УДК 338.47.656
Редкобородая А.А. студент магистратуры Ростовский государственный университет путей сообщения Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону «ЗЕЛЕНАЯ ЛОГИСТИКА» В ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЕ
ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ Аннотация: Моделирование транспортных систем является сложным вопросом, требующим учета многих факторов, позволяющих составить карту реальной системы и тем самым обеспечить поддержку принятия решений. В эпоху все более высоких требований к услугам транспорт также сталкивается с проблемами устойчивого развития. Отображение в модели негативного воздействия транспорта на окружающую среду позволяет планировать осуществление транспортных услуг с учетом экологического критерия.
Ключевые слова: логистика; устойчивое развитие; экологические проблемы; транспортная система; окружающая среда.
Redkoborodaia A.A. graduate student Rostov State University of Railway Transport Russian Federation, Rostov-on-Don "GREEN LOGISTICS" IN THE TRANSPORT SYSTEM
OF
ROSTOV-ON-DON
Annotation: Modelling transport systems is a complex issue that requires many factors to map the real system and thus support decision-making. In an era of increasingly demanding services, transport also faces challenges of sustainable development. The negative impact of transport on the environment in the model makes it possible to plan the implementation of transport services taking into account environmental criteria.
Keywords: logistics; sustainable development; environmental issues; «green» logistics; transport system; environment.
На сегодняшний день экономический мир остро рассматривает явление глобального потепления, которое было подтверждено в 2007 году Межправительственной группой экспертов по изменению климата (МГЭИК, англ. Intergovernmental Panel on Climate Change, IPCC). Это стало сигналом относительно роста экологической осведомленности, ставшая стимулом для принятия интенсивных усилий по эффективному и экономичному решению снижения парниковых газов, способствующих воздействию на тепловой баланс Земли (так называемый «парниковый эффект»). [1] Внимание должно быть обращено на то, что углекислый газ
оказывает наибольшее влияние на реальный риск негативных последствий, возникающий вследствие сжигания огромных объёмов различных видов топлива транспортным сектором (приблизительно 60% нефти в мире).
В то же время все чаще встречаются экологические обсуждения касательно «зелёной логистики» и возобновляемых источников энергии (RES), которые являются экологически чистой энергией из таких возобновляемых источников как вода, ветер, солнечное излучение. Термин «устойчивое развитие» указывает на экономическое развитие и развитие цивилизации нынешнего поколения путем максимального сохранения невозобновляемых ресурсов и окружающей среды ради будущего поколения, которые также в полной мере имеют право на их собственное развитие. Главной проблемой может стать опасность принесения природы в категорию коммерческих товаров. С этим фактором каждая экосистема находится в опасности, независимо от ее редкости.
Основной целью данного проекта является предложение по снижению потребления энергии и выбросов CO2 благодаря слаженной транспортной системе для жителей всех районов города. На данный момент по территории Ростовской области проходит более 650 междугородных и пригородных регулярных пассажирских маршрутов и около 150 межобластных маршрутов, соединяющих все муниципальные образования области. Общая протяженность маршрутов более 80 тыс. км. Автовокзалы и автостанции области объединены в единую сеть.
Рисунок 1 - Триединая концепция устойчивого развития логистики
Опрос среди жителей населения города Ростова-на-Дону показал большой интерес к использованию экологичных средств наземного городского транспорта. Транспортный узел города располагается непосредственно в его центре, вследствие чего наблюдается повышенная загрязненность воздуха и плохая экология. Поэтому у стран и городов возникает необходимость принятия своих собственных законодательств или конкретных мер, которые должны быть адаптированы под конкретную территорию и внедрены. Оценки выбросов парниковых газов от дорожного транспорта могут основываться на двух независимых массивах данных: данных о потреблении топлива или данных о расстоянии, пройденным транспортным средством.
Эксперты в области городского транспортного планирования сталкиваются с рядом проблем: необходимо эффективно использовать запросы населения, землю и финансовые ресурсы для оптимизации транспортной сети города, обеспечивая оптимальную мобильность и в максимальной степени предотвращения отрицательные эффекты (пробки, несчастные случаи, загрязнения). Достижение этого баланса становится затруднительным для экспертов, так как города становятся больше и, в связи с этим, повышается спрос на городскую инфраструктуру и службы общественного транспорта. Большинство значимых проблем
муниципального транспорта имеют отношение к следующим факторам:
• надежность: население будет пользоваться общественным транспортом, если они будут ему доверять (доверие к предоставлению услуг, расписание, способ сообщения);
• удобность: все типы услуг общественного транспорта должны быть представлены в виде кондиционера, билетных автоматов, остановок, при этом гарантируя чистоту;
• несоответствие ряда критерий общественного транспорта: большинство систем общественного транспорта или их элементы, или перегружены или недостаточно загружены. В часы пик перегруженность создает неудобства для водителей и пассажиров, в то время как сама система пытается справится с повышенным спросом на транспортировку. Недостаточная загруженность в свое время определяет финансовую нестабильность многих транспортных служб, особенно в пригородах;
• трудности парковки: автомобилизация привела к повышенному спросу на городские парковочные места, в результате чего возникла проблема, связанная с использованием свободного места, особенно в центральных районах города. Существует прямая взаимосвязь между пробкой на дороге и парковкой, так как поиск свободного места создает дополнительную задержку и имеет отрицательный эффект на местное движение;
• заторы на дорогах: пробки - одна из наиболее распространенных транспортных проблем в больших городах с населением, как правило
превышающий порог в миллион жителей (Ростов-на-Дону входит в топ-10 городов России с самыми большими пробками);
• IT и интеллектуальные транспортные системы, улучшающие работу общественного транспорта. Операторы могут улучшить качество услуг благодаря присутствию своевременной информации о расположении и движении транспортных средств. Кроме того, пассажиры могут получать обновленную информацию в сети Интернет и иных информационных пунктах.
Для решения данных проблем можно выделить ряд предложений: 1. Эковождение - способствует топливной экономичности и сокращению СО2 на 10% в среднем. Необходимо создать сеть организаций по обучению эковождению, показывая практическое руководство. Также, целесообразным будет переключение на топливо с более низким содержанием углерода.
2. «Модальный сдвиг» - наиболее действенная мера по повышению эффективности транспортной системы и снижению выбросов парниковых газов в атмосферу, означающая приоритетное развитие общественного транспорта, перевод пассажиропотоков с личного на общественный транспорт. Чтобы гарантировать устойчивость транспортной системы необходимо предусматривать смешанный парк транспортных средств, обеспечивать его разумное развитие. Такие принципы городской системы позволят уменьшить зависимость от личных транспортных средств и гарантировать широкое распространение пользования общественного транспорта для регулярной коммуникации по городу. Действительно, в расчете на одного пассажира расход энергии при передвижении автобусом/троллейбусом приблизительно в 5 раз меньше, чем при передвижении легковым автомобилем (даже при полной нормальной загрузке обоих). Потребление энергии трамваем в расчете на одного пассажира в 10 раз экономичней, чем автомобилем. Если же в автомобиле едет один водитель (как это часто бывает), а не 4 человека, то энергоэффективность автомобиля хуже энергоэффективности автобуса/троллейбуса в 20 раз, а трамвая - в 40 раз.
Таким образом, «зелёные» решения, которые доступны сегодня, прежде всего ориентированы на обработку пассажирских перевозок более устойчивым и экологически чистым способом, так как именно они являются одной из главных причин изменения климата, загрязнения окружающей среды и угрозы здоровью человека, так как производит почти четверть выбросов CO2 в мире.
Использованные источники:
1. The Intergovernmental Panel on Climate Change (IPCC): Интернет источник: URL: https://www.ipcc.ch/ (Проверено: 13.02.2019)
А
Ä
2. Бустубаева, С. М. Преимущества и недостатки основных видов топлива автомобиля / С. М. Бустубаева, П. П. Трофимов // Молодой ученый. - 2016. -№ 9.1. - С. 14-16.
3. Маколова Л. В. Некоторые аспекты снижения отрицательного воздействия транспортной сферы на окружающую среду / Л. В. Маколова // Вестник государственного морского университета им. Адмирала Ф.Ф. Ушакова. - 2013. - №3 (4). - с. 67-71.
4. Маколова Л.В. Развитие логистики в управлении вторичными ресурсами на предприятии /Л.В. Маколова // В сборнике: Транспорт: наука, образование, производство. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. 2017. - С. 153-156.
5. Маколова Л.В. Проблема снижения негативного воздействия транспортной сферы на окружающую среду на основе функционирования механизма избавления от отработанных масел. // Инженерный вестник Дона. - Ростов н/Д. № 3 (26). 2013. - С. 6-12.
6. Коврига Е.В., Сумская О.А. Электромобили как решение проблемы обеспечения экологичности окружающей среды // Политематический сетевой электронный научный журнал КубГАУ. - Краснодар: Изд-во: КубГАУ им. И.Т. Трубилина, 2017. - № 128. - С. 535-545.
А