Научная статья на тему 'Решение проблем развития малых форм хозяйствования в рамках приоритетного национального проекта "развитие АПК" в Сибири'

Решение проблем развития малых форм хозяйствования в рамках приоритетного национального проекта "развитие АПК" в Сибири Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Решение проблем развития малых форм хозяйствования в рамках приоритетного национального проекта "развитие АПК" в Сибири»

отношении земель вокруг таких городов как Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Елабуга, Альметьевск, Бугульма и др.

Рынок операций с использованием земельных участков в качестве залога с 87 сделок в 2005 г. вырос до 477 — в 2006 г. и 360 — в 2007 г. Однако общий их объем остается на крайне низком уровне. Это частично объясняется тем, что не все коммерческие банки готовы к осуществлению залоговых операций с земельными участками. Основная причина сложившейся ситуации — нехватка информации о рыночных ценах на землю. Кроме того, для большинства граждан кредиты до сих пор не доступны в связи с отсутствием доходов, позволяющих вернуть заложенное имущество.

В последние годы наметилась положительная динамика развития оборота земель граждан и юридических лиц. Так, если в 2005 г. они осуществили 11747 сделок с совокупной площадью участков 13,7 тыс. га, то в 2007 г. величины этих показателей составили соответственно 17790 сделок и 37,8 тыс. га.

Таким образом, общая динамика рынка земельных ресурсов по всем видам сделок в Республике Татарстан характеризуется устойчивой положительной направленностью. Например, если в 2005 г.

было заключено 39782 договоров в отношении земельных участков общей площадью 469,5 тыс. га, то в 2006 г. — уже 44154 сделок (919,3 тыс. га), а в 2007 г. - 50507 (923,9 тыс. га).

Результатами таких положительных процессов можно считать благоприятные условия для инвестиционных вложений в земельные ресурсы Республики Татарстан в различных формах. Это, в свою очередь, привело к закономерной активизации капиталовложений в земельно-имущественном комплексе. Неотъемлемой составной частью этого процесса стало повышение эффективности использования земельных ресурсов региона. Благодаря созданию на территории Республики ряда интегрированных агрохолдингов, которые активно внедряют современные интенсивные технологии выращивания и переработки сельскохозяйственной продукции.

Таким образом, рынок земельных ресурсов Республики Татарстан развивается, демонстрируя высокую динамику использования новых инструментов государственного регулирования земельноимущественных отношений. Их эффективное применение закономерно привело к росту инвестиционной привлекательности и активизации всей экономики региона.

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В РАМКАХ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «РАЗВИТИЕ АПК» В СИБИРИ

Н.М. ЕДРЁНКИНА, кандидат экономических наук

Сибирский НИИЭСХ

В октябре 2006 г. сотрудники Сибирского научно-исследовательского института экономики сельского хозяйства в рамках мероприятий по мониторингу реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» провели исследования в 9 (из 12) регионах Сибири.

В 6 субъектах Федерации (Республика Бурятия, Алтайский край, Омская, Кемеровская, Новосибирская, Иркутская области) проводили полноформатный мониторинг, а в 3 остальных (Красноярский край, Читинская и Томская области) — экспертные опросы.

В работе использовались анкеты 12 типов, каждый из

которых предназначался определенному кругу респондентов. Опрошено 2400 человек, в том числе 1456 владельцев ЛПХ, 365 членов крестьянских (фермерских) хозяйств, 88 руководителей сельскохозяйственных потребительских кооперативов, 310 руководителей сельхозпредприятий и 181 молодой специалист.

В экспертном опросе приняли непосредственное участие 218 респондентов. Их профессиональный со-

Таблица. Кредитование К(Ф)Х и ЛПХ на 1 января 2007 г.

Регион Чист дит догово > кре-ных ров, ед. Сумма кредитов, млн руб. Лимит субсидий по кредитам, млн руб. Фактически объем выплаченных субсидий, млн руб.

К(Ф)Х ЛПХ К(Ф)Х ЛПХ

Республика Бурятия 60 3063 454,7 665,5 17,2 13,7

Алтайский край 567 7872 692,9 745,7 136,2 97,8

Красноярский край 74 1400 53,9 269,4 41,8 4,92

Иркутская область 20 1620 16,8 281,6 11,83 2,64

Кемеровская область 215 3070 606,55 373,98 29,80 11,14

Новосибирская область 140 6435 131,43 655,32 16,7 7,96

Омская область 419 1658 488,3 228,0 41,6 14,7

Томская область 98 3539 166,2 248,2 5,41 1,68

Читинская область 21 1707 40,2 360,8 5,99 4,47

Итого 1614 30364 2651,0 3828,5 306,53 159,01

став охватил все предусмотренные методикой мониторинга группы: депутатский корпус (17 чел.), представители СМИ (28 чел.), научные сотрудники (13 чел.), работники банковской сферы (41 чел.), представители Росагролизинга (7 чел.), сотрудники региональных управлений сельского хозяйства (15 чел.), представители союзов и ассоциаций сельхозпроизводителей (10 чел.), чиновники районного уровня (54 чел.), областного (19 чел.) и муниципального образования (14 чел.).

Согласно результатам мониторинга, на 1 января 2007 г. в рамках приоритетного национального проекта К(Ф)Х заключили 1614 кредитных договоров, ЛПХ — 30364, сумма кредитов соответственно составила 2651,0 и 3828,5 млн руб. Лимит субсидий по кредитам равен 306,53 млн руб., а фактический объем их выплат — 159,01 млн руб., или 52 %. Ни один из девяти обследованных регионов СФО не получил субсидии из федерального бюджета по заключённым договорам в полном объёме (см. табл.).

Основные проблемы процесса кредитования личных подсобных и фермерских хозяйств, отмеченные экспертами, заключаются в следующем:

в поселках городского типа и городских округах граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, не регистрируются в похозяйственней книге, которая в этих муниципальных образованиях не ведется;

не зарегистрированы земельные участки, находящиеся в пользовании граждан, ведущих личное подсобное хозяйство;

низкий уровень зарплат;

нехватка залогов и поручителей (при оформлении кредитов ЛПХ);

сложности в оформлении и получении субсидий (основная причина — высокая территориальная разобщенность, что снижает активность граждан и фермеров);

отсутствие дополнительных офисов Россельхозбанка;

нет возможностей для обеспечения возврата кредита;

задержка субсидирования; неустойчивость производства; незаинтересованность руководителей К(Ф)Х в декларировании своих реальных доходов (в результате после экономического анализа сумма возможного кредита не удовлетворяет потребности заемщика).

Для разрешения проблем, возникающих при кредитовании К(Ф)Х и ЛПХ, по мнению 75 % экспертов, в рамках национального проекта необходимо: создание в бюджетах регионов страхового фонда, который станет гарантией при получении кредитов К(Ф)Х;

предоставление возможности лицам, взявшим кредит и своевременно погашающим его, оформлять, документы на получение субсидий не ежемесячно, а хотя бы 1 раз в квартал;

расширение сети представительств банков в отдаленных населенных пунктах;

заключение соглашения между правительством и ведущими банками страны, предусматривающего снижение ставки кредита, взятого сельхозтоваропроизводителем на производственные нужды под бизнес-проект, до уровня не выше 10 %.

По мнению владельцев ЛПХ и К(Ф)Х их развитию будут способствовать:

упрощение правил предоставления кредитов и субсидий;

расширение возможностей и улучшение условий сбыта продукции;

увеличение субсидий и дотаций на сельхозпродукцию для этих категорий товаропроизводителей;

увеличение сумм субсидий, выделяемых на развитие кредитования;

создание региональных залоговых фондов для малых форм предпринимательства в сельском хозяйстве;

максимальное упрощение пакета документов, необходимого для оформления кредитов.

Успешная деятельность личных подсобных и фермерских хозяйств невозможна без ускоренного развития всех форм кооперативов, в первую очередь, снабженческо-сбытовых и кредитных. Однако мелкотоварные производители, к сожалению, задействованы в таких кооперативах незначительно. Они до сих пор недоверчиво относятся к структурам, создаваемым сверху и становятся пайщиками кооперативов, только убедившись в своей выгоде.

Тем не менее, в 2006-2007 гг. в СФО отмечен рост численности как снабженческо-сбытовых и перерабатывающих, так и кредитных кооперативов. С начала реализации ПНП в федеральном округе организовано 679 кооперативов, в том числе 163 кредитных. Так, в Кемеровской области за 10 месяцев 2006 г. было создано 43 сельскохозяйственных потребительских кооператива, в том числе кредитных — 19, перерабатывающих — 4 и снабженческо-сбытовых — 20. Всего в области зарегистрирован 21 кредитный потребительский кооператив. Для их развития в качестве ассоциированного пайщика привлекается ОАО «Россельхозбанк». На сегодняшний день это финансовое учреждение стало ассоциированным членом СКПК «Фермер» Кемеровского района (паевой взнос — 28,6 млн руб.), СКПК «Шанс» Юргинского района (паевой взнос 10 млн руб., СКПК «Альтернатива» Топкинского района (15 млн руб.). Эти и другие средства использованы на выдачу кредитов сельскому населению области.

За 10 месяцев 2006 г. созданные сельскохозяйственные потребительские кооперативы закупили у ЛПХ населения и реализовали перерабатывающим предприятиям свыше 3,5 тыс. т молока, более 100 т мяса и 340 т овощей. Сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы на развитие К(Ф)Х области выдали 36 займов на сум-

му свыше 8 млн руб., а ЛПХ — 141 кредит на сумму более 17 млн руб.

В Алтайском крае на развитие кредитных кооперативов направлено 6,3 млн руб., создано 7 кредитных кооперативов.

В Омской области путем льготного кредитования, оказания организационной и консультативной помощи выделено 49 млн руб., в том числе 3,7 млн руб. — для создания фонда поддержки кредитных кооперативов. Два перерабатывающих и два снабженческо-сбытовых кооператива получили в ОАО «Россельхозбанк» кредиты на общую сумму 11,2 млн руб.

Анализ процессов создания и работы сельскохозяйственных потребительских кооперативов на территории Сибирского федерального округа выявил ряд проблем, к числу которых относятся следующие: затрудненный доступ к кредитным ресурсам из-за отсутствия залогового обеспечения;

слабая материальная база (нехватка холодильного оборудования, автотранспорта, тары для сбора и транспортировки продукции), сдерживающая развитие перерабатывающих кооперативов;

отсутствие федерального закона, регламентирующего порядок реализации сельскохозяйственной продукции;

отсутствие субсидирования части затрат на уплату процентов по кредитам, направленным на приобретение перерабатывающего оборудования;

незнание населением ответов на вопросы, зачем нужен кооператив и как его создавать;

отсутствие эффективного механизма финансовокредитной и инвестиционной поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

отсутствие региональных и районных гарантийных фондов поддержки сельской потребительской кооперации;

нежелание граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, К(Ф)Х, предпринимателей вступать в члены кооператива из-за нехватки свободных финансовых средств;

слабое привлечение ОАО «Россельхозбанк» в качестве ассоциированного члена сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов. Этот процесс необходимо ускорить, в том числе путем со-

здания в районах офисов региональных филиалов ОАО «Россельхозбанк»;

повышенный риск невозврата кредитов из-за сезонности аграрного производства, роста цен на энергоносители и низкие закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию.

Решение проблем, возникающих в процессе развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов, эксперты видят в разработке и принятии в регионах постановления «О залоговом фонде для малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве». Кроме того, необходимо расширение направлений субсидированного кредита.

В целом же эксперты большинства регионов СФО за исключением Томской и Читинской областей дали положительную оценку влияния приоритетного национального проекта на сельскохозяйственную потребительскую кооперацию.

На наш взгляд, для ее дальнейшего развития необходимы следующие меры:

доработать законодательную базу, устранив противоречия, существующие в федеральных законах «О сельскохозяйственной кооперации» и «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в Российской Федерации»;

принять федеральный закон «О кредитной кооперации», в котором предусмотреть субсидирование из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам для кредитных кооперативов, поскольку действующий порядок субсидирования через Министерство экономики и торговли РФ малоэффективен;

снизить банковскую ставку для сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов до 6 % годовых;

внедрить механизмы, позволяющие потребительским кооперативам сформировать собственную материально-техническую базу;

разработать и принять подробные подзаконные акты (нормативную базу) и методические рекомендации по созданию кооперативов;

активнее стимулировать расширение сети кредитных кооперативов;

увеличить перечень целей и сроков субсидированных кредитов.

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ И КОНЦЕНТРАЦИЯ КАК ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АПК

Л.Л. ВЕЛИБЕКОВА Дагестанский НИИСХ

В дореформенный период в России был накоплен значительный положительный опыт по созданию

специализированного производства с разнообразными формами кооперации и агропромышленной интеграции. В частности, в Республике Дагестан в прошлом благодаря этим процессам обеспечивался устойчивый рост производства основных видов сельскохозяйственной продукции. Например, за 1986-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.