации Сельское хозяйство Промышленность Строительство Торговля Транспорт и связь Прочее Сельское хозяйство Промышленность Строительство Торговля Транспорт и связь Прочее
Россия 5,2 35,1 5,7 21,8 10,6 21,6 4,5 32,3 6,8 21,7 9,8 24,9
ЮФО 14,6 23,7 8,1 17,2 13,3 23,1 13,6 22,0 10,4 17,7 11,2 25,1
Дагестан 23,5 9,8 12,6 19,8 14,2 20,1 14,1 8,5 19,9 24,3 8,5 24,7
Ставропольский край 15,2 23,6 5,4 17,1 14,9 23,8 14,0 21,0 7,9 19,8 10,8 26,5
Краткосрочные кредиты -729,1 млн руб (9%)
Сельскохозяйственные потребительские кооперативы -248,5 млн руб. (3%)
Крестьянские (фермерские) хозяйства -793,2 млн руб. (10%)
хозяйствующих субъектов отрасли в силу отсутствия залогового обеспечения не в состоянии.
К примеру, за 2006—2009 гг. всеми формами хозяйствования в рамках национального проекта привлечено 7 737,6 млн руб. кредитов (рис. 2).
Как видно из рис. 2, от общего объема привлеченных кредитов более 4 млрд руб., или 55 % приходится на ЛПХ, использованные в основном на приобретение кормов для скота или пополнение оборотных фондов. За этот период кредиты получили 16,2тыс. ЛПХ, что составляет всего 4 % от их общего числа в республике, и 246 фермерских хозяйств (менее 1 %). Хотя эти показатели в общероссийском срезе выглядят относительно неплохо, тем не менее вовлеченность малых форм хозяйствования в реализацию государственной программы остается недостаточной для обеспечения заметного изменения экономической ситуации вАПК.
Важнейшим фактором, определяющим уровень конкурентоспособности агропромышленного комплекса (АПК) является состояние технико-технологического потенциала. К сожалению, за годы аграрных реформ произошло существенное снижение его материально-технической базы и всего ресурсного потенциала, что заметно снижает эффективность функционирования отрасли. В результате не выдерживаются оптимальные сроки проведения полевых работ, нарушаются технологии возделывания сельскохозяйственных культур, снижается их урожайность. Выбытие сельскохозяйственной техники превышает обновление в несколько раз (табл. 2).
В целях проведения модернизации АПК через Росагролизинг и другие источники в 2009 г. закуплены 127 тракторов, 8 зерноуборочных комбайнов и другая сельскохозяйственная техника на общую
Прочие-113 млн руб. (1%)
Строительство и модернизация животноводческих ферм - 1 159,4 млн руб. (16%)
Приобретение племенного скота -192,8 млн руб. (2%)
Приобретение техники и оборудования -340,4 млн руб. (4%)
Рис. 2. Структура кредитов, выданных на развитие агропромышленного комплекса Республики Дагестан в рамках приоритетного национального проекта «РазвитиеАПК» за 2005—2009гг., %
сумму 148,7 млн руб, что далеко не отвечает реальным потребностям отрасли.
В этих условиях требуются дальнейшее упрощение условий предоставления техники по федеральному лизингу, а также создание дочерней структуры ОАО «Росагролизинг» в республике, что существенно удешевит их для сельскохозяйственных товаропроизводителей республики. Кроме того, является актуальным придание приоритета АПК при использовании залогового фонда республики.
В сельском хозяйстве региона сохраняется тенденция ухудшения ресурсного потенциала сельскохозяйственных организаций, сопровождающегося заметным высвобождением занятых в этом секторе людей с дальнейшим перемещением производства в сектор хозяйств населения, что является фактором снижения конкурентных возможностей регионального АПК (табл. 3).
В целях выявления тенденций изменения трудоресурсного потенциала сельскохозяйственных организаций республики была проведена их группировка по среднегодовой численности работников по данным 1995 и 2007 гг. Для обеспечения сопоставимости полученных результатов
Динамика обновления (выбытия) техники в сельскохозяйственных организациях Республики Дагестан в 2002—2009гг., %
Таблица 2
Вид техники Коэффициент Год
2002 2006 2007 2008 2009
Тракторы Коэффициент обновления 1,7 1,6 0,9 1,8 1,6
Коэффициент выбытия 5,7 3,8 8,2 7,6 6,1
Зерноуборочные комбайны Коэффициент обновления 2,6 0,7 4,3 0,9 1,8
Коэффициент выбытия 4,1 4,9 12 10,7 5,5
Таблица 3
Группировка сельскохозяйственных организаций Республики Дагестан по среднегодовой численности работников в 1995 и 2007 гг.
Группы сельскохозяйственных организаций по численности работников 1995 г. 2007 г.
Количество хозяйств Доля группыв выручке от реализации, % В среднем наодну организацию работников, чел. Количество хозяйств Доля групп в выручке от реализации, % В среднем наодну организацию работников, чел.
Единиц В процентах к итогу Единиц В процентах к итогу
До 15 4 1,0 0,04 12 160 39,7 4,8 8
16-30 14 3,5 0,4 25 84 20,8 7,0 23
31-50 19 4,7 0,9 41 30 7,4 4,9 36
51-100 79 19,6 7,6 76 83 20,6 17,2 63
101-200 127 31,5 20,6 148 25 6,2 25,2 135
Свыше 200 160 39,7 70,5 394 21 5,2 41,0 369
Итого... 403 100,0 100,0 221 403 100,0 100,0 51
использованы одни и те же хозяйства, что позволяет объективно оценивать происходящие в них структурные изменения. Проведенная группировка показала, что если в 1995 г. в обследуемой группе из 403 хозяйств только в 4 (1 %) численность работников была менее 15 чел., то к 2007г. в эту группу перешли 160 хозяйств, или 39,7 %, т. е. эти хозяйства перешли в разряд микропредприятий, отчетность по которым органами статистики формируется путем выборочных обследований. В данной группе хозяйств численность работников составляет в среднем 8 чел.
Если в 1995 г. доля сельскохозяйственных организаций с числом работников более 100 чел. составляла 91,1 %, то к концу 2007 г. таких осталось 11,4%, которые обеспечивают более 66 % выручки от реализации. В целом за анализируемый период численность работающих в расчете на одну сельскохозяйственную организацию снизилась с 221 чел. в 1995г. до 51 чел. в 2007г., т.е. более чем в четыре раза.
В этих условиях для повышения конкурентных возможностей АПК республики с учетом положительного опыта регионов страны необходимо активизировать разработку механизмов развития агропромышленной интеграции в форме создания агрохолдингов, что позволит обеспечить справедливый учет интересов внутри технологической цепи «Производство—переработка—реализация», как например, в агрохолдинге «Кизлярагрокомп-лекс», в котором существенно увеличились показатели эффективности производства.
Преобладание в аграрной структуре региона индивидуальных мелкотоварных форм хозяйствования обусловливает объективную необходимость широкого развития сельскохозяйственной потребительской кооперации. Сельскохозяйс-
твенные потребительские кооперативы (СПоК) эффективно вписываются в местную социально-экономическую среду и становятся надежными партнерами для хозяйствующих субъектов, граждан, ведущих ЛПХ и органов местного самоуправления. Некоторой активизации создания СПоК в регионе способствовало принятие приоритетного национального проекта «Развитие АПК» и Государственной программы развития сельского хозяйства на 2008—2012г. К примеру, если в 2005 г. в регионе был зарегистрирован всего один СПоК, то за 2006—2008 гг. в республике создано 80 таких кооперативов, учредителями которых в основном выступили ЛПХ — 75,7 % от общего числа членов (табл. 4).
Анализ показывает, что, несмотря на приведенные показатели роста, СПоК в республике имеют крайне малые размеры — всего 15 членов на один кооператив. К тому же в 2008 г. услугами созданных кооперативов воспользовались всего 15,7 % членов от их общего числа.
В целом в республике фактически функционирует всего 23,2% от общего числа созданных СПоК, тогда как этот параметр в среднем по стране превышает 65 %. Непосредственно своей уставной деятельностью в регионе занимается еще меньшее число СПоК.
В рамках исследования выявлены факторы, сдерживающие развитие и активизацию деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов:
• слабая информированность хозяйствующих субъектов и населения в сельской местности о преимуществах и выгодах их участия в деятельности СПоК;
• недостаток специалистов, способных организовать деятельность и обеспечить их развитие;
Таблица 4
Количество членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов Республики Дагестан
Число членов в Количество членов кооператива,
расчете на 1 коопе- воспользовавшихся услугами
Показатель 2007 г. 2008 г. ратив , чел. кооператива в 2008 г.
2007 г. 2008 г. Человек Доля в общем числе членов, %
Число членов СПоК, чел. 432 645 10,3 15,4 101 15,7
В том числе:
ЛПХ 327 488 7,8 11,6 82 16,8
КФХ и индивидуальные предприниматели 42 79 1,0 1,9 8 10,1
сельскохозяйственные организации 21 33 0,5 0,8 0 0,0
прочие 42 45 1,0 1,1 11 24,4
Примечание. Данные определены по 42 СПоК.
• сложность механизмов привлечения финансово-кредитных ресурсов для развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
В этих условиях и в целях стимулирования дальнейшего развития системы сельскохозяйственной потребительской кооперации необходимы:
• усиление методической и информационно-консультационной поддержки специалистов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе на базе «демонстрационных», пилотных кооперативов, содействие участию средств массовой информации в улучшении осведомленности населения о возможностях и преимуществах кооперативной формы хозяйствования;
• использование форм стимулирования органов местного самоуправления, оказывающих активное содействие становлению сельскохозяйственной потребительской кооперации, в том числе путем расширения численности работников органов управления АПК муниципальных образований;
• разработка и государственная поддержка экономически значимых программ, направленных
Структура получателей государственной п<
на развитие региональных систем сельскохозяйственных потребительских кооперативов, предусматривающих использование регионального залогового фонда для привлечения создаваемыми кооперативами субсидируемых кредитов и др.
Для выявления соотношения форм хозяйствования в общем объеме производства продукции сельского хозяйства и получаемых ими объемов государственной поддержки нами проведен сравнительный анализ этих параметров в регионе и стране в целом. Выявлено, что в структуре бюджетополучателей АПК России в количественном выражении ЛПХ имеют наибольшую долю — 82,5 % с долей в объеме финансирования АПК страны 2,8% (табл. 5).
Сельскохозяйственные организации от численности бюджетополучателей составляют 4,9 % — с 69,9% финансирования, что говорит о том, что данная категория хозяйств является основным получателем государственной поддержки и соответственно наиболее чувствительна к ней. Более того, исследование показало, что всего 1,9% от общего числа ЛПХ страны получили государственную поддержку, в основном в форме субсидирования
Таблица 5
ержки по формам хозяйствования в 2008 г.
Россия Дагестан
Бюджетополучатель Число получателей Доля получателей в объеме Число получателей Доля получателей в объеме
Ткс. В процентах государственной Единиц В процен- господде-
единиц. к итогу поддержки, % тах к итогу ржки, %
ЛПХ населения 330 82,5 2,8 3 548 45,6 5,0
КФХ 34,8 8,7 5,6 2 209 28,4 19,4
Сельскохозяйственные организации 19,6 4,9 69,9 1 155 14,9 42,6
Организации АПК 4,8 1,2 11,3 32 0,4 3,0
СПоК 1,2 0,3 1,0 12 0,2 0,4
Прочие предприятия 9,6 2,4 10,4 818 10,6 29,6
Итого... 400 100 100 7 774 100 100
процентной ставки по банковским кредитам, в то время как КФХ — 13,4% и сельскохозяйственные организации — 86%.
Как видно из анализа, в исследуемом регионе структура бюджетополучателей несколько отличается от общероссийской. К примеру, доля КФХ и ЛПХ в общем объеме государственной поддержки АПК в 2008 г. составляет 19,4 и 5 % соответственно, т. е. почти в два раза выше аналогичных показателей по стране, что обусловлено большей ролью этих категорий хозяйств в аграрной структуре региона.
В то же время доля сельскохозяйственных организаций в структуре получателей государственной поддержки несколько ниже, чем в стране в целом — 42,6 %, что является отражением специфики региональной аграрной структуры, в которой на них приходится всего 10%продукции сельскогохозяйстварегиона.
С учетом сложного экономического состояния аграрного сектора в современных условиях требуется совершенствование форм и механизмов государственной поддержки в целях повышения доходности и инвестиционной привлекательности сельского хозяйства, технической и технологической модернизации отрасли, обеспечения эффективного использования земли и иных природных ресурсов. Необходимо активизировать работу по повышению доступности кредитных ресурсов, усилению конкурентных начал в сферах кредитования и страхования, а также расширению лизинговых отношений в АПК.
Эффективность функционирования аграрной экономики в значительной степени зависит от уровня социального развития сельской местности, создающего адекватные условия жизнедеятельности сельского населения. По многим параметрам
социального развития села Дагестан уступает другим субъектам Федерации. Кроме того, в регионе сохраняется заметная дифференциация в уровне социального развития между горными и равнинными районами, в результате чего отмечается отток молодежи из горных районов в города. Поэтому важнейшей задачей, направленной на обеспечение динамичного инновационного развития агропромышленного производства региона, является реализация мер по обеспечению приоритетного развития социальной сферы сельских территорий, созданию новых рабочих мест и снижению бедности сельского населения. В этих условиях целесообразно трансформировать федеральную целевую программу «Социальное развитие села до 2012г.» в комплексную программу развития сельских территорий, положив в основу создание нового облика сельских территорий, отвечающих современным требованиям, качество жизни проживающих на этих территориях.
Список литературы
1. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства РФ. URL: www. тех. га.
2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. URL: www. gks. ru.
3. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2008: стат. сб. / Росстат. М., 2009.
4. Российский статистический ежегодник. 2009: Стат. сб. / Росстат. М., 2009.
5. Сельское хозяйство, охота и лесоводство в России. 2009: стат. сб. М., 2009.