Научная статья на тему 'Экологоориентированное использование смазочных материалов в условиях рационального потребления ресурсов'

Экологоориентированное использование смазочных материалов в условиях рационального потребления ресурсов Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
87
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТА / ИЗНОС / РЕСУРСОПОТРЕБЛЕНИЕ / ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ОТРАБОТАННЫЕ МАСЛА / РЕГЕНЕРАЦИЯ ОТРАБОТАННЫХ МАСЕЛ

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Маколова Л.В.

Одним из направлений минимизации негативного воздействия на окружающую среду является полное использование имеющихся ресурсов. Значительные резервы повышения эффективности формирования и использования ресурсов заложены непосредственно в самом предприятии. Анализ причин возрастающих объемов потребления смазочных материалов и растущие цены на этого рода ресурсы необходимо учитывать, что регенерация и повторное использование отработанных масел является одним из инструментов экономии расходов предприятий и снижения негативного воздействия на окружающую среду в результате осуществления производственной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Маколова Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологоориентированное использование смазочных материалов в условиях рационального потребления ресурсов»

4. Николаева К.Г. Рынок недвижимости как интегрированная категория: подходы к определению, особенности // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2014. - № 1 (111). - С. 11.

5. Роберт Дж. Шиллер. Иррациональный оптимизм. - М: Альпина Паблишер, 2013. - 424 с.

6. Стерник Г.М., Стерник С.Г. Анализ рынка недвижимости для профессионалов. - М.: Экономика, 2009. - 606 с.

7. Стерник Г.М., Стерник С.Г., Свиридов А.В. Развитие и совершенствование методов прогнозирования на рынке жилой недвижимости // Урбанистика и рынок недвижимости. - 2014. - № 1. - С. 62.

ЭКОЛОГООРИЕНТИРОВАННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ В УСЛОВИЯХ РАЦИОНАЛЬНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ РЕСУРСОВ

© Маколова Л.В.*

Ростовский государственный университет путей сообщения, г. Ростов-на-Дону

Одним из направлений минимизации негативного воздействия на окружающую среду является полное использование имеющихся ресурсов. Значительные резервы повышения эффективности формирования и использования ресурсов заложены непосредственно в самом предприятии. Анализ причин возрастающих объемов потребления смазочных материалов и растущие цены на этого рода ресурсы необходимо учитывать, что регенерация и повторное использование отработанных масел является одним из инструментов экономии расходов предприятий и снижения негативного воздействия на окружающую среду в результате осуществления производственной деятельности.

Ключевые слова: смазочные материалы, функционирование транспорта, износ, ресурсопотребление, загрязнение окружающей среды, отработанные масла, регенерация отработанных масел.

В настоящее время в российской экономике наблюдается непрерывный рост цен на продукцию иностранного и отечественного производства, в частности смазочных материалов, поэтому особую актуальность приобретают вопросы их рационального потребления. В современных условиях функционирования отработанные смазочные материалы, являются одновременно и ценным вторичным сырьем, и существенным фактором опасности для окружающей среды.

* Доцент кафедры «Логистика и управление транспортными системами», кандидат экономических наук, доцент.

В структуре транспортной системы России основным видом транспорта является железнодорожный, который осуществляет более 81 % грузоперевозок и свыше 44 % пассажирских перевозок от общего количества перевозок. Железнодорожная инфраструктура является элементом, который обеспечивает непрерывную деятельность всех отраслей народного хозяйства.

Анализ функционирования железнодорожного транспорта, показал, что основная часть загрязнения атмосферы происходит в результате сгорания топлива при эксплуатации дизельного магистрального и маневрового подвижного состава, рефрижераторных поездов и составляет 85 %, загрязнение стационарными источниками составляет 10-15 % валового объема выбросов. К основным источникам загрязнения атмосферы среди стационарных источников железнодорожного транспорта относятся депо локомотивные и вагонные, ремонтные подразделения, производственные и коммунальные котельные.

Современное состояние подвижного состава железных дорог характеризуется наличием физического и морального устаревания. Локомотивы всех типов требуют значительных сервисных и ремонтных затрат и требуют значительного расхода топливно-смазочных материалов. Новые локомотивы, выпускаемые в последние годы, также не относятся к технике нового поколения, так как являются прототипами имеющихся.

Практически по всем составляющим транспортной отрасли наблюдаются процессы увеличения срока эксплуатации основных средств и их неэффективное использование. Величина износа основных производственных средств по отдельным группам достигла 55-70 % и продолжает увеличиваться. В Российской Федерации в 2013 г. показатель износа основных производственных средств составил 34,7 %. Многие технические средства транспорта находятся на критическом уровне [3].

При эксплуатации подвижного состава по истечению срока службы значительно повышаются показатели ресурсопотребления и энергоемкости перевозок. Следовательно появляются риски: с одной стороны - резкое увеличение эксплуатационных затрат при работе устаревшего подвижного состава, с другой - отсутствие возможности осуществления перевозок вследствие дефицита тягового подвижного состава.

Для обеспечения исправного состояния локомотивов после определенного пробега или времени их работы функционирует система проведения технического обслуживания и текущего ремонта. На тепловозах потребность в экипировочных материалах на одну секцию составляет: топлива -до 7500 кг, песка - до 2300 кг, масла - до 1250 кг и воды - до 1580 л [2].

На предприятиях железнодорожного транспорта смазочные материалы хранятся в резервуарах, конструкция которых предполагает наземное или подземное размещение. Масла подаются из хранилищ на локомотивы насосами посредством использования специальных маслозаправочных колонок.

Вследствие значительной степени износа преобладающей части технических средств, транспортных средств основным направлением обновления

техники является восстановление существующей техники с минимальной заменой полностью изношенных узлов на новые, так как возможность применения новейших технологий, использования значительного количества специализированной оснастки и приспособлений требует вложения денежных средств. Анализ динамики использования ресурсов, в частности масел, показал постепенное повышение на предприятиях их расхода. В результате увеличения потребления смазочных материалов появляются три значимые экономические проблемы:

- постоянное увеличение стоимости ресурсов и повышающиеся объемы их потребления приводят к увеличению расходов на материальные ресурсы, и в результате, к повышению себестоимости производимой продукции или осуществляемой услуги;

- повышение количества использования ресурсов является причиной увеличения объемов отработанных ресурсов, вследствие чего возникает необходимость избавления от них либо посредством их сброса в окружающую среду, либо путем утилизации;

- накапливаемые объемы отработанных ресурсов требуют реализации действенных механизмов утилизации или регенерации, так как действуют определенные нормативы, регламентирующие допустимые объемы размещаемых отходов производственной деятельности.

Анализ потребления смазочных материалов в локомотивном депо «Каменоломни» исходя из количества эксплуатируемой техники и частоты проведения технического обслуживания показал, что величина годовой потребности в свежих маслах для всего транспортного парка составляет 3056,4 т, объем возникающих отходов-отработанных масел - 2445,4 т.

В процессе эксплуатации средств механизации масло подвергается термическому воздействию, находится в контакте с металлическими деталями, окисляется под действием воздуха, загрязняется, поэтому происходит потеря первоначальных качественных характеристик. Такое масло переходит в категорию отработанные масла, так как в нем происходит накопление продуктов окисления, оно содержит различные примеси, способствующие снижению качества смазочных материалов.

На территории России имеется целый ряд природных систем, которые образуют крупнейшую в мире зону стабилизации глобальной окружающей среды, поэтому считаются «экологическими донорами» планеты. Тем не менее, в наблюдениях, проводимых в последние годы фиксируется значительное ухудшение ряда ключевых экологических показателей вследствие экономического роста производства, а значит увеличение техногенной нагрузки на окружающую среду.

Решение современных экологических проблем базируется на государственной политике в области экологического развития в направлении создания предпосылок к сохранению окружающей среды, при удовлетворении

потребностей нынешнего и будущих поколений. В современных условиях актуальным является формирование механизмов эффективного использования имеющихся ресурсов на основе концепции предотвращения загрязнения. Значительные расходы, которые возникают при ликвидации возникающего загрязнения и отсутствие возможности прогнозирования и полного устранения их последствий предопределяют необходимость создания нового более безопасного оборудования и технологических процессов, минимизирующих экологический вред.

Концепция рационального природопользования предполагает управление хозяйственной деятельностью на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях. На макроэкономическом уровне принимаются нормативные акты, регламентирующие экономическое поведение хозяйствующих субъектов при использовании природных ресурсов. В современных условиях экологизация воспроизводственного процесса невозможна без трансформации механизма природопользования, направленного на снижение техногенного воздействия на природную среду, что подразумевает активизацию работы органов государственной власти и управления как на региональном так и на федеральном уровне. Микроэкономический уровень принятия решений в области рационального природопользования предполагает осуществление природосберегающей и природоохранной деятельности в рамках отдельных предприятий.

Для того чтобы объективно сравнить функционирование больших и малых предприятий и оценить, какие из сфер производства являются в настоящее время наиболее «экологичными», а какие менее «экологичными», критерии предприятий, характеризующие степень воздействия на окружающую среду, были сведены к сопоставимому виду. При ограничениях: экологическим, экономическим и социальным, зависимость может быть выражена следующей формулой:

где Е, - экологическое ограничение /-го предприятия, определяющее диапазон использования экстенсивной экономики в связи с наблюдаемыми процессами деградации земельных, водных и других ресурсов, ростом количества отходов и возрастанием риска техногенных аварий и т.п.;

Si - экономическое ограничение /-го предприятия, учитывающее существенное снижение инвестиций в природно-эксплуатирующий комплекс;

С, - социальное ограничение /-го предприятия, которое определяет здоровье населения, национальные и миграционные процессы; / = 1, 2, ..., п - порядковый номер предприятия; п - число предприятий.

¿=1 ¿=1 ¡=1

Сущность изменения структуры экономики в экологически ориентированном направлении заключается в приведении в стабильное состояние предприятий природоэксплуатирующего и ресурсодобывающего характера посредством быстрого развития механизмов сбора, восстановления и использования вторичного сырья. В результате проведенного исследования был разработан механизм экологизации экономики использования вторичных ресурсов (рис. 1).

Организационный механизм экологизации экономики

1. Контроль соблюдения законодательства в области обращения с отходами производственной деятельности.

2. Установление дифференцированной ставки природоохранных платежей зазагрязнение окружающей среды в пределах нормативов.

3. Контроль и надзор заустранением отходов ресурсов.

1. Предоставление преференций для предприятий осуществляющих сбор и регенерацию вторичных ресурсов.

2. Развитие и поддержка общественных инициатив по проблемам использования вторичных ресурсов.

3. Предоставление преференций для предприятий, осуществляющих использование вторичных ресурсов.

4. Предоставление поддержки предприятий на основе результатов экспертной оценки, базирующейся на комплексной эколого-экономической модели предприятия.

1. Формирование программ поддержки предприятий, потребляющих вторичные ресурсы.

2. Стимулирование предприятий, осуществляющих регенерацию вторичных ресурсов как вид дополнительной непрофильной деятельности.

3. Стимулирование предприятий, осуществляющих размещение и хранение токсичных отработанных ресурсов.

4. Стимулирование предприятий, осуществляющих внедрение малоотходных и без отходных технологий.

Рис. 1. Организационный механизм экологизации экономики

Основополагающим теоретическим моментом экологизации экономического развития выступает необходимость использования новой идеологии природопользования, состоящей в реализации следующих направлений решения экологических проблем:

- альтернативные способы решения экологических проблем, заключающиеся в структурной перестройке экономики, трансформации экспортной политики, конверсии;

Экономический блок

Стимулирующий блок

- внедрение малоотходных и ресурсосберегающих технологий, технологические изменения, основывающиеся на принципах экологизации;

- реализация прямых природоохранных мероприятий, предполагающих формирование очистных предприятий, создания охраняемых территорий, а также принятия мер по рекультивации земельных ресурсов и т.д.

Одним из направлений улучшения качества окружающей среды является внедрение механизма рециклинга - формирование предприятий по утилизации и переработке отходов, вследствие чего будет наблюдаться снижение объемов образующихся отходов - отработанных смазочных материалов и, следовательно, негативного воздействия на окружающую среду, а также сокращение потребности в ресурсах.

По оценкам специалистов США ежегодное потребление только моторных масел в мире превышает 42 млн. весовых тонн, т.е. примерно 60 млн. тонн в условном топливе. Из них только четвертая часть используется повторно, перерабатывается или сжигается. Причем, отработанные масла имеют калорийность выше угля, дизельных и мазутных топлив и превышают 10000 ккал/кг, что представляет высокую топливно-энергетическую ценность. Для сравнения дизельное топливо имеет калорийность 33500-34000 кДж/литр, растительные и отработанные масла - 33500-35000 кДж/литр. В то же время 1 литр отработанного масла, рассеянного в почве, делает непригодным для питья от 100 до 1000 тонн грунтовых вод. Более 40 % поверхности водных путей в мире, по оценкам экологов, загрязнено и покрыто нефтяной пленкой [1].

Отсутствие должной системы переработки отходов производства является актуальной проблемой, препятствующей сбалансированному развитию мирового сообщества. Важность этой проблемы подтверждают не только большие объемы отходов промышленного и бытового характера, но и множество нормативных актов, регламентирующих осуществление поддержки деятельности, предполагающей утилизацию или восстановление отработанных ресурсов. Опыт управления отходами в зарубежных странах показывает, что рыночные механизмы хозяйствования не в полной мере способны обеспечивать эффективное регулирование ресурсосберегающих процессов. Поэтому в большинстве европейских стран механизм ресурсосбережения предполагает сочетание государственных и рыночных инструментов. Для России формирование механизмов повторного использования отходов является приоритетным и выгодным, следовательно, необходима коррекция законодательно-нормативной базы в области ресурсосбережения.

В среднем при условии применения регенерационного оборудования из 100 % отработанных масел можно получить регенерированные масла в объеме 60 % от исходного количества масел. Анализируя предполагаемые объ-

емы восстановленных масел путем их регенерации, можно отметить, что посредством регенерированных масел можно сократить потребность в свежих товарных маслах на 48 %.

В настоящее время существует множество методов вторичного использования такого рода отходов, но при реализации некоторых технологий, например, использования отработанных масел для отопления, образуются токсичные вещества, которые обладают еще большей опасностью, чем сами отработанные смазочные материалы. Поэтому уменьшение объемов отработанных смазочных материалов является глобальной проблемой, так как 20 % загрязнения окружающей среды приходится именно на них.

Одним из направлений рационального использования отработанных масел является их регенерация и последующее полезное использование. Так, например, при внедрении и использовании регенерационного оборудования по переработке отработанной смазки «Буксол» достигается экологический эффект, заключающийся в сокращении объемов отходов и, следовательно, уменьшается загрязнение окружающей среды. Экономический эффект проявляется в сокращении природоохранных затрат и затрат на приобретение свежей смазки для буксовых узлов, так как регенерированная отработанная смазка является вторичным ресурсом, который может быть использован на уровне свежей смазки. Стоимость приобретения смазки «Буксол» составляет 110,50 руб. за кг. При потреблении 1,159 т смазки затраты на ее приобретение составляют 128,07 тыс. руб. При осуществлении регенерации отработанной смазки возможно получение регенерированного продукта, следовательно экономия покупки смазки при условии осуществления регенерации отработанной смазки составляет 27,87 тыс. руб.

Таким образом, можно заключить, что одним из направлений эколого-риентированного функционирования предприятия, а также сокращения негативной нагрузки на окружающую среду является внедрение механизмов вторичного использования ресурсов, основывающееся на процессах регенерации отработанных продуктов.

Список литературы:

1. Маколова Л.В. Эколого-экономическая оценка и формирование механизма рационального природопользования в агропромышленном комплексе: монография / Л.В. Маколова. - Ростов н/Д: МОСАП, 2011. - 342 с.

2. Синютин С. Безопасность и экология [Электронный ресурс] // Газета «Транспорт России». - Режим доступа: http://www.transport-russia.ru/transportnaya-politika/bezopasnost-i-ekologiya.html (дата обращения: 28.09.2015).

3. Транспорт в России. 2013: Статистический сборник / Росстат. - М., 2013. - 317 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.