Научная статья на тему 'Реализация региональной антикризисной программы в системе сельскохозяйственной потребительской кооперации'

Реализация региональной антикризисной программы в системе сельскохозяйственной потребительской кооперации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Палаткин И. В., Кудрявцев А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация региональной антикризисной программы в системе сельскохозяйственной потребительской кооперации»

управления сельского хозяйства, делегированные члены ассоциации).

Заключение взаимных договоров в рамках ассоциации «Тамбовпромсад» предполагает: представление и согласование взаимных заказов; отработку структуры данных договоров, включая общие положения, договорные обязательства, взаимное стимулирование и ответственность; изложение каждой стороной своих интересов и предложений на установление цен; организацию учета, контроля, анализа и оценку исполнения договоров, установления порядка их регистрации на уровне общехозяйственного управления; разрешение договорных споров, установление санкций, осуществление распределительных расчетов.

Согласно разработанной нами модели, немаловажную роль ассоциация может сыграть в содействии формированию и развитию рыночной инфраструктуры, созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности сельских товаропроизводителей, образованию потребительских кооперативов, организации оптовых продовольственных и ресурсно-технических рынков.

Ассоциация должна осуществлять координацию действий сельскохозяйственных производителей в борьбе против следующих негативных для них явлений: поставок импортного продовольствия и средств производства, наносящих ущерб отечественным товаропроизводителям.

РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ АНТИКРИЗИСНОЙ ПРОГРАММЫ В СИСТЕМЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

И.В. Палаткин, д.э.н., проф., А.А. Кудрявцев, к.э.н., Пензенская государственная

технологическая академия

Количество сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Пензенской области в последние годы резко увеличилось - с 80 кооперативов в 2008 г. до 860 кооперативов в 2009 г. Такой рост стал результатом активной политики региональных органов власти по снижению уровня безработицы и ликвидации негативных последствий кризиса на селе. Основная часть сельскохозяйственных потребительских кооперативов создана с участием безработных граждан, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств. В 2009 г. в рамках антикризисной программы на создание кооперативов из бюджета выделено 250 млн руб., в 2010 г. планируется обеспечить финансирование в таких же объемах. Гражданам, в установленном порядке признанным безработными, предоставляется государственное пособие в сумме 12-кратного максимального размера пособия по безработице (58800 руб.). Полученное

пособие должно использоваться на формирование паевого фонда кооператива. Контроль за целевым использованием средств, предоставленных из бюджета на финансирование дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Пензенской области, осуществляют Министерство финансов Пензенской области и Управление государственной службы занятости населения Пензенской области.

Очевидно, что регистрация значительного количества кооперативов не означает автоматического повышения их роли в агропродовольственном комплексе региона. Необходимо создать инфраструктуру развития потребительской кооперации, эффективную систему поддержки как вновь созданных, так и уже действующих кооперативов. И такая система в регионе создается (рис.1).

Рисунок 1. Перспективная система развития сельскохозяйственной потребительской кооперации

Пензенской области

Ключевыми элементами данной системы являются: Пензенский филиал ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов «Ревизия-Приволжье», «Центр развития сельскохозяйственной кооперации» (ЦРСК), Сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив второго уровня «Прогресс».

Ревизионный союз сельскохозяйственных кооперативов осуществляет ревизию финансово-хозяйственной деятельности входящих в него кооперативов, союзов кооперативов, координацию этой деятельности, представление и защиту имущественных интересов кооперативов, оказание членам ревизионного союза сопутствующих ревизиям услуг.

«Центр развития сельскохозяйственной кооперации» создан в форме ООО при поддержке Правительства Пензенской области и Пензенского регионального филиала ОАО «Россельхозбанк». На базе центра работают специалисты - преподаватели ВУЗов и практики в сфере кооперации. Основные функции ЦРСК представлены на рис. 2.

ЦРСК расположен в областном центре -г. Пенза, в результате чего многие кооперативы из отдаленных населенных пунктов не имеют возможности часто пользоваться его услугами. Для решения данной проблемы в муниципальных районах области создаются потребительские кооперативы, оказывающие консультационные услуги. Таким образом, формируется единое информационное пространство развития сельскохозяйственной кооперации и малого предпринимательства в аграрной сфере. Предполагается, что ЦРСК будет предоставлять подразделениям методическую базу (учебные планы, методические

рекомендации, информационно-справочные брошюры), организовывать обучение и повышение квалификации сотрудников, в том числе с выездом специалистов ЦРСК в район, проводить оценку и доработку выполняемых подразделениями заказов.

Еще одним важным направление создания инфраструктуры потребительской кооперации является развитие в регионе сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов. Количество кредитных кооперативов увеличилось с 8 в 2008 г. до 25 в 2009 г. Важным этапом стало создание областного СКПК «Прогресс», членами которого в настоящее время являются 11 сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов первого уровня. В 2008 г. СКПК «Прогресс» выдал своим членам займов на сумму 4550 тыс. руб., в 2009 г. -9870 тыс. руб. Процентные ставки по займам составили 12-13% годовых. Конечными получателями этих денег стали участники кредитных кооперативов первого уровня - ЛПХ, К(Ф)Х, перерабатывающие и сб ытовые потребительские кооперативы. Кроме этого, СКПК «Прогресс» выступает поручителем по кредитам, привлекаемым его членами в ПРФ ОАО «Россельхозбанк», и по займам, привлекаемым в региональном залоговом фонде ОАО «Поручитель».

Создание ресурсного потенциала областного кредитного потребительского кооператива стало возможным за счет поддержки из областного бюджета. В регионе действует программа, согласно которой сельскохозяйственным кредитным кооперативам первого уровня субсидируется 90% их дополнительного паевого взноса в кооператив второго уровня.

Основные направлення деяте льности «Центра рачвнтня се льскохо чяйственной кооперащпI»

Рисунок 2. Основные функции «Центра развития сельскохозяйственной кооперации»

Наряду с созданием инфраструктуры развития, сельскохозяйственным потребительским кооперативам оказывается и непосредственная поддержка.

Государственная поддержка через Министерство сельского хозяйства и Управление предпринимательства области включает в себя:

- субсидирование 100% ставки рефинансирования ЦБ РФ по кредитам и займам, привлекаемым кооперативом (либо его членами) на развитие основной деятельности;

- предоставление субсидии в виде гранта на реализацию бизнес-проекта (300 тыс. руб.);

- предоставление субсидий кооперативам на возмещение части затрат на приобретение племенных животных, закупаемых в племенных хозяйствах, по следующим ставкам: 40 и 60 тыс. руб. за 1 т живого веса племенного крупного рогатого скота, соответственно, молочного и мясного направления; 10 тыс. руб. за 1 т живого веса племенного маточного поголовья овец и свиней;

- субсидирование затрат на проведение ревизионной проверки (10 тыс. руб.);

- предоставление поручительства (до 10 млн руб.) и микрозаймов (до 600 тыс. руб.) сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам (через ОАО «Поручитель»).

Осуществляется поддержка и со стороны банковской системы, через ПРФ ОАО «Россельхозбанк»:

- сельскохозяйственным потребительским кооперативам выдан 61 кредит на сумму 130 млн руб. В 2010 г. планируется выдать кредитов на сумму 84 млн руб.;

- банк выступил ассоциированным членом в трех кредитных потребительских кооперативах с общим паевым взносом на сумму 4,6 млн руб.

Кредитная политика банка в отношении кооперативов сводится к следующим направлениям:

- кредитование сельскохозяйственных потребительских снабженческо-сбытовых, перерабатывающих и кредитных кооперативов как юридических лиц;

- кредитование членов кооперативов по программам, действующим для ЛПХ и К(Ф)Х;

- работа с кооперативами, получившими средства Центра занятости населения, потенциальными заемщиками банка.

Подводя итог, можно сказать, что в области сделаны достаточно существенные шаги на пути создания устойчивой системы сельскохозяйственной потребительской кооперации. Однако следует помнить, что использование непосредственного административного воздействия не гарантирует успеха. Принцип добровольности объединения в рамках кооператива, безусловно, является одним из основных и он должен соблюдаться. В то же время, необходима всесторонняя государственная поддержка, направленная на создание благоприятных условий развития кооперативов: повышение информированности населения, подготовка необходимых кадров, законодательное обеспечение. Целью государственной политики должно стать не число кооперативов, а их эффективная деятельность. А эффективной работу кооперативов можно считать в том случае, если она способствует удовлетворению интересов пайщиков.

ИНТЕГРАЦИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ

Е.В. Аверьянова, к.э.н., ведущий науч. сотр. Северо-Западного НИИ экономики и организации сельского хозяйства, В.И. Калинин, нач. отд. Департамента Министерства сельского хозяйства РФ

Спрос сельхозтоваропроизводителей на кооперативные услуги зависит от ряда факторов, в том числе от цены данных услуг. С момента создания сельскохозяйственные потребительские кооперативы ищут пути повышения выгодности предоставляемых услуг. Одним из таких путей, на наш взгляд, является интеграция кооперативных структур с кооперативными организациями, взаимодействия кооператива с органами государственной и муниципальной власти, а так же с научно-образовательными учреждениями. Эти взаимодействия кооператива необходимы для повышения роли потребительской кооперации в деятельности агропродовольственного сектора РФ с учетом его многофункциональности [1].

В современных условиях за 14 лет по Федеральному закону «О сельскохозяйственной кооперации» (№ 193 - ФЗ от 8.12.1995) зарегистрирована деятельность 1 912 кредитных кооперативов, 1 111 перерабатывающих и 2 838 снабженческо-сбытовых кооперативов. Кооперативы 2-го уровня работают в 34 субъектах РФ. В настоящее время на Федеральном уровне работает кооператив 3-го уровня «Народный кредит», в который входят 17 кооперативов 2-го уров-

ня. Эффективность функционирования АПС определяется обоснованностью взаимодействия между субъектами аграрного рынка. Это выражается в установлении и динамичном развитии экономических связей на основе интеграции и кооперации. Данные процессы включают в себя два взаимосвязанных элемента: форму и содержание. Форма взаимодействия устанавливает организационную, правовую и управленческую регламентацию деятельности различных интегрированных формирований. Наиболее распространёнными являются следующие формы между субъектами АПС: договорные отношения; ассоциация (союз); потребительский кооператив; акционерное общество (корпорация); холдинговая компания; финансово -промышленная группа и полное объединение хозяйствующих субъектов. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы в соответствии с Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства» (№ 264 -ФЗ от 29.12.2006) отнесены к сельскохозяйственным товаропроизводителям. И в принципе могут принимать участие в различных формах интеграции. Рассмотрим наиболее выгодное взаимодействие кооперативов, представленное нами в табл. 1.

Таблица 1. Основные формы взаимодействия сельскохозяйственного потребительского кооператива

Характеристика форм взаимодействия Примеры

1. Договорные отношения Совместная деятельность на основе договорных отношений без создания дополнительных органов управления Кооператив - хозяйствующий субъект /предприятие сферы переработки/ Кооператив - органы государственной и муниципальной власти Кооператив - научные и образовательные учреждения Кооператив - организации СМИ

2. Ассоциация (союз) Создаются по отраслевому или территориальному признаку Кооператив - кооперативные союзы Кооператив - территориально - отраслевые ассоциации /в Саратовской области: «Зерно», «Сахар», «Семена» «Аграрная наука и образование»/

3. Потребительский кооператив Обязательное участие кооператива в хозяйственной деятельности другого кооператива Локальный кооператив - региональный кооператив Локальный кооператив - кооператив системы Центросоюза Региональный кооператив - межрегиональный кооператив

4. Интегрированное формирование Агрохолдинги аккумулируют финансовые ресурсы, создавая единую производственнотехнологическую структуру Локальный кооператив - участник агрохолдинга с сохранением юридического лица, либо придание кооперативу статуса внутрихозяйственного подразделения

Ассоциированное членство ОАО «Россельхозбанк» - ассоциированный член кредитного кооператива

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.