Научная статья на тему 'Проект "Зелёный университет" как фактор формирования экологической культуры студентов вуза'

Проект "Зелёный университет" как фактор формирования экологической культуры студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
282
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТЫ / "ЗЕЛЁНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фортунатов Артём Александрович

Признание важности формирования экологической культуры, активное обращение научного знания к этой проблеме ещё не привели к раскрытию её теоретико-методологических основ. Внимание исследователей оказалось сосредоточенным преимущественно на таких острых вопросах, как нарушение экологии и последствия этого: загрязнение среды, истощение ресурсов и т.д. Эти жизненно важные для общества вопросы нередко рассматриваются без использования соответствующей научной методологии. Однако постепенно возникло осознание необходимости создания практической базы для изучения проблем формирования экологической культуры. В качестве такой базы автор рассматривает проект «Зелёный университет», основанный в 2014 г. в АНО ВО «Московский гуманитарный университет».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проект "Зелёный университет" как фактор формирования экологической культуры студентов вуза»

80

Л

КОЛОГИЯ

КОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОЕКТ «ЗЕЛЁНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Фортунатов Артём Александрович,

кандидат педагогических наук, доцент, АНО ВО «Московский гуманитарный университет» (МосГУ), Москва

Признание важности формирования экологической культуры, активное обращение научного знания к этой проблеме ещё не привели к раскрытию её теоретико-методологических основ. Внимание исследователей оказалось сосредоточенным преимущественно на таких острых вопросах, как нарушение экологии и последствия этого: загрязнение среды, истощение ресурсов и т.д. Эти жизненно важные для общества вопросы нередко рассматриваются без использования соответствующей научной методологии. Однако постепенно возникло осознание необходимости создания практической базы для изучения проблем формирования экологической культуры. В качестве такой базы автор рассматривает проект «Зелёный университет», основанный в 2014 г. в АНО ВО «Московский гуманитарный университет».

Ключевые слова: экологическая культура, студенты, «Зелёный университет».

По мере развития общества обнаруживается всё большая взаимозависимость и взаимообусловленность процессов, которые происходят в системе «природа-человек-общество». Экологическая ситуация, сложившаяся в настоящее время, вывела на передний план проблемы взаимодействия общества и природы, остро поставив вопрос о формировании экологической культуры и выявлении её роли в оптимизации социо-природного взаимодействия.

Исследования экологической проблемы однозначно подтверждают её глубокую связь с сущностью человека, особенностями его культуры. Без анализа культуры, её развития в принципе невозможно выяснить подлинные механизмы решения экологической проблемы. Культурологические и экологические исследования, таким образом, пересекаются, доказывая единство человека, общества и природы [2, с. 67].

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ № 2/2019

í 81

Среди современных проблем, стоящих перед мировым сообществом, особенно выделяется одна — проблема ухудшения качества среды обитания человека, которая носит глобальный характер. Решение экологических проблем возможно при условии формирования у учащихся экологической культуры, воспитания чувства ответственности за окружающий мир, выработки активной жизненной позиции в вопросах сохранения среды обитания [1, с 115].

Ведущая роль в экологизации учебно-воспитательного процесса принадлежит образовательным организациям, начиная с дошкольных и заканчивая высшими учебными заведениями. Задача такого воспитания является сложной, комплексной, приобретающей на современном этапе всё большую актуальность. Сохранить на планете полноту жизни, в том числе и человеческой, можно только при условии коренного улучшения взаимоотношений человека и природы, ликвидации мощного воздействия людей на дикую природу. В связи с этим в АНО ВО «Московский гуманитарный университет» (МосГУ) была успешно продолжена реализация научно-образовательного общеуниверситетского проекта «Зелёный университет».

Проект «Зелёный университет» активно выступает за формирование здорового образа жизни у студентов, сотрудников и преподавателей вуза. По инициативе «Зелёного

университета» совместно с Управлением по внеучебной работе были проведены десятки рейдов по территории МосГУ с целью профилактики курения, внесены изменения в приказ ректора МосГУ Игоря Михайловича Ильинского «Об ограничении курения на территории МосГУ», расставлены и заменены таблички на новые, чтобы сказать спасибо всем, кто не курит на нашей прекрасной зелёной территории.

Борьба с курением даёт свои плоды: территория университета стала чище, а количество курящих сокращается. Акции студенческого совета и эковолонтёров «МосГУ не курит» и «Конфета вместо сигареты» поддерживают всё больше студентов и преподавателей.

В апреле 2017 г. эковолонтёры «Зелёного университета» приняли участие в III молодёжном фестивале «ВузЭкоФест-2017» для студентов и молодых учёных. За вклад вуза в решение проблем экологии и устойчивого развития организаторы «ВузЭкоФеста» наградили грамотами ректора МосГУ Игоря Михайловича Ильинского, проректора по инновационному развитию, инициатора и руководителя проекта «Зелёный университет» Наталью Игоревну Ильинскую, а также команду студентов, активно принимавших участие в мероприятиях фестиваля.

Весной 2017 г. в рамках проекта был проведён конкурс эссе «Экология моими глазами». Среди нескольких

82

КОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ

ну

десятков работ, поступивших на конкурс, жюри отобрало две. Победителями конкурса стали студентка 3-го курса факультета рекламы, журналистики и дизайна Анастасия Алфеева и студент 2-го курса факультета международных отношений и туризма Антон Беднов. В качестве награды ребята получили авиабилеты для поездки с экологической миссией в один из старейших и крупнейших заповедников России — Кроноцкий биосферный заповедник на Камчатке.

Пребывание на Камчатке — это колоссальный опыт для студентов. Тот опыт раздельного сбора отходов, который они приобрели в университете, пригодился им и на Камчатке, где так же приходилось сортировать отходы и раскладывать их по специальным контейнерам. И только здесь им удалось понять, что это важная миссия: ведь природа должна остаться нетронутой, такой, какой она была до прихода сюда человека. Кроме того, студенты помогали на кордоне разгружать вертолёты, косить траву, готовить пищу и строить новый гостевой домик, а также встречать и провожать туристов.

В рамках данного проекта в МосГУ работает Школа юного эколога. В апреле и декабре 2018 г. её посетили многодетные семьи из клуба «Очаг» Косино-Ухтомского района. Ребята разных возрастов вместе с родителями приняли участие в экоквесте, мастер-классе по изготовлению куклы-берегини и экодиалоге «Сохранить приро-

ду — сохранить жизнь». Форма активной игры позволила совместить развлечение с элементами научного познания и сделала мероприятие занимательным даже для самых юных участников.

По традиции такие встречи заканчиваются «зелёным» чаепитием и вручением гостям грамот «Хранитель планеты» и фирменных значков «МосГу не курит» и «Зелёный университет».

В декабре 2017 г. студентка 4-го курса факультета рекламы, журналистики и дизайна и эково-лонтёр Анастасия Алфеева приняла участие в конкурсе экологических стартапов «Климатрон», учреждённом фондом «Русский углерод». Её работа «Развитие экологически рациональной упаковки» для компании «Балтика» ^arlsberg Group) заняла почётное 2-е место.

С 11 по 15 декабря 2017 г. прошла очередная «Зелёная неделя». Научная часть этого проекта проходила в форме дискуссий студентов с учёными-экологами в лектории Eco Talks. Благодаря уникальному опыту и знаниям учёных, сотрудников и студентов нашего вуза все желающие могли ознакомиться с последними достижениями науки в области экологии, овладеть элементарными навыками экокульту-ры, обсудить волнующие всех нас экологические проблемы и вместе подумать о мерах для их решения. Во время «Зелёной недели» перед гостями и студентами университета выступили космонавт-испытатель,

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ № 2/2019

i 83

Герой России Сергей Ревин и заместитель директора Кроноцкого заповедника Роман Корчигин.

В январе 2018 г. эковолонтёр проекта МосГУ «Зелёный университет» Настя Алфеева приняла участие в заседании западно-европейской секции MEP (Model European Parliament — модель Европейского парламента), которое проходило в городе Лир (Бельгия). MEP — это совместный проект фонда «Эразмус» и европейского сообщества, цель которого — формирование будущих парламентариев, политиков и лидеров завтрашнего дня. В рамках этого значительного социокультурного мероприятия самым талантливым представителям студенческой молодёжи из более чем 28 стран Европы предоставляется возможность поделиться с парламентской трибуны своим мнением по самым злободневным проблемам европейского континента. В этом же году на заседание Комитета по экологии WEMEP пригласили российских студентов, которые совместно со своими коллегами-евро пей цами составили и представили на Генеральной Ассамблее резолюцию о проблемах климатических изменений. Итогом визита Анастасии Алфеевой в Бельгию стала одобренная на заседании WEMEP резолюция по экологии, в разработке которой студентка принимала непосредственное участие.

С 21 по 23 марта 2018 г. эково-лонтёры «Зелёного университета», студентки 2-го курса факультета психологии, педагогики и социоло-

гии Василиса Морокина, Екатерина Лунёва, Мария Диво и студентка 4-го курса факультета экономики и управления Дарья Соколова приняли участие в V Кубке экологических кейсов Eco Solution Cup 2018, проходившем в МГИМО.

23 марта 2018 г. в финале эково-лонтёры уверенно защитили кейс о проблеме развития Национального парка «Башкирия» перед жюри, в состав которого входил директор Национального парка Владимир Михайлович Кузнецов.

В 2018 г. у проекта появились новые партнёры. Были подписаны договоры о сотрудничестве с Кро-ноцким государственным природным биосферным заповедником и экоцентром «Заповедники».

Таким образом, проект «Зелёный университет» можно отнести к одним из основным факторов, способствующих формированию экологической культуры обучающихся МосГУ

ЛИТЕРАТУРА

1. Фортунатов А.А. Теоретические подходы к формированию экологической культуры студенческой молодёжи // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. — 2010. — № 5 (63). — С. 114-117.

2. Фортунатов А.А. Экоцентрический тип экологического сознания как фактор экологической культуры // Высшее образование сегодня. — 2009. — № 6. — С. 66-69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.