Научная статья на тему '"зелёный университет" - день сегодняшний, перспективы развития'

"зелёный университет" - день сегодняшний, перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

В интервью с проректором по инновационному развитию Московского гуманитарного университета, кандидатом педагогических наук Натальей Игоревной Ильинской обсуждается создание «зелёных университетов» как необходимого условия устойчивого развития экономики и общества на примере проекта МосГУ «Зелёный университет»; необходимость воспитания экологического сознания и культуры у молодого поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"зелёный университет" - день сегодняшний, перспективы развития»

Образование и общество

«зелёный университет» -день сегодняшний, перспективы развития

В интервью с проректором по инновационному развитию Московского гуманитарного университета, кандидатом педагогических наук Натальей Игоревной Ильинской обсуждается создание «зелёных университетов» как необходимого условия устойчивого развития экономики и общества на примере проекта МосГУ «Зелёный университет»; необходимость воспитания экологического сознания и культуры у молодого поколения.

— Наталья Игоревна, в 2015 году вы стали инициатором создания проекта «Зелёный университет» в МосГУ. Почему решили развивать именно экологический проект?

— Когда я пришла работать в университет, то была поражена разнообразием интересных, актуальных проектов, над которыми трудились преподаватели и студенты. Такое содружество профессионалов и заинтересованной молодёжи всегда даёт замечательные результаты. Мне тоже захотелось включиться в это движение, и я довольно быстро поняла, что именно экология может стать той областью, в которой можно и нужно интенсифицировать деятельность университета. Преподавание небольшого объёма «Основ экологии» нельзя было считать полноценной работой по воспи-

танию экологической культуры, являющейся, на мой взгляд, одним из важнейших личностных качеств человека XXI века.

Кроме того, университет сам по себе является в определённом смысле мини-экосистемой. Территория МосГУ располагается на 55 гектарах садово-парковых земель. Здесь есть старинный яблоневый сад, повсюду снуют белки. К нам приезжают орнитологи, чтобы изучать редкие виды птиц — обитателей парка. Наша обязанность — сохранение этой уникальной среды.

«Лицом» проекта мы попросили стать Сергея Николаевича Ревина — космонавта-испытателя, Героя России, выпускника аспирантуры МосГУ и хорошего друга университета. Этот выбор не случаен, ведь космическая станция позволяет увидеть нашу планету как прекрас-

ОБРАЗОВАНИЕ И ОБЩЕСТВО

6

ный, хрупкий мир со всеми красотами и проблемами. К тому же на станции, которая является своеобразной экосистемой, космонавты живут согласно «зелёным принципам».

— Чей опыт мог оказаться вам полезным при разработке проекта?

— За рубежом формирование экологической культуры студентов входит в ряд обязательных задач каждого вуза. Она может проявляться как в большом — например, в воспитании любви и ответственного отношения к природе, отказе от излишнего потребления; так и в малом — раздельном сборе отходов, бережном использовании воды и электричества. В создании нашего научно-практического проекта мы опирались на опыт крупнейших зарубежных университетов, реализующих концепцию Дэвида Орра Greencampus, идеи «устойчивого развития». Именно в университете передача знаний и навыков, связанных с экологией, устойчивым развитием, может и должна сопровождаться их практической реализацией. Сегодня такая система действует во многих вузах мира. Кстати, в СССР экологии уделялось больше внимания, чем сейчас. Студенты ездили в экологические экспедиции, природоохранные органы вели борьбу с браконьерством, создавались заповедники, организовывались сбор макулатуры и субботники. Этот опыт тоже важен для нас.

— Каковы реальные достижения «зелёного университета»?

— Концепция «зелёного университета» предполагает создание на базе вуза некой модели «зелёной» экономики, основывающейся, в том числе, на развитой экологической культуре студентов, преподавателей и сотрудников. Для этого необходимо введение разного рода инноваций: технических, управленческих, образовательных, но главное — формирование экологической сознательности, овладение конкретными навыками, позволяющими каждому из нас внести свой вклад в охрану окружающей среды. Почти два года тому назад мы ввели раздельный сбор отходов, занимаемся оптимизацией принтеров, бумаги, вопросами экономии воды и электричества. За эти усилия в области экономии ресурсов на рабочих местах университет был награждён дипломом департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы.

Наши эковолонтёры принимают участие во всероссийских экоконферен-циях и конкурсах. Дважды в год в МосГУ проходит «Зелёная неделя», в рамках которой студенты знакомятся с последними достижениями экологической науки, обсуждают экологические проблемы и меры по их решению, получают необходимые для этого знания и навыки.

— Какие задачи, связанные с экологией, ставит перед собой университет?

— Вузам, разделяющим идеи устойчивого развития, необходимо объединяться. В 2016 году мы с фондом «Русский углерод» и несколькими вузами

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ № 3/2017

7

подписали меморандум о намерениях создания Международной ассоциации «зелёных» университетов. В ближайшее время нам необходимо разработать стратегию устойчивого развития университета, расширить движение эковолон-тёров, активисты которого смогут не только разрабатывать, но и самостоятельно реализовывать экологические проекты. Сегодня МосГУ занимает лидирующие позиции в рейтинге негосударственных вузов, возможно, в будущем потребуется проработка вопроса об

экологической сертификации вуза. Мы также планируем войти в международные рейтинги «зелёных» вузов.

Безусловно, необходимо работать над тем, чтобы экологические стратегии развития Москвы, других крупных городов и регионов обязательно включали раздел, связанный с образованием и развитием «зелёных» вузов.

И это позиция не только педагога, но и гражданина.

Интервью вела A.B. Костина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.