Общество: политика, экономика, право. 2021. № 6. С. 61-69. Society: Politics, Economics, Law. 2021. No. 6. P. 61-69.
Научная статья УДК 339.5
https://doi.org/10.24158/pep.2021.6.8
«Зеленый» экспорт России в страны Европейского союза: проблемы, возможности и перспективы
Ирина Викторовна Игнатова1, Эльза Александровна Дударева2
12Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия [email protected], https://orcid.org/0000-0003-1692-1974 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-3244-4883
Аннотация. В статье рассматривается процесс реализации внешнеторговой политики России и стран Европейского союза в современных условиях. Существенное влияние на данный процесс оказали санкции, определившие снижение темпов роста экспорта в промышленности и обозначившие необходимость повышения продаж высокотехнологичных товаров для обеспечения устойчивого роста российской экономики и ее конкурентоспособности в мире. Европейская «Зеленая сделка» требует внедрения природоохранных технологий во внутреннее российское производство, участвующее в создании экспортных товаров. В статье уточнено понятие «зеленый» экспорт, которое рассмотрено в экономическом и таможенном аспектах. На основе SWOT-анализа выявлены слабые стороны, «зеленого» экспорта, определены возможности и перспективы его развития в России. Проведенное исследование показало преобладание возможностей над угрозами, а также наличие потенциала для развития «зеленого» экспорта.
Ключевые слова: Европейская «Зеленая сделка», «зеленый» экспорт, «зеленые» технологии, Европейский союз, внешнеторговая политика России, экспорт промышленных товаров, географическая структура экспорта, SWOT-анализ «зеленого» экспорта
Для цитирования: Игнатова И.В., Дударева Э.А. «Зеленый» экспорт России в страны Европейского союза: проблемы, возможности и перспективы // Общество: политика, экономика, право. 2021. № 6. С. 6169. https://doi.org/10.24158/pep.2021.6.8.
Финансирование: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-010-00996.
Original article
"Green" Export of Russia's to the European Union: Problems, Opportunities and Prospects
Irina V. Ignatova1, Elza A. Dudareva2
12Tyumen State University, Tyumen, Russia [email protected], https://orcid.org/0000-0003-1692-1974 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-3244-4883
Abstract. The article examines the process of implementing the foreign trade policy of Russia and the European Union countries in modern conditions. Sanctions had a significant impact on this process, which determined a decline in the growth rate of exports in industry and indicated the need to increase sales of high-tech goods to ensure sustainable growth of the Russian economy and its competitiveness in the world. The European "Green Deal" requires the introduction of environmental technologies in domestic Russian production, which is involved in the creation of export goods. The article clarifies the concept of "green" exports, which is considered in economic and customs aspects. Based on the SWOT- analysis, the weaknesses of "green" exports are identified, and the opportunities and prospects for its development in Russia are determined. The study showed the predominance of opportunities over threats, as well as the potential for the development of "green" exports.
Keywords: European "Green deal"," green "export," green "technologies, European Union, Russian foreign trade policy, export of industrial goods, geographical structure of exports, SWOT-analysis of "green" exports.
For citation: Ignatova I.V., Dudareva E.A. "Green" Export of Russia's to the European Union: Problems, Opportunities and Prospects // Society: Politics, Economics, Law. 2021. No. 6. P. 61-69. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/pep.2021.6.8.
Funding: The research was carried out with the financial support of the Russian Foundation of Basic Research within the framework of the scientific project № 20-010-00996.
Внешнеторговая политика России в условиях глобального развития основана на реализации эффективного ее участия в международном разделении труда. Значительный потенциал интеграции РФ в международные производственные процессы заключен в торгово-экономическом
сотрудничестве нашей страны и Европейского союза (далее - ЕС), несмотря на сильные экспортные позиции его участников. Задача развития рынка промышленных товаров, а также товаров с высокой добавленной стоимостью, имеющих повышенный спрос в странах ЕС, является актуальной для российской экономики, так как выступает условием обеспечения ее устойчивого роста и повышения конкурентоспособности отечественных производителей на мировом рынке.
Внешнеторговое сотрудничество России и стран ЕС начало развиваться с 1990-х годов в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС). Переговоры по новому соглашению начались в 2008 г., однако прекратились в 2010 г. из-за отсутствия согласия сторон в торгово-инве-стиционной сфере [1]. При этом некоторые положения СПС перестали действовать из-за госпереворота на Украине и воссоединения в 2014 г. Крыма с РФ. Тогда ЕС и США ввели санкции против России. В ответ она установила продовольственное эмбарго на ввоз товаров из стран ЕС и США. Однако в настоящее время уже около 50 % российского экспорта приходится на страны ЕС. Важными торговыми партнерами России являются Германия, Нидерланды, Италия, Финляндия [2].
Для нашей страны особую значимость приобретает переориентация экспорта в ЕС с товарных групп добывающей промышленности на товарные группы обрабатывающей, производимые в том числе с применением «зеленых» технологий. Данное обстоятельство определяется условиями Европейской «Зеленой сделки», предполагающей переход к «чистой» экономике замкнутого цикла, восстановление биоразнообразия и сокращение загрязнения окружающей среды [3]. На сегодняшний день ЕС позиционирует себя как лидер международной климатической политики, определяющий экологию одним из важных принципов взаимоотношений с третьими странами в международной торговле. Предлагается сделать Парижское соглашение основой международных торговых соглашений. Это повлечет повышение требований со стороны ЕС к ввозимой на его территорию продукции, а также сокращение объемов или отказ от импорта отдельных видов сырья, товаров, изготовленных с применением «коричневых» технологий.
Цель исследования - выявить основные проблемы и определить перспективы развития российского экспорта в страны ЕС в условиях «зеленого» вызова.
В научной литературе под «зеленым» экспортом понимаются конкурентоспособные на мировом рынке товары, удовлетворяющие требованиям «экологической» чистоты (интенсивность выбросов СО2 при экспорте) [4]. Ряд исследователей анализирует влияние «зеленой» промышленной политики на конкурентоспособность «зеленого» экспорта [5]. Результаты изучения образцов историко-философской мысли свидетельствуют о дифференциации факторов развития «зеленого» экспорта в зависимости от уровня разработанности и внедрения экологичных технологий, вида товара, отрасли, типа региона и его географического положения.
Исследования бизнес-стратегии «зеленого» экспорта в развивающихся странах позволяют сделать вывод о положительном влиянии организационных ресурсов, возможностей предприятия и значительного давления со стороны заинтересованных сторон на экспортный рынок и финансовые показатели бизнеса [6].
Результаты анализа источников свидетельствуют о внимании научного сообщества к проблеме внедрения «зеленых» технологий [7], принципов «зеленой» логистики [8]. Согласно организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) «зеленые» технологии предполагают экономический рост в условиях сохранения окружающей среды. Все это - принципы «зеленой» экономики, характеризующейся низкоуглеродностью, ресурсоэффективностью и социальной инклюзивностью. Р. Фюкс предлагает осуществить экологическую трансформацию капитализма стран ЕС на основе их консолидации и интенсификации инвестиций в «зеленые» технологии [9]. Й. Шеффи, Э. Бланко исследуют условия внедрения такого типа технологий в частные производства [10, с. 28-29]. Баланс коммерческих и «зеленых» интересов достигается за счет контроля цепочки поставок сырья, полуфабрикатов, применяемых технологий и т.д.
Некоторые авторы (А.Н. Воронков и др.) рассматривают международные «зеленые» тренды в качестве скрытых угроз экономической безопасности России [11]. Они призывают к разумной умеренности при внедрении «зеленых» технологий, иначе этот процесс может спровоцировать противостояние стран, подобное гонке вооружений периода «холодной» войны прошлого века.
Рассматривая экспорт как одну из составляющих внешнеторговой деятельности, предлагаем выделить экономический, таможенный и логистический аспект в терминологическом поле исследования.
С экономической точки зрения экспорт представляет собой произведенные и вывезенные с территории страны товары для продажи в иностранном государстве. Однако в российском законодательстве, нормативно-правовых актах ЕАЭС при определении экспорта акценты сделаны на вывоз товаров за пределы территории страны или интеграционного объединения для продажи без обязательства обратного ввоза [12]. Для достижения цели исследования производство това-
ров с использованием технологий нулевого влияния на окружающую среду мы будем рассматривать как один из этапов экспорта. Это обосновано ужесточением международных стандартов (в странах ЕС) для ввозимой продукции, согласно которым от поставщика требуется указание технологий, используемых для производства, хранения и перемещения товара.
В таможенном деле экспорт - это процедура, применяемая к товарам, вывозимым с территории ЕАЭС для постоянного нахождения за ее пределами [13]. Логистика предполагает доставку товара при вывозе из одной страны в другую.
Принятие Европейского «зеленого» пакта актуализировало использование «зеленых» технологий на каждом этапе реализации экспорта. Мы понимаем «зеленый» экспорт как основанный на экологичных технологиях процесс производства товара, его таможенного оформления и логистики с целью вывоза и продажи в иностранном государстве (рис. 1).
Рисунок 1 - Линейная модель экспорта
В соответствии с нормативно-правовыми актами РФ и ЕАЭС экспорт включает вывоз и таможенное оформление товаров. Этап производства не учитывается в его определении. На наш взгляд, в условиях, когда страны-импортеры (ЕС) российских товаров предъявляют высокие экологические требования к использованным производителями технологиям, особенно важно в модели экспорта учитывать именно этап производства товара, акцентируя внимание на применении «зеленых» технологий.
Уровень развития «зеленого» экспорта представляет собой синергетический эффект применения природоохранных технологий на выделенных его этапах.
Степень разработанности и внедрения «зеленых» технологий в производство, логистику и таможенное оформление различна.
В логистике «зеленые» преобразования оцениваются как эффективные и достаточно развитые [14].
«Зелеными» технологиями в таможенном деле являются: система электронного декларирования, внедрение искусственного интеллекта, современные инспекционно-досмотровые комплексы и т.д. Основными факторами внедрения «зеленых» технологий в таможенной службе являются уровень развития таких технологий и финансирование из государственного бюджета. По оценкам экспертов (участников внешнеэкономической деятельности, специалистов таможенного дела) [15], «зеленые» технологии в таможенной службе достаточно эффективны.
По значимости в триаде «зеленого» экспорта производственный сектор занимает особое место по причине создания объекта экспорта, наличия противоречий между максимизацией прибыли и защитой окружающей среды, ужесточения международных требований к качеству товара и технологиям его производства и т.д. Для экологизации производств экспертами [16] предлагаются меры, дающие краткосрочные выгоды (повышение энергоэффективности, соответствующее управление природными ресурсами, добровольные стандарты устойчивости, внедрение экомарки-ровки и т.д.), с целью выработки стратегических решений «зеленой» промышленной политики.
Предложенная модель охватывает весь жизненный цикл экспортируемого товара и способствует применению системного подхода при выработке мер стимулирования «зеленого» экспорта.
В настоящее время мировыми лидерами в рейтинге «зеленых» компаний являются представители 1Т-технологий, производители компьютерной техники, финансовые корпорации. В России к таким компаниям относят Росатом, Алроса, Полиметалл, Сибур, Русал [17]. По мнению экспертов [18], основными социально-экономическими факторами развития «зеленых» технологий являются незначительный спрос со стороны общества на «зеленые» товары, преобладание ресурсоемких производств, требующих крупных инвестиционных вливаний для перерождения.
Проанализируем показатели экспорта товаров из России в страны Европейского союза (табл. 1).
Таблица 1 - Динамика экспорта това
ров из России в 2014-2019 гг.*
Показатели 2014 2015 2016 2017 2018 2019
Объем, млн долл. США 497358,7 343511,8 285652,3 357261,5 449563,6 422777,2
Темпы прироста, % - -30,9 -16,8 25,1 25,8 -5,9
В 2015 г. объем экспорта товаров из России сократился на 30,9 %, в 2016 г. - на 16,8 %. В целом снижение стоимостного объема экспорта РФ в 2015 г. было связано, прежде всего, с падением цен на основные товары российского экспорта в долларовом выражении. Темпы снижения средних экспортных цен по итогам 2015 г. оцениваются в 36 %.
В 2017 г. экспорт России вырос на 25,1 %, в 2018 г. - на 25,8 %. Основная причина высоких темпов роста экспорта связана с повышением цен на углеводороды (в 2017 г. цена нефти марки ига^ была на 29,1 % выше, чем в предыдущем году). В 2019 г. экспорт сократился на 5,9 %.
Промышленные товары являются одним из видов товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС. Несмотря на небольшие объемы промышленного экспорта из России, в настоящее время определенные группы высокотехнологичных товаров успешно реализуются и пользуются повышенным спросом в странах Центральной и Западной Европы (рис. 2).
Рисунок 2 - Динамика экспорта промышленных товаров из России в страны Европейского союза в 2014-2019 гг., млн долл. США*
В 2015 г. экспорт промышленных товаров из России в страны ЕС сократился на 36,7 %, в 2016 г. - на 22,8 %. Причиной этого послужил запрет ЕС на вывоз из России вооружения и «связанных с ним материалов».
С 2017 по 2019 гг. положительная динамика экспорта товаров обусловлена увеличением объемов российского производства вследствие расширения программы импортозамещения, а также роста цен на углеводороды.
Принятие Европейского «зеленого» пакта обострило высокие риски сокращения спроса на энергетические товары (группа 27 товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (ТН ВЭД ЕАЭС) (табл. 2). Особую актуальность эта тенденция приобретает в долгосрочной перспективе, обусловленной поэтапным переходом экономик стран ЕС на «зеленые» технологии.
* Составлено авторами по [19].
* Составлено авторами по [19].
Таблица 2 - Географическая структура российского экспорта минерального топлива, нефти и нефтепродуктов (группа 27 ТН ВЭД ЕАЭС) в отдельные страны ЕС в 2014-2019 гг., млн долл. США*_
Страны ЕС 2014 2015 2016 2017 2018 2019
Нидерланды 58 579,9 32 171,1 24 514,1 30 254,6 37 218,5 37 755,5
Доля, % 27,3 24,8 24,6 24,4 22,6 25,9
Германия 30 189,6 20 126,4 17 676,4 21 694,8 28 999,9 23 407,1
Доля, % 14,1 15,5 17,7 17,5 17,6 16,1
Италия 32 629,3 19 788,6 9 921,9 11 868,7 13 763,5 11 772,7
Доля, % 15,5 15,3 9,9 9,6 8,4 8,1
Польша 13 956,9 7 717,3 7 165,1 9 298,7 13 727,9 9 836,7
Доля, % 6,5 5,9 7,2 7,5 8,3 6,7
Латвия 11 431,3 6 083,1 3 812,7 3 669,1 3 181,9 3 700,6
Доля, % 5,3 4,7 3,8 2,9 1,9 2,5
Финляндия 8 786,2 5 143,6 4 242,5 5 048,2 7 145,7 6 556,8
Доля, % 4,1 3,9 4,3 4,1 4,3 4,5
Франция 6 603,2 4 587,5 3 826,1 4 893,9 6 627,4 5 360,2
Доля, % 3,1 3,5 3,8 3,9 4,0 3,7
Более половины всего экспорта товаров из России в ЕС составляют минеральное топливо, нефть и нефтепродукты. В 2014 г. их доля в общем объеме российского экспорта в ЕС составила 83,1 %, в 2015 году - 78,3 %, в 2016 году - 76,3 %, в 2017 году - 77,6 %, в 2018 году - 80 %, в 2019 году - 76,8 %.
Причиной снижения экспорта в 2015-2016 гг. было падение цен на энергоресурсы, а также сокращение экспортных мощностей России из-за введения санкций. С 2017 по 2018 гг. наблюдается положительная динамика в сфере внешних продаж. Главным образом это связано с увеличением объемов российского производства вследствие расширения программы импортозамеще-ния, а также с ростом цен на углеводороды.
Среди всех стран ЕС в наибольшем объеме Россия экспортирует товары 27 группы ТН ВЭД ЕАЭС в Нидерланды, демонстрируя следующую динамику: 2014 год - 27,3 %, 2015 год - 24,8 %, 2016 год - 24,6 %, 2017 год - 24,4 %, 2018 год - 22,6 %, 2019 год - 25,9 %.
Крупные поставки данной товарной группы из РФ осуществляются в Германию. Их доля в общем объеме экспорта товаров 27 группы ТН ВЭД ЕАЭС составила в 2014 году - 14,1 %, в 2015 году - 15,5 %, в 2016 году - 17,7 %, в 2017 году - 17,5 %, в 2018 году - 17,6 %, в 2019 году -16,1 %. Динамика экспорта неравномерна, несмотря на значимость партнерства России для Германии в энергетическом секторе.
Отсутствие системы учета предприятий, внедряющих «зеленые» технологии, препятствует отслеживаемости российских «зеленых» экспортеров. Единичные исследования этого вопроса свидетельствуют о незначительном количестве таких предприятий. С 2014 года по 2018 год в Германии количество органических производителей выросло на 16,9 % (с 27132 до 31713 единиц), в США - на 27,8 % (с 14217 до 18166). В России динамика таких предприятий отрицательная: 2014 год - 68 предприятий, 2015 год - 82, 2016 год - 66, 2017 год - 34, 2018 год - 40 [21].
Определим перспективы развития «зеленого» экспорта России в страны ЕС. Одним из поставляемых товаров высокого уровня экологичности является энергия, так как многие предприятия данной отрасли работают с привлечением иностранных инвестиций и ориентированы на экспорт, то они имеют высокую мотивацию для внедрения в производство «зеленых» технологий. Примером может быть инициатива «Русал» - производство «зеленого» алюминия, выработанного на «зеленой» энергии [22].
Развитие экспорта товаров отечественного агропродовольственного комплекса, произведенных на основе «зеленых» технологий, менее заметно. По данным Росстата, отмечается незначительная положительная динамика поставок из России в ЕС пищевых продуктов, напитков, табака: в 2013 году их доля составила 2,6 % от объема всего экспорта в страны ЕС, в 2015 году - 4,0 %, в 2017 году - 4,8 %.
Аналогично дело обстоит с экспортом сырья непродовольственного (кроме топлива, животных и растительных масел, жиров): 2013 год - 3,4 % от общего объема экспорта из России в ЕС, 2015 год - 4 %, 2017 год - 5,1 % [23].
Западными странами разрабатываются «зеленые» нанотехнологии в целях создания более эффективных солнечных и практичных топливных элементов, экологически чистых батарей. Наибо-
* Составлено авторами по [20].
лее передовыми инициативами в области нанотехнологий, связанных с энергетикой, являются изменения в производстве за счет снижения объемов материалов и скорости технологических процессов, энергосбережения и увеличения срока использования возобновляемых источников энергии. Зеленые нанотехнологии также широко востребованы в обществе в сфере очистки воды [24].
Перспективным отечественным экспортным товаром является «зеленый» водород. Стимулирование его производства на продажу предусмотрено Концепцией развития водородной энергетики до 2024 года. Россия имеет конкурентные преимущества по производству данного товара в виде низкой себестоимости (в 2 раза) по сравнению со странами Азии. Предполагается к 2024 году увеличить экспорт «зеленого» водорода из России до 200 тыс. - 1 млн т, что может принести производителям доход в размере от 0,6 до 3,3 млрд долл. США, а к 2035 году поставки планируется довести до 2-7 млн т с прибылью 7,8-21,1 млрд долл. США [25]. В данном проекте участвуют такие экономико-производственные гиганты, как Росатом, Газпром, НОВАТЭК. Российские конкуренты (ЕС, Япония, Китай) также активизировались на рынке водорода, заявляя о масштабных инвестициях в соответствующие проекты. Однако российские технологии производства водорода, обеспечивающие нулевой выброс вредных веществ в атмосферу, позволяют сделать вывод о конкурентном преимуществе России и возможностях государства занять лидирующие позиции в «зеленом» экспорте водорода.
Использование электромобилей также представляется актуальным для мировой экономики. Однако производство аккумуляторов для этого вида транспорта энерго- и углеродоемко. По данным исследований, стоимость и объемы производства литиевых аккумуляторов будут продолжать увеличиваться. На перезаряжаемые батареи приходится половина глобального использования лития и 40 % - кобальта; однако большая часть используется в бытовой электронике и лишь небольшая часть - в аккумуляторах электромобилей. Ситуация может измениться благодаря росту продаж электромобилей в Европе. В период до 2030 года объемы их производства увеличатся в 25 раз, а спрос на литий и кобальт резко возрастет [26]. Оценка конкурентных преимуществ России в производстве и экспорте аккумуляторов для электромобилей, элементов инфраструктуры зарядки батарей и т.д. должна заинтересовать специалистов в этой области.
В ходе настоящего исследования выявлены основные проблемы развития «зеленого» экспорта России в страны ЕС:
1. Недостаточный объем инвестиций в «зеленые» технологии, что затрудняет перевооружение малых и средних предприятий. Сегодня «зеленый» экспорт - это прерогатива крупного бизнеса.
2. Низкий уровень спроса со стороны российских потребителей на экологичные товары
[27].
3. Ненадежность солнечной, ветровой, приливной энергии обусловленная климатической, территориальной зависимостью, отсутствием технологий хранения.
4. Неразвитая система учета углеродных выбросов и внедрения иных «зеленых» технологий. Как следствие - максимально негативная оценка углеродного следа российских экспортеров, влияющая на ставку углеродного налога. Потери российских экспортеров от его введения оцениваются в 33-50 млрд евро до 2030 года [28].
5. Отсутствие удобной для бизнеса информационной и бизнес-платформы.
6. Некомфортные условия для бизнеса, осуществляющего «зеленый» экспорт. Необходима «горизонтальная промышленная политика» [29].
7. Главный адресат - малые и средние предприятия, а не крупные компании.
«Зеленый» экспорт - достаточно молодое направление внешнеэкономической деятельности, поэтому существует необходимость проведения анализа, выявления внешних и внутренних угроз, перспектив развития. С этой целью проведен SWOT-анализ состояния «зеленого» экспорта России в страны ЕС (табл. 3).
На развитие «зеленого» экспорта влияют как общие факторы, так и специфические, отражающие природоохранный аспект проблемы [30]. На основе совокупности внутренних ресурсов и слабых сторон развития «зеленого» экспорта мы выделили 4 группы факторов: экономические, технологические, государственной поддержки, социально-демографические. Базовыми выступают экономические и технологические. Однако на современном этапе формирования системы «зеленого» экспорта в России и внедрения экологичных технологий основной груз инициативы и стимулирования развития данного направления лежит на государстве.
Таблица 3 - SWOT-анализ «зеленого» экспорта России в страны Европейского союза*
Сильные стороны «зеленого» экспорта Слабые стороны «зеленого» экспорта
Экономические факторы Реализация проекта «зеленой» металлургии (например, запуск нового электрометаллургического комплекса) Слабо внедряются «зеленые» технологии в производство, сферу услуг (транспортные и т.д.)
Стабильный экспорт крупных предприятий в страны дальнего зарубежья (в том числе ЕС) Высокие административные барьеры при осуществлении экспорта (получение разрешительных документов на экспорт)
Ограничено число экспортеров, способных конкурировать на мировом рынке
Высокие издержки экспорта в страны дальнего зарубежья (в том числе ЕС) для малых и средних компаний при их недостаточном финансировании
Рост конкурентоспособности на мировом рынке российских товаров химической и лесобумажной отрасли, металлургии, продовольственного сектора, машиностроения, анимации, фешн-индустрии, высокотехнологичных и наукоемких товаров Проблемы эффективности транспортной «зеленой» логистики
Высокий уровень административного контроля (таможенного, налогового, валютного и т.д.)
Низкий уровень диверсификации экспорта
Технологические факторы Цифровизация и внедрение искусственного интеллекта в деятельность таможенной службы Дополнительные затраты для экспортеров на приобретение новых программных средств
Внедрение цифровых технологий в экономику страны
«Зеленые» технологии производства водорода Слабое вовлечение российских предприятий в глобальные цепочки создания добавленной стоимости
Государственная поддержка Реализация системы мер государственной поддержки «зеленого» экспорта
Институциональная система поддержки «зеленого» экспорта
Реализация государственных программ по внедрению «зеленых» технологий
Социально-демографические Разработка и реализация программ переобучения населения, повышения квалификации персонала Недостаток квалифицированных кадров для цифровой экономики, внедрения «зеленых» технологий
Низкий уровень мотивации предпринимателей для внедрения «зеленых» технологий
Возможности Угрозы
Внешние Географическая близость России к ЕС повышает ценовую конкурентоспособность российских товаров Реализация ЕС проекта «Зеленая сделка», предполагающая сокращение или запрет на экспорт товаров, в производстве которых использовались «коричневые» технологии
Создание зоны свободной торговли ЕС и ЕАЭС Санкции в отношении «Северного потока -2»
Рост мировых цен на зерно, металлы, нефть и другие товары российского «зеленого» экспорта Зависимость экспорта от колебаний мировых цен на сырьевые товары
Повышение международного спроса на товары химической и лесобумажной отрасли, металлургии, продовольственного сектора, машиностроения, анимации, фешн-индустрии Развитие политики «зеленого» протекционизма на мировых рынках
Монополизация «зеленых» технологий
Внутренние Развитая инфраструктура
Наличие больших запасов газа Высокая доля сырьевых видов товаров в структуре экспорта
Перспективные разработки «зеленых» технологий в медицине Большой объем инвестиций для развития «зеленых» технологий
* Составлено авторами.
По мнению экспертов, в первую очередь будут развиваться технологии, направленные на повышение эффективности транспортных средств и строительных материалов. Перспективными считают нано-, био- и информационные технологии, создание устройств хранения энергии [31], востребована будет также продукция машиностроения, агропромышленного сектора. Следовательно, данные направления представляются перспективными для отечественной экономики и развития «зеленого» экспорта.
Меры поддержки несырьевого неэнергетического экспорта, реализуемые в России, недостаточны. Необходима перестройка производственного цикла продукции, предполагающего применение «зеленых» технологий на каждом этапе: производство экосырья, использование экологически чистого транспорта, «зеленой» энергетики, обеспечение прозрачности применения «зеленых» технологий на каждом этапе производства. Предложенная модель экспорта охватывает полный жизненный цикл предназначенного для внешней торговли товара. Это обеспечивает системность мер, направленных на стимулирование «зеленого» экспорта. В странах ЕС разработана и внедряется «цикличная экономика», безотходное производство. В России же требуется перестройка всех сфер: культурной, технологической, образовательной, экономической и т.д., чтобы в долгосрочной перспективе можно было добиться приоритетности «зеленого» экспорта в сфере внешней торговли страны.
Список источников:
1. Кузнецов А.В. Российская Федерация и Евросоюз: логика взаимодействия // Богатства России. М., 2012. С. 396-401.
2. Порошин Ю.Б., Круглов В.С. Промышленный экспорт в условиях глобализации. Саратов, 2008. 111 с.
3. A European Green Deal [Электронный ресурс] // European commission. URL: https://ec.europa.eu/info/strategy/priorities-2019-2024/european-green-deal_en (дата обращения: 10.05.2021).
4. Goldar А., Bhanot J., Shimpo K. Prioritizing Towards a Green Export Portfolio for India: an Environmental Input - Output Approach // Energy Policy. 2011. Vol. 39, iss. 11. P. 7036-7048. https://doi.org/10.1016/j.enpol.2011.08.008.
5. Huberty M., Zachmann G. Green Exports and the Global Product Space: Prospects for EU Industrial Policy. Brussels, 2011. 30 р.
6. Bigakcioglu-Peynirci N., Tanyeri M. Stakeholder and Resource-Based antecedents and Performance Outcomes of Green Export Business Strategy: Insights from an Emerging Economy // International Journal of Emerging Markets. 2020. Р. 1-46. https://doi.org/10.1108/ijoem-03-2020-0245.
7. Барышева Г.А., Егорова М.С. Зеленые технологии: определение понятия, этапы становления и роль в устойчивом развитии экономики // Теория и практика общественного развития. 2019. № 12. С. 1-7. https://doi.org/10.24158/ti-por.2019.12.8 ; Боркова Е.А., Тимченко М.Н., Маркова А.А. Инвестиции в зеленые технологии как инструмент экономического роста России // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 3 (48). С. 87-91. https://doi.org/10.25683/V0LBI.2019.48.341 ; Levidow L. Green Economy // Companion to Environmental Studies. L., 2018. P. 199-204. https://doi.org/10.4324/9781315640051-39.
8. Основные направления развития логистики XXI века: ресурсосбережение, энергетика и экология / И.Н. Омельченко [и др.] // Гуманитарный вестник. 2013. № 10 (12). С. 1. https://doi.org/10.18698/2306-8477-2013-10-118.
9. Фюкс Р. Зеленая революция: экономический рост без ущерба для экологии. М., 2020. 330 с.
10. Шеффи Й., Бланко Э. Достижение баланса: прагматичный взгляд на экологическую ответственность бизнеса. М., 2020. 576 с.
11. Воронков А.Н. «Зеленые» технологии - угроза экономической безопасности России // На страже экономики. 2019. № 2 (9). С. 11-17.
12. Договор о Евразийском экономическом союзе (ред. от 01.10.2019) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/ (дата обращения: 30.05.2021).
13. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/ (дата обращения: 15.05.2021).
14. Корчагина Е.В., Сергеева А.С. «Зеленые» технологии в транспортной логистике: опыт российских компаний // Вестник образования и развития науки Российской академии естественных наук. 2019. № 23 (3). С. 9-13. https://doi.org/10.26163/RAEN.2019.69.57.002 ; Ларин А.Н., Ларина И.В. «Зеленая» логистика - современная технология перевозочного процесса // Инновационная экономика и общество. 2018. № 4 (22). С. 47-53.
15. Якубов Р. Автоматизация - залог эффективной работы // Таможня. 2021. № 1 (450). С. 20-23.
16. Зеленая экономика и международная торговля: на пути к устойчивому развитию / В.Ю. Саламатов [и др.]. М., 2020. 48 с.
17. Маслова Е. Экологический диалог Россия - ЕС: собеседники поневоле [Электронный ресурс] // Российский совет по международным делам. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/ekologicheskiy-dialog-rossiya-es-sobesedniki-ponevole/ (дата обращения: 16.05.2021).
18. Барышева Г.А., Егорова М.С. Указ. соч.
19. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Федеральная таможенная служба РФ. URL: http://customs.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii (дата обращения: 05.05.2021).
20. Там же.
21. Ефремов Н.А., Ефремова М.П. Мировой опыт применения «зеленых» технологий // Oeconomia et Jus. 2021. № 1. С. 21 -30.
22. Гаврилов В. Зелёная повестка. Как России снизить ESG-риски [Электронный ресурс] // СберПро. URL: https://sber.pro/publication/zelenaia-povestka-kak-rossii-snizit-esg-riski (дата обращения: 30.05.2021).
23. Товарная структура экспорта в 2017 году [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. Россия и страны - члены Европейского союза - 2019 г. URL: https://gks.ru/bgd/regl/b19_65/Main.htm (дата обращения: 30.05.2021).
24. Qamar M.Z., Noor M., Dr. Wahid Ali, Qamar M.O. Green Technology and its Implications Worldwide [Электронный ресурс] // The Inquisitive Meridian. 2020. Vol. 3, iss. 1. URL: https://www.researchgate.net/publication/350443477 (дата обращения: 30.05.2021).
25. Россия запланировала зарабатывать на экспорте водорода до $100 млрд в год [Электронный ресурс] // РБК. Бизнес. URL: https://www.rbc.ru/business/15/04/2021/6075ff5b9a79472446f75b01 (дата обращения: 30.05.2021).
26. Berggren C., Kâgeson P. Speeding up European Electro-Mobility - How to Electrify Half of New Car Sales by 2030. Report for Transport and Environment. Stockholm, 2017. 82 р.
27. Гаврилов В. Зелёная повестка. Как России снизить ESG-риски [Электронный ресурс] // Сбер.Про. URL: https://sber.pro/publication/zelenaia-povestka-kak-rossii-snizit-esg-riski (дата обращения: 30.05.202l ).
28. Оздемиров У. Зеленые технологии как новые драйверы роста [Электронный ресурс] // Pravda.ru. URL: https://www.pravda.ru/economics/1612922-tehnologii/ (дата обращения: 30.05.202l).
29. Кузнецова Г., Цедилин Л. Стимулирование несырьевого экспорта: международный опыт и российская практика // Мировая экономика и международные отношения. 2018. Т. 62. № 5. С. 72-79. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2018-62-5-72-79.
30. Морозенкова О.В. Перспективы развития российского экспорта несырьевых неэнергетических товаров на новых рынках // Российский внешнеэкономический вестник. 2019. № 9. С. 44-60 ; Паспорт национального проекта «Международная кооперация и экспорт» [Электронный ресурс] // Static.government.ru. URL: http://static.government.ru/me-dia/files/FL01MAEp8YVuAkvbZotaYtVKNEKaALYA.pdf (дата обращения: 15.05.2021) ; Перспективы наращивания российского неэнергетического экспорта / А.Н. Спартак [и др.]. М., 2018. 132 с. ; Пискулова Н. «Зеленая сделка»: риски и возможности для ЕС и России [Электронный ресурс] // Российский совет по международным делам. URL: https://rus-siancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/zelenaya-sdelka-riski-i-vozmozhnosti-dlya-es-i-rossii/ (дата обращения: 03.05.2021).
31. Пискулова Н. Указ. соч.
Информация об авторах И.В. Игнатова - кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры таможенного дела Тюменского государственного университета, Тюмень, Россия.
Э.А. Дударева - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры таможенного дела Тюменского государственного университета, Тюмень, Россия.
Information about the authors I.V. Ignatova - PhD in Sociology, Associate Professor, Department of Customs Affairs, Tyumen State University, Tyumen, Russia.
E.A. Dudareva - PhD in Pedagogy, Associate Professor, Department of Customs Affairs, Tyumen State University, Tyumen, Russia.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 18.05.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 07.06.2021 Принята к публикации / Accepted for publication 17.06.2021.