Научная статья на тему 'Региональные аспекты совершенствования земельного налога'

Региональные аспекты совершенствования земельного налога Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
219
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ / LAND-TAX / ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ / ECONOMIC TRANSFORMATIONS / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / TAXATION / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / AGRICULTURAL PRODUCTION / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / РЕГИОН / REGION / MANAGING SUBJECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сеферова З.С.

Статья освещает вопросы о роли земельного налога в системе налогообложения хозяйствующих субъектов, ставках земельного налога и дифференциации земельного налога с учетом ренты и арендных отношений в землепользовании сельскохозяйственных предприятий Министерства сельского хозяйства Республики Дагестан. Предназначена для студентов по экономическим специальностям, аспирантов, преподавателей, практических работников учебно-налоговых служб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL ASPECTS OF PERFECTION OF THE GROUND TAX

Article takes up questions on a role of the ground tax in system of the taxation of managing subjects, rates of the ground tax and differentiation of the ground tax taking into account the rent and rent relations in land tenure of the agricultural enterprises of the Ministry of Agriculture of Republic Dagestan. It is intended for students on economic specialities, post-graduate students, teachers, practical workers of uchebno-tax services.

Текст научной работы на тему «Региональные аспекты совершенствования земельного налога»

СЕФЕРОВАР.С.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА

Статья освещает вопросы о роли земельного налога в системе налогообложения хозяйствующих субъектов, ставках земельного налога и дифференциации земельного налога с учетом ренты и арендных отношений в землепользовании сельскохозяйственных предприятий Министерства сельского хозяйства Республики Дагестан. Предназначена для студентов по экономическим специальностям, аспирантов, преподавателей, практических работников учебно-налоговых служб.

яшпиюуа р.с.

REGIONAL ASPECTS OF PERFECTION OF THE GROUND TAX

Article takes up questions on a role of the ground tax in system of the taxation of managing subjects, rates of the ground tax and differentiation of the ground tax taking into account the rent and rent relations in land tenure of the agricultural enterprises of the Ministry of Agriculture of Republic Dagestan. It is intended for students on economic specialities, post-graduate students, teachers, practical workers of uchebno-tax services.

Ключевые слова: земельный налог, хозяйствующий субъект, налогообложение, сельскохозяйственное производство, экономические преобразования, регион.

Keywords: land-tax, managing subject, taxation, agricultural production, economic transformations, region.

Земельный налог традиционно относится к местным налогам, так как с его помощью формируется доходная база муниципальных образований, хотя по своему экономическому содержанию он ближе к ресурсным налогам. Налог является прямым, и взимается с пользователей и собственников земельных участков, исходя из их кадастровой стоимости.

Земельный налог был установлен в связи с переходом на рыночную экономику и формированием новых научных подходов к решению налоговых проблем.

В последние годы в России произошли кардинальные изменения в системе налогообложения сельскохозяйственного производства, и одним из направлений происшедших реформ следует считать принципиальный подход к решению проблемы землепользования: полностью раскрыть экономическое и финансовое содержания данного налога, чтобы обеспечить не только фискальную, но и стимулирующую его функции. Повышение роли земельного налога связано с определением задачи земельной собственности.

Процессы формирования организационно-правовых форм собственности и хозяйствования на земле для сельскохозяйственного производства продолжаются. Это дает возможность судить о распространении различных вариантов налога на землю, недвижимость, капитал и т.д.

Применение кадастровой стоимости в качестве базы для исчисления земельного налога создает стимул для эффективного использование земли, производства в лучших по оценке земельных угодиях и более рациональное их применение в сельскохозяйственной деятельности.

Значение кадастровой стоимости состоит в том, что землепользователи могут более объективно судить о качестве земельных угодий, вероятной цене продажи или уверенно вести свою деятельность, представляя вложения на улучшение используемых участков земли.

Котляров М.А. кадастровую стоимость характеризует как разновидность массовой долгосрочной оценки стоимости земельного участка, отражающую рыночные представления о ценности земельного участка [2, с.49]. Однако кадастровую и рыночную стоимости нельзя приравнивать, так как они имеют существенные отличия: кадастровая стоимость устанавливается на определенный период, а рыночная стоимость определяется в течение незначительного промежутка времени; кадастровая стоимость определяется с целью развития налогообложения (носит налогообразуемый характер), рыночная стоимость устанавливает реальную стоимость земли на данное время, удовлетворяющую сторонников коммерческой сделки и др.

Для определения величины земельного налога одна кадастровая стоимость недостаточна. Нужно использовать и другие элементы налогообложения и, прежде всего, налоговую ставку.

Налоговый кодекс Российской Федерации [2] регламентирует органам местного самоуправления предельные уровни ставок земельного налога, распределив их на две группы:

налоговая ставка, не превышающая 0,3% в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, используемых для агропроизводства, приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также данного хозяйства;

налоговая ставка 1,5% в отношении прочих земельных участков.

Они должны быть установлены представительными органами муниципальных образований дифференцированно в зависимости от категории земель и земельных участков. При их установлении необходимо не просто механически вводить эти ставки в муниципальные положения или законодательные акты, а обосновать их уровень в финансовом аспекте и в целом экономически.

За годы проводимых экономических преобразований в республике, как и в других регионах, произошли значительные изменения в перераспределении земель между различными землепользователями. Так, в Республике Дагестан образовано свыше 40 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ), около 400 тыс. личных подсобных хозяйств (ЛПХ), функционируют 670

сельскохозяйственных предприятий. Средний размер земли, закрепленной за одним КФХ, составляет 4 га, в ЛПХ это равно 0,25 га, а в сельхозпредприятиях - 2783 га.

Структура сельскохозяйственных земель республики резко отличается от структуры земель в общем по Российской Федерации. В сельхозугодиях республики на долю пашни приходится всего 15,7% при 55% по России и 52% в ЮФО. Поэтому состояние землепользования имеет свои особенности.

В отличие от других регионов в Республике Дагестан исторически сложилось закрепление за одним хозяйствующим субъектом участков в горной местности, плоскостной зоне и на отгонных землях Прикаспийской низменности. Расчлененность земельных участков, принадлежащая одному собственнику (пользователю) на нескольких обособленных земельных угодиях, разделенных друг от друга, вызывает ухудшение условий достоверности информации, учета и отчетности о землепользовании, в итоге - отсутствие обеспечения полного поступления земельного налога.

Таблица 1

Земельный налог по кадастровой стоимости земель муниципального образования «Каякентский район»

Виды земельных участков Земельный налог при применении ставки налога на 1 га, руб. Новая ставка налога, % Земельный налог при применении налога от Отклонение в налоге (руб.): (+) увеличение,

кадастровой стоимости, руб. (-) уменьшение

1. Земли для сельскохозяйственного производства сельхозорганизаций 23,52 0,3 65,41 +41,89

2. Земли, предоставленные для личного подсобного хозяйства 23,52 0,3 81,89 +58,37

населению

3.Земли для садоводства, виноградарства 56,50 0,3 78,35 +21,85

4. Земли для огородничества 56,50 0,3 78,35 +21,85

5. Земли для животноводства 25,66 0,3 45,36 +19,70

В среднем 37,14 0,3 69,87 +32,73

Приведенные в таблице 1 показатели представляют картину изменения доходов бюджетов местных сельских поселений за счет земельного налога. Здесь рассмотрены только те налоги, которые поступают по землям сельскохозяйственного назначения, предоставленным для коллективных организаций, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и животноводства. Поступления земельного налога по прошлым ставкам ниже по сравнению с новыми ставками на 11,3 % в среднем. Отсюда величина новой ставки по указанным земельным угодиям на уровне 0,3 % от кадастровой стоимости является завышенной. Это результат увеличения

стоимости земельных угодий, а не произошедшего повышения их плодородия при проведенных капитальных и текущих работ по улучшению их состояния.

Землепользователь, внеся определенную часть дохода как налог на землю, может сопоставить, какие перемены произошли от увеличения размера налога: улучшение дорожных сетей, оказание помощи в приобретении орудий труда, предложение новых сортов культур, пород животных и другие условия.

Удельный вес земельного налога в структуре затрат на гектар пашни в Республике Дагестан составляет 2,2 - 2,3%.

Новый подход к установлению ставок земельного налога, как отмечает Тарасов А. [4, с.43], приводит к их увеличению (в целом по Ростовской области на 58%). Подобная ситуация по ставкам земельного налога просматривается и в сельхозорганизациях Республики Дагестан (табл. 2). Выражена тенденция абсолютного роста основных экономических показателей, хотя с разными уровнями их стабильности.

Таблица 2

Ставки земельного налога и основные производственно-экономические значения в сельхозорганизациях Минсельхоза Дагестана

Годы Ставка земельного налога на 1 га сельхозугодий, руб. Себестоимость производства, руб. Урожайность, ц/га Затраты на 1 га, руб. Стоимость продукции с 1 га, руб. Прибыль с 1 га, руб

зерно виноград зерно виноград зерно виноград зерно виноград зерно виноград

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

1996 11,15 25,8 75,4 13,1 23,2 358 1771 392 1324 +34 -447

1997 11,15 44,58 95,9 13,3 34,3 629 3294 595 2671 -34 -623

1998 14,95 90,45 128,6 9,4 28,0 891 3591 554 3334 -337 -257

1999 14,95 115,6 222,2 12,3 24,8 1485 5505 1541 6316 +56 +811

2000 16,20 164,75 289,61 12,2 28,8 2094 8353 2117 11178 +23 +2825

2001 17,80 185,52 302,9 13,7 28,7 2675 9592 2679 9981 +4 +389

2002 19,60 206,46 363,33 13,1 36,5 2883 10263 2895 13069 +12 +2806

2003 23,52 238,03 426,09 12,7 40,4 3167 11667 3031 15772 -136 +4105

2004 23,52 277,63 486,30 13,8 41,8 3663 15339 3585 19109 -78 +3770

2005 25,66 312,37 565,25 14 43,6 4218 18049 3906 22108 -312 +4059

2006 25,66 356,31 611,46 13,6 45,6 5006 23565 4632 28469 -374 +4904

2007 65,5 421,96 710,58 14,1 51,7 6206 26491 5366 34404 -840 +7913

Увеличение затрат на производство зерна и винограда меньше связано с качественными и технологическими изменениями, чем с ростом цен на материальные ресурсы и услуги, оказываемые промышленными компаниями.

Более выраженную тенденцию изменения результативных показателей выпуска продукции растениеводства и сбора налогов в сельскохозяйственных организациях можно наблюдать при их сопоставлении в динамике (табл. 3).

Стабильность темпов роста (изменений) анализируемых показателей в

динамике последних лет не одинакова. Наиболее высокий темп роста в 2007г. по сравнению с 2001г. наблюдается по ставке земельного налога на 1 га пашни (в 3,5 раза). Начисление налогов и сборов в сельхозпроизводстве соответственно сократилось на 13 процентных пунктов.

Вопрос о росте земельного налога затрагивает финансовые отношения собственника и арендатора земли. В соответствии с Налоговым кодексом земельный налог, который ранее платил тот, кто использовал землю, теперь будет платить собственник земли. Тут вероятны варианты реагирования собственника земли: переложить долю земельного налога на землепользователя или повысить арендную плату на землю, чтобы иметь свои доходы.

Арендная плата всегда была выше налога, и в структуре затрат она занимает в пределах 6-7% в хозяйствах предгорной зоны, 28 % - в субъектах хозяйствования равнинной зоны.

Таблица 3

Налогообложение в сельскохозяйственном производстве предприятий Минсельхоза Дагестана

Показатели 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2007 г. в % к 2001 г.

1.Выручка от реализации продукции растениеводства, руб. на 1 га 194,85 199,13 274,33 271,60 315,70 362,08 484,62 248,741

Темпы роста, % 100 102 140 139 162 185 248 +148

2.Полная себестоимость реализованной продукции растениеводства, руб. на 1 га 164,25 202,3 243,12 259,61 293,69 312,56 418,28 254,66

Темпы роста, % 100 123 148 158 178 190 254 +154

3.Начисленно налогов и сборов по сельскому хозяйству, руб. на 1 га 110,13 122,99 153,16 81,73 67,08 70,40 96,08 87,24

Темпы роста, % 100 111 139 74 60 63 87 -13

4. Ставка земельного налога на 1 га пашни, руб. 18,65 20,53 24,64 24,64 28,6 28,6 65,5 351,21

Темпы роста, % 100 110 132 132 153 153 351 +251

Изменения в размерах земельного налога, его ставках и арендной плате совершаются в целях регулирования рентных отношений в сельском хозяйстве. Отсюда главным фактором установления платы за землю должна выступать рента. По этому поводу вполне четко высказался академик Россельхозакадемии В.В. Милосердов: «В основе всех земельных платежей должна лежать земельная рента - часть прибавочной стоимости, которую пользователь земли уплачивает земельному собственнику. Земельная рента -

это нетрудовой доход, присваиваемый собственником земли и не связанный с условием хозяйствования. Земельная рента, земельный налог должны принадлежать обществу» [3, с. 460]).

Группировка районов Республики Дагестан по величине рентного дохода, исчисленного в результате проведения работ по государственной кадастровой оценке земель, показала на проявление существования прямой и достаточно тесной связи между экономическими показателями и рентным доходом. Использование метода корреляционного анализа подтвердило близкое к средней тесноте взаимосвязи рентного дохода со стоимостью выручки реализованной продукции (г=0,671), арендной платой (г=0,672) и с прибылью (г=0,317). Арендная плата лучше, чем другие показатели, учитывает состояние земли. Существование реально действующего влияния ценового фактора, не воспринимающего качественные характеристики земли, а признающего только количество и качество предложенной продукции привели к низкой тесноте связи факторов формирования прибыли и рентного дохода.

Изменения земельного налога больше всего связаны с рентой, которая имеет тенденцию к росту в отношении получаемой и используемой продукции с единицы площади. Складывается мнение, что кадастровая стоимость земли здесь также повышается, несмотря даже на неэффективную деятельность на ней в данное время. Указанные противоречивые экономические явления, складывающиеся между кадастровой стоимостью, рентным доходом и показателями производства, указывают на необходимость улучшения методологии исчисления земельного налога как универсального показателя для системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Для установления обоснованных ставок земельного налога и дифференциации уровня земельного налога необходимо осуществить:

изучение структуры земельных (в особенности сельскохозяйственных) угодий муниципальных образований в разрезе землепользователей;

анализ налоговой нагрузки всех категорий землепользователей и ее дифференциация для отдельных категорий сельского населения (снижение для сельхозтоваропроизводителей);

мониторинг поступлений налоговых средств в местные бюджеты и уровня их расходов на улучшение сельскохозяйственных земельных угодий;

выявление реального размера арендной платы по видам сельскохозяйственных угодий на территории муниципальных образований и сопоставление платы за аренду с земельных налогом;

постоянный контроль за состоянием использования принятых ставок земельного налога и уплаты налога, степенью заполняемости местных бюджетов, эффективностью землепользования в целом.

_Литература_

1. Земельный кодекс Российской Федерации. - М.: ИКФ «Экмос», - 2002, -с. 96

2. Котляров М.А. Новый земельный налог, проблемы и решения. // Финансы -2006, -№10.

3. Милосердое В.В. Аграрная политика России - ХХ век. - М.: ФГУП «ВО Минсельхоза России», - 2002, - с.544.

4. Тарасов А. Земельный налог в системе налогообложения сельхозпроизводства. //АПК: экономика, управление. - 2007, -№8, -с.43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.