УДК 339.5.018:339.564 / ББК 65.428: 65.9(4/8)
Статья подготовлена в рамках темы государственного задания №0168-2019-0006 «Управление процессами структурной трансформации экономики регионов на основе развития малого и среднего предпринимательства»
«GREEN» ЭКСПОРТ РОССИИ: МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ ЕГО РАЗВИТИЯ
Н. О. Якушев1
В статье рассматриваются ключевые исследования затрагивающие вопросы в развитии «green» экспорта. Представлен подход к классификации структуры «green» экспорта. Анализируется тенденции российского «green» экспорта с выделением ключевых направлений. В заключении предлагается перечень мероприятий, направленный на улучшение условий для развития «green» экспорта в России.
Ключевые слова: «green» экспорт, технологии, территории, тенденции, развитие, мероприятия.
Укрепление конкурентоспособной позиции страны в экспорте необходимо в длительном процессе диверсификации экономики. Поскольку развитие глобального рынка нацелено на экспортные сектора, которые могут быть более технологичными, безопасными для окружающей среды и способствовать созданию новых высокотехнологичных рабочих мест. По мере изменения технологий, страны все больше используют свои сильные стороны в области развития «зеленой» экономики.
Повестка дня на период до 2030 года, согласно Целям в области устойчивого развития (Sustainable Development Goals) ставит национальные экономики стран на путь устойчивого развития и отводит международной торговле «зелёной» продукцией ключевую роль, как двигателя экономического роста территории, способствуя открытию значительных экспортных возможностей для любого государства [1, 2]. В целом переход стран к «зеленой» экономике вносит больший вклад в устойчивое развитие за счет экспортных поступлений, создания рабочих мест, экономической диверсификации [3].
Для России решение основных внутриэкономических задач, в том числе в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт», направленных на развитие внешней торговли «зелёной» продукцией, без обеспечения содержательного наполнения в экспортной стратегии страны, основанной на диверсификации и комплексном подходе, крайне затруднено.
Целью исследования является выявление и классификация ключевых секторов «green» экспорта в России для развития территории. Для достижения цели будут решены
1 Якушев Николай Олегович — научный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Вологодский научный центр Российской академии наук», г. Вологда.
следующие задачи: уточнить теоретический аспект исследования, выделить подход к структуре «green» экспорта, провести анализ и классификацию российского «green» экспорта с выделением ключевых особенностей в нем, разработать перечень мероприятий, необходимый для развития «green» экспорта в России.
В научных исследованиях и экономической практике подходы, описывающие и характеризующие структуру экспорта «зеленой» продукции, различаются. В некоторых подходах указывается на то, что фирмам необходимо обладать ресурсами и возможностями для улучшения конкурентоспособности на основе «зеленых» стратегий, вызывая большой интерес как у потребителей, так и у потенциальных зарубежных партнеров [4, 5]. В научном труде J. Barney рассматривается, как стратегические ресурсы в общей структуре экспорта страны, которые по-разному распределяются между фирмами на рынке для достижения устойчивого конкурентного преимущества конкретной территории [6]. Расширяют эту точку зрения в своей работе R. Daft и S. Hart, подчёркивая важность развития новых ресурсов и компетенций для экспортеров, а также акцентируют свое внимание на важности государственной поддержки, направленной на стимулирование компании заниматься производством «зеленой» продукции с поставками на зарубежный рынок, что в итоге позволит диверсифицировать товарную структуру экспорта с выходом на новые рынки [7, 8]. Как следствие, можно отметить, что, с одной стороны, явных структурных разделений, которые определяют структуру экспорта «зеленой» продукции, в данных подходах не представлено, но при этом имеется фокус на стратегическую направленность диверсификации структуры экспорта.
Однако имеется подход, в рамках которого детализируется структура экспорта «зеленой» продукции, применяемый Международным торговым центром (подразделение ООН) к секторам экспорта, включая товары (продукцию) и технологии, относящиеся к «зеленой» экономике [9]. В Международном торговом центре поставки «зеленой» продукции, которые позволяют экспортерам адаптироваться к изменению климата и стремиться к более широкому использованию зеленых технологий, классифицируются как экологический экспорт. При этом состав структуры «green» экспорта (экологического) классифицируется по следующим направлениям:
1. Органические продукты (товары и продукция агропродовольственной сферы);
2. Продуктов биоразнообразия (товары и материалы с применением схем зеленой добровольной сертификации; эко-продукция);
3. Товары, которые предоставляют информацию о углеродном следе продуктов;
4. Высокотехнологичные товары для выработки «зелёной» энергии; «зеленые» технологии.
В целом применяемый Международным торговым центром подход к пониманию экологического экспорта позволяет классифицировать структурные группы товаров «зеленой» продукции в поставках на зарубежные рынки для России, согласно таможенной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (табл. 1).
Таблица 1.
Тенденции и структура российского «green» экспорта с долей на мировом рынке, 2015-2019 гг.
Структура экспорта 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. Изменения 2019 г. к 2015 г.
Объем в млн долл. СШ [А %
Органические продукты (продукция агропродовольственной сферы) 15801,1 17044,5 20705,6 24884,9 24753,3 156,7
Эко-продукция(продукция деревообработки и целлюлозно-бумажные изделия) 9607,1 9792,3 11820,3 13919,2 12787 133,1
Высокотехнологичные товары (товары для выработки «зелёной» энергии) 24,6 24,0 19,2 30,7 25,0 101,6
Доля России в ми ровых объемах, % Абс.
Органические продукты (продукция агропродовольственной сферы) 1,1 1,2 1,4 1,6 1,6 0,5
Эко-продукция (продукция деревообработки и целлюлозно-бумажные изделия) 2,6 2,7 3,1 3,3 3,3 0,7
Высокотехнологичные товары (товары для выработки «зелёной» энергии) 1,77 2,44 1,02 1,38 3,43 1,7
Источник: составлено по [10].
Следовательно, российскому «green» экспорту в целом и его структуре в частности присущи следующие особенности:
1. стоимостные объемы экспорта в целом показывают рост в 2019 г. по сравнению с 2015 г. по всем группам в структуре российских поставок «green» продукции на мировой рынок и, в частности, за счет агропродовольственной сферы и эко-продукции, где превалируют в основном продукты первичной переработки и товары с низкой степенью переработки;
2. доля российского экспорта «green» продукции в мировых объёмах в 2019 г. в сравнении с 2015 г. увеличилась и, в большей степени, по высокотехнологичным товарам. При этом наибольший объем в данной группе составляют поставки солнечных батарей (3,4% — доля на мировом рынке на 2019 г.), в то время как доля оборудования для ветроэнергетики достигла в 2019 г. только 0,03% мировых объемов поставок.
На экспортную деятельность российских регионов влияют разнообразные факторы. При этом процессы глобализации требуют от экономики страны соответствующего уровня конкурентоспособности, который во многом обусловливается неоднородностью экономического пространства и зависит от эффективности социально -экономического развития регионов внутри страны и их деятельности на внешних рынках. Одновременно с этим ключевым является и аналитическая оценка экспорта. Так, таможенная статистика дает достаточно полное, объективное и достоверное представление об экспортно-импортных операциях и прочих стратегически важных аспектах внешнеэкономической деятельности страны. При этом методология определяет объекты статистики, правила учета, расчет показателей, а также общие принципы формирования таможенной статистики, обусловленные принятой системой учета экспорта и импорта в стране.
Для обеспечения роста экономики необходима сильная экспортная политика с четко определенными приоритетами развития, которая позволит привлекать инвестиции в конкретные проекты и именно в те отрасли, которые в них нуждаются больше всего.
В связи с этим, в России необходимо укреплять и наращивать экспортный потенциал, с точки зрения производства и поставок на зарубежные рынки продуктов (товаров) для «зеленой» экономики. Для создания благоприятных условий развития производства и «green» экспорта при должной заинтересованности органам власти и управления на федеральном и региональном уровне целесообразно учитывать перечень следующих мероприятий:
Во-первых, оценить возможности национального производства «зелёной» продукции на основе выделенных приоритетов «зелёной» продукции, а также проанализировать основные страновые требования и риски, которые могут возникнуть при экспорте «зелёной» продукции.
Во-вторых, выявить и выделить приоритеты в отраслевых секторах обрабатывающей промышленности для производства и экспорта «зелёной» продукции.
В-третьих, наращивать региональный производственный и экспортный потенциал в направлении «зелёной» продукции за счет стимулирования сектора малого и среднего предпринимательства и дальнейшего повышения уровня государственно-частного партнёрства в части производства устойчивых и экологически чистых продуктов (товаров) для развития «зеленой» экономики.
Как результат, в исследовании основное внимание уделяется ключевым секторам экономики, которые имеют высокий потенциал для создания экспортных возможностей, одновременно способствуя переходу к зеленой экономике. При этом крайне важно определять эти экспортные возможности вместе с направлениями экономического развития страны.
Литература
1. Fostering Green Exports through Voluntary Sustainability Standards in Developing Countries [Электронный ресурс]. URL: https://unctad.org/project/fostering-green-exports-through-voluntary-sustainability-standards-developing-countries
2. Ускова Т. В., Лукин Е. В., Воронцова Т. В., Смирнова Т. Г. Проблемы экономического роста территории: монография. — Вологда: ИСЭРТ РАН, 2013. — 170 c.
3. Supporting Member States in developing and launching sustainable product export strategies through National Sustainable Product Export Reviews [Электронный ресурс]. URL: https://unctad.org/project/supporting-member-states-developing-and-launching-sustainable-product- export- strategies
4. Sarkis J., Gonzalez-Torre P., Adenso-Diaz B. Stakeholder pressure and the adoption of environmental practices: the mediating effect of training // Journal of Operations Management. — 2010. — Vol. 28. — №. 2. — Pp. 163-176.
5. Chen J., Sousa C. M., He X. The determinants of export performance: a review of the literature 2006-2014. International Marketing Review. 2016. — Vol. 33. — №. 5. — Pp. 626670.
6. Barney J. Firm resources and sustained competitive advantage // Journal of Management. — 1991. — Vol. 17. — №. 1. — Pp. 99-120.
7. Daft R. L. Organization Theory and Design. West: Newyork. NY, 2007. — 127 p.
8. Hart S. L. A natural-resource-based view of the firm. Academy of Management Review. — 1995. — Vol. 20. — №. 4. — Pp. 986-1014.
9. Environmental exports [Электронный ресурс]. URL: www.intracen.org/itc/sectors/environmental-exports/
10. Trade statistics for international business development [Электронный ресурс]. URL: www.trademap.org/Product_SelCountry_TS.aspx?nvpm=1%7c643%7c%7c%7c %7cTOTAL%7c%7c%7c2%7c1%7c1%7c2%7c2%7c1%7c1%7c1%7c1%7c1
The article was prepared within the framework of the topic of state assignment No. 01682019-0006 "Management of the processes of structural transformation of the regional economy based on the development of small and medium-sized businesses "
«GREEN» EXPORT OF RUSSIA: MEASURES FOR ITS DEVELOPMENT
Researcher N.O Yakushev, Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences, Vologda
The article discusses key research issues affecting the development of "green" exports. An approach to the classification of the "green " export structure is presented. The tendencies of Russian "green " export are analyzed, highlighting the key directions. In conclusion, a list of measures is proposed to improve conditions for the development of "green " exports in Russia.
Key words: "green" export, technologies, territories, trends, development, events.