Научная статья на тему '"экологический императив" и задачи университета по формированию экологического сознания молодёжи'

"экологический императив" и задачи университета по формированию экологического сознания молодёжи Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
38
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"экологический императив" и задачи университета по формированию экологического сознания молодёжи»

От редакции

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ» И ЗАДАЧИ УНИВЕРСИТЕТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЁЖИ

Сегодня проблемы экологии являются одними из самых значимых для человека и человечества. Изменение климата, иссушение и оскудевание почв, сокращение запасов пресной воды, уменьшение лесных массивов, а вслед за этим — голод, ухудшение условий жизни, болезни, уменьшение биоразнообразия — всё это ставит существование человека на грань его выживания. Может быть, не сейчас, но примерно через три десятилетия, о чём говорится в глобальных экономических прогнозах до 2050 года, составленных и подтверждённых весьма серьёзными организациями — крупнейшими консалтинговыми и аналитическими компаниями The Economist, PricewaterhouseCoopers, Citi Research.

Конечно, информация об истощении ресурсов Земли не нова — первые аргументированные предупреждения об этом прозвучали с трибуны Римского клуба, два проекта которого — Дж. Форрестора «Мировая динамика» и Д. Медоуза «Пределы роста» — были представлены человечеству соответственно в 1971 и 1972 годах.

О несоответствии роста материальных потребностей человека ресурсам оскудевающей планеты постоянно писал и говорил, в том числе с трибуны ЮНЕСКО, академик Н.Н. Моисеев. Он настаивал на необходимости ответственности каждого человека за судьбу планеты в целом, на принятии принципа «энвайромен-тальных пространств» природы и общества различных стран в соответствии с количеством населения.

Выполнение подобного «экологического императива» в ближайшее время вряд ли возможно — США потребляют примерно 40% всех мировых ресурсов, что не соответствует пропорционально их населению. Загрязнение воздуха в Китае, которое является следствием его стремительного экономического роста, достигло колоссальных масштабов.

Решать эти проблемы нужно немедленно и при помощи коллективных усилий — на это неоднократно указывал в своих работах академик Н.Н. Моисеев, говоря о необходимости создания непрерывного экологического (или энвай-роментального) образования, которое должно впитываться с молоком матери. Решать эту задачу нужно самыми разными способами — и через общественные экологические движения, и через научные форумы, собирающие единомышленников, и через воспитание экологического сознания у подрастающих поколений.

4 \

ОТ РЕДАКЦИИ

Именно для решения этой задачи в 2015 году по моей инициативе в МосГУ был запущен экологический проект «Зелёный университет». Сегодня этот общеуниверситетский проект — это комплекс разнообразных экомероприятий, среди которых масштабные акции «Зелёные недели», открытый научно-популярный лекторий EcoTalks, благотворительная ярмарка «DариDрузьямDобро», занятия для детей в Школе юного эколога, встречи в «Зелёный киноклуб» и сотни участников — эковолнтеров. Важной миссией «Зелёного университета» является организация раздельного сбора отходов в вузе, регулярный вывоз металлолома, макулатуры на переработку.

Несмотря на то, что эти действия не могут повлиять на экологическое состояние Земли в глобальном масштабе, они выполняют самое главное — формируют сознание наших студентов — завтрашних экономистов, юристов, международников, журналистов, артистов — как сознание людей, любящих свою планету, свою Родину, способных и готовых защищать её и её ресурсы — леса, поля, недра — от варварского истребления, от действий, приносящих сиюминутную материальную выгоду за счёт губительного воздействия на природу. Все те, кто включён в проект «Зелёный университет», являются людьми, уверенными в возможности улучшения нашей планеты за счёт этих чрезвычайно важных дел.

Н.Н. Моисеев тоже говорил о том, что несмотря на прогнозы «ядерной зимы» как результата бездумных действий человека, несмотря на его знание об уничтожающих жизнь на Земле катастрофических процессах, он полагал, что выход из этого тупика есть. Это — коэволюция человека и Природы, то есть, их совместное, взаимосвязанное развитие, которое будет иметь значение экологического императива — не нарушаемого правила, которому будут следовать все люди. Формирование такого сознания и есть главная цель проекта «Зелёный университет».

Важность экологической проблематики определила и содержание данного номера «Образовательных технологий», где авторы размышляют и о месте человека в природе, и об экологических кризисах, которые сопутствуют всей истории человечества, и о расширении практик экологически ориентированного поведения современного человека, и о путях формирования экологического сознания, начиная с первичной социализации и продолжая в виде специальных образовательных программ в высшей школе. Авторы показывают, что все действия, направленные на экологизацию сознания человека, есть залог того, что сохранение природы для поколений X, Y, Z станет тем экологическим императивом, о котором мечтал Н.Н. Моисеев.

Проректор по инновационному развитию Московского гуманитарного

университета (МосГУ), директор АНО «Центр образовательных технологий», главный редактор журнала «Образовательные технологии»

Наталья Игоревна Ильинская

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.