- субсидирование затрат на проведение ревизионной проверки (10 тыс. руб.);
- предоставление поручительства (до 10 млн руб.) и микрозаймов (до 600 тыс. руб.) сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам (через ОАО «Поручитель»).
Осуществляется поддержка и со стороны банковской системы, через ПРФ ОАО «Россельхозбанк»:
- сельскохозяйственным потребительским кооперативам выдан 61 кредит на сумму 130 млн руб. В 2010 г. планируется выдать кредитов на сумму 84 млн руб.;
- банк выступил ассоциированным членом в трех кредитных потребительских кооперативах с общим паевым взносом на сумму 4,6 млн руб.
Кредитная политика банка в отношении кооперативов сводится к следующим направлениям:
- кредитование сельскохозяйственных потребительских снабженческо-сбытовых, перерабатывающих и кредитных кооперативов как юридических лиц;
- кредитование членов кооперативов по программам, действующим для ЛПХ и К(Ф)Х;
- работа с кооперативами, получившими средства Центра занятости населения, потенциальными заемщиками банка.
Подводя итог, можно сказать, что в области сделаны достаточно существенные шаги на пути создания устойчивой системы сельскохозяйственной потребительской кооперации. Однако следует помнить, что использование непосредственного административного воздействия не гарантирует успеха. Принцип добровольности объединения в рамках кооператива, безусловно, является одним из основных и он должен соблюдаться. В то же время, необходима всесторонняя государственная поддержка, направленная на создание благоприятных условий развития кооперативов: повышение информированности населения, подготовка необходимых кадров, законодательное обеспечение. Целью государственной политики должно стать не число кооперативов, а их эффективная деятельность. А эффективной работу кооперативов можно считать в том случае, если она способствует удовлетворению интересов пайщиков.
ИНТЕГРАЦИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ
Е.В. Аверьянова, к.э.н., ведущий науч. сотр. Северо-Западного НИИ экономики и организации сельского хозяйства, В.И. Калинин, нач. отд. Департамента Министерства сельского хозяйства РФ
Спрос сельхозтоваропроизводителей на кооперативные услуги зависит от ряда факторов, в том числе от цены данных услуг. С момента создания сельскохозяйственные потребительские кооперативы ищут пути повышения выгодности предоставляемых услуг. Одним из таких путей, на наш взгляд, является интеграция кооперативных структур с кооперативными организациями, взаимодействия кооператива с органами государственной и муниципальной власти, а так же с научно-образовательными учреждениями. Эти взаимодействия кооператива необходимы для повышения роли потребительской кооперации в деятельности агропродовольственного сектора РФ с учетом его многофункциональности [1].
В современных условиях за 14 лет по Федеральному закону «О сельскохозяйственной кооперации» (№ 193 - ФЗ от 8.12.1995) зарегистрирована деятельность 1 912 кредитных кооперативов, 1 111 перерабатывающих и 2 838 снабженческо-сбытовых кооперативов. Кооперативы 2-го уровня работают в 34 субъектах РФ. В настоящее время на Федеральном уровне работает кооператив 3-го уровня «Народный кредит», в который входят 17 кооперативов 2-го уров-
ня. Эффективность функционирования АПС определяется обоснованностью взаимодействия между субъектами аграрного рынка. Это выражается в установлении и динамичном развитии экономических связей на основе интеграции и кооперации. Данные процессы включают в себя два взаимосвязанных элемента: форму и содержание. Форма взаимодействия устанавливает организационную, правовую и управленческую регламентацию деятельности различных интегрированных формирований. Наиболее распространёнными являются следующие формы между субъектами АПС: договорные отношения; ассоциация (союз); потребительский кооператив; акционерное общество (корпорация); холдинговая компания; финансово -промышленная группа и полное объединение хозяйствующих субъектов. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы в соответствии с Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства» (№ 264 -ФЗ от 29.12.2006) отнесены к сельскохозяйственным товаропроизводителям. И в принципе могут принимать участие в различных формах интеграции. Рассмотрим наиболее выгодное взаимодействие кооперативов, представленное нами в табл. 1.
Таблица 1. Основные формы взаимодействия сельскохозяйственного потребительского кооператива
Характеристика форм взаимодействия Примеры
1. Договорные отношения Совместная деятельность на основе договорных отношений без создания дополнительных органов управления Кооператив - хозяйствующий субъект /предприятие сферы переработки/ Кооператив - органы государственной и муниципальной власти Кооператив - научные и образовательные учреждения Кооператив - организации СМИ
2. Ассоциация (союз) Создаются по отраслевому или территориальному признаку Кооператив - кооперативные союзы Кооператив - территориально - отраслевые ассоциации /в Саратовской области: «Зерно», «Сахар», «Семена» «Аграрная наука и образование»/
3. Потребительский кооператив Обязательное участие кооператива в хозяйственной деятельности другого кооператива Локальный кооператив - региональный кооператив Локальный кооператив - кооператив системы Центросоюза Региональный кооператив - межрегиональный кооператив
4. Интегрированное формирование Агрохолдинги аккумулируют финансовые ресурсы, создавая единую производственнотехнологическую структуру Локальный кооператив - участник агрохолдинга с сохранением юридического лица, либо придание кооперативу статуса внутрихозяйственного подразделения
Ассоциированное членство ОАО «Россельхозбанк» - ассоциированный член кредитного кооператива
Основные формы взаимодействия кооператива с другими кооперативами и с хозяйствующими субъектами, так же с органами государственной и муниципальной власти, и с научно-образовательными институтами составляют основу кооперативной системы региона. Кооперативная система региона представляется нами, как постоянное взаимодействие организационных структур - элементов данной системы - с целью достижения генеральной общесистемной цели.
Реализация стратегии системного проектирования позволяет выбрать направление развития системы, то есть определить стратегические основы интеграции кооперативов по достижению общесистемной цели. Предлагаем выделить четыре основных этапа в формировании данной кооперативной системы:
• на I этапе необходимо выявить функции кооперативной системы;
• II этап посвящен построению эталонной системы;
• III этап характеризуется построением работоспособной системы;
• на IV этапе происходит внедрение и контроль функционирования системы. Предлагаемое системное проектирование развития региональной кооперации на основе интеграции и взаимодействия базируется на информационной модели кооперативных систем региона и может быть описано матрицей системных характеристик [3]. Оценку результативности кооперативной системы региона предполагается проводить двумя подходами: определением целевой эффективности, т.е. оценивается уровень реализации функций системы, выраженной в удовлетворении потребительских свойств. А так же, на наш взгляд, необходимо учитывать положительный внешний эффект экономической деятельности кооперативной системы.
Цель кооперативной региона системы - создание условий для эффективного, выгодного оказания кооперативных услуг. Полагаем, что договорные отношения кооперативов формируются на основе партнёрства в современных условиях построения гражданского общества. Каждый кооператив самостоятельно выбирает ту либо иную форму интеграции, основывая свой выбор на региональных социально-экономических предпосылках и рассчитывая выгоду от предстоящего взаимодействия.
Примечательно, что в ходе проведённого социологического опроса среди председателей кредитных кооперативов, только 10% респондентов считают, что в региональную кооперативную систему помимо кооперативов входят органы государственной и муниципальной власти, а так же научно - образовательные учреждения. Хотя среди первоочередных проблем развития кооперации 28 кооператоров отметили слабую государственную поддержку на региональном уровне и 12 человек - отсутствие образовательных центров по кооперации. (Соцопрос проведён 26.03.10 г., количество респондентов 40 из 28 субъектов РФ).
На федеральном уровне осуществляется взаимодействие кооперации с органами государственной власти через Союз сельской кредитной кооперации и Фонд развития сельской кредитной кооперации. Министерство сельского хозяйства РФ рекомендует органам исполнительной власти субъектов РФ: оказывать содействие в формировании сельскохозяйственных потребительских кооперативов второго и третьего уровней; продолжить работу по созданию региональных и муниципальных гарантийных фондов для обеспечения привлекаемых коммерче-
ских кредитов сельскохозяйственными потребительскими кооперативами. Так же рекомендовано органам местного самоуправления оказывать имущественную поддержку сельскохозяйственным потребительским кооперативам в виде передачи во владение или в пользование муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий и рассмотреть вопрос о возможности передачи розничных рынков под управление сельскохозяйственных потребительских кооперативов [3].
Государственная поддержка из федерального бюджета на развитие малых форм хозяйствования на селе выросла с 2,4 в 2006 г. до 6,03 млрд руб. в 2009 г. Согласно Реестру получателей государственной поддержки в 2008 г. поддержку получили 458,6 тыс. сельхозтоваропроизводителей. Доля сельскохозяйственных потребительских кооперативов составила 82%. от общего количества бюджетополучателей. Примечательно, что Национальным докладом «О ходе и результатах реализации в 2008 г. Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.» определено дополнить перечень целевых индикаторов количеством работающих сельскохозяйственных потребительских кооперативов первого, второго и третьего уровней.
Региональный опыт договорных отношений кооперации и власти различен. Интересен опыт Пензенской области, где налажена такая работа, уже оказывается финансовое содействие Областному сельскохозяйственному кредитному потребительскому кооперативу из регионального бюджета в счёт оплаты 3% маржи кооператива. Показателен опыт взаимодействия кооперации и органов государственной власти в Астраханской области, где уделяется серьёзное внимание кооперативному просвещению: совместно с региональной властью кооператорами издаётся газета «Народная кооперация».
Следует отметить интеграционный опыт кооператоров юга России. В феврале 2010 г. в Астрахани учреждён Межрегиональный сельскохозяйственный потребительский обслуживающий кооператив «Народная кооперация» который призван объединить региональные кооперативные системы южного федерального округа с целью экономической выгоды кооперативных услуг.
В Ленинградской области сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом «Содействие» на основе договорных отношений оказывается поддержка в создании пилотного студенческого кредитного кооператива «УНИВЕР ДОВЕРИЯ» (инициативная группа работает на базе С.-Петербургского государственного аграрного университета). Кооператив «Содействие» открыто делиться со студентами информацией по своей деятельности, так за последние три года кооперативом выдано 120 кредитов на общую сумму 23 506 тыс. руб., в том числе, 60% -
за счёт сберегательных займов членов кооператива.
Выборгский сельскохозяйственный перерабатывающий потребительский кооператив «Национальный проект», созданный в 2007 г. в Ленинградской области, имеет ряд интеграционных инициатив. Так, например, кооператив выступил инициатором создания в Ленинградской области Ассоциации сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Кооперативом заключён договор с СЗ НИИ экономики и организации сельскохозяйственного производства на оказание научно-организа-ционного содействия по разработке Стратегии развития региональной системы сельской потребительской кооперации. Кооператив,
взаимодействуя с Законодательным собранием Ленинградской области, рекомендовал своего члена
Е.В. Скрипка в Молодёжный парламент, где тот успешно отстаивает кооперативные идеи, в том числе решает важнейший вопрос энергоприсоединения перерабатывающих сельскохозяйственных кооперативов. Кооперативом совместно с Агротехнопарком организуется стажировка в Финляндию в мае с.г., знакомство с кооперативной ассоциацией «Пелерво», по данным которой за последние 20 лет в Финляндии основано порядка 3 тыс. новых кооперативов.
На наш взгляд, целесообразно изучать формы взаимодействия кооперативов, распространяя опыт
кооперативной выгодности, что будет способство-
вать развитию кооперации в современной России.
Источники
1. Крылатых Э.Н. К разработке концепции многофункциональности агропродовольственного сектора РФ. // Сборник Никоновских чтений - М. : ВИАПИ им. А.А.Никонова: «Энциклопедия российских деревень», 2007. - С. 3.
2. Парфёнова В.Е. Основы теории хозяйственных систем и системного анализа: Учеб. пособие. - СПб.: С.- Петерб. Гос. ун-т, 2006. - 168 с.
3. Протокол Коллегии Министерства сельского хозяйства РФ от 1.12. 2009. - 6 с.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ИНТЕГРАЦИИ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ЗЕРНА Р.Ф. Юсупова, к.э.н., ст. преп. Башкирского государственного аграрного университета
Сельскохозяйственн ая п отребител ьская
кооперация укрепляет экономический потенциал, повышает конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность сельскохозяйственных товаропроизводителей, улучшает социальный климат и способствует росту уровня товарности продукции. Несмотря на все эти несомненные преимущества на сегодняшний день она недостаточно развита в масштабах страны и ее регионах.
В настоящее время многие сельскохозяйственные потребительские кооперативы зарегистрированы и существуют лишь «на бумаге». Широкое распространение получают неформальные организации, которые имеют сходные с кооперативами черты. Они образуются между сельскохозяйственными товаропроизводителями различных форм хозяйствования, но больше всего - между сельскохозяйственными организациями и главами личных подсобных хозяйств, между хозяйствами населения в виде соседской взаимопомощи, между крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.
На наш взгляд, основными причинами малого развития сельскохозяйственной потребительской кооперации являются:
- внешние трудности ведения сельскохозяйственного производства (недостаточная государственная поддержка сельского хозяйства, сохраняющийся высокий диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию и средства производства, недостаточное развитие рыночной инфраструктуры АПК и др.);
- неразвитость социальной базы кооперативного движения, выражающаяся в снижении товарности крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, неготовности крестьян к кооперированию, боязни повторной коллективизации, стремлении фермеров к самостоятельному ведению производственно-хозяйственной деятельности;
- дефицит в стране и регионах необходимой системы кооперативного образования, информационно-консультационных центров, нехватка квалифицированных специалистов, которые придали бы импульс развитию сельскохозяйственной потребительской кооперации;
- низкий уровень государственной поддержки и регулирования крестьянских и фермерских, личных подсобных хозяйств, сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
На сегодняшний день правительство страны активизируют усилия, направленные на развитие сельскохозяйственного производства, создание и успешное функционирование сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Об этом свидетельствуют
принятые законы и программы: приоритетный национальный проект «Развитие АПК», «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», «Концепция развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов», утвержденная Министерством РФ. Большую помощь оказывают программы кредитования и субсидирования, предложенные ОАО «Россельхозбанк» и другими банками, участвующими в реализации приоритетных направлений развития АПК.
В свете реализации этих программ в муниципальном районе «Илишевский район» Республики Башкортостан в 2006 г. были созданы «Сельскохозяйственный потребительский кредитный кооператив «Илиш», «Сельскохозяйственный потребительский сбытовой кооператив «Форум», а также «Сельскохозяйственный потребительский страховой кооператив «Доверие».
По итогам работы за 2006-2008 гг. СПКК «Илиш» имеет кредитный портфель в размере 93 млн руб., оборот денежных средств составил более 159 млн руб.
Таблица 1. Сумма выданных и погашенных кредитов в СПКК «Илиш» за 2008 г.
Наименование заемщиков Сумма выданных кредитов, тыс. руб. Сумма возврата с учетом процентов, тыс. руб.
Заемщики всего, тыс. руб. 98654,8 159450,1
В том числе:
сельскохозяйственные организации 40426,8 66236,4
крестьянские (фермерские) хозяйства 19954,3 33689,7
граждане и личные подсобные хозяйства 22969,1 37541,6
прочие 15304,6 21982,4
Основными заемщиками СПКК «Илиш» являются сельскохозяйственные товаропроизводители Илишевского и соседних районов республики Башкортостан. Финансовые ресурсы в основном выдаются сельскохозяйственным товаропроизводителям на приобретение техники, сельскохозяйственных животных, семян и посадочного материала, горючесмазочных материалов, топлива, кормов, минеральных удобрений, гербицидов и т.д. Особенно важно получение кредита в период весеннеполевых и уборочных работ. За счет своевременного приобретения необходимых средств производства сельскохозяйственные товаропроизводители