Научная статья на тему 'О формировании экспортной ориентации на российском фармацевтическом рынке'

О формировании экспортной ориентации на российском фармацевтическом рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
246
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК / ЭКСПОРТ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЫНКИ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ / СТРАТЕГИЯ / ТОРГОВЛЯ / PHARMACEUTICAL MARKET / EXPORTS / INTERNATIONAL MARKETS / IMPORT SUBSTITUTION / MEDICINES / STRATEGY / TRADE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евстратов Александр Владимирович, Дмитриев Алексей Сергеевич

В рамках статьи рассматриваются особенности трансформации экспортных отношений России со странами ближнего и дальнего зарубежья в области поставок фармацевтической продукции. Развитие фармацевтических производств характеризуется как один из наиболее перспективных инструментов диверсификации экспорта, необходимой для повышения конкурентоспособности национальной экономики на международной арене. Методология исследования включает структурный, статистический, логический, системный и иные виды анализа, а также синтез полученных данных. По результатам работы делается вывод о необходимости выработки комплексного подхода к развитию экспортных отношений, включающего как поддержку со стороны государства, так и стимулирование инвестиционной активности представителей частного сектора экономики в данной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF EXPORT ORIENTATION IN RUSSIA’S PHARMACEUTICAL MARKET

The article examines the peculiarities of transforming export relations between Russia and near and far abroad countries in the field of pharmaceutical supplies. The growth of pharmaceutical industries is characterized as one of the most promising tools for export diversification relevant for improvement of international competitiveness. The research methodology includes structural, statistical, logical, system and other types of analysis, as well as synthesis of the obtained data. It is concluded that there is need to design a comprehensive approach to the development of export relations, including support from the government, and the investment incentives for the private sector in the industry.

Текст научной работы на тему «О формировании экспортной ориентации на российском фармацевтическом рынке»

О формировании экспортной ориентации на российском фармацевтическом рынке

УДК 339.564(470+571) Александр Владимирович ЕВСТРАТОВ,

ББК 65.428(2Рос) кандидат экономических наук, доцент,

Е-265 Волгоградский государственный технический университет

(400005, Россия, г. Волгоград, пр. Ленина, 28) -заместитель декана

факультета экономики и управления, e-mail: [email protected]; Алексей Сергеевич ДМИТРИЕВ, Федеральная служба государственной статистики по Волгоградской области (Волгоградстат) (400066, Россия, г. Волгоград, ул. Володарского, 1) -экономист территориального органа, тел. +7 (8442) 60-68-03, e-mail: [email protected]

Аннотация

В рамках статьи рассматриваются особенности трансформации экспортных отношений России со странами ближнего и дальнего зарубежья в области поставок фармацевтической продукции. Развитие фармацевтических производств характеризуется как один из наиболее перспективных инструментов диверсификации экспорта, необходимой для повышения конкурентоспособности национальной экономики на международной арене. Методология исследования включает структурный, статистический, логический, системный и иные виды анализа, а также синтез полученных данных. По результатам работы делается вывод о необходимости выработки комплексного подхода к развитию экспортных отношений, включающего как поддержку со стороны государства, так и стимулирование инвестиционной активности представителей частного сектора экономики в данной отрасли.

Ключевые слова: фармацевтический рынок, экспорт, международные рынки, импор-тозамещение, лекарственные препараты, стратегия, торговля.

Formation of export orientation in Russia's pharmaceutical market

Aleksandr Vladimirovich EVSTRATOV,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Volgograd State Technical University (400005, Russia, Volgograd, pr. Lenina, 28) - Deputy Dean of the Faculty of Economics and Management, e-mail: [email protected]; Alexey Sergeevich DMITRIEV,

Federal State Statistics Service in the Volgograd region (Volgogradstat)

(400066, Russia, Volgograd, Volodarsky St., 1) - economist of the territorial authority,

tel. +7 (8442) 60-68-03, e-mail: [email protected]

7 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

25 Q

Abstract

The article examines the peculiarities of transforming export relations between Russia and near and far abroad countries in the field of pharmaceutical supplies. The growth of pharmaceutical industries is characterized as one of the most promising tools for export diversification relevant for improvement of international competitiveness. The research methodology includes structural, statistical, logical, system and other types of analysis, as well as synthesis of the obtained data. It is concluded that there is need to design a comprehensive approach to the development of export relations, including support from the government, and the investment incentives for the private sector in the industry.

Keywords: pharmaceutical market, exports, international markets, import substitution, medicines, strategy, trade.

Развитие экспортных отношений является одним из наиболее важных факторов повышения конкурентоспособности национальной экономики. Особенно значимым это становится в условиях ограниченности экспортируемых товаров, порождающей зависимость благосостояния государства от уровня спроса на данные категории продукции на мировом рынке. Несмотря на наличие ряда позитивных изменений в области структуры экспорта, современная российская экономика по-прежнему зависит от мировых цен на углеводородное сырье, поскольку значительная часть доходов бюджета страны формируется за счет экспорта энергоносителей. В этой связи поиск альтернативных групп экспортных товаров приобретает характер генеральной цели стратегического развития национальной экономики, способной обеспечить независимость и благополучие государства в долгосрочном периоде. Фармацевтическое производство в России имеет большой потенциал роста и последующего выхода на европейские и азиатские рынки, а потому целесообразно рассмотреть существующие задачи развития в данной области и определить наиболее оптимальные трансформационные сценарии.

Расширение каналов экспорта и выход за пределы рынков СНГ является приоритетной задачей, стоящей перед отечественными фармпроизводителями. Необходимость развития экспортных отношений уже долгое время подчеркивается как государственными структурами в рамках программных документов, так и независимыми аналитиками. Положительный эффект от изменений подобного рода не раз отмечался в отчетах группы DSM1,2,3, фигурировал в стратегических планах Минпромторга4 и становился предметом пристального внимания новостных агентств5,6,7. К данной теме в своих работах обращался ряд отечественных авторов8,9. Например, Е.В. Астахова и В. Чжихуэй в статье10 оценивали перспективы развития экспортных отношений с Китаем. Отмечалось, что сложившаяся модель экспортно-импортных отношений между странами походит скорее на «игру в одни ворота», чем на полноценную систему трансфера технологических решений, поскольку объем российского импорта китайской продукции существенно превы-

^ 26

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2020

шает экспортные показатели. Е.В. Нежникова и М.В. Максимчук в своей работе11 также указывали на необходимость формирования экспортоориентированных производств, однако обошлись констатацией общеизвестных фактов и формулированием размытых рекомендаций относительно средств воздействия на предмет исследования. С. Акопов рассмотрел процесс вывода на международный рынок продукции «Сотекс» - производственного подразделения группы «ПРОТЕК»12. Исследователь косвенно сформулировал ряд признаков, которые привели изучаемую компанию на мировой рынок: наличие современного оборудования, широкий продуктовый ассортимент, наличие собственных исследовательских центров, финансовая стабильность и изначальная ориентация на международные рынки. Данный комплекс характеристик может быть экстраполирован на любую организацию, претендующую на экспорт своей продукции за пределы СНГ. Его наличие является необходимым, но далеко не всегда достаточным условием успеха. Д.В. Мантуров в рамках своего исследования13 рассматривал развитие экспортных отношений с точки зрения реализации государственной программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013-2020 годы (т.н. «Фарма-2020»). Стратегические документы предполагают сокращение объемов импорта (в условиях проведения политики импортозамещения) и повышения доли экспортной продукции в общем объеме производства. Автором отмечались позитивные тенденции: в частности, усиление присутствия российских фармпро-изводителей на рынках Латинской Америки, однако конкретных рекомендаций по закреплению занятых позиций и дальнейшему выходу на европейские рынки представлено не было. В свою очередь, настоящее исследование призвано оценить динамику развития экспортных отношений в области поставок фармацевтической продукции на международные рынки и определить возможные способы повышения конкурентоспособности продукции российских фармпроизводителей.

Сегодня существует тенденция к возрастанию числа стран-импортеров российской фармацевтической продукции. Так, в 2015 году Россия экспортировала товары в 103 страны, в 2016 - в 119, в 2017 - в 132. В 2018 число стран-импортеров снизилось до 125, но уже в 2019 достигло максимального значения за исследуемый период, составив 136. При этом основной объем экспорта российской фармацевтический продукции приходится на страны СНГ и таможенного союза ЕАЭС (помимо этого, в последние годы наблюдается тенденция к увеличению объемов экспорта в страны Прибалтики: в частности Латвию и Литву). Также следует отметить сравнительно высокую долю ряда африканских стран в общей структуре экспорта. На основании этого можно сказать, что российские фармпроизводители ориентируются на рынки развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Это объясняется спецификой фармацевтической продукции, производимой отечественными компаниями. В общей структуре производства в России доля джене-риковых препаратов оказывается существенно выше таковой у инновационных лекарственных средств. Производство дженериков, как правило, требует меньших затрат, а потому оно по определению более рентабельно в условиях наличия пла-

7 - 2020 Российский внешнеэкономический вестник

27 0

тежеспособного спроса, но только в случае ориентации производителя на внутренние рынки. Экспорт дженериков повышает их стоимость на зарубежных рынках за счет включения в нее транспортно-логистических расходов, таможенных пошлин и т.д. Таким образом, рентабельность импортированных воспроизведенных лекарственных средств оказывается ниже, чем у их аналогов, произведенных в стране-импортере. При этом совокупные объемы экспорта стабильно возрастают, о чем свидетельствуют данные представленной ниже таблицы 1.

Таблица 1

Объем экспорта российской фармацевтической продукции по странам

в 2015-2019 гг., млн долл.

Страны -импортеры 2015 2016 2017 2018 2019 2019 в % к 2015

Общий объем 529,75 634,62 728,11 792,00 843,80 159,28

Казахстан 106,53 139,74 126,67 125,68 139,06 130,54

Украина 83,90 114,67 129,50 122,61 132,17 157,54

Беларусь 55,56 73,45 95,29 100,42 118,49 213,28

Узбекистан 71,47 66,46 71,92 86,20 83,02 116,16

Нигерия 6,61 4,22 13,66 22,35 28,25 427,65

Киргизия 20,42 27,40 28,75 24,57 27,31 133,76

Латвия 9,63 11,69 19,51 23,59 26,57 275,74

Литва 15,92 22,35 18,35 16,77 24,48 153,80

Грузия 24,60 23,57 24,53 27,39 23,88 97,07

Азербайджан 24,49 20,59 19,55 23,42 22,15 90,43

Другие страны 110,63 130,48 180,39 219,00 218,42 197,43

Источник: составлено авторами по материалам14

По данным, представленным в таблице 1, можно сделать вывод, что основные показатели объема экспорта фармацевтической продукции приходятся на Казахстан, Украину, Беларусь и Узбекистан. Следует отметить, что по результатам 2019 года пятую строчку в рейтинге импортеров российской фармпродукции заняла Нигерия, активно наращивавшая объемы импорта - прирост в 2019 году к уровню 2015 составил 327,65% в относительном выражении, или 21,64 млн долл. - в абсолютном. Помимо Нигерии, высокими показателями роста объемов импорта российской продукции характеризовались Латвия (прирост составил 175,74% в относительном выражении и 16,94 млн долл. - в абсолютном), Беларусь (113,28% в относительном выражении при 62,93 млн долл. - в абсолютном) и Украина (57,54% при 48,27 млн долл. в абсолютном выражении). Кроме того, значительно увеличился объем экспорта российской фармпродукции в другие страны, не включенные в таблицу - на 97,45% в 2019 году относительно уровня 2015 (107,79 млн долл. в абсолютном выражении). При наличии ряда позитивных трендов, за-

^ 28

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2020

фиксированы также случаи снижения объемов экспорта фармпродукции в Грузию (в 2019 году объем экспорта составил 97,07% от уровня 2015 года, снизившись на 0,72 млн долл.) и Азербайджан (показатель 2019 года составил 90,43% уровня 2015, сложившись в объеме 22,15 млн долл., что ниже базисного показателя на 2,34 млн долл.). Совокупный объем экспорта отечественной фармацевтической продукции в 2019 году составил 843,8 млн долларов, что превысило уровень 2015 года на 59,28%. На протяжении всего исследуемого периода совокупный объем экспорта возрастал. На рисунке 1 представлена динамика увеличения объема экспортируемой фармпродукции в период 2015-2019 гг.

Рис. 1. Изменение объемов экспорта российской фармацевтической продукции, 20152019 гг., млн долл.

Источник: составлено авторами по материалам15

Из данных рисунка 1 следует, что наиболее стремительный рост объемов экспорта в абсолютном (104,87 млн долл.) и относительном выражении (19,8%) пришелся на период 2015-2016 гг. Затем темпы роста постепенно снижались как в абсолютном, так и в относительном выражении. В течение исследуемого периода отмечался рост на 93,49 млн долл. (14,73%) - в 2017 году по сравнению с 2016, на 63,89 млн долл. (8,77%) - в 2018 году относительно 2017, и на 51,8 млн долл. (6,54%) - в 2019 году в сравнении с предыдущим периодом. Средний темп роста объемов экспорта российской фармпродукции за период 2015-2019 гг. составил 12,46%. Для более детального анализа динамики экспортных отношений представляется необходимым рассмотреть динамику структуры экспорта по различным странам. Соответствующие данные представлены в нижеприведенной таблице 2.

7 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

29 ^

Таблица 2

Структура экспорта российской фармацевтической продукции по странам

в 2015-2019 гг., в % к итогу

Страны -импортеры 2015 2016 2017 2018 2019

Общий объем 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00

Казахстан 20,11 22,02 17,40 15,87 16,48

Украина 15,84 18,07 17,79 15,48 15,66

Беларусь 10,49 11,57 13,09 12,68 14,04

Узбекистан 13,49 10,47 9,88 10,88 9,84

Нигерия 1,25 0,66 1,88 2,82 3,35

Киргизия 3,85 4,32 3,95 3,10 3,24

Латвия 1,82 1,84 2,68 2,98 3,15

Литва 3,01 3,52 2,52 2,12 2,90

Грузия 4,64 3,71 3,37 3,46 2,83

Азербайджан 4,62 3,24 2,69 2,96 2,63

Другие страны 20,88 20,56 24,78 27,65 25,89

Источник: составлено авторами по материалам16

На основании таблицы 2, можно отметить, что количественные изменения (абсолютные и относительные) в ряде случаев несоразмерны структурным. Так, доля Казахстана и Украины в структуре экспорта снижается с 2016 года - при условии, что объем экспорта в данные страны в стоимостном и абсолютном выражении характеризуется наличием восходящей тенденции. Также отмечается снижение структурных долей Узбекистана, Киргизии, Грузии и Азербайджана в 2019 году относительно 2015. При этом структурная доля экспорта в страны, не входящие в список, возрастала в период 2015-2018 гг., однако в 2019 снизилась по сравнению с предыдущим периодом, составив 25,89% общего экспорта (против 27,65% в 2018 году). Вместе с тем, умеренный рост структурных долей Нигерии и стран Прибалтики свидетельствует о запуске процесса качественного преобразования экспортных отношений с целью долгосрочного размещения на рынках за пределами СНГ и ЕАЭС.

Полученные данные свидетельствуют о наличии ряда трансформационных процессов в экспортных отношениях отечественных фармпроизводителей с зарубежными странами. Вместе с тем, в когорте передовых импортеров российской продукции мы не обнаруживаем ни стран Европы, ни Латинской Америки. Однако следует отметить ряд позитивных изменений: так, экспорт отечественной фарм-продукции в Никарагуа начался в 2016 году и его объем на тот период составил 0,86 млн долл., а уже в 2019 он сложился в размере 5,03 млн долл., продемонстрировав увеличение в 5,81 раз. Отмечалось увеличение объема экспорта в Панаму: в 2015 году он составлял 0,12 млн долл., а в 2019 - 0,93 млн долл. (в 7,89 раз). Впечатляет увеличение объемов экспорта российской фармпродукции в Боливию.

^ 30

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2020

В 2016 году величина экспорта составляла 10 тыс. долл., но уже в 2019 достигла отметки в 0,72 млн долл.

При этом еще более перспективными направлениями экспорта выглядят рынки африканских стран. Помимо уже упомянутой Нигерии, существенные показатели прироста наблюдались в Марокко (за 5 лет объем экспортированной продукции увеличился с 2 тыс. долл. до 10,51 млн долл.), Конго (с 3,08 млн долл. в 2015 году до 6,94 млн долл. в 2019), Нигере (с 60 тыс. долл. в 2016 до 0,99 млн долл. в 2019) и Мали (с 0,49 млн долл. в 2016 до 0,84 млн долл. в 2019). В этой связи об африканских странах можно говорить о стратегически важных направлениях экспорта российской фармацевтической продукции.

Собственные производства ряда слаборазвитых стран африканского континента характеризуются упадочным состояниям. Постоянная нехватка финансовых ресурсов, низкие показатели образования среди населения, морально и физически устаревшие основные фонды - данные факторы в совокупности обусловливают фактическую неспособность производств удовлетворить потребности населения в вопросах обеспечения фармацевтической продукции, даже когда речь идет о воспроизведенных лекарственных препаратах (дженериках). В подобной ситуации продукция российских экспортеров оказывается удовлетворительной возможностью поддержания национальных систем здравоохранения в оптимальном состоянии, что приводит к повышению уровня спроса на соответствующие группы то-варов17. В свою очередь, для российских производителей ориентация на экспорт в слаборазвитые страны может оказаться эффективной «полумерой» на пути к выходу на мировой рынок. Развитие экспортных отношений в данном направлении позволяет добиться приращения капитала, направляемого на качественное технологическое переоснащение производств, приобретения нематериальных активов в форме патентов, лицензий и др., а также на разработки в области R&D. На основании результатов проведенного исследования уместно сформулировать ряд приоритетных направлений совершенствования экспортных отношений на российском фармацевтическом рынке:

1. Ориентация на рынки стран с переходной экономикой в средне- и долгосрочном периодах - на время наращения производственных мощностей и повышения возможностей в области финансирования научных исследований и разработок, приобретения инновационного оборудования и др.;

2. Постепенное выравнивание долей ведущих стран-импортеров в структуре экспорта, достигаемое за счет формирования долгосрочных отношений в рамках договоров сотрудничества и взаимодействия;

3. Строгая дифференциация структуры экспортируемых препаратов в зависимости от потребностей рынка страны-импортера. Например, поставка воспроизведенных лекарственных препаратов в страны со слаборазвитыми собственными производствами, и ориентация на экспорт инновационной продукции в государства, самостоятельно производящие дженерики;

7 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

31 Q

4. Реализация сделок M&A с участием зарубежных фармпроизводителей с целью расширения географии размещения производственных мощностей и диверсификации дальнейших направлений дистрибьюции готовой продукции. Кроме всего прочего, данная мера позволит снизить отпускные цены на продукцию российских фармпроизводителей на локальных рынках за счет экономии на транспор-тно-логистических издержках18.

Таким образом, в результате изучения перспектив развития экспорта российской фармацевтической продукции, авторами было установлено, что одной из наиболее важных задач, стоящих перед отечественными производителями, сегодня является закрепление на рынках стран с переходной экономикой и развивающихся стран. Ввиду сравнительно низкой доли инновационной продукции в общем объеме производства, российским компаниям требуются дополнительные финансовые ресурсы на период осуществления научных исследований и разработок, призванных расширить перечень уникальной российской фармпродукции и с ней занять свое место на международных рынках. Решение данной задачи будет результатом многих лет непрерывных поисков новых способов удовлетворения растущих потребностей населения в тех или иных продуктах, а потому она потребует от компаний приложения массы усилий, которые, однако, еще не раз докажут свою целесообразность в долгосрочной перспективе.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Фармацевтический рынок России в 2016 году [Электронный ресурс]: DSM Group. Режим доступа: https://dsm.ru/docs/analytics/ Annual_Report_2016_rus.pdf (дата обращения: 10.06.2020)

2 Фармацевтический рынок России в 2017 году [Электронный ресурс]: DSM Group. Режим доступа: https://dsm.ru/docs/analytics/ Annual_Report_2017_rus.pdf (дата обращения: 10.06.2020)

3 Фармацевтический рынок России в 2018 году [Электронный ресурс]: DSM Group. Режим доступа: https://dsm.ru/docs/analytics/ Annual_report_2018_DSM.pdf (дата обращения: 10.06.2020)

4 Актуальные задачи развития фармацевтической и медицинской промышленности [Электронный ресурс]: официальный сайт Минпромторга. Режим доступа: http:// minpromtorg.gov.ru/activities/industry/otrasli/farma/ (дата обращения: 10.06.2020)

5 К вопросу об экспорте медикаментов [Электронный ресурс]: новости GMP. Режим доступа: https://gmpnews.ru/2019/03/k-voprosu-ob-eksporte-medikamentov/ (дата обращения: 10.06.2020)

Минпромторг намерен увеличить экспорт фармпродукции к 2024 году [Электронный ресурс]: РИА Новости. Режим доступа: https://ria.ru/20190923/1559015221.html (дата обращения: 10.06.2020)

7 Курганский фармзавод нарастил экспорт на 44% в 2019 году [Электронный ресурс]: единый информационный портал «Экспортеры России». Режим доступа: http://www. rusexporter.ru/news/detail/11159/ (дата обращения: 10.06.2020)

^ 32

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2020

Евстратов, А.В. Основные тенденции и перспективы развития фармацевтического рынка в Российской Федерации: монография / А. В. Евстратов; ВолгГТУ - Волгоград, 2018. - 192 с.

Измайлов, А.М. Модель управления конкурентоспособностью фармацевтического предприятия / А.М. Измайлов // Российский академический журнал. - Новочеркасск, 2014. -Вып. 11, №27. - С.36-39.

10 Астахова, Е.В. Торговые отношения России и Китая в рамках развития фармацевтической промышленности / Е.В. Астахова, В. Чжихуэй // АНИ: экономика и управление.

- 2016. - №4 (17). - С. 23-25.

11 Нежникова, Е.В. Фармацевтическая отрасль в РФ: проблемы и перспективы развития / Е.В. Нежникова, М.В. Максимчук // Вестник РУДН. Серия: Экономика. - 2019. -№1. - С. 102-112.

12 Акопов, С. «Сотекс» выходит на международный рынок / С. Акопов // Ремедиум. Журнал о российском рынке лекарств и медицинской технике. - 2017. - №12. - С. 22-23.

13 Мантуров, Д.В. Промышленная политика в российской фармацевтической отрасли / Д.В. Мантуров // Экономическая политика. - 2018. - №2. - С. 64-77.

14 Pharmaceutical products export [Электронный ресурс]: TradeMap. Режим доступа: https://www.trademap.org/Country _SelProductCountry_TS.aspx?nvpm=1%7c643%7c%7c %7c%7c30%7c%7c%7c2%7c 1 %7c 1 %7c2%7c2%7c 1 %7c2%7c 1 %7c%7c 1 (дата обращения: 10.06.2020)

15 Тамже(п.11)

16 Тамже(п.11)

17 Горлов, В.В. Состояние фармацевтического рынка России и показатели эффективности производственной деятельности фармацевтических организаций / В.В. Горлов // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2013. - №7 (145). - С.22-27.

18 Лин, А. А. Фармацевтический рынок: современные подходы к референтному ценообразованию / А. А. Лин, Б.И. Соколов, А.С. Орлов // Проблемы современной экономики. - 2016. - №2 (58). - С. 203-207.

БИБЛИОГРАФИЯ:

Акопов, С. «Сотекс» выходит на международный рынок / С. Акопов // Ремедиум. Журнал о российском рынке лекарств и медицинской технике. - 2017. - №12. - С. 22-23.

Астахова, Е.В. Торговые отношения России и Китая в рамках развития фармацевтической промышленности / Е.В. Астахова, В. Чжихуэй // АНИ: экономика и управление.

- 2016. - №4 (17). - С. 23-25.

Горлов, В.В. Состояние фармацевтического рынка России и показатели эффективности производственной деятельности фармацевтических организаций / В.В. Горлов // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2013. - №7 (145). - С.22-27.

Евстратов, А.В. Основные тенденции и перспективы развития фармацевтического рынка в Российской Федерации: монография / А. В. Евстратов; ВолгГТУ. - Волгоград, 2018.

- 192 с.

Измайлов, А.М. Модель управления конкурентоспособностью фармацевтического предприятия / А.М. Измайлов // Российский академический журнал. - Новочеркасск, 2014. -Вып. 11, №27. - С.36-39.

7 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

33 Q

Лин, А. А. Фармацевтический рынок: современные подходы к референтному ценообразованию / А.А. Лин, Б.И. Соколов, А.С. Орлов // Проблемы современной экономики. -2016. - №2 (58). - С. 203-207.

Мантуров, Д.В. Промышленная политика в российской фармацевтической отрасли / Д.В. Мантуров // Экономическая политика. - 2018. - №2. - С. 64-77.

Нежникова, Е.В. Фармацевтическая отрасль в РФ: проблемы и перспективы развития / Е.В. Нежникова, М.В. Максимчук // Вестник РУДН. Серия: Экономика. - 2019. - №1. - С. 102-112.

Актуальные задачи развития фармацевтической и медицинской промышленности [Электронный ресурс]: официальный сайт Минпромторга. Режим доступа: http://minpromtorg. gov.ru/activities/industry/otrasli/farma/ (дата обращения: 10.06.2020)

К вопросу об экспорте медикаментов [Электронный ресурс]: новости GMP. Режим доступа: https://gmpnews.ru/2019/03/k-voprosu-ob-eksporte-medikamentov/ (дата обращения: 10.06.2020)

Курганский фармзавод нарастил экспорт на 44% в 2019 году [Электронный ресурс]: единый информационный портал «Экспортеры России». Режим доступа: http://www. rusexporter.ru/news/detail/11159/ (дата обращения: 10.06.2020)

Минпромторг намерен увеличить экспорт фармпродукции к 2024 году [Электронный ресурс]: РИА Новости. Режим доступа: https://ria.ru/20190923/1559015221.html (дата обращения: 10.06.2020)

Фармацевтический рынок России в 2016 году [Электронный ресурс]: DSM Group. Режим доступа: https://dsm.ru/docs/analytics/ Annual_Report_2016_rus.pdf (дата обращения: 10.06.2020)

Фармацевтический рынок России в 2017 году [Электронный ресурс]: DSM Group. Режим доступа: https://dsm.ru/docs/analytics/ Annual_Report_2017_rus.pdf (дата обращения: 10.06.2020)

Фармацевтический рынок России в 2018 году [Электронный ресурс]: DSM Group. Режим доступа: https://dsm.ru/docs/analytics/ Annual_report_2018_DSM.pdf (дата обращения: 10.06.2020)

Pharmaceutical products export [Электронный ресурс]: TradeMap. Режим доступа: https:// www.trademap.org/Country_SelProductCountry_TS.aspx?nvpm= 1%7c643%7c%7c%7c%7c30 %7c%7c%7c2%7c1%7c1%7c2%7c2%7c1%7c2%7c1%7c%7c1 (дата обращения: 10.06.2020)

BIBLIOGRAPHY:

Akopov, S. «Soteks» vyxodit na mezhdunarodnyj rynok / S. Akopov // Remedium. Zhurnal o rossijskom ry'nke lekarstv i medicinskoj texnike. - 2017. - №12. - S. 22-23.

Astaxova, E.V. Torgovy e otnosheniya Rossii i Kitaya v ramkax razvitiya farmacevticheskoj promyshlennosti / E.V. Astaxova, V. Chzhixue'j // ANI: ekonomika i upravlenie. - 2016. - №4 (17). - S. 23-25.

Gorlov, V.V. Sostoyanie farmacevticheskogo rynka Rossii i pokazateli effektivnosti proizvodstvennoj deyateFnosti farmacevticheskix organizacij / V.V. Gorlov // Finansovaya analitika: problemy' i resheniya. - 2013. - №7 (145). - S.22-27.

^ 34

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2020

Evstratov, A.V. Osnovny'e tendencii i perspektivy' razvitiya farmacevticheskogo ry'nka v Rossijskoj Federacii: monografiya; VolgGTU. - Volgograd, 2018. - 192 s.

Izmajlov, A.M. Model' upravleniya konkurentosposobnost'yu farmacevticheskogo predpriyatiya / A.M. Izmajlov // Rossijskij akademicheskij zhurnal. - Novocherkassk, 2014. -Vy'p. 11, №27. - S.36-39.

Lin, A.A. Farmacevticheskij ry'nok: sovremenny'e podxody' k referentnomu cenoobrazovaniyu / A.A. Lin, B.I. Sokolov, A.S. Orlov // Problemy' sovremennoj e'konomiki. - 2016. - №2 (58). - S. 203-207.

Manturov, D.V. Promy'shlennaya politika v rossijskoj farmacevticheskoj otrasli / D.V. Manturov // E'konomicheskaya politika. - 2018. - №2. - S. 64-77.

Nezhnikova, E.V. Farmacevticheskaya otrasl' v RF: problemy' i perspektivy' razvitiya / E.V. Nezhnikova, M.V. Maksimchuk // Vestnik RUDN. Seriya: E'konomika. - 2019. - №1. - S. 102-112.

Aktual'ny'e zadachi razvitiya farmacevticheskoj i medicinskoj promy'shlennosti [E'lektronny'j resurs]: oficial'ny'j sajt Minpromtorga. Rezhim dostupa: http:// minpromtorg.gov.ru/activities/industry/otrasli/farma/ (data obrashheniya: 10.06.2020)

K voprosu ob e'ksporte medikamentov [E'lektronny'j resurs]: novosti GMP. Rezhim dostupa: https://gmpnews.ru/2019/03/k-voprosu-ob-eksporte-medikamentov/ (data obrashheniya: 10.06.2020)

Kurganskij farmzavod narastil e'ksport na 44% v 2019 godu [E'lektronny'j resurs]: ediny'j informacionny'j portal «E'ksportery' Rossii». Rezhim dostupa: http://www. rusexporter.ru/news/detail/11159/ (data obrashheniya: 10.06.2020)

Minpromtorg nameren uvelichit' e'ksport farmprodukcii k 2024 godu [E'lektronny'j resurs]: RIA Novosti. Rezhim dostupa: https://ria.ru/20190923/1559015221.html (data obrashheniya: 10.06.2020)

Farmacevticheskij ry'nok Rossii v 2016 godu [E'lektronny'j resurs]: DSM Group. Rezhim dostupa: https://dsm.ru/docs/analytics/ Annual_Report_2016_rus.pdf (data obrashheniya: 10.06.2020)

Farmacevticheskij ry'nok Rossii v 2017 godu [E'lektronny'j resurs]: DSM Group. Rezhim dostupa: https://dsm.ru/docs/analytics/ Annual_Report_2017_rus.pdf (data obrashheniya: 10.06.2020)

Farmacevticheskij ry'nok Rossii v 2018 godu [E'lektronny'j resurs]: DSM Group. Rezhim dostupa: https://dsm.ru/docs/analytics/ Annual_report_2018_DSM.pdf (data obrashheniya: 10.06.2020)

Pharmaceutical products export [E'lektronny'j resurs]: TradeMap. Rezhim dostupa: https://www.trademap.org/Country_SelProductCountry_TS.aspx?nvpm= 1%7c643%7 c%7c%7c%7c3 0%7c%7c%7c2%7c 1 %7c 1 %7c2%7c2%7c 1 %7c2%7c 1 %7c%7c 1 (data obrashheniya: 10.06.2020)

7 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

35 Q

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.