Научная статья на тему 'ЗЕЛЕНАЯ ЛОГИСТИКА НА ПРЕДПРИЯТИИ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ'

ЗЕЛЕНАЯ ЛОГИСТИКА НА ПРЕДПРИЯТИИ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
15
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ЗАГРЯЗНЕНИЕ / ОТХОДЫ / ОТРАБОТАННЫЕ МАСЛА / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / LOGISTICS / POLLUTION / WASTE / USED OILS / ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Юрах Н.С.

В статье исследуется функционирование транспортного предприятия с позиции воздействия его на окружающую среду. Анализируются направления эколого-ориентированного развития предприятия на основе использования инструментов «зеленой» логистики. Представлена схема иллюстрирующая взаимосвязь направлений воздействия логистической системы предприятия на окружающую среду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GREEN LOGISTICS AT THE ENTERPRISE AS ONE OF THE FACTORS OF ENVIRONMENTAL-ORIENTED DEVELOPMENT

The article examines the functioning of the transport enterprise from the standpoint of its impact on the environment. The directions of the ecological-oriented development of the enterprise are analyzed on the basis of the use of green logistics tools. A diagram illustrating the relationship of the directions of the impact of the enterprise's logistics system on the environment is presented.

Текст научной работы на тему «ЗЕЛЕНАЯ ЛОГИСТИКА НА ПРЕДПРИЯТИИ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ»

науки и образования : сб. науч. ст. междунар. конф. - Барнаул: Алтайск. гос. ун-т, 2015. - 497с. - С.123-129.

7. Эльконин Д.Б. Игра и психическое развитие ребенка / Д.Б. Эльконин. -СПб.: ПИТЕР, 2006, — 85c.

УДК 338.47.656

Юрах Н. С. студент магистратуры Ростовский государственный университет путей сообщения Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону

Yurah N.S. graduate student Rostov State University of Railway Transport Russian Federation, Rostov-on-Don ЗЕЛЕНАЯ ЛОГИСТИКА НА ПРЕДПРИЯТИИ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ

GREEN LOGISTICS AT THE ENTERPRISE AS ONE OF THE FACTORS OF ENVIRONMENTAL-ORIENTED DEVELOPMENT В статье исследуется функционирование транспортного предприятия с позиции воздействия его на окружающую среду. Анализируются направления эколого-ориентированного развития предприятия на основе использования инструментов «зеленой» логистики. Представлена схема иллюстрирующая взаимосвязь направлений воздействия логистической системы предприятия на окружающую среду.

The article examines the functioning of the transport enterprise from the standpoint of its impact on the environment. The directions of the ecological-oriented development of the enterprise are analyzed on the basis of the use of green logistics tools. A diagram illustrating the relationship of the directions of the impact of the enterprise's logistics system on the environment is presented.

Ключевые слова: логистика, загрязнение, отходы, отработанные масла, окружающая среда.

Keywords: logistics, pollution, waste, used oils, environment. В последние годы в обществе широко обсуждается проблема экологизации деятельности предприятий с целью снижения негативного воздействия их на окружающую среду. Исследования экологического состояния территорий РФ учеными экологами показывают, что в результате промышленной деятельности предприятий загрязняется атмосфера, водные источники и почва токсичными веществами посредством выбросов и накопления отходов производственной деятельности. В результате чего нарушается экологическое состояние природной системы, также фиксируется ее деградация и разрушение. Последствиями такого обращения

с окружающей средой является сокращение плодородной почвы, ее опустынивание и эрозийное разрушение, загрязнение водных источников и как результат гибель растительного и животного мира.

Второй по значимости проблемой является нерациональное использование невозобновляемых ресурсов и как следствие сокращение запасов таких ресурсов.

На правительственном уровне обсуждение проблемы экологизации производственной деятельности привело к разработке и утверждению экологической доктрины РФ. В данном документе отмечалось, что экологический кризис является угрозой развитию человеческой цивилизации. Так как разрушение природных систем может привести к нестабильности биосферы, потере ее целостности и способности к самовоспроизводству, то есть факторам, необходимым для осуществления жизнедеятельности человечества. Устранение экологического кризиса и снижение его последствий возможно на основе создания инновационного варианта взаимоотношений человека и природы, которые исключают возможность разрушения и деградации природной среды. Для этого необходимо формирование и реализация механизмов эколого-ориентированного развития, в качестве приоритетов учитывающего необходимость охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов [1].

В настоящее время на мировом уровне проблеме рационального потребления ресурсов и эколого-ориентированной деятельности предприятий уделяется значительное внимание. Принимаются нормативные акты регламентирующие нормативы выброса парниковых газов, которые разрушают озоновый слой и предельно допустимых концентраций вредных веществ. Но наиболее эффективным направлением является сокращение негативного воздействия на окружающую среду на основе предупреждения загрязнения. Данная цель может быть достигнута на основе применения экологически чистых технологий, а именно инструментов «зеленой» логистики.

Понятие «зеленая» логистика объединяет следующие направления деятельности на предприятиях:

• применение малоотходных или безотходных технологий, предполагающих при реализации минимальные объемы отходов;

• использование экологически безопасных материалов;

• использование экологически безопасного оборудования;

• раздельный сбор отходов и их последующую переработку.

Если процесс экологизации стационарных предприятий подразумевает внедрение «зеленой» логистики, а значит, в первую очередь, использование экологически безопасных технологий, то для предприятий транспортного бизнеса проблема экологизации является более сложной. Деятельность предприятий транспортной отрасли характеризуется перемещением транспортных средств по определенной территории, в результате чего

фиксируется рассеянное загрязнение окружающей среды. Так, например, эксплуатация автомобильного транспорта в процессе его перемещения сопровождается возникновением выхлопных газов, которые содержат токсичные для окружающей среды вещества.

С процессом увеличения доли автомобильных транспортных средств в процессах распределения продукции возникли и усиливаются две четко проявляющиеся и противоречивые тенденции. С одной стороны, использование автомобильного транспорта позволяет применять метод доставки продукции от двери до двери, тем самым сокращая время поставки и расходы на логистику. С другой стороны повсеместное использование автомобильного транспорта приводит к увеличению масштабов негативного влияния на окружающую среду и, следовательно, происходит нарушение экологического равновесия.

Представим в виде схемы виды деятельности предприятия в рамках логистической стратегии и виды загрязнения окружающей среды (рис 1.).

Рисунок 1. Направления воздействия логистической системы предприятия на окружающую среду Исследование степени влияния вредных выбросов на человека при эксплуатации автомобильного транспорта показало, что в 30 % заболеваний жителей населенных пунктов непосредственно взаимосвязаны с загрязненностью окружающей среды транспортными предприятиями. Это объясняется тем, что двигатели автомобилей производят токсичные выхлопные газы, используемые автомобильные масла и нефтесодержащие

продукты попадают в окружающую среду и накапливаются в водных источниках и почве [2].

Некоторые негативные последствия проявляются сразу в процессе эксплуатации транспортных средств, например, такие как выхлопные газы и содержащиеся в них загрязняющие вещества, оказывают воздействие на органы дыхательной системы человека. Другие последствия можно заметить в течение длительного периода. Так отработанные нефтепродукты (топливо и масла), попадая в водные источники при эксплуатации водного транспорта оседают на дно водоема и токсичные вещества накапливаются в донных отложениях. Такие вещества представляют опасность для окружающей среды в течение длительного времени и их воздействие отражается на растительном и животном мире.

«Многими учеными в области «зеленой» логистики рассматривается понятие «возвратная логистика», предполагающее управление материальным потоком обратного направления. При данном подходе понятие «возвратная логистика» исследует поток бракованной продукции или тары, упаковки который возвращается на предприятие для утилизации. В соответствии с ориентацией предприятий на эколого-ориентированное развитие на наш взгляд рассмотрение понятия «возвратная логистика» должно не ограничиваться только вышеуказанной точкой зрения. Так как при таком подходе не учитываются материальные потоки отходов, представляющие собой потоки вторичных ресурсов, которые при использовании процессов регенерации могут являться также ресурсами предприятия» [3].

Одним из направлений «зеленой» логистики является механизм сбора и переработки отходов производственной деятельности предприятий. Исследование предприятий транспортной сферы показало, что в процессе эксплуатации транспортных средств на предприятиях накапливаются следующие виды отходов: отработанные автомобильные масла; свинцовые аккумуляторы; автомобильные покрышки; замасленная ветошь и т.д.

«В России до 77 % всех отработанных масел нелегально сбрасывается на почву и в водоемы; из всех собранных отработанных масел только 14-15 % идет на регенерацию, а остальные используются как топливо или сжигаются. В Европе сбрасывается порядка 25 % отработанных масел; до 75 % - собирают, из них 25 % регенерируется, 49 % используется в качестве топлива и 1 % уничтожается» [4].

Объемы использования смазочных материалов в предприятиях зависят от номенклатуры технических средств, от объемов емкостных систем техники, от её загрузки, а также от срока службы этой техники. Расходы топлива и смазочных материалов увеличиваются пропорционально сроку службы машин, а также при неправильной их эксплуатации. Так, расход топлива увеличивается на 8-10 %, если не соблюдается нормальный тепловой режим. Работа транспортного средства без обкатки или после неправильно проведенной обкатки ведет к повышению расхода картерного

масла по отношению к расходу основного топлива до 5-7 % вместо 3-4,5 % по норме [4].

В настоящее время существуют технологии, позволяющие рассматривать вышеперечисленные отходы в качестве ценных вторичных ресурсов. Так при использовании механизмов регенерации отработанных масел и восстанавливают до уровня свежих товарных масел. Свинцовые аккумуляторы перерабатывают с целью извлечения ценного металла. Автомобильные покрышки измельчаются в криогенном состоянии и являются составным элементом асфальтового покрытия, позволяющего достигнуть лучших эксплуатационных характеристик дорожного покрытия. Замасленная ветошь, после выполнения технологии брикетирования с другими видами отходов используется с целью получения тепловой энергии.

Необходимо отметить, что проблема внедрения «зеленой» логистики является сложной, так как используемые механизмы предполагают не только экологизацию производства, но и ее развитие. Развитие «зеленой» логистики заключается в переходе от использования традиционных технологий к «чистым» технологиям. Применительно к транспортной отрасли под такими технологиями подразумевается использования электромобилей, автомобилей работающих на водородном топливе, газу и т.д.

Использованные источники:

1. Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 N 1225-р «Об Экологической доктрине Российской Федерации» Электронный ресурс. Консультант Плюс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_92097/

2. Зарецкая Л.М. Исследование возможностей применения «Зеленых» технологий при управлении цепями поставок / Л.М. Зарецкая // Торгово -экономический журнал. - 2015. - № 2. - С. 91-100.

3. Маколова Л.В. Развитие логистики в управлении вторичными ресурсами на предприятии /Л.В. Маколова // В сборнике: Транспорт: наука, образование, производство. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. 2017. - С. 153-156.

4. Маколова Л.В. Проблема снижения негативного воздействия транспортной сферы на окружающую среду на основе функционирования механизма избавления от отработанных масел. // Инженерный вестник Дона. - Ростов н/Д. № 3 (26). 2013. - С. 6-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.