Научная статья на тему 'Усиление поддержки малых форм хозяйствования в сельской местности'

Усиление поддержки малых форм хозяйствования в сельской местности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
131
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Усиление поддержки малых форм хозяйствования в сельской местности»

Раздел 2.

ФАКТОРЫ РОСТА И УСТОЙЧИВОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА: С ПОМОЩЬЮ КАКИХ СРЕДСТВ И МЕХАНИЗМОВ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО МОЖЕТ ИСПОЛНИТЬ СВОЮ НОВУЮ РОЛЬ?

2.1. Структурная перестройка сельского хозяйства: роль крупного и малого бизнеса

УСИЛЕНИЕ ПОДДЕРЖКИ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

Р.Г. Янбых, к.э.н., ведущий науч. сотр. Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова

Поддержка малых форм хозяйствования в сельской местности становится все более актуальным вопросом, так как у малого бизнеса больше возможностей смягчить острые последствия экономического кризиса, расширить сферу приложения труда, принять потоки излишней рабочей силы из городов.

Малые формы хозяйствования стали поддерживать в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК» (2006-2007 гг.). Часть мероприятий приоритетного Проекта перешла в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. (Госпрограмма), утвержденную постановлением Правительства РФ № 446 от 14 июля 2007 г. Несмотря на широко разрекламированную в масс-медиа помощь малому сельскому бизнесу, на это направление в Госпрограмме изначально было запланировано только 7,9% от всех программных средств (43,8 млрд. руб. из 551,3 млрд руб.), а после принятия антикризисных мероприятий (в частности, увеличения уставного фонда ОАО «Россельхозбанк»)1, - еще меньше (5%).

Основными направлениями Госпрограммы по поддержке малого сельского бизнеса стали:

- обеспечение доступа личных подсобных хозяйств, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов к кредитам;

- развитие системы сельскохозяйственной кредитной кооперации;

- создание и развитие сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов по снабжению, сбыту и переработке сельскохозяйственной продукции.

Казалось бы, основные цели и индикаторы мероприятий по поддержке малых форм хозяйствования на селе достигнуты, - по предварительным данным Росстата годовой прирост продукции К(Ф)Х составил в 2008 г. 27,2%, прирост продукции ЛПХ -2,2%. Объемы кредитов и займов, полученных малыми формами хозяйствования в 2008 г. в россий-

1 На увеличение уставного капитала Россельхозбанка в 2008-2009 гг. в рамках антикризисной программы Правительства РФ было направлено 80 млрд руб. Это составляет 80% от суммы, выделенной на все мероприятия по достижению финансовой устойчивости сельского хозяйства.

ских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах составили 48,3 млрд руб. при целевом показателе 30 млрд руб. Создано 5100 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, из них 912 перерабатывающих, 2450 заготовительных и снабженческо-сбытовых, 1738 кредитных. За год количество работающих кооперативов увеличилось на 1137.

Однако необходимо констатировать ряд проблем, препятствующих развитию малых форм.

Во-первых, кредиты и займы, привлеченные малыми формами хозяйствования на селе в 2008 г., составили 11,3% от общих кредитов и займов, направленных на развитие сельскохозяйственного производства, что значительно меньше их вклада в производство товарной продукции (56,6%). По-прежнему, государственная поддержка ориентирована преимущественно на крупные сельхозорганизации и холдинги.

Во-вторых, охват малых форм госпрограммой нельзя признать удовлетворительным. Участниками Госпрограммы2 стали 13,6% ведущих сельскохозяйственное производство фермеров и всего 2,5% личных подсобных хозяйств.

В-третьих, наблюдается сильная региональная дифференциация. Например, в Хабаровском крае бенефициарами Госпрограммы стали 91,3% от работающих фермеров, в Тульской области - 90,6%, Нижегородской - 74,9%, Вологодской области - 60,8%, республиках Тыва и Хакасия - более 50%, Астраханской, Рязанской и Курской областях - около 45%.

В то же время в Ленинградской, Московской, Амурской областях, Забайкальском крае, республиках Карелия, Башкортостан, Марий Эл, Дагестан, Северная Осетия-Алания, Саха (Якутия), Алтай, Удмуртской, Карачаево-Черкесской, Кабардино-Балкарской и Чеченской в Госпрограмме участвовало менее 5% фермеров.

В-четвертых, не все сельскохозяйственные кооперативы работают. По оценкам Минсельхоза России, среди всех сельскохозяйственных коопера-

2 Для расчёта данного показатели брались действующие, то

есть ведущие сельскохозяйственное производство, субъекты малого предпринимательства на селе. По данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г. число ведущих сельскохозяйственное производство крестьянских (фермерских) хозяйств составляло 126,3 тыс. ед., а ЛПХ -14,9 млн ед.

тивов сдают отчетность всего 65%, из них кредитных - 71,5%, перерабатывающих - 57%, снабженческих и сбытовых - 63,4%. Это означает, что кооперативная сеть все еще развита слабо, ее обороты незначительны, а охват фермеров и ЛПХ кооперированием недостаточен.

И, наконец, потенциал сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов (СКПК) не используется в должной степени. В настоящее время кредитные кооперативы выдают в виде займов лишь 6,3% всех финансовых средств, поступающих на счета малых форм хозяйствования (табл. 1).

Таблица 1 - Объем кредитов (займов), полученных малыми формами хозяйствования в 2008 г.

Наименование мероприятия Объем кредитов (займов)

Поступило кредитных средств (займов) на ссудный счет заемщика в 2008 г. в том числе по кредитным организациям

ОАО Россельхозбанк Сбербанк России прочие банки кредитные кооперативы

Кредиты (займы), полученные на развитие малых форм хозяйствования, млн руб. 48 256 33 553 9 945 1 721 3 036

% 100 69,5 20,6 3,6 6,3

Источник: Форма ГПС-20 от 27.01.09 за 2008 г. Минсельхоза России.

Таблица 2 - Информация об объеме субсидируемых кредитов и займов по направлению Госпрограммы «Повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе» в 2008 г.

Всего ЛПХ К(Ф)Х СПоК (без СКПК) СКПК

Кол-во Млн руб. Кол-во Млн руб. Кол-во Млн руб. Кол-во Млн руб. Кол-во Млн руб.

Кредиты,полученные в кредитных организациях 394467 80463,5 376016 52815,4 17171 22372,1 1280 5276 0 0

% 100 65,6 27,8 6,6 0

Займы сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов 15385 1859,8 13779 965,8 1406 696,1 200 197,8 0 0

% 100 51,9 37,5 10,6 0

Всего субсидируемых кредитов и займов 409852 82323,3 389795 53781,2 18557 23068,2 1480 5473,8 0 0

% 100 65,3 28 6,7 0

Источник: Форма ГПС-19-1-01-01-итог за 2008 г. Минсельхоза России.

Таблица 3 - Информация об объеме привлеченных кредитов и займов по направлению Госпрограммы «Повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе» в 2008 г.

(по данным банков) на 1 января 2009 г.

Субъект Российской Федерации Итого по всем банкам и кредитным кооперативам Справочно:

всего в том числе Кредиты и займы, выданные для СКПК

ЛПХ К(Ф)Х СПоК (без СКПК)

Единиц Млрд руб. Млрд руб. Млрд руб. Млрд руб. Млн руб.

Российская Федерация 184 602 48,3 26.2 18,0 3,98 1,7

% 100 % 54 % 37 % 9 %

Источник: Форма ГПС-20 от 27.01.09 за 2008 г. Минсельхоза России

Доступ малых форм хозяйствования к кредитным ресурсам значительно расширился - общий объем субсидируемых кредитов и займов по направлению Госпрограммы «Повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе» в 2008 г. с учетом переходящих кредитов и займов прошлых лет достиг 82,3 млрд руб.3 (табл. 2).

По сравнению с 2007 г. объем субсидируемых кредитов увеличился для всех категорий заемщиков в 1,6 раза, в том числе для ЛПХ - в 1,5 раза, а для крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов (без кредитных) - в 1,8 раза.

Здесь необходимо дать пояснение, чем отличаются субсидируемые кредиты и займы от привле-

ченных кредитов в 2009 г. В объемы субсидируемых кредитов и займов попадают все кредиты и займы, выданные малые формам хозяйствования с начала 2006 г., по которым было произведено возмещение процентной ставки за счет государственного бюджета (82,3 млрд руб.). В объемы привлеченных кредитов и займов попадают лишь кредиты и займы, выданные коммерческими банками и кредитными кооперативами в 2009 г. При этом совсем не обязательно, что на все из них будет выплачена субсидия на возмещение части затрат на уплату процентов4. Как уже отмечалось ранее, этот показатель составил в 2009 г. 48,3 млрд руб. Наибольший объем привлеченных кредитов и займов приходился на ЛПХ (табл. 3), однако в 2009 г. по сравнению с пре-

Справочно: За два года реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» (2006-2007 гг.) объём привлечённых малыми формами кредитов и займов составил 91,9 млрд руб., в том числе за 2007 г. - 48,6 млрд руб.

4 Это может произойти из-за того, что не вовремя или ненадлежащим образом оформлены документы. Часть заёмщиков отказываются заниматься оформлением субсидий, так как по их мнению, время и издержки, потраченные на оформление, больше, чем сами субсидии.

дыдущими годами активизировались К(Ф)Х и сельскохозяйственные потребительские кооперативы.

Наибольшую долю кредитов получили малые субъекты хозяйствования Приволжского (30,6%) и Южного (26,3%) федеральных округов. Более миллиарда кредитов и займов получили малые формы хозяйствования Краснодарского края (3,4 млрд руб.), Алтайского края (2,1 млрд руб.), Астраханской, Ростовской, Нижегородской, Оренбургской, Саратовской, Ульяновской и Омской областей, республик Татарстан (2,5 млрд руб.), Мордовия, Чувашской Республики.

Продолжилось развитие сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Как уже было сказано выше, по предварительным данным Мин-сельхоза России на 1 января 2009 г. в России было создано 5100 сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Больше всего работающих кооперативов создано в Белгородской, Оренбургской, Ростовской, Пензенской, Иркутской, Омской, Читинской областях, республиках Бурятия, Татарстан, Калмыкия, Чувашской республике, Краснодарском и Красноярском краях. Лидерами кооперативного движения по праву считаются Волгоградская, Тюменская области и республика Мордовия (более чем по 100 стабильно работающих кооперативов в каждой), республика Саха (Якутия) - 205 работающих сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Хотя сельскохозяйственным потребительским кредитным кооперативам (СКПК) было выдано 797 кредитов на сумму 1732,9 млн. руб. коммерческими банками, субсидии по кредитам на организационное обустройство в 2008 г. они не получили, а по другим направлением в программу субсидирования возмещения ставки по кредитам в рамках Госпрограммы не были включены. Сами они выдали более 22 тыс. займов на сумму 3036 млн руб. В СКПК активно кредитовались как К(Ф)Х (37,5% от общего объема субсидируемых займов), так и ЛПХ (51,9%). Более 100 млн займов в 2008 г. выделили СКПК Владимирской, Волгоградской, Астраханской, Самарской, Кемеровской, Томской области. В Саратовской области кредитные кооперативы выдали 267 млн руб., в Кабардино-Балкарии - 265 млн руб., в Краснодарском крае

- 302 млн руб., Тюменской области - 379 млн руб. (более половины всех кредитов и займов в области, в 1,5 раза больше, чем Россельхозбанк!).

СПоК получили 1480 субсидированных кредитов и займов, т.е. были прокредитованы три четверти работающих снабженческо-сбытовых и перерабатывающих кооперативов. Наибольшие объемы кредитов получили СПоК Республики Мордовия (649 млн руб.), Красноярского (276 млн руб.) и Краснодарского краев, Владимирской (242 млн руб.), Оренбургской, Кировской, Московской областей, республик Чувашия, Калмыкия, Северная Осетия-Алания и Дагестан.

Объем средств федерального бюджета на субсидирование процентов по кредитам и займам для малых форм хозяйствования в 2008 г. изначально был запланирован в размере 5627,2 млн руб., в дальнейшем он был сокращен на 400 млн руб. Таким образом, в субъекты было перечислено 5227,2 млн руб. В то же время значение этого показателя возросло по сравнению с прошлым годом в 1,5 раза (в 2007 г. субсидии малым формам составили 3442,7 млрд руб.).

Основной объем кредитов и займов ЛПХ брали на сельскохозяйственные нужды на срок до пяти лет (89 %), К(Ф)Х - на срок до восьми лет (63,7%), а СПоК

- кредиты сроком до двух лет и до восьми лет - примерно в равной доле. На несельскохозяйственные

нужды все типы заемщиков взяли незначительный объем кредитов и займов (менее 0,1%).

Средний размер кредита, взятого в коммерческом банке, составил для ЛПХ 140,5 тыс. руб., для К(Ф)Х - 1,3 млн руб., для СПоК - 4,1 млн руб.; средний размер займа, взятого в кредитном кооперативе

- 120,9 тыс. руб. для ЛПХ, 495,1 тыс. руб. для К(Ф)Х и 988,9 тыс. руб. для СПоК.

Стало более заметным участие сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов в реализации Госпрограммы. В настоящее время в РФ сельскохозяйственная кредитная потребительская кооперация представлена в 76 регионах Российской Федерации. По состоянию на 01.01.2009 г. в России зарегистрировано 1738 СКПК с членской базой около 200 тыс. пайщиков и активами, превышающими 10 млрд руб. За период с января по август 2008 г. портфель займов только 100 крупнейших кооперативов увеличился более чем на 500 млн руб.

Продолжается формирование многоуровневой системы сельской потребительской кооперации. В 34 субъектах Российской Федерации кредитными кооперативами первого уровня созданы региональные кооперативы 2-го уровня. В 2004 г. по инициативе 10 региональных кооперативов был создан Межрегиональный сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив «Народный кредит» (кооператив 3-го уровня). В настоящее время в нем насчитывается 17 членов - кооперативов 2-го уровня, в состав которых, соответственно, входят 293 кооператива первого уровня.

В Госпрограмме роль СКПК сводится к предоставлению субсидируемых займов: члены-

заемщики могут получать субсидии на возмещение затрат на уплату процентов при оформлении займа в СКПК. Предоставление займов осуществляется как за счет собственных средств кооперативов, так и за счет кредитов банков. Учитывая недостаточность базовой капитализации СКПК для расширения масштабов финансовой поддержки членов кооперативов, целесообразно включить СКПК в перечень получателей субсидируемых кредитов в рамках реализации Госпрограммы.

С нашей точки зрения, для повышения эффективности поддержки малого сельского бизнеса необходимо принять ряд некоторых антикризисных мер, которыми могут стать:

- увеличение доли кредитных ресурсов и субсидий (выделяемых на компенсацию процентной ставки по кредитам) для малого бизнеса пропорционально их вкладу в производство товарной сельскохозяйственной продукции;

- предоставление субвенций на создание материально-технической базы потребительских кооперативов. Содействие в формировании материально-технической базы потребительских кооперативов за счет взноса государственного имущества в паевой фонд кооператива;

- расширение направлений, по которым субсидируются кредиты для микропредприятий, К(Ф)Х, ЛПХ, прежде всего, в сфере несельскохозяйственной деятельности (сбор и переработка дикоросов -грибов, ягод, лекарственного сырья); развитие лесного хозяйства и деревообработки; народные промысла и ремесла; бытовое и социально-культурное обслуживание населения; сельская торговля; сельский туризм; сохранение традиционного культурного ландшафта (особенно в местах, где расположены памятники истории и культуры);

- целесообразно включить в число получателей субсидированных кредитов лиц, которые занимаются реализацией продукции отечественных сельхозпроизводителей, исключить переработчиков сельскохозяйственной продукции, перерабатывающих импортное сельскохозяйственное сырье или полуфабрикаты из него;

- выделение субвенций на конкурсной основе для реализации проектов по строительству малых животноводческих ферм (на 20-50 голов) в К(Ф)Х;

- предоставление субвенций в фонд финансовой взаимопомощи кредитных кооперативов для пополнения оборотного капитала;

- создание и укрепление гарантийных и/или залоговых фондов путем предоставления субсидий из федерального бюджета на основе софинансиро-вания. Предоставление гарантий, залога или поручительства из регионального гарантийного фонда. Возмещение затрат на оформление поручительства, залога, гарантий из региональных гарантийных или залоговых фондов;

- содействие предпринимателям и организациям, внедряющим программу лизинга для К(Ф)Х и ЛПХ (субсидирование им кредитов для этих целей);

- активизация разъяснительной работы и консультационной помощи в оформлении документов на получение кредитов и субсидий, страховки, передача функций по выплате субсидий агентам, через которых осуществляется кредитование (Россельхозбанк, другие банки - для малых и микро-сельхозорганизаций и кооперативов, кредитные кооперативы - для К(Ф)Х и ЛПХ).

Особое внимание необходимо уделить поддержке сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, как финансовой организации, максимально приближенной как территориально, так и по духу к сельским заемщикам. Это может быть достигнуто за счет субсидирования части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным кредитными кооперативами в банках и фондах, и направленным на предоставление займов своим членам. Такая практика уже предусмотрена в рамках поддержки субъектов малого предпринимательства, реализуемых Минэкономразвития России. Однако поддержка эта распространена далеко не во всех регионах России. Кроме того, в действующем порядке введены существенные ограничения: кредитные кооперативы должны предоставлять займы только субъектам малого предпринимательства, которыми не являются граждане, ведущие личное подсобное хозяйство. Поэтому целесообразно ввести указанную меру поддержки через Минсельхоз России.

Целесообразно также осуществлять поддержку для пополнения оборотных фондов сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Это может быть решено за счет предоставления субсидий для формирования фондов финансовой взаимопомощи кредитных кооперативов в расчете на рубль паевых взносов, вносимых членами кооперативов.

Другим вариантом может стать субсидирование 100% ставки рефинансирования Банка России из средств федерального бюджета по долгосрочным (до 30 лет) кредитам и займам на пополнение фонда финансовой взаимопомощи кредитного кооператива третьего (федерального) уровня. Кредитным кооперативам второго (регионального) уровня целесообразно предусмотреть субсидирование из федерального бюджета не менее 50% затрат на погашение процентов по кредитам и займам при условии софи-нансирования из бюджета субъекта РФ 50% ставки рефинансирования Банка России.

Кроме того, можно предусмотреть в Госпро-грамме в качестве меры финансовой поддержки ассоциированное членство Россельхозбанка в сельскохозяйственных кредитных кооперативах второго и третьего уровней (как это уже было в приоритетном национальном проекте).

Для поддержки перерабатывающих и снабженческо-сбытовых кооперативов следует ввести в Гос-программу мероприятия по субсидированию до 50% вложений в формирование и расширение материально-технической базы перерабатывающих и снабженческо-сбытовых кооперативов. Субсидии целесообразно выделять в равных долях из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предоставлять их на конкурсной основе.

Одновременно необходимо усиление контроля за деятельностью сельскохозяйственных потребительских кредитных, снабженческо-сбытовых и перерабатывающих кооперативов, получивших господдержку.

Поддержку развития малых форм хозяйствования необходимо дополнить мерами по преодолению кризисной демографической ситуации и низкой диверсификации сельской экономики.

Для предотвращения оттока населения из сельской местности целесообразно ввести следующие меры:

- предоставление субсидий на строительство жилья для привлечения безработных городских жителей, мигрантов из других регионов или из ближнего зарубежья в сельскую местность;

- выделение в каждом регионе депрессивных районов и предоставление адресных субсидий жителям этих районов.

ФАКТОРЫ РОСТА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

Н.В. Полянскова, к.э.н., доц. Самарского государственного технического университета

Несмотря на непростое положение отечественного агропромышленного комплекса в условиях мирового экономического кризиса, сельское хозяйство с ориентированной на него перерабатывающей промышленностью остается основой национальной экономики и, сохранит свою ведущую роль в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

По нашему мнению, при существующей финансовой ситуации в отрасли, и в экономике в целом, ее дальнейшее развитие должно опираться на

крупные специализированные предприятия субъектов РФ. В целях рационального использования финансовых ресурсов должны быть разработаны первоочередные приоритеты эффективного и устойчивого ведения сельскохозяйственного производства. На материалах развитого агропромышленного региона - Самарской области - выявлены факторы роста эффективности сельскохозяйственных предприятий региона и разработаны первоочередные мероприятия по их усилению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.