Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ В ФОРМАТЕ РИК И СО СТРАНАМИ ШОС'

ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ В ФОРМАТЕ РИК И СО СТРАНАМИ ШОС Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
348
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА / ШОС / РОССИЯ / ИНДИЯ / КИТАЙ / МНОГОСТОРОННЕЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ВАЛЮТ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ РАСЧЕТЫ / ПРИВИЛЕГИРОВАННОЕ И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / ECONOMIC INTEGRATION / RUSSIA / INDIA / CHINA / MULTILATERAL COOPERATION / THE USE OF NATIONAL CURRENCIES / INTERNATIONAL PAYMENTS / PRIVILEGED AND STRATEGIC PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ткаченко Ирина Юрьевна

В статье анализируются перспективы сотрудничества РФ в формате РИК (Россия - Индия - Китай). Исследуются объективные предпосылки, текущее состояние дел и реальные шаги по налаживанию данного формата сотрудничества трех крупнейших стран региона. Наличие геополитических противоречий между Индией и КНР делает маловероятным благоприятный прогноз развития РИК в обозримой перспективе, несмотря на его объективную полезность всем трем странам в процессе складывания нового мирового экономического порядка. Россия может стать инициатором и модератором развития формата сотрудничества в рамках РИК, что позволит РФ принять активное участие в продвижении интеграционных процессов на евразийском пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR COMBINING INTERNATIONAL COOPERATION OF RUSSIA IN THE RIC AND WITH THE SCO COUNTRIES

The article analyzes the prospects for cooperation between the Russian Federation in the RIC format (Russia - India - China). The objective prerequisites, the current state of affairs and real steps to establish this format of cooperation of the three largest countries in the region are studied. Positive development of the RIC is unlikely in the foreseeable future due to geopolitical contradictions between India and China and regardless of its objective usefulness to all three countries’ growth under the changing world economic order. Russia could become the initiator and moderator in designing RIC cooperation framework that might allow the country to be at the forefront of promoting integration in Eurasia.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ В ФОРМАТЕ РИК И СО СТРАНАМИ ШОС»

Перспективы международного сотрудничества России в формате РИК и со странами ШОС

УДК 339.92(470+571+540+574)+061.1ШОС Ирина Юрьевна ТКАЧЕНКО,

ББК 65.5(2Рос+2Инд+5Кит) кандидат философских наук, доцент,

Т-484 Всероссийская академия внешней торговли

(119285, Москва, Воробьевское шоссе, 6А), кафедра мировой и национальной экономики - профессор,

тел.: 8(499)147-51-65

Аннотация

В статье анализируются перспективы сотрудничества РФ в формате РИК (Россия - Индия - Китай). Исследуются объективные предпосылки, текущее состояние дел и реальные шаги по налаживанию данного формата сотрудничества трех крупнейших стран региона. Наличие геополитических противоречий между Индией и КНР делает маловероятным благоприятный прогноз развития РИК в обозримой перспективе, несмотря на его объективную полезность всем трем странам в процессе складывания нового мирового экономического порядка. Россия может стать инициатором и модератором развития формата сотрудничества в рамках РИК, что позволит РФ принять активное участие в продвижении интеграционных процессов на евразийском пространстве.

Ключевые слова: экономическая интеграция, Шанхайская организация сотрудничества, ШОС, Россия, Индия, Китай, многостороннее взаимодействие, использование национальных валют, международные расчеты, привилегированное и стратегическое партнерство.

Prospects for combining international cooperation of Russia in the RIC and with the SCO countries

Irina Yuryevna TKACHENKO,

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Russian Foreign Trade Academy (119285, Moscow, Vorobevskoe shosse, 6A), Department of World and National Economics -

Professor, phone: 8(499)147-51-65

Abstract

The article analyzes the prospects for cooperation between the Russian Federation in the RIC format (Russia - India - China). The objective prerequisites, the current state of affairs and real steps to establish this format of cooperation of the three largest countries in the region are studied.

4 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

7 Q

Positive development of the RIC is unlikely in the foreseeable future due to geopolitical contradictions between India and China and regardless of its objective usefulness to all three countries' growth under the changing world economic order. Russia could become the initiator and moderator in designing RIC cooperation framework that might allow the country to be at the forefront of promoting integration in Eurasia.

Keywords: economic integration, Russia, India, China, multilateral cooperation, the use of national currencies, international payments, privileged and strategic partnership.

В июне 2019 года Россия приняла председательство в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). В этом качестве Россия ищет новые формы сотрудничества между членами организации и дополняет традиционную повестку, связанную с обеспечением коллективной безопасности, вопросами экономического, социального развития1. В этом контексте следует рассмотреть вопросы возможного сопряжения формата РИК и ШОС.

Формат РИК (Россия - Индия - Китай) представляет собой платформу взаимодействия трех стран, рост экономического и политического влияния которых был предрешен логикой мирового исторического развития. Идея усиления взаимодействия этих трех стран принадлежала Е. Примакову и высказывалась им в девяностые годы 20 века. Очевидная необходимость такого вполне объективна: эти три страны находятся на одном континенте, имеют давние торговые связи, сформированные на базе их территориальной близости.

Первоначально взаимодействие в таком формате шло по линии министров иностранных дел. Первая встреча в формате РИК состоялась в 2002 году на полях сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Однако регулярными такие встречи пока не стали: они происходят раз в полтора - два года. К настоящему времени было проведено 16 встреч министров иностранных дел2. Главными вопросами для обсуждения остаются вопросы безопасности, борьбы с терроризмом, противодействие экстремизму и незаконному обороту наркотиков, проблемам обеспечения международной информационной безопасности3.

Впервые встреча лидеров в формате РИК произошла в 2006 году, в ходе саммита «Группы двадцати» в Санкт-Петербурге. Следующая встреча в таком формате состоялась в 2018 году, на саммите 0-20 в Буэнос-Айресе4. Целесообразность регулярных встреч в таком формате послужила причиной того, что лидерами стран было принято решение проводить такие встречи ежегодно. Встреча в формате РИК произошла и на саммите 0-20 в Осаке, в июне 2019 года, однако информация о круге рассматриваемых вопросов лидерами трех стран в открытой печати отсут-ствует5.

^ 8

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2020

Главными объединяющими интересами для стран РИК являются: противодействие деструкции многосторонних универсальных структур, работающих на основе Устава ООН, соблюдение заложенных в Уставе ООН принципов равноправия, уважения суверенитета, невмешательства во внутренние дела. Потенциальные возможности трехстороннего экономического сотрудничества объективно влекут за собой необходимость отстаивания основ многосторонней, открытой экономической и торговой системы, основанной на недискриминации и свободной конкуренции.

Потребность такого взаимодействия актуализируется в настоящее время вследствие ряда объективных обстоятельств. Во-первых, наличие общей внешней угрозы со стороны США, которые ведут открытое торгово-экономическое противостояние с КНР, развернули санкционную политику в отношении России, вводят торговые ограничения на торгово-экономические отношения с Индией. Противодействие гегемонии США со стороны стран РИК демонстрирует нежелание этих стран быть частью американской экономической и политической экосистемы. Во-вторых, существующая в настоящее время геополитическая неустойчивость современного мира порождает вполне закономерную потребность в складывании региональных союзов или, как минимум, согласовании интересов и действий крупнейших экономик региона. По данным Всемирного банка, экономики всех трех стран относятся к числу мировых экономических лидеров (см. таблицу 1).6

Таблица 1

Макроэкономические показатели стран РИК, 2018 год

Экономика ВВП (в пост. ценах, трлн долл. США) ВВП (ППС, трлн долл. США) Торговый баланс, млрд долл. США Экспорт, млрд долл. США Импорт, млрд долл. США

КНР 13,608 25,362 359,243 2 494,2 2 134,987

Индия 2,726 10,498 -184,524 323,056 507,580

Россия 1,722 4,051 211,196 449,347 238,151

Источник: составлено по данным Всемирного банка, International Trade Center.

В-третьих, во всех трех странах вследствие экономических процессов происходит процесс развития национальной самоидентичности как источник национального самовозрождения.

Развитие формата РИК представляет собой пример естественного эволюционирования взаимоотношений стран, чье экономическое и политическое возвышение на определенном этапе вступает в известное противоречие со сложившимся распределением ролей и сил в мировой геополитической и экономической архитектуре, что требует приведения в соответствие реального значения этих стран и сложившегося миропорядка. Объективно схожие потребности и интересы этих

4 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

9 Q

стран во внешнем контуре и существующей структуре современной геополитики должны стать основой для их сближения и отстаивания совместных интересов в развитии, а также координации позиций в международных организациях. Кроме того, формат РИК, который становится форматом союза без официального оформления союза, является отражением активизации процессов региональной интеграции в азиатском регионе. Такая интеграция может развиваться на основе взаимного увязывания интересов крупнейших экономик региона с целью продвижения совместного подхода к обеспечению региональной и глобальной безопасности и устойчивого развития на основе принципов международного права, добрососедства, равноправия и взаимного уважения.

В настоящее время политическое сотрудничество стран РИК дополняется усилением их взаимодействия в экономической сфере. Именно в этом контексте можно рассматривать подписание соглашений между Россией и КНР, Россией и Индией. Россия и Китай подписали соглашение о переходе на рубли и юани в двусторонней торговле, начиная с сельскохозяйственного и энергетического секторов, а также увеличение расчетов в рублях и юанях в следующие несколько лет на 50%7.

Китай и Россия сталкиваются с угрозами приостановки взаиморасчетов в рамках SWIFT. Индия переживает период ухудшения торговых отношений с США. Подобные проблемы приводят к необходимости задуматься о формировании интегрированной системы взаиморасчетов, что можно осуществить путем взаимной адаптации российской Системы передачи финансовых сообщений (СПФС) и китайской Международной межбанковской платежной системы (CIPS). В случае присоединения к системе Индии на азиатском континенте может сформироваться система взаиморасчетов, отвечающая интересам жителей значительной части континента.

Объективно к такой системе расчетов тяготеет и Индия, поскольку ее тесное взаимодействие с Россией, как минимум по линии ВТС, создает риски ее расчетов с Россией во внешней торговле. Это побудило Россию и Индию перейти к взаиморасчетам сначала в евро, а затем и в национальных валютах по сделкам, которые могли подпасть под санкции США8. В 2019 году центробанки России и Индии заключили соглашение о расчетах в национальных валютах.

Начиная с 2010 года, Индия выступает «привилегированным партнером» для России, взаимоотношения с которым развиваются как в политической, так и в торгово-экономической и гуманитарной сферах9. Следует также подчеркнуть, что к настоящему времени возможно начало процесса официальных переговоров по переходу к более тесному взаимодействию между ЕАЭС и Индией по заключению соглашения о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Индией.10

Вместе с тем, в настоящее время представляется маловероятным, что формат РИК может оказать существенное влияние на экономическую повестку ШОС. Несмотря на то что Индия присоединилась к ШОС в 2015 году и, следовательно, ее экономические интересы объективно могут состоять в дополнении политической

^ 10

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2020

повестки ШОС вопросами экономического взаимодействия, существует значительный объем разногласий в понимании и оценке национальных интересов стран РИК в отношении друг друга.

Главные причины этого коренятся в имеющихся противоречиях между КНР и Индией, в том числе в территориальных вопросах, например, в вопросе о свободной навигации в Южно-Китайском море. Если Индия выступает за свободную навигацию в этом районе, то КНР имеет противоположную позицию.

Другой спорной проблемой для этих стран является их отношение к развитию отношений с Пакистаном. Пакистан с 2015 года является участником китайской инициативы «Пояс - путь», вследствие чего стал крупным получателем инвестиций из КНР для реализации, в рамках китайской инициативы, инфраструктурных проектов, проходящих по его территории. Создаваемый в рамках данной инициативы Китайско-пакистанский экономический коридор (China-Pakistan Economic Coridor - CPEC) с объемом анонсированных в 2015 г. китайских инвестиций в 46 млрд долл. США11 позволит Китаю связать свои восточные районы с Индийским океаном. Этот проект, кроме прочего, соединяет Синьцзян-Уйгурский автономный округ КНР с глубоководным портом Гвадар (пакистанская провинция Белуджистан)12. Финансирование данного проекта в объеме 143 млн долл. США было предоставлено в качестве беспроцентного займа на строительство скоростной автомагистрали Гвадар-Ист-Бэй в пакистанской провинции Белуджистан и 29 млн долл. США - в качестве гранта для финансирования проектов в области социального обеспечения13. Проблема состоит в том, что часть коридора проходит по территории Кашмира, который Индия считает своей территорией.

После включения Пакистана в 2015 году в проект «Пояс - путь» Китай стал крупнейшим инвестором в страну, в основном благодаря строительным и энергетическим вложениям, связанным с китайско-пакистанским экономическим коридором. Инвесторами проекта выступают China Development Bank, Asian Infrastructure Investment Bank, Silk Road Fund, Exim Bank of China, Industrial and Commercial Bank of China. Вместе с тем, завершение некоторых проектов приведет к тому, что приток ПИИ в Пакистан со стороны КНР может замедлиться14.

При этом надо иметь в виду, что только 5,9 млрд долл. США из 18,9 млрд долл. США, предоставленных китайскими компаниями до настоящего времени для инфраструктурных проектов, представляют собой займы с 2-процентной ставкой, подлежащей выплате с 2021 года. Остальная сумма предназначена для энергетических проектов, финансируемых китайскими компаниями и другими партнерами. В рамках китайских инвестиционных проектов ссуды используются для финансирования менее 20% всех проектов CPEC, а более 80% проектов финансируются с использованием различных механизмов финансирования в соответствии с международными правилами. По мнению экспертов, это не столько увеличивает внешнюю задолженность Пакистана, сколько должно привести к усилению экономического развития страны15.

4 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

11 Q

Другое противоречие между Индией и КНР касается территории оспариваемого сторонами плато Доклам (в китайской версии - Дунлан), где военные инженеры из КНР начали строить дорогу, вопреки протестам со стороны Бутана. Индия - союзница Бутана - ввела на территорию королевства свои войска, а КНР в ответ усилил военную группировку на плато. Договориться об отводе войск удалось только через 73 дня после начала конфликта16.

Существует различное понимание реализации китайской инициативы «Пояс -путь» как со стороны России, так и со стороны Индии. В начале реализации инициативы Россия была чрезвычайно заинтересована в развитии китайско-российского инвестиционного сотрудничества в области инфраструктуры. Это позволило бы России решить задачи укрепления связанности российских территорий через модернизацию имеющихся транспортных коридоров или строительство новых, в рамках китайской инициативы. Однако сторонам не удалось согласовать условия проекта (речь идет о ВСМ Москва - Казань как части проекта ВСМ Пекин - Москва высокоскоростной грузопассажирской магистрали «Евразия»), несмотря на то что в проекте было принято ключевое решение в интересах КНР - строить ВСМ на основе китайского оборудования и машиностроительной продукции17. Впоследствии Россия была заменена в проекте Казахстаном. Что касается Индии, то ни Россия, ни Китай не входят в число крупных инвесторов в экономику страны18.

В отношении китайской инициативы «Пояс - путь» Индия демонстрирует неопределенность позиции, которая скорее может быть расценена как негативная, что отразилось в отсутствии Индии на двух проведенных КНР Форумах «Пояс и путь». Эта неопределенность основана как на имеющихся территориальных разногласиях с КНР, так и на неопределенности собственной позиции Индии, которая в итоге может оказаться анклавом среди стран-участниц китайского проекта, между которыми распределены цепочки добавленной стоимости.

Кроме прочего, Индия рассматривает китайскую инициативу как своего рода долговую ловушку, поскольку выделяемые КНР средства для инфраструктурных проектов оформляются достаточно часто в виде кредитов, которые страна-получатель обязуется обслуживать. Известен пример Шри-Ланки, которая, будучи не в состоянии погасить свои кредиты, передала глубоководный порт Коломбо Китаю на последующие 99 лет19. Немаловажную роль в неоднозначном отношении Индии к инициативе занимает традиция неприсоединения страны к разного рода блокам и движениям. В перспективе есть вероятность, что Индия может оказаться объектом, но не субъектом нового мирового правопорядка, технологическими лидерами которого будут КНР и США. Та же перспектива может ожидать и Россию.

Существуют противоречия и в индийско-российских отношениях. Основной претензией со стороны Индии было военно-техническое сотрудничество России как с Пакистаном, так и с Индией, в то время как между странами не урегулированы территориальные конфликты и обе стороны потенциально могут противостоять

^ 12

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2020

друг другу, используя при этом оружие российского происхождения. Подтверждением этого индийцы называют, в частности, активизировавшееся российско-пакистанское сотрудничество по линии ВТС, в том числе, создание комиссии по военно-техническому сотрудничеству между странами, совместные тактические учения «Дружба», которые направлены на отработку контртеррористических мероприятий в горных районах, поставки российского вооружения Пакистану. До настоящего времени крупнейшим поставщиком вооружения в Пакистан была КНР.

С точки зрения Индии, российские поставки по линии ВТС в Пакистан могут свидетельствовать о формировании треугольника Россия - КНР - Пакистан, противостоящего наметившемуся союзу США, Индии и Афганистана. Так, в сентябре 2018 года США подписали с Индией соглашение в области военного сотрудничества - The Communications Compatibility and Security Agreement (COMCASA)20.

В то же время Россия традиционно осуществляет поставки в Индию по линии ВТС. В настоящее время военно-техническое сотрудничество России и Индии развивается в направлении налаживания совместной разработки и современной продукции военного назначения, постпродажного обслуживания, передачи инжиниринговой документации, ведётся работа по повышению боеготовности вооружённых сил. В августе 2018 года индийские подразделения были впервые задействованы в прошедших на территории России антитеррористических учениях «Мирная миссия - 2018». Военнослужащие Индии активно участвуют в Армейских международных играх, в танковом биатлоне и соревнованиях горных спецвойск.

В настоящее время потенциал формата РИК не раскрыт и носит по большей части церемониальный характер, используется лидерами стран как одна из площадок для обмена мнений.

Перспективы расширения и активизации работы в рамках формата РИК обусловлены рядом обстоятельств:

Россия, КНР и Индия входят в число стран, имеющих 10 самых мощных армий мира, занимая, соответственно, 2, 3, 4 места из рассматриваемых 137 сран21. Следовательно, на этих странах лежит особая ответственность по поддержанию мира на азиатском континенте. Одним из важнейших направлений сотрудничества в рамках РИК должно стать сотрудничество по линии ВТС, в том числе в целях повышения эффективности борьбы с антитеррористическими угрозами и обеспечения координации действий по сдерживанию других центров военной силы в мире. Примером того, что страны могут продуктивно сотрудничать даже в условиях наличия определённых противоречий, стало проведение в сентябре 2019 года совместных военных учений всех стран ШОС (включая Индию и Пакистан) «Центр-2019» по противодействию террористическим угрозам.

Все три страны являются космическими державами и разрабатывают собственные космические проекты. Объединительной для всех трех стран могла бы стать

4 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

13 Q

инициатива по координации управления распределением орбит для выводимых странами спутников, поскольку все три страны находятся в четверке стран, осуществивших самое большое количество космических запусков в 2018 году. При этом на настоящий момент такого межнационального центра управления нет, что порождает проблему техногенного загрязнения околоземной орбиты.

Аналогичным образом в рамках формата РИК возможно продвижение инициативы по зачистке ближайшего космоса от космического мусора, поскольку технические возможности стран позволяют им осуществлять этот процесс уже в настоящее время.

Было бы актуальным инвестиционное сотрудничество в формате РИК, связанное с разработкой совместных решений в области антитеррористического сотрудничества, цифровой безопасности, экологии интернета, энергетики, совместного решения инфраструктурных проблем.

Если инвестиции из КНР в Индию в минувшем году показали взрывной рост (+137%)22, то инвестиционное сотрудничество этих стран с Россией крайне незначительно. По данным ЦБ РФ, в 2018 году Россия направила в Индию 2 млн долл. США, в КНР - 35 млн долл. США. В свою очередь, ПИИ из КНР в Россию уменьшились со 140 млн долл. США в 2017 году до - 13 млн долл. США в 2018 году. Что касается Индии, то ПИИ из Индии в Россию в последние два года колеблются около 8-9 млн долл. США23. Совершенно очевидно, что потенциал сотрудничества в области инвестиций не реализован.

В настоящее время инвестиции КНР в Индию идут по линии вхождения в капитал крупных технологичных компаний или, напротив, стартапов в области высоких технологий. Вместе с тем в России, в основном, обе страны направляют ПИИ в добывающие отрасли, например, в золотодобычу24, что не вполне актуально для нашей страны. Россия заинтересована в инвестировании в проекты в рамках национальной стратегии развития, связанные, в том числе, с модернизацией и диверсификацией производства.

Все три страны недостаточно представлены в крупнейших международных организациях, в том числе во Всемирном банке, МВФ, ВТО. Так, во Всемирном банке доля голосов и квот стран не соответствует их реальному месту в мировом ВВП и международной торговле. Например, Китай имеет 4,37% голосов, Индия - 3%, Россия - 2,74%, т.е. суммарно 10,11%25. При этом на долю этих стран в мировой экономике приходится 17,992 трлн долл. США, или почти 21% мирового ВВП26.

Крайне актуально усиление взаимодействия по линии укрепления авторитета Всемирной торговой организации и сохранения ее роли в качестве универсальной структуры, занимающейся регулированием международной торговли в противовес санкционной политике отдельных стран. Координация позиций в рамках трехсторонних договоренностей по увеличению влияния стран в международных институтах позволит совместно выступить в пользу сохранения и развития между-

^ 14

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2020

народного права.

Экономическое взаимодействие в рамках ШОС может осуществляться также по линии реализации концепции устойчивого развития во всех трех странах, что одинаково актуально для стран формата РИК. Гарантия глобальной безопасности, формирование экологически ориентированной экономики и продвижение инновационных технологий в рамках этих стран.

Возможными общими идеями для реализации концепции устойчивого развития в рамках РИК могут стать выработка общих решений и обмен лучшими практиками по смягчению проблем урбанизации, поскольку быстрый рост городских территорий создает как экологические, так и социально-экономические проблемы для жителей, предприятий и муниципалитетов. При неадекватном планировании и ограниченных финансовых средствах для удовлетворения растущего городского населения часто происходит расширение неформального жилья в городах или пригородных поселениях, требующих широкого использования частного транспорта.

Еще одним направлением может стать освоение и обмен передовым опытом решения проблем развития отдаленных территорий и моногородов, что особенно актуально для России, где почти каждый десятый житель страны живет в моногородах. С 2014 по 2018 гг. из Федерального бюджета на их поддержку было выделено около 25 млрд руб. В ближайшие 3 года они получат более 12 млрд долл. США27.

Таким образом, формат РИК, отвечающий интересам возвышения России, Индии, Китая в мировой экономике, должен стать серьезным источником формирования новой мировой геополитической инфраструктуры, соответствующей практике современного этапа развития мировой экономики.

Однако исторический опыт показывает, что проекты с участием КНР активно развиваются только тогда, когда они инициируются самим Китаем. Роль России в рамках формата РИК - в определенном смысле быть связующим звеном между странами, историческое прошлое взаимоотношений между которыми не вполне позитивно, в то время как РФ имеет прочные позитивные экономические отношения с каждой из стран в отдельности.

Формат РИК и его продвижение являются скорее предметом инициативы со стороны России и Индии, хотя идеологически были сформулированы в России и Россией активно поддерживаются. КНР в настоящее время реализует свою собственную транснациональную инициативу в рамках своей идеологемы сообщества стран единой судьбы, а потому примыкать к какому-то другому региональному интеграционному проекту она вряд ли будет.

Формат РИК, при всей его неопределенности, имеет существенное значение как для стран-участниц, так и для развития азиатского континента в целом. Вес и влияние группы стран РИК на континенте и в мире в целом в силу их человеческого, природного и экономического потенциала, а также занимаемых ими политических позиций, имеет определяющее значение для развития региона. Однако, как пред-

4 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

15 0

ставляется, реализация прорывных решений по вопросам регионального развития этими странами возможна лишь при условии умения этих стран договариваться и сопрягать занимаемые ими позиции. С одной стороны, страны нуждаются в поддержке друг друга в экономических, научно-технических и политических вопросах, а с другой стороны, страны в «треугольнике» играют роль своеобразного взаимного противовеса в случае резкого усиления позиций других стран-партнеров. В связи с этим сохранение механизма консультаций в рамках форума РИК будет способствовать стабильному развитию азиатского региона и мира в целом.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Приоритеты председательства России в ШОС. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sco-russia2020.ru/

2 О встрече министров иностранных дел России, Индии и Китая (РИК). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mid.ru/web/guest/maps/cn/-/asset_publisher/ WhKWb5DVBqKA/content/id/3547259

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 О встрече министров иностранных дел России, Индии и Китая (РИК). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mid.ru/web/guest/maps/cn/-/asset_publisher/ WhKWb5DVBqKA/content/id/3547259

4 Интервью и ответы на отдельные вопросы Министра иностранных дел России С.В.Лаврова для программы «Москва. Кремль. Путин» «на полях» саммита «Большой двадцатки», Буэнос-Айрес, 2 декабря 2018 года.. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mid.rU/web/guest/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/ id/3425025

5 G20 OSAKA SUMMIT 2019. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://g20. org/en/summit/

6 GDP. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://data.worldbank.org/indicator/ NY.GDP.MKTP.CD?locations=IN, [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.tade-map.org/Product_SelCountry_TS.aspx?nvpm=1%7c643%7c%7c%7c%7cTOTAL%7c%7c%7c 2%7c1%7c1%7c3%7c2%7c1%7c1%7c1%7c1

7 Путин рассказал о расчетах в национальных валютах между РФ и Китаем. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://riafan.ru/1184760-putin-rasskazal-o-raschetakh-v-nacionalnykh-valyutakh-mezhdu-rf-i-kitaem

8 Россия — Индия — Китай: встреча с перспективой (Asia Times, Гонконг). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://inosmi.ru/politic/20190702/245402287.html

Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи со встречей Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Республики Индии С. Сварадж «на полях» заседания Совета министров иностранных дел РИК. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mid.ru/web/guest/ kommentarii_predstavitelya/-/asset_publisher/MCZ7HQuMdqBY/content/id/3545424

10 Путин анонсировал переговоры по созданию ЗСТ между Индией и ЕАЭС. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2019/09/04/reg-dfo/putin-anonsiroval-peregovory-po-sozdaniiu-zst-mezhdu-indiej-i-eaes.html

^ 16

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2020

11 Россия - Пакистан: перспективы и трудности зарождающегося партнёрства. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://eadaily.com/ru/news/2018/09/21/rossiya-pakistan-perspektivy-i-trudnosti-zarozhdayushchegosya-partnyorstva

12 CPEC. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cpec.gov.pk/

13 YasirMasood China economic corridor is debt reliever for Pakistan. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.telegraph.co.uk/china-watch/business/cpec-not-debt-trap-pakistan/

14 World Investment Report 2019. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://unct-ad.org/en/pages/PublicationWebflyer.aspx?publicationid=2460

15 Yasir Masood China economic corridor is debt reliever for Pakistan. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.telegraph.co.uk/china-watch/business/cpec-not-debt-trap-pakistan/

16 Военная сделка на 9 млрд: Откуда у Пакистана деньги на оружие России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tsargrad.tv/news/voennaja-sdelka-na-9-mlrd-otkuda-u-pakistana-dengi-na-oruzhie-rossii_196033

17 ВСМ «Москва-Казань», как часть высокоскоростного транспортного коридора «Москва-Пекин» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hsrail.ru/press-center/ news/362.html

18 FDIIndia. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://en.portal.santandertrade. com/establish-overseas/india/foreign-investment

19 Belt and Road projects: past, present and future. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.telegraph.co.uk/china-watch/business/belt-road-projects-list/

20 COMCASA. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://economictimes.india-times.com/topic/COMCASA

21 2019 Military Strength Ranking . [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www.globalfirepower.com/countries-listing.asp

22 World Investment Report 2019. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://unct-ad.org/en/pages/PublicationWebflyer.aspx?publicationid=2460

23 Прямые инвестиции. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cbr.ru/ statistics/macro_itm/svs/

24 Китай и Индия инвестируют $460 млн в добычу золота в Забайкалье. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5ba489789a794742a226cba4

25 INTERNATIONAL BANK FOR RECONSTRUCTION AND DEVELOPMENT SUBSCRIPTIONS AND VOTING POWER OF MEMBER COUNTRIES. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pubdocs.worldbank.org/en/795101541106471736/IBRDCountry Voting-Table.pdf

26 Currant GDP (USD). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://data.worldbank. org/indicator/NY.GDP.MKTP.CD

27 It is proposed to study Chinese experience in creating economic zones in Bashkiria. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bashinform.ru/eng/1241587/

4 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

17 Q

БИБЛИОГРАФИЯ:

Военная сделка на 9 млрд: Откуда у Пакистана деньги на оружие России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tsargrad.tv/news/voennaja-sdelka-na-9-mlrd-otkuda-u-pakistana-dengi-na-oruzhie-rossii_196033

ВСМ «Москва-Казань», как часть высокоскоростного транспортного коридора «Москва-Пекин» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hsrail.ru/press-center/ news/362.html

Интервью и ответы на отдельные вопросы Министра иностранных дел России С.В.Лаврова для программы «Москва. Кремль. Путин» «на полях» саммита «Большой двадцатки», Буэнос-Айрес, 2 декабря 2018 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mid.ru/web/guest/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/ id/3425025

Китай и Индия инвестируют $460 млн в добычу золота в Забайкалье. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5ba489789a794742a226cba4

Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи со встречей Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Республики Индии С. Сварадж «на полях» заседания Совета министров иностранных дел РИК. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mid.ru/web/guest/ kommentarii_predstavitelya/-/asset_publisher/MCZ7HQuMdqBY/content/id/3545424

О встрече министров иностранных дел России, Индии и Китая (РИК). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mid.ru/web/guest/maps/cn/-/asset_publisher/ WhKWb5DVBqKA/content/id/3547259

Приоритеты председательства России в ШОС. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sco-russia2020.ru/

Прямые инвестиции. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cbr.ru/ statistics/macro_itm/svs/

Путин анонсировал переговоры по созданию ЗСТ между Индией и ЕАЭС. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2019/09/04/reg-dfo/putin-anonsiroval-peregovory-po-sozdaniiu-zst-mezhdu-indiej-i-eaes.html

Путин рассказал о расчетах в национальных валютах между РФ и Китаем. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://riafan.ru/1184760-putin-rasskazal-o-raschetakh-v-nacionalnykh-valyutakh-mezhdu-rf-i-kitaem

Россия — Индия — Китай: встреча с перспективой (Asia Times, Гонконг). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://inosmi.ru/politic/20190702/245402287.html

Россия — Пакистан: перспективы и трудности зарождающегося партнёрства. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://eadaily.com/ru/news/2018/09/21/rossiya-paki-stan-perspektivy-i-trudnosti-zarozhdayushchegosya-partnyorstva

2019 Military Strength Ranking . [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. globalfirepower.com/countries-listing.asp

Belt and Road projects: past, present and future. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.telegraph.co.uk/china-watch/business/belt-road-projects-list/

COMCASA. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://economictimes.indiatimes. com/topic/COMCASA

CPEC. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cpec.gov.pk/

^ 18

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2020

Currant GDP (USD). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://data.worldbank.org/ indicator/NY.GDP.MKTP. CD

FDI India. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://en.portal.santandertrade.com/ establish-overseas/india/foreign-investment

G20 OSAKA SUMMIT 2019. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://g20.org/en/ summit/

GDP. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://data.worldbank.org/indicator/ NY.GDP.MKTP.CD?locations=IN,

INTERNATIONAL BANK FOR RECONSTRUCTION AND DEVELOPMENT SUBSCRIPTIONS AND VOTING POWER OF MEMBER COUNTRIES. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pubdocs.worldbank.org/en/795101541106471736/IBRDCountryVotingTable.pdf It is proposed to study Chinese experience in creating economic zones in Bashkiria. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bashinform.ru/eng/1241587/

Trade map. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.trademap.org/Product_ SelCountry_TS.aspx?nvpm=1%7c643%7c%7c%7c%7cTOTAL%7c%7c%7c2%7c1%7c1%7c3 %7c2%7c1%7c1%7c1%7c1

World Investment Report 2019. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://unctad.org/ en/pages/PublicationWebflyer.aspx?publicationid=2460

Yasir Masood China economic corridor is debt reliever for Pakistan. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.telegraph.co.uk/china-watch/business/cpec-not-debt-trap-pakistan/

BIBLIOGRAPHY:

Voennaya sdelka na 9 mlrd: Otkuda u Pakistana den'gi na oruzhie Rossii. [E'lektronny'j resurs]. Rezhim dostupa: https://tsargrad.tv/news/voennaja-sdelka-na-9-mlrd-otkuda-u-pakistana-dengi-na-oruzhie-rossii_196033

VSM «Moskva-Kazan4», kak chast' vy'sokoskorostnogo transportnogo koridora «Moskva-Pekin» [E'lektronny'j resurs]. Rezhim dostupa: http://www.hsrail.ru/press-center/news/362.html Interv'yu i otvety' na otdel'ny'e voprosy' Ministra inostranny'x del Rossii S.V.Lavrova dlya programmy' «Moskva. KremT. Putins» «na polyax» sammita «Bol'shoj dvadczatki», Bue'nos-Ajres, 2 dekabrya 2018 goda. [E'lektronny'j resurs]. Rezhim dostupa: http://www.mid.ru/web/ guest/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/3425025

Kitaj i Indiya investiruyut $460 mln v doby'chu zolota v Zabajkal'e. [E'lektronny'j resurs]. Rezhim dostupa: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5ba489789a794742a226cba4

Kommentarij Departamenta informacii i pechati MID Rossii v svyazi so vstrechej Ministra inostranny'x del Rossijskoj Federacii S.V.Lavrova s Ministrom inostranny'x del Respubliki Indii S. Svaradzh «na polyax» zasedaniya Soveta ministrov inostranny'x del RIK. [E'lektronny'j resurs]. Rezhim dostupa: http://www.mid.ru/web/guest/kommentarii_predstavitelya/-/asset_ publisher/MCZ7HQuMdqBY/content/id/3545424

O vstreche ministrov inostranny'x del Rossii, Indii i Kitaya (RIK). [E'lektronny'j resurs]. Rezhim dostupa: http://www.mid.ru/web/guest/maps/cn/-/asset_publisher/WhKWb5DVBqKA/ content/id/3547259

Prioritety' predsedatel'stva Rossii v ShOS. [E'lektronny'j resurs]. Rezhim dostupa: https:// sco-russia2020.ru/

4 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

19 Q

Pryamy'e investicii. [E'lektronny'j resurs]. Rezhim dostupa: https://www.cbr.ru/statistics/ macro_itm/svs/

Putin anonsiroval peregovory' po sozdaniyu ZST mezhdu Indiej i EAE'S. [E'lektronny'j resurs]. Rezhim dostupa: https://rg.ru/2019/09/04/reg-dfo/putin-anonsiroval-peregovory-po-sozdaniiu-zst-mezhdu-indiej-i-eaes.html

Putin rasskazal o raschetax v nacional'ny'x valyutax mezhdu RF i Kitaem. [E'lektronny'j resurs]. Rezhim dostupa: https://riafan.ru/1184760-putin-rasskazal-o-raschetakh-v-nacionalnykh-valyutakh-mezhdu-rf-i-kitaem

Rossiya — Indiya — Kitaj: vstrecha s perspektivoj (Asia Times, Gonkong). [E'lektronny'j resurs]. Rezhim dostupa: https://inosmi.ru/politic/20190702/245402287.html

Rossiya — Pakistan: perspektivy' i trudnosti zarozhdayushhegosya partnyorstva. [E'lektronny'j resurs]. Rezhim dostupa: https://eadaily.com/ru/news/2018/09/21/rossiya-pakistan-perspektivy-i-trudnosti-zarozhdayushchegosya-partnyorstva

2019 Military Strength Ranking . [E'lektronny'j resurs]. Rezhim dostupa: https://www. globalfirepower.com/countries-listing.asp

Belt and Road projects: past, present and future. [E'lektronny'j resurs]. Rezhim dostupa: https://www.telegraph.co.uk/china-watch/business/belt-road-projects-list/

COMCASA. [E'lektronny'j resurs]. Rezhim dostupa: https://economictimes.indiatimes.com/ topic/COMCASA

CPEC. [E'lektronny'j resurs]. Rezhim dostupa: http://cpec.gov.pk/

Currant GDP (USD). [E'lektronny'j resurs]. Rezhim dostupa: https://data.worldbank.org/ indicator/NY. GDP.MKTP.CD

FDI India. [E'lektronny'j resurs]. Rezhim dostupa: https://en.portal.santandertrade.com/ establish-overseas/india/foreign-investment

G20 OSAKA SUMMIT 2019. [E'lektronny'j resurs]. Rezhim dostupa: https://g20.org/en/ summit/

GDP. [E'lektronny'j resurs]. Rezhim dostupa: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP. MKTP.CD?locations=IN,

INTERNATIONAL BANK FOR RECONSTRUCTION AND DEVELOPMENT SUBSCRIPTIONS AND VOTING POWER OF MEMBER COUNTRIES. [E'lektronny'j resurs]. Rezhim dostupa: http://pubdocs.worldbank.org/en/795101541106471736/ IBRDCountryVotingTable.pdf

It is proposed to study Chinese experience in creating economic zones in Bashkiria. [E'lektronny'j resurs]. Rezhim dostupa: http://www.bashinform.ru/eng/1241587/

Trade map. [E'lektronny'j resurs]. Rezhim dostupa: https://www.trademap.org/Product_ SelCountry_TS.aspx?nvpm=1%7c643%7c%7c%7c%7cTOTAL%7c%7c%7c2%7c1%7c1%7c3 %7c2%7c1%7c1%7c1%7c1

World Investment Report 2019. [E'lektronny'j resurs]. Rezhim dostupa: https://unctad.org/ en/pages/PublicationWebflyer.aspx?publicationid=2460

Yasir Masood China economic corridor is debt reliever for Pakistan. [E'lektronny'j resurs]. Rezhim dostupa: https://www.telegraph.co.uk/china-watch/business/cpec-not-debt-trap-pakistan/

^ 20

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.