Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ В УСЛОВИЯХ ЭКОЛОГООРИЕНТИРОВАННОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ'

ПРОБЛЕМА РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ В УСЛОВИЯХ ЭКОЛОГООРИЕНТИРОВАННОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
71
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТА / ИЗНОС / РЕСУРСОПОТРЕБЛЕНИЕ / ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ОТРАБОТАННЫЕ МАСЛА / РЕГЕНЕРАЦИЯ ОТРАБОТАННЫХ МАСЕЛ

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Маколова Л.В.

В настоящее время в российской экономике наблюдается непрерывный рост цен на продукцию иностранного и отечественного производства, в частности смазочных материалов, поэтому особую актуальность приобретают вопросы их рационального потребления. В современных условиях функционирования отработанные смазочные материалы, являются одновременно и ценным вторичным сырьем, и существенным фактором опасности для окружающей среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ В УСЛОВИЯХ ЭКОЛОГООРИЕНТИРОВАННОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ»

ПРОБЛЕМА РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ В УСЛОВИЯХ ЭКОЛОГООРИЕНТИРОВАННОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

© Маколова Л.В.1

Ростовский государственный университет путей сообщения, г. Ростов-на-Дону

В настоящее время в российской экономике наблюдается непрерывный рост цен на продукцию иностранного и отечественного производства, в частности смазочных материалов, поэтому особую актуальность приобретают вопросы их рационального потребления. В современных условиях функционирования отработанные смазочные материалы, являются одновременно и ценным вторичным сырьем, и существенным фактором опасности для окружающей среды.

Ключевые слова: смазочные материалы, функционирование транспорта, износ, ресурсопотребление, загрязнение окружающей среды, отработанные масла, регенерация отработанных масел.

Предприятия в процессе своей производственной деятельности образуют отходы, которые необходимо ликвидировать. Так, например, в сельскохозяйственных предприятиях накапливаются органические отходы (навоз, солома и т.д.) и неорганические отходы (отработанные смазочные материалы, удобрения). В настоящее время в области обращения с отходами сложилась ситуация опасного загрязнения вследствие резкого увеличения количества отходов. Так в 2012 году было накоплено 5 млрд. тонн отходов, что превышает аналогичный показатель прошлого года на 14 %.

На территории России имеется целый ряд природных систем, которые образуют крупнейшую в мире зону стабилизации глобальной окружающей среды, поэтому считаются «экологическими донорами» планеты. Тем не менее, в наблюдениях, проводимых в последние годы фиксируется значительное ухудшение ряда ключевых экологических показателей вследствие экономического роста производства, а значит увеличение техногенной нагрузки на окружающую среду.

Анализ динамики использования ресурсов на предприятиях сельскохозяйственной направленности, в частности смазочных материалов, показал постепенное повышение на предприятиях их расхода. Данная тенденция является следствием значительной степени износа преобладающей части используемых в сельскохозяйственном производстве технических средств.

1 Доцент кафедры «Логистика и управление транспортными системами», кандидат экономических наук, доцент.

В результате увеличения потребления смазочных материалов появляются три значимые экономические проблемы:

- постоянное увеличение стоимости ресурсов и повышающиеся объемы их потребления приводят к увеличению расходов на материальные ресурсы, и в результате, к повышению себестоимости производимой продукции или осуществляемой услуги;

- повышение количества использования ресурсов является причиной увеличения объемов отработанных ресурсов, вследствие чего возникает необходимость избавления от них либо посредством их сброса в окружающую среду, либо путем утилизации;

- накапливаемые объемы отработанных ресурсов требуют реализации действенных механизмов утилизации или регенерации, так как действуют определенные нормативы, регламентирующие допустимые объемы размещаемых отходов производственной деятельности.

В процессе эксплуатации средств механизации масло подвергается термическому воздействию, находится в контакте с металлическими деталями, окисляется под действием воздуха, загрязняется, поэтому происходит потеря его первоначальных качественных характеристик. Такое масло переходит в категорию отработанные масла, так как в нем происходит накопление продуктов окисления, оно содержит различные примеси, способствующие снижению качества смазочных материалов.

Из общего объема образуемых отходов, ежегодно в России образуется порядка 60 млн. тонн отходов, из которых отходы от жизнедеятельности населения составляют 50 млн. тонн, и 10 млн. тонн накапливаются на предприятиях. При этом ежегодные объемы отходов растут на 3-4 %.

Процессы ликвидации отходов показывают, что только 4-5 % от общего объема отходов перерабатываются, а остальные размещаются на полигонах и свалках. Такой малый процент переработки отходов является следствием отсутствия предприятий, осуществляющих переработку или регенерацию отходов.

Анализируя зарубежный опыт, можно заключить что механизму эффективного управления с отходами, в частности с отработанными смазочными материалами уделяется особое внимание. В соответствии с отдельной Директивой по утилизации отработанных масел 75/439/ЕЕС от 16.06.1975 (утилизация предполагает операции по сбору, транспортировке, переработке (в том числе регенерации) и захоронения отработанных масел) в ЕЭС определяются механизмы управления с отработанными маслами. В данном нормативном документе отработанные масла впервые рассматриваются не с позиции отходов, подлежащих уничтожению, а как полезный отработанный продукт, который можно вторично использовать. Функционирование предприятий, осуществляющих сбор, перевозку и переработку отходов, возможно после получения обязательной лицензии. Одним из важных результатов

реализации положений Директивы ЕЭС выступает необходимость формирования ежегодных отчетов стран - членов ЕЭС в Комиссию ЕЭС о своем техническом уровне, опыте и достигнутых результатах. Результаты анализа применяемых технологий по сокращению отходов в европейских странах представлен в табл. 1.

Таблица 1

Сравнение применяемых технологий по минимизации отходов производственной деятельности [2]

Направление избавления от отработанных масел Наименование страны

Германия Австрия Бельгия Финляндия Франция Ирландия Италия Португалия Испания Великобритания я и н а

Утилизация и захоронение отработанных масел + + + + + + + +

Использование отработанных масел в качестве топлива + + + + + + + + + + +

Регенерация отработанных масел + + + + +

Для выполнения требований Директивы ЕЕС, предполагается использование методов экономического стимулирования предприятий, осуществляющих утилизацию отработанных масел, на основе ценовой, налоговой и акцизной политики, выдаче субсидии и вознаграждений. Данные организации в качестве компенсирующей меры за обязательства, которые возложенные на них, имеют возможность получения дотаций за осуществляемые услуги. Вследствие использования такой законодательной системы в странах ЕЭС обеспечиваются высокие показатели по сбору и переработке отработанных масел.

В Австрии, Бельгии, Финляндии, Франции, Ирландии, Италии, Люксембурге, Португалии, Испании, Великобритании организации, потребляющие отработанные смазочные материалы в качестве топлива для получения энергии, полностью освобождаются от налогов. Данная налоговая политика, оказывает поддержку полезному использованию отработанных масел в качестве топлива и обеспечивает дефицит исходных материалов для предприятий, производящих регенерированные масла.

В настоящее время можно заметить серьезную тенденцию к организации утилизации отработанных масел: законодательство ЕЭС все больше способствует внедрению механизмов восстановления отработанных смазочных материалов, как наиболее эффективному методу их утилизации с точки зрения экологии. В соответствии со статистическими данными в странах - членах ЕЭС в 2000 году потребление смазочных материалов равнялось 4.84 миллионов тонн, из которых автомобильных масел было использовано 65 % от общего количества, индустриальных масел менее 35 %. Из

них около 50 % масел было утрачено вследствие протекания следующих процессов: угара масла, сжигания, испарения, осаждения в резервуарах и контейнерах и т.д., остальные 50 % составили собираемые отработанные масла.

В Германии на регенерационные установки для производства регенерированных базовых масел поступает 55 % собранных отработанных масел, в Бельгии - 50 %, в Италии - 55 %. Анализируя размещение предприятий по регенерации отработанных смазочных материалов в европейских странах, можно заметить, что наибольшая их часть находится в Германии, что обусловлено начатым тридцатых годах двадцатого века преобразованием малых нефтеперерабатывающих предприятий в заводы по регенерации отработанных масел. В настоящее время там начинают функционировать новые высокотехнологичные заводы, которые выпускают из отработанных смазочных материалов высококачественные базовые масла второй группы [2].

Решение современных экологических проблем базируется на государственной политике в области экологического развития в направлении создания предпосылок к сохранению окружающей среды, при удовлетворении потребностей нынешнего и будущих поколений. В современных условиях актуальным является формирование механизмов эффективного использования имеющихся ресурсов на основе концепции предотвращения загрязнения. Значительные расходы, которые возникают при ликвидации возникающего загрязнения и отсутствие возможности прогнозирования и полного устранения их последствий предопределяют необходимость создания нового более безопасного оборудования и технологических процессов, минимизирующих экологический вред.

Концепция рационального природопользования предполагает управление хозяйственной деятельностью на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях. На макроэкономическом уровне принимаются нормативные акты, регламентирующие экономическое поведение хозяйствующих субъектов при использовании природных ресурсов. В современных условиях экологизация воспроизводственного процесса невозможна без трансформации механизма природопользования, направленного на снижение техногенного воздействия на природную среду, что подразумевает активизацию работы органов государственной власти и управления как на региональном так и на федеральном уровне. Микроэкономический уровень принятия решений в области рационального природопользования предполагает осуществление природосберегающей и природоохранной деятельности в рамках отдельных предприятий.

Для России формирование механизмов повторного использования отходов является приоритетным и выгодным, следовательно, необходима коррекция законодательно-нормативной базы в области ресурсосбережения, предусматривающая запрет на осуществление захоронения тех видов отходов, которые можно повторно использовать.

Основополагающим теоретическим моментом экологизации экономического развития выступает необходимость использования новой идеологии природопользования, состоящей в реализации следующих направлений решения экологических проблем:

- альтернативные способы решения экологических проблем, заключающиеся в структурной перестройке экономики, трансформации экспортной политики, конверсии;

- внедрение малоотходных и ресурсосберегающих технологий, технологические изменения, основывающиеся на принципах экологизации;

- реализация прямых природоохранных мероприятий, предполагающих формирование очистных предприятий, создания охраняемых территорий, а также принятия мер по рекультивации земельных ресурсов и т.д.

Одним из направлений улучшения качества окружающей среды является внедрение механизма рециклинга - формирование предприятий по утилизации и переработке отходов, вследствие чего будет наблюдаться снижение объемов образующихся отходов - отработанных смазочных материалов и, следовательно, негативного воздействия на окружающую среду, а также сокращение потребности в ресурсах.

По оценкам специалистов США ежегодное потребление только моторных масел в мире превышает 42 млн. весовых тонн, т.е. примерно 60 млн. тонн в условном топливе. Из них только четвертая часть используется повторно, перерабатывается или сжигается. Причем, отработанные масла имеют калорийность выше угля, дизельных и мазутных топлив и превышают 10000 ккал/кг, что представляет высокую топливно-энергетическую ценность. Для сравнения дизельное топливо имеет калорийность 33500-34000 кДж/литр, растительные и отработанные масла - 33500-35000 кДж/литр. В то же время 1 литр отработанного масла, рассеянного в почве, делает непригодным для питья от 100 до 1000 тонн грунтовых вод. Более 40 % поверхности водных путей в мире, по оценкам экологов, загрязнено и покрыто нефтяной пленкой [1].

Отсутствие должной системы переработки отходов производства является актуальной проблемой, препятствующей сбалансированному развитию мирового сообщества. Важность этой проблемы подтверждают не только большие объемы отходов промышленного и бытового характера, но и множество нормативных актов, регламентирующих осуществление поддержки деятельности, предполагающей утилизацию или восстановление отработанных ресурсов. Опыт управления отходами в зарубежных странах показывает, что рыночные механизмы хозяйствования не в полной мере способны обеспечивать эффективное регулирование ресурсосберегающих процессов. Поэтому в большинстве европейских стран механизм ресурсосбережения предполагает сочетание государственных и рыночных инструментов.

Для России формирование механизмов повторного использования отходов является приоритетным и выгодным, следовательно, необходима коррекция законодательно-нормативной базы в области ресурсосбережения.

Анализируя предполагаемые объемы регенерированных масел посредством восстановления отработанных масел путем, можно отметить, что можно сократить потребность в свежих товарных маслах на 48 % [1].

В настоящее время существует множество методов вторичного использования такого рода отходов, но при реализации некоторых технологий, например, использования отработанных масел для отопления, образуются токсичные вещества, которые обладают еще большей опасностью, чем сами отработанные смазочные материалы. Поэтому уменьшение объемов отработанных смазочных материалов является глобальной проблемой, так как 20 % загрязнения окружающей среды приходится именно на них.

Таким образом, можно заключить, что одним из направлений эколого-риентированного функционирования предприятия, а также сокращения негативной нагрузки на окружающую среду является внедрение механизмов вторичного использования ресурсов, основывающееся на процессах регенерации отработанных продуктов.

Список литературы:

1. Маколова Л.В. Эколого-экономическая оценка и формирование механизма рационального природопользования в агропромышленном комплексе: монография / Л.В. Маколова - Ростов н/Д: МОСАП, 2011. - 342 с.

2. Маколова Л.В. Проблема экологизации агропромышленного комплекса на основе внедрения механизмов рационального природопользования // Сборник материалов международной научно-практической конференции «Россия и современный мир: ключевые проблемы и решения в экономической, правовой и социальной сферах». - Краснодар, 2013. - С. 288-296.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.