УДК 338.47.656
Редкобородая А.А. студент магистратуры Ростовский государственный университет путей сообщения Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА МЕГАПОЛИСА В УСЛОВИЯХ
УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ Аннотация: Статья посвящена исследованию влияния автотранспорта на природную окружающую среду, так как одной из основных причин загрязнения воздуха являются автомобили с двигателями внутреннего сгорания. Сделать существующие тенденции развития мегаполисов и городов более экологически обоснованными и пригодными для жизни является приоритетом в глобальном стремлении к устойчивости.
Ключевые слова: логистика; устойчивое развитие; экологические проблемы; транспортная система; окружающая среда.
Redkoborodaia A.A. graduate student Rostov State University of Railway Transport Russian Federation, Rostov-on-Don TRANSPORT SYSTEM OF THE MEGALOPOLIS IN THE CONTEXT OF
SUSTAINABLE DEVELOPMENT Annotation: The article is devoted to the study of the influence of vehicles on the natural environment, as one of the main causes of air pollution are cars with internal combustion engines. Making existing trends in megacities and cities more environmentally sound and liveable is a priority in the global quest for sustainability.
Keywords: logistics; sustainable development; environmental issues; «green» logistics; transport system; environment.
Транспортная система - это совокупность инфраструктуры, транспортных средств, предприятий и управление в совокупности. Но, как и с любым общим определением, различные авторы используют несколько различные термины и делят систему различными способами.
Городская транспортная система является частью многоотраслевого городского хозяйства и включает в себя: транспортные средства (подвижной состав); путевые устройства (рельсовые пути, тоннели, эстакады, мосты, путепроводы, станции, стоянки); пристани и лодочные станции; устройства электроснабжения (тяговые электроподстанции, кабельные и контактные сети, заправочные станции); ремонтные мастерские и заводы; депо, гаражи, станции технического обслуживания; пункты проката автомобилей; линейные устройства связи, сигнализации, блокировки, диспетчерского управления транспортом. В транспортную систему города входит также
велосипед, для которого в цивилизованных странах выделяется специальная велосипедная дорожка на тротуарах.
Городские транзитные системы становятся все более и более общедоступны в своих направлениях, механизмах и видах деятельности. Некоторые транзитные режимы служат только одному городскому округу, другие соединяют много городских округов в межрегиональную систему. Каждая транспортная система работает в большой экономической, социальной, и физической среде.
Несмотря на их положительный эффект, транспортные системы имеют большие негативные последствия для экономических и социальных систем, которые они обслуживают. Одним из самых распространенных последствий является наличие пробок на всех уровнях и видах транспортных услуг. Перегруженность транспортных систем происходит, когда спрос или применение систем приводит к значительным затратам (время, деньги, риски и т. д.), и является чрезмерной по сравнению с мощностью системы или поставкой услуг. Заторы неэффективно тратят время за счет использования недополучаемых транспортных услуг.
Аналогично, увеличение предложения услуг по транспортировке, такое как строительство большего количества пропускной способности дороги, может быть контрпродуктивным, потому как у домашних хозяйств и предприятий может просто быть стимул для увеличения использования транспортного сообщения. Предоставление альтернативных услуг, может стать лучшим решением. Например, если распространена дорожная перегруженность к общему месту назначения, решение может состоять в улучшении качества доступного обслуживания общественного транспорта, вместо увеличения пропускной способности дороги. Такие решения, возможно, также должны сопровождаться препятствиями для использования частных автомобилей.
Чрезмерные выбросы в атмосферу и использование невозобновляемых ресурсов (например, нефть) часто сопровождают пробки на дороге. Внимание должно быть обращено на то, что углекислый газ оказывает наибольшее влияние на реальный риск негативных последствий, возникающий вследствие сжигания огромных объёмов различных видов топлива транспортным сектором (приблизительно 60% нефти в мире).
Эти проблемы сложны, и поэтому требуют тщательного изучения и анализа с обеих точек зрения спроса и предложения. Соответственно, каждая система генерирует определенные внешние эффекты на окружающую среду. Среди них выбросы, шум, свойственный ущерб и люди, которые используют эту самую систему и смежные с ней отрасли. Выбросы в атмосферу, в основном от транспортных средств, загрязняют воздух, воду и почву посредством выхлопов и пролитых опасных материалов. Шум от эксплуатации транспортных средств влияет на эмоциональное состояние и здоровье местного населения. Пассажиры и прохожие получают травмы или
погибают, когда происходят сбои в системе, аварии, а также повреждения или уничтожения ценностей и имущества.
Таким образом, в последние десятилетия городской пассажирский транспорт России претерпел существенные изменения после преобразования экономических и политических систем и потерял статус монополиста на рынке транспортных услуг. В меньших городах это полностью потеряло любую значительную роль в городских транспортных системах. Главная причина этих изменений - приобретение больших гражданских свобод в России, в особенности свобода передвижения. Этот фактор, стимулируемый доступностью частных автомобилей, выразился в росте российского уровня моторизации до уровня, сопоставимого с развитыми странами. У этих коренных изменений были некоторые болезненные последствия для городских транспортных систем.
Использованные источники:
1. Мамаев Э.А. Логистические тренды развития элементов транспортной системы России в современной экономике / Э.А. Мамаев // Сборник научных трудов Транспорт и логистика: инновационное развитие в условиях глобализации технологических и экономических связей». - 2017. - С. 168171.
2. Шленкин А. К., Шленкина Т. М. Вредное влияние автомобильного транспорта на человека и окружающую среду / А. К. Шленкин, Т. М. Шленкина // Студенческий научный форум - 2017. IX международная студенческая электронная научная конференция. - 2017.
3. Скрябин М. Л. Влияние отработавших газов автомобильного транспорта на окружающую среду / М. Л. Скрябин // Молодой ученый. - 2015. - С. 185187.
4. Маколова Л.В. Проблема совершенствования функционирования транспортной отрасли на основе экономико-экологического подхода / Л. В. Маколова // Труды международной научно-практической конференции «Транспорт - 2014». - 2014. - С. 58-60.
5. Маколова Л.В. Проблема снижения негативного воздействия транспортной сферы на окружающую среду на основе функционирования механизма избавления от отработанных масел. // Инженерный вестник Дона. - Ростов н/Д. № 3 (26). 2013. - С. 6-12.
6. Селиверстов С. А., Селиверстов Я. А. О построении интеллектуальной системы организации и развития транспортной системы мегаполиса // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Информатика. Телекоммуникации. Управление. - 2015. - С. 139-161.