Научная статья на тему 'Роль финансово-кредитных отношений в агропродовольственной политике страны'

Роль финансово-кредитных отношений в агропродовольственной политике страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
178
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / ДВИЖЕНИЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ЦЕЛЕВЫЕ КРЕДИТНЫЕ ЛИНИИ / ТОВАРНЫЙ КРЕДИТ / КРЕДИТНЫЙ ПОРТФЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алиева З.Б.

В статье раскрыт комплекс мер по финансовому оздоровлению аграрного сектора экономики России. Проведен анализ движения денежных средств в аграрной экономике России за 2000-2007 гг. и сделан вывод о большем стимулировании привлечения в аграрный сектор кредитных и инвестиционных ресурсов по сравнению с прямым финансированием и господдержкой сельхозпроизводства. Проанализирована кредитная политика ОАО «Россельхозбанк» в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства на 2008-2012 годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль финансово-кредитных отношений в агропродовольственной политике страны»

УДК 336.6

роль финансово-кредитных

ОТНОШЕНИЙ В АГРОПРОдОВОЛЬсТВЕННОЙ

политике страны

З. Б. АЛИЕВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита E-mail: aliza69@mail. ru дагестанский государственный институт народного хозяйства

В статье раскрыт комплекс мер по финансовому оздоровлению аграрного сектора экономики России. Проведен анализ движения денежных средств в аграрной экономике России за 2000—2007гг. и сделан вывод о большем стимулировании привлечения в аграрный сектор кредитных и инвестиционных ресурсов по сравнению с прямым финансированием и господдержкой сельхозпроизводства. Проанализирована кредитная политика ОАО «Россельхоз-банк» в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства на 2008—2012 годы.

Ключевые слова: программа развития сельского хозяйства, движение денежных средств, финансирование, целевые кредитные линии, товарный кредит, кредитный портфель.

В 2005—2007 гг. финансовая политика в России в сфере социально-экономического развития стала позитивно меняться. Так, расходы консолидированного бюджета увеличились с 764,2 млрд руб. до 1 560,4 млрд руб., или в 2 раза, расходы на сельское хозяйство и рыболовство — в 1,9 раза.

Аграрный сектор экономики Республики Дагестан является одним из важнейших приоритетов социально-экономического развития региона. Об этом говорит тот факт, что здесь одними из первых в стране были приняты закон Республики Дагестан от 24.12.2007 № 73 «О развитии сельского хозяйства в Республике Дагестан» и республиканская программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы», предусматривающая инвестирование в агропромышленный

комплекс (АПК) за период ее реализации по всем направлениям более 22 млрд руб.

Учитывая острую необходимость укрепления технической базы АПК, в 2008 г. на приобретение техники на условиях лизинга из республиканского бюджета было выделено в 3 раза больше средств, чем в предыдущем году. Более того, идет поиск источников и механизмов расширения бюджетной поддержки направлений, являющихся ключевыми в восстановлении экономики отрасли — элитного семеноводства и племенного животноводства, которые пока не получают адекватных объемов финансирования. Анализ показывает, что господдержка трех направлений развития АПК (агролизинг, элитное семеноводство и племенное животноводство) создаст реальную основу для стабилизации ситуации в отрасли [6, с. 48].

К 1 января 2011 г. за счет федерального бюджета сельхозпроизводителям Республики Дагестан на поддержку отдельных отраслей было выделено 1 058,3 млн руб., в том числе на поддержку племенного животноводства — 57,6 млн руб., на поддержку молочного скотоводства — 94,6 млн руб., на возмещение причиненного ущерба от стихии — 292,5 млн руб., на социальное развитие села — 349,5 млн руб. [3, с. 2].

Государственной программой развития сельского хозяйства планируется к 2012 г. увеличить объем производства агропродукции в РФ на 24,1 % по отношению к 2006 г. Для достижения этой цели значительно увеличивается финансирование аграрного сектора. Так, в 2008—2012 гг. за счет средств федерального бюджета будет выплачено 551,3 млрд руб., из бюджетов субъектов Федерации — 544,3

4 (7%)

3 (11%) 2 (3%)

1 (79%)

Рис. 1. Структура движения денежных средств в сельскохозяйственных предприятиях РФ в 2000 г.: 1 — средства, полученные от покупателей и заказчиков; 2 — бюджетные ассигнования и другое целевое финансирование; 3—денежные средства по инвестиционно-финансовой деятельности; 4 — прочие поступления

4 (11%)

3 (32%

1 (53%)

2 (4%)

Рис. 2. Структура движения денежных средств в сельскохозяйственных предприятиях РФ в 2007 г. 1 — средства, полученные от покупателей и заказчиков; 2 — бюджетные ассигнования и другое целевое финансирование; 3—денежные средства по инвестиционно-финансовой деятельности; 4 — прочие поступления

млрд руб., внебюджетных источников — 311 млрд руб. Общая сумма составит около 1,4 трлн руб. Институциональная новизна программы заключается в том, что, во-первых, бюджетирование ведется по конечным результатам; во-вторых, софинансиро-вание будет осуществляться субъектами Федерации с учетом их бюджетной обеспеченности.

На развитие приоритетных отраслей сельского хозяйства и повышение его финансовой устойчивости из федерального бюджета в 2008—2012 гг. будет выделено более 360 млрд руб. Кроме того, около 20 % средств намечено направить на устойчивое развитие сельских территорий, 1,3 % — на регулирование рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия, 12,1 % — на создание общих условий функционирования отрасли, в том числе на поддержание почвенного плодородия.

Следует отметить, что заявленное финансовое обеспечение программы недостаточно. Например, уже в мае 2008 г. пришлось увеличивать суммы, выделяемые на субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам. Требуются дополнительные средства на регулирование рынка сельхозпродукции, а также на субсидирование приобретения минеральных удобрений.

Кроме прямых бюджетных выплат государство поддерживает аграрную сферу, регулирует продовольственный рынок с помощью косвенных рычагов. Это закупки сельхозпродукции и продовольствия для государственных нужд; проведение закупочных и товарных интервенций, а также залога на рынке зерна; осуществление протекционистской таможенно-тарифной политики; регулирование цен и тарифов; установление налоговых льгот; поддержка страхования урожая; реализация мер по финансовому оздоровлению сельхозпроизводителей.

Комплексный анализ движения денежных средств в аграрной экономике России за2000—2007 гг. показал, что финансовые потоки в сельском хозяйстве претерпели существенные изменения (рис. 1 и 2) [4, с. 44]. Из анализа рис. 1 и 2 видно, что доля поступления денежных средств сельскохозяйственным предприятиям от покупателей и заказчиков в 2007 г. сократилась по сравнению с 2000 г. на 26 %, но зато практически в 3 раза увеличилась доля кредитных ресурсов, инвестиционных вложений и других денежных поступлений от финансовых операций. Доля средств бюджетной поддержки выросла незначительно. Таким образом, на современном этапе наблюдается сокращение денежных поступлений от реализованной продукции с одновременным значительным повышением роли привлекаемых средств за счет финансово-кредитной деятельности.

Сместился акцент с прямого финансирования и господдержки сельхозпроизводства в сторону стимулирования привлечения в аграрный сектор кредитных и инвестиционных ресурсов.

Но, к сожалению, финансы пока не обеспечивают устойчивого экономического роста и социально-экономической стабильности в обществе. Положение усугубил мировой финансовый кризис, который обострил существующие проблемы на отечественном рынке финансирования и кредитования аграрного сектора.

Ухудшение рыночной конъюнктуры сказывается на активности инвесторов, кредитного рынка, в том числе и на динамике кредитов аграрному сектору. В условиях кризиса ликвидности стратегическим приоритетом для банков становится накопление на балансах значительных средств, в том числе и за счет сокращения объемов выдачи кредитов. С другой стороны, кредитные организации существуют за счет маржи (разницы между стоимостью привлеченных ими денежных ресурсов и выданных), поэтому предоставлять кредиты реальному сектору все равно придется. Кредитовать банки будут продолжать, но порядок выделения займов уже значительно изменился (отказ от без-

залогового кредитования, ужесточение требований к заемщикам и обеспечению).

Более эффективным было бы предоставление государством ведущим банкам страны специальных целевых кредитных линий для финансирования приоритетных проектов, в частности в агропромышленном комплексе. В этой связи заслуживает особого внимания перспективный проект товарных кредитов, предоставляемых фермерам Самарской области. В июне 2010 г. было создано ГУП СО «Самарский центр развития животноводства «Велес» (далее — ГУП СО «Велес»), через которое фермеры в качестве товарного беспроцентного кредита получают поголовье крупного рогатого скота (КРС), которым им и предстоит расплатиться через 5 лет. Прибыль в виде молодняка при этом остается у фермеров. При этом спрос на товарный кредит в несколько раз превышает предложение: за первые полгода работы ГУП СО «Велес» крестьянским хозяйствам было передано 3 тыс. голов КРС при поданных заявках на 18 тыс. голов. С введением системы товарного кредита поголовье КРС в Самарской области увеличилось с 5 тыс. голов в 2008 г. до 19,2 тыс. голов в 2010 г. На начальном этапе внедрения системы товарного кредита необходимо оказание государственной поддержки. В связи с чем из федерального и областного бюджетов в аграрный сектор Самарской области в 2010 г. было направлено 3,5 млрд руб., в том числе на развитие животноводства — 1,1 млрд руб. Бюджетом Самарской области на приобретение кормов было выделено около 713 млн руб. По словам губернатора Самарской области В. Артякова, за предоставленным «живым кредитом» ведется ветеринарный надзор, наблюдение за приростом и реализацией готовой продукции. Данный проект позволяет развивать кормовую базу — производство зерновых. В планах руководства Самарской области придать ГУП СО «Самарский центр развития животноводства «Велес» статус регионального информационно-селекционного центра области. На его базе может быть создано крупное сельскохозяйственное объединение по направлению животноводства, в составе которого будут функционировать племенные репродукторы. Таким образом, данное предприятие может принимать активное участие в федеральных и областных целевых программах. По мнению первого вице-премьера В. Зубкова, такой опыт стоит тиражировать по всей стране [1, с. 11].

Таким образом, государству необходимо, с одной стороны, стимулировать расширение производства (предоставляя господдержку производителям, снижая налоги и т. д.), а с другой — создавать условия для увеличения спроса на продукцию.

Большая роль в оказании финансовой поддержки селу отводится ОАО «Россельхозбанк» (далее — Россельхозбанк) — специализированному коммерческому банку, созданному в 2000 г. по распоряжению Президента РФ специально для обслуживания агропромышленного комплекса России. Сейчас он входит в число 5 крупнейших банков России и лидирует среди кредиторов агропромышленного комплекса. Основные направления кредитования — фермерские, личные подсобные хозяйства, сельская потребкооперация, животноводство, а также образование сельской молодежи, газификация, водоснабжение и прочие потребительские нужды селян. За весь период функционирования Россельхозбанком было выдано кредитов на 630 млрд руб. О доверии крестьян Россельхозбанку свидетельствует тот факт, что за первое полугодие 2008 г. вклады населения выросли в полтора раза. Правительство РФ в 2008 г. увеличило уставной капитал практически в 2 раза — на 31,5 млрд руб. С 1 января 2008 г. стартовала Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 — 2012 годы, в реализации которой у Россельхозбанка одна из основных ролей. В рамках этой программы с начала 2008 г. выдано уже более 80 млрд руб. субсидируемых государством кредитов [5].

Основную долю кредитного портфеля Рос-сельхозбанка традиционно составляют кредиты, предоставленные корпоративным заемщикам. По состоянию на 01.01.2010 доля корпоративного кредитного портфеля составила 89,2 % от общего портфеля (546 млрд руб.), увеличившись за год на 1,6 процентных пункта. Розничный кредитный портфель составляет 66,3 млрд руб., или 10,8 % общего портфеля банка.

За 2009 г. Россельхозбанком выдано кредитов на сумму 444,9 млрд руб., что на 32,9 % превышает объемы выдачи 2008 г. В структуре выданных кредитов 93,2 % составляют кредиты, предоставленные корпоративным заемщикам (414,8 млрд руб.), 6,8 % — кредиты, предоставленные розничным клиентам (30,1 млрд руб.). Основная доля кредитных вложений ОАО «Россельхозбанк» приходится на предприятия и организации АПК: в течение 2009 г. объем вложений в отрасль увеличился с 373,4 млрд руб. до 522,5 млрд руб. На 01.01.2010 доля кредитных вложений в АПК в общем объеме кредитного портфеля банка составила 85,4 % (рис. 3, 4).

Всего с начала реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продук-

- 39

2 (14,6%)

1 (85,4%)

Источник: данные годового отчета ОАО «Россельхозбанк» за 2009 г. URL: www. rshb. ru [2].

Рис. 3. Структура кредитного портфеля ОАО «Россельхозбанк» по отраслям на 01.01.2010: 1 — кредиты, выданные АПК; 2 — кредиты другим отраслям

ции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы Россельхозбанком было предоставлено 595,6 млрд руб., из них 57,1 %, или 340,1 млрд руб., — в 2009 г. (см. таблицу).

Объем выдачи кредитов в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства за 2009 г. увеличен по сравнению с 2008 г. на 33,1 %, или 84,6 млрд руб. По данным Министерства сельского хозяйства РФ, по итогам 2009 г. Россельхозбанк обеспечил 43,8 % общего объема кредитования АПК страны, в том числе по инвестиционным кредитам — 55,9 % объема. Банк осуществляет кредитную поддержку субъектов АПК на всех этапах технологической цепочки: от производства первичной сельхозпродукции, ее хранения и переработки — до получения конечной продукции.

Одним из наиболее важных направлений кредитования в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства является кредитование инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и модернизации животноводческих (птицеводческих) комплексов (ферм). По состоянию на 01.01.2010 Россельхозбанком

700л 600 500 400 300 200 100 0

292,6

360,2

465,7

612,2

557,7

Январь 2008

Май 2008 Сентябрь 2008

Январь 2009

Май 2009

Сентябрь 2009

Источник: данные годового отчета ОАО «Россельхозбанк» за 2009 г. URL: www. rshb. ru [2].

Рис. 4. Динамика кредитного портфеля ОАО «Россельхозбанк», млрд руб.

40 -

оказана кредитная поддержка в реализации 1 840 инвестиционных проектов по данному направлению, в том числе по 1 218 — в 2008—2009 гг. По состоянию на 01.01.2010 общая сумма выданных Россельхозбанком по данному направлению кредитов составила 121,6 млрд руб.; ссудная задолженность сельскохозяйственных организаций по реализуемым инвестиционным проектам составляет 19,9 % к объему корпоративного кредитного портфеля банка. В соответствии с бизнес-планами заемщиков, после завершения строительства и реконструкции объектов в сравнении с уровнем, предшествующим началу участия банка в финансировании инвестиционного проекта, годовые производственные показатели вырастут: по молоку — в 2,6 раза (до 3,4 млн т в год); по мясу (говядина, свинина, птица) — в 3,7 раза (до 1,3 млн т в год). В случае успешного выхода объектов на проектные мощности и выполнения соответствующих бизнес-планов заемщиков к 2013 г. вклад Россельхозбанка в прирост производственных показателей, установленных Государственной программой развития сельского хозяйства в части сельскохозяйственных организаций, составит: по производству скота и птицы — 37,5 %; по производству молока — 79 %.

В соответствии с соглашением с Министерством сельского хозяйства РФ, Россельхозбанк принял обязательства по дофинансированию 307 находящихся в стадии реализации инвестиционных проектов на общую сумму 44,0 млрд руб., в том числе 218 проектов по скотоводству с потребностью в дополнительном финансировании на 16 млрд руб., 61 проект по свиноводству с потребностью в дополнительном финансировании на 19,1 млрд руб., 19 проектов по птицеводству с потребностью в дополнительном финансировании на 8,0 млрд руб., 9 проектов по прочим направлениям деятельности с потребностью в дополнительном финансировании на 0,9 млрд руб. В 2009 г. фактически профинансировано 13,8 млрд руб., что составляет 31,3 % всей потребности в дофинансировании со стороны банка.

Другим значимым направлением является кредитование сезонных работ. В 2009 г. Россельхозбанком по этому направлению предоставлено 166,1 млрд руб., что на 56,1 % превышает объемы выдачи в 2008 г. Кроме того, банк остается основным кредитором малых форм хозяйствования на селе. На его долю приходится 81 % кредитов, выданных данным формам хозяйствования всей банковской системой России, в том числе личным подсобным

Январь 2010

Сведения о выданных ОАО «Россельхозбанк» кредитах в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства

Показатель 2008 г. 2009 г. Всего

Количество выданных кредитов, тыс. шт. 159,8 113,9 273,7

Объем выданных кредитов, млрд руб. 255,5 340,1 595,6

Источник: данные годового отчета ОАО «Россельхозбанк» за 2009 г. URL: www. rshb. ru [2].

Уральский ФО Дальневосточный ФО Северо-Западный ФО Сибирский ФО Приволжский ФО Южный ФО Центральный ФО

хозяйствам (ЛПХ) — 80,8 %, крестьянским (фермерским) хозяйствам (КФХ) — 78,3 %, сельскохозяйственным потребительским кооперативам (СПоК) — 92,6 %, сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам (СКПК) — 93,5 %.

Основная часть корпоративного кредитного портфеля Россельхозбанка сосредоточена в регионах с высоким уровнем развития агропромышленного производства — в Центральном, Южном и Приволжском федеральных округах. Филиалы банка, находящиеся на территории указанных округов, внесли наиболее существенный вклад в прирост кредитного портфеля за 2009 г. (рис. 5).

Основными корпоративными потребителями кредитов Россельхозбанка являются: предприятия-сельхозтоваропроизводители (в том числе животноводческие и рыбоводческие хозяйства) — 287,5 млрд руб. (52,7 % ссудной задолженности корпоративных заемщиков банка на 01.01.2010); предприятия, обслуживающие АПК, — 76,4 млрд руб. (14 %); предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности — 62,5 млрд руб. (11,5 %); предприятия оптовой и розничной торговли — 34,6 млрд руб. (6,3 %); крестьянские (фермерские) хозяйства — 26,7 млрд руб. (4,9 %).

Приоритетным направлением кредитования ОАО «Россельхозбанк» является кредитование владельцев личных подсобных хозяйств. За 2009 г. было заключено 113,5 тыс. кредитных договоров, по которым было предоставлено 20,4 млрд руб., что в целом соответствует уровню 2008 г. Всего по состоянию на 01.01.2010 банком с владельцами личных подсобных хозяйств заключено 534,9 тыс. кредитных договоров на общую сумму 82,8 млрд руб. Сохраняется рост среднего размера кредита, выдаваемого на развитие ЛПХ: за год данный показатель вырос со 147 тыс. руб. до 180 тыс. руб. Средний срок кредита по программе кредитования граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, по состоянию на 01.01.2010 составил 4,6 года. Средний возраст заемщиков, которым были

13,6 >9,6 —118,1 13,3

29

46,6 I 51,6

84,2

101,1

96,7

1124,9 134

□ 01.01.2010 □ 01.01.2009

189,9

50

100

150

200

Источник: данные годового отчета ОАО «Россельхозбанк» за 2009г. URL: www rshb. ru [2]. Рис. 5. Динамика корпоративных кредитных вложений ОАО «Россельхозбанк» по федеральным округам РФ, млрд руб.

выданы кредиты на развитие личного подсобного хозяйства, составил 44 года.

Другим важным направлением поддержки малых форм хозяйствования на селе является кредитование крестьянских (фермерских) хозяйств. В 2009 г. по данному направлению Россельхозбанком предоставлено 5,6 тыс. кредитов на сумму 14,5 млрд руб. По состоянию на 01.01.2010 остаток задолженности по кредитам, выданным крестьянским (фермерским) хозяйствам, составил 26,7 млрд руб. В рамках отраслевой целевой программы «Развитие пилотных семейных молочных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2009—2011 годы» банк начал кредитование строительства таких ферм. В 2009 г. по этому направлению предоставлено 14 кредитов на 208,5 млн руб. Всего в рамках данной программы на территории 8 субъектов РФ намечается создать 300 таких молочных ферм.

В 2009 г. в сравнении с 2008 г. сумма кредитов, выданных сельскохозяйственным потребительским кооперативам, увеличилась на 8,4 %, в том числе по СПоК — на 4,6 %, по СКПК — на 19,5 %. Также возрос средний размер кредитной сделки: по СПоК — до 6,2 млн руб., или на 27,2 %; по СКПК — 3,8 млн руб., или на 19,8 %.

Россельхозбанк в 2007 г. принял на себя роль агента по выплате субсидий гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, что позволило заемщикам сократить финансовые и временные затраты для получения субсидий. По состоянию на 01.01.2010 общий объем предоставленных через банк субсидий гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, составил 6,5 млрд руб. На 01.01.2009 размер выпла-

- 41

ченных субсидий составил 3,7 млрд руб.; количество заемщиков, получающих субсидии, возросло за год до 308 тыс., или на 64 тыс. (рис. 6).

В целях поддержки хозяйств, пострадавших в 2009 г. от засухи на юге России, принято решение о пролонгации кредитов, выданных данным хозяйствам на срок до 1 года для хозяйств, занимающихся смешанным растениеводством и животноводством, и на срок до 3 лет для хозяйств, занимающихся исключительно растениеводством. Уровень процентной ставки по данным кредитам не повышался.

Одним из важнейших направлений деятельности ОАО «Россельхозбанк» Дагестанского филиала за 6 месяцев 2008 г. явилась дальнейшая реализация Государственной программы развития сельского хозяйства в рамках Соглашения с Республикой Дагестан. Объем кредитных средств, выданных на реализацию программы за первое полугодие 2008 г., составил 567,15 млн руб., что на 40,7 % больше, чем за соответствующий период в 2007 г., в том числе инвестиционные кредиты — 8 (на 81,5 млн руб.), из них на технику и технологическую модернизацию сельского хозяйства — 2 (на 25 млн руб.); кредиты на строительство и реконструкцию животноводческих помещений — 5 (на 55,5 млн руб.); кредиты на развитие малых форм хозяйствования — 852 (на 438,85 млн руб.), из них полученные сельскохозяйственными потребительскими кооперативами — 9 (на 68 млн руб.); краткосрочные кредиты — 15 (на 46, 8 млн руб.). На развитие ЛПХ более 3 млн руб. кредитных средств каждый получили Бабаюртовский, Бот-лихский, Буйнакский, Дахадаевский, Кайтагский, Карабудахкентский, Кумторкалинский, Лакский, Ногайский, Сулейман-Стальский, Табасаранский, Тарумовский, Тляратинский, Унцукульский районы и г. Махачкала.

350-,

300 250 200 150 100 50 0

308

.А .А .А .А .А ■ А

244

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3,7

6,5

\Z__S

2009

2010

Источник: данные годового отчета ОАО «Россельхозбанк» за 2009 г. URL: www. rshb. ru [2].

Рис. 6. Динамика выплаченных субсидий по кредитам в ОАО «Россельхозбанк» гражданам, ведущим ЛПХ (на 01.01.2010): 1 — объем выплаченных субсидий, млрд руб.; 2 — количество заемщиков, получающих субсидии

42 -

Дополнительно к мерам, принимаемым Правительством РФ и направленным на повышение устойчивости финансовой системы в аграрном секторе, целесообразно сосредоточиться на решении следующих задач:

• создание специальных кредитных линий, повышение доступности средне- и долгосрочных кредитов, возможность предоставления государственных гарантий; развитие лизинга техники и оборудования, племенных животных; дальнейшее развитие агрострахования;

• внедрение механизма мониторинга государственных средств, направляемых банкам; включение АПК в перечень рекомендуемых отраслей для рефинансирования коммерческих банков под залог кредитных договоров;

• введение субсидирования процентной ставки предприятиям АПК в размере 100 % ставки рефинансирования Банка России не по отдельным видам инвестиционных и краткосрочных кредитов, а по всем заемным ресурсам, привлекаемым в 2008—2009 гг.;

• снижение инфляции должно лежать не столько в сфере совершенствования финансовой (кредитно-денежной) политики, сколько в развитии реального сектора экономики, особенно сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, в увеличении предложения на рынке продовольственных товаров;

• растущий спрос (как мировой, так и отечественный) на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие делает возможным реализовать уникальный природно-эко-номический потенциал страны на основе инвестиционно-инновационного развития, базирующегося на росте фондовооруженности и производительности труда. Отсюда целесообразность вложений золотовалютных резервов страны в базисные инновации, в развитие инфраструктуры;

• принятие Федерального закона «О продовольственной безопасности Российской Федерации», на основе которого можно регулировать рынок по объемам закупок и реализации сырья, качеству продукции, а также разрабатывать федеральные и региональные проекты защиты внутреннего рынка и развития собственной внешнеторговой деятельности;

• целесообразно осуществить географическую и продуктовую диверсификацию экспорта, а также перенос акцента от экспорта сельскохозяйственного сырья к поставкам продовольственных товаров;

• расширять участие России в глобальной производственной кооперации на аграрном рынке, стать инициатором создания «продовольственной ОПЕК», что будет способствовать координации деятельности и выработке общей политики в отношении производства и торговли сельскохозяйственным сырьем и продовольствием, поддержания стабильных цен на него;

• повышать мотивацию и оплату труда, в связи с чем целесообразно увеличить заработную плату работников сельского хозяйства до 70—80 %-го уровня, сложившегося в среднем по экономике [4, с. 45].

В представленной Правительством РФ и принятой Государственной Думой Программе стабилизации экономики и финансов в качестве мер по изысканию дополнительных доходных источников бюджета предлагаются:

1) повышение ставок земельного налога и введение повышенной платы за неиспользуемые земельные ресурсы с целевым направлением средств на поддержку добросовестных товаропроизводителей и землепользователей;

2) поэтапный отказ от дотаций и субсидий, осуществляемых за счет федерального бюджета;

3) сокращение прямой финансовой поддержки сельскому хозяйству, финансирование которого предполагается в большей степени осуществлять через фонды льготного кредитования и лизинговый фонд, а также федеральный и региональный продовольственные фонды, обеспечивающие проведение сезонных работ в сельском хозяйстве.

Автору представляется целесообразным не повышение ставок земельного налога наряду с действием в сфере АПК множества других налогов, сборов и платежей, а переход на один налог для всех юридических и физических лиц, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции — налог на землю.

Что касается поэтапного отказа от дотаций и субсидий, осуществляемых за счет федерального бюджета, то, по мнению автора, реализация таких мер возможна лишь в перспективе. Но процесс получения дотаций должен быть напрямую связан с фиксацией сельскохозяйственными товаропроизводителями реализации своей продукции в денежной форме и отражением результатов хозяйственной деятельности в бухгалтерской отчетности. Государственная казна выиграет от этого дважды. Во-первых, получит реальные бухгалтерские балансы, в которых будет отражена реализация произведенной ими продукции в денежной форме. Это позволит выявить действительное финансовое состояние предприятий, а следовательно, и рассчитывать на своевременность

выплаты налогов. Укрепится и валюта страны, так как именно рубль будет выполнять функцию платежного средства, а не его суррогаты. Во-вторых, расход денежных средств из федерального бюджета будет осуществляться только при условии, что произведенный предприятиями сельского хозяйства продукт действительно реализован, т. е. оплачиваться будут конкретные результаты работы.

Поддержка государством производителей сельскохозяйственной продукции в расчете на 1 т реализации продукции имеет ряд преимуществ перед другими видами поддержки. Во-первых, такая поддержка ставит всех товаропроизводителей в равное положение независимо от форм хозяйствования. Во-вторых, она обеспечивает самостоятельность хозяйствующих субъектов в самофинансировании, используя цену для получения необходимых финансовых ресурсов.

Для стабилизации состояния дел в АПК Республики Дагестан и обеспечения его динамического развития автор считает целесообразным:

1) изменить подход к государственному финансированию АПК, связав выделяемые из федерального бюджета средства с конечными результатами деятельности предприятий;

2) введение государственного контроля за подготовкой методических документов по порядку предоставления средств федерального бюджета предприятиям АПК, так как большая доля этих средств направляется на формирование фонда льготного кредитования;

3) введение действенной системы страхования. Механизм ее действия должен быть достаточно прост: органы страхования за счет средств, получаемых от хозяйств в виде страховых платежей и доходов от инвестирования их, выплачивают страховые возмещения при неурожаях, гибели скота и птицы и т. д.

Список литературы

1. Андреев В. Кредит — живьем // Аргументы и факты. 2011. № 8. С. 11.

2. Годовой отчет о деятельности ОАО «Россельхозбанк» за 2009 год. URL: http://www. rshb. ru/upload/ docs/report/year_report_2009.pdf.

3. Джамалдинов Р. Прогресс налицо! // Аргументы и факты: Дагестан. 2011. № 9. С. 2.

4. Маслова В. Финансы как фактор воспроизводства в сельском хозяйстве // АПК: экономика и управление. 2008. № 12. С. 44.

5. Поздняков А. Деньги для села // Аргументы и факты. 2008. № 31.

6. Шарипов Ш. Государственная поддержка сельскохозяйственных предприятий: реальность и механизмы совершенствования // АПК: экономика и управление. 2009. № 2. С. 48.

- 43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.