А. В. Гузенко
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВИДЫ ТРАНСПОРТА КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИКИ ГОРОДСКОЙ ПАССАЖИРСКОЙ СИСТЕМЫ
Аннотация
Проектирование современного городского пассажирского транспорта должно проводиться с использованием не только традиционных, но и альтернативных видов транспорта, поскольку сочетание их преимуществ позволит создать оптимальную с позиции логистики систему.
Ключевые слова
Альтернативные виды транспорта, скоростной трамвай, городская электричка, логистика.
A. V. Guzenko
ALTERNATIVE TRANSPORT AS THE BASIS OF PASSENGER TRANSPORT SYSTEMS LOGISTICS
Annotation
Designing a modern urban public transport should be carried out using not only traditional but also alternative modes of transport, because the combination of their advantages allow to create an optimal system on logistics basic.
Keywords
Alternative modes of transport, light rail, city train, logistics.
Современное развитие городской среды обусловлено параллельным развитием таких направлений, как архитектура города, объекты социальной сферы, коммерческая недвижимость, транспортная инфраструктура. Последняя при качественном планировании и реализации оказывает сильнейшее влияние на потенциал следующего витка развития, либо может привести к стагнации. Качественно проектированная транспортная система обеспечивает перемещение грузов и пассажиров, фактически поддерживая экономику, социальную и культурную жизнь города.
Создание продуктивно работающей транспортной системы во многом определяется ее составляющими. Современные транспортные технологии позволяют сочетать различные логистические преимущества различных видов транспорта для построения оптимальной системы с учетом различных ограничений.
Зарубежные системы пассажирского транспорта сформированы таким образом, что позволяют создать конкурентную среду, давая тем самым пользователям рынка транспортных услуг выбирать между различными видами транспорта с позиции не только скорости перемещения, но и населенности транспортных средств, количества пересадок (беспере-садочности) маршрута движения, эколо-гичности перемещения. При этом системы государственного регулирования позволяют создавать конкуренцию между маршрутами одного и того же вида наземного транспорта, поскольку маршруты осуществляются различными транспортными компании. Таким образом, пассажиры, планируя свои перемещения, могут выбрать тот вид транспорта и тот маршрут, который наиболее всего будет удовлетворять множественным требованиям. Вместе с тем в системе городского транспорта предусмотрены кон-
структивные и административные решения, позволяющие обеспечить бесперебойное движение транспортных средств по заданным маршрутам, тем самым повышая его привлекательность. Пользователям транспортных услуг предоставляется гарантированная услуга, при этом не только перемещение из пункта А в пункт Б, но и максимальное информирование для возможности построения оптимального маршрута.
Достаточно активно применяются различные альтернативные виды транспорта, поскольку современные технологии позволяют увеличивать качественную составляющую городской транс-
портной системы. Вложение в развитие системы городского пассажирского транспорта в свою очередь улучшает качественную составляющую облужи-вания, которая является важным критерием для выбора в пользу общественного транспорта перед личным.
Рассмотрим основные составляющие системы городского транспорта. Сюда будут входить не только различные транспортные средства, но и объекты инфраструктуры. Графически составляющие транспортной системы городов представлены на рисунке 1. Стоит отметить, что представленные подсистемы связаны между собой.
« §
а
£
со
о я
транспортная система города
внешнии транспорт
ёЦ
го я
I щ
ч о
ер
и
внутригородской транспорт
пути сообщения
о ая л
1 а о р н е с
>> о д
1
ВРЕМЕННЫЕ СТОЯНКИ
МЕСТА ХРАНЕНИЯ ЛИЧНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
X
транспортные средства , i
скоростной транспорт
наземный
транспорт
н е й
1
о ор а
р ор
т ко т с
сети
й е
в I
я 5 вб оо
а §
Рисунок 1 — Транспортная система города и ее структурные элементы [1]
ТАКСИ
ВЕДОМСТВЕННЫЕ
ЛИЧНЫЕ
управление дд >>
движением о с а
Представленная декомпозиция разделяет на подсистемы по признакам перевозки грузов или пассажиров, выделение подсистем происходит по признаку «вид транспорта», поскольку каждый обладает своей выделенной территорией. Подсистема внутригородского облуживания отнесена к понятию «городской транспорт».
Проектирование и формирование эффективных систем городского пассажирского транспорта возможно при сочетании различных преимуществ видов транспорта. Все виды можно подразделить на две основные группы: традиционные и альтернативные виды транспорта. К первой группе отнесем автобусное сообщение, троллейбусное и трамвайное.
Данные виды транспорта чаще всего используются в различных системах российских городов при формировании каркаса маршрутной сети города. При этом учитываются особенности и возможности использовании каждого из них.
Использование того или иного вида транспорта на различных участках городской дорожной сети также определяется провозной способностью видов транспорта, их маневренностью, скоростью перемещения. Классически применение автобусного сообщения возможно при большом пассажиропотоке. При этом как преимущества выделяют не только вышеперечисленные факторы, но и возможность отклоняться от заданных маршрутов движения в случае возникновения непредвиденных ситуаций. В г. Ростове-на-Дону основой системы городского пассажирского транспорта является именно автобусное движение. При этом активно используются как автобусы большой вместимости, так и автобусы малой вместимости. И последние, на начальном этапе внедрения призванные оказывать услуги более высокого качества за большие деньги, в настоящий момент являются просто транспортными средствами, неконтролируемо осуществляющими пассажирские перевозки, поскольку количество их действительно значительно, в то время как не ведется регулятивный баланс между количеством автобусов большой вместимости и особо малой.
Второй по количеству перевозимых пассажиров в городе — троллейбусный транспорт. Классически его основными преимуществами являются: «экологичность, низкое вибрационное воздействие, комфортность поездки, маневренность (по сравнению с рельсовыми видами транспорта), чистоту поездки с позиции отсутствия запахов выхлопных газов в салоне, относительно низкую себестоимость перевозок и, как следствие, более низкий размер тарифа за проезд» [1]. Вместе с тем его манев-
ренность и возможность изменения маршрута в случае экстренных ситуаций достаточно малы, также необходимо помнить о зависимости от источника энергии для организации и осуществления движения. Так, за рубежом данные проблемы решаются путем приобретения универсального подвижного состава, способного работать как на электрической тяге, так и — при ее отсутствии или возникновения помехи на пути движения — на дизельном топливе. Такое техническое решение позволяет повысить количество аргументов в пользу данного вида транспорта.
Третий традиционно используемый вид транспорта — трамвай. Российский опыт некоторых крупных городов показывает положительные результаты развития данного вида транспорта, при достаточно высоком пассажирообо-роте. Ряд преимуществ, такие как высокая провозная способность, экологич-ность, низкое шумовое и вибрационное воздействие (при условии вложения денежных средств в модернизацию трамвайного пути и подвижного состава) позволяют активно использовать данный вид транспорта во многих городах, и даже проводить его эволюционное развитие до скоростного трамвая. Исторически транспортная система г. Ростова-на-Дону имела обширнейшую сеть трамвайных маршрутов, связывавших центральную часть города с окраинами, и фактически имелась база для ее использования. Однако проведенная оценка при стратегическом планировании развития городской среды выявила ряд недостатков, такие как привязка к колее при небезопасном выходе пассажиров из салона трамвайного транспортного средства, а также остановки автомобильного движения, обязанного пропустить выходящих пассажиров, что привело к отказу от данного вида транспорта. К примеру, в США, Австрии, Германии, Франции, а также в некоторых городах нашей страны были
изменены условия работы данного вида транспорта, что в конечном итоге привело к появлению скоростного трамвая.
Рассматривая категорию альтернативных видов транспорта, стоит выделить такие виды, как монорельс, железнодорожный городской транспорт, метрополитен, фуникулер, скоростной трамвай.
Монорельсовый транспорт целесообразен для связи крупных жилых районов с промышленными зонами города. При проектировании нужно учитывать необходимость размещения опор и эстакад с балкой-монорельсом для движения, а также остановочных комплексов. Данный вид транспорта нечасто используется при развитии системы городского транспорта, однако в настоящее время существует проект использования данного вида транспорта в г. Болонья (Италия) для связи железнодорожного вокзала с аэропортом. При этом сам монорельс будет иметь всего три остановочных пункта. Как ожидается авторами данного проекта, это позволит сократить время перемещения пассажиров между транспортными узлами, увеличить пропускную способность данного направления по сравнению с существующими показателями. Следует сказать, что это уникальный случай, поскольку данный вид транспорта считается низкоэффективным.
Развитие городской линии зачастую «запирает» в городской черте железнодорожные пути. И на современном этапе существуют проекты по использованию таких путей для запуска «городской электрички», позволяющие перемещать значительные пассажиропотоки в городской черте, минуя пробки и стандартные маршруты движения. При этом стоит отметить высокую экологичность и то, что используется уже существующая инфраструктура. Преимуществами таких проектов является повышение мобильности населения в черте города, разгрузка улично-дорожной сети [2].
Метрополитен экономически целесообразен в городах с населением более 1 млн человек. Применение данного вида транспорта позволяет быстро и безопасно перемещать массовые пассажиропотоки под землей или на огражденных путях. Однако стоит отметить, что это самый дорогостоящий вид транспорта с позиции затрат на его строительство и эксплуатацию, поэтому экономически его использование оправдано только при величине пассажиропотока в одном направлении не менее 25 тыс. человек в час [1].
Скоростной трамвай является логистическим синтезом развития уличного трамвая с применением современных технологий. В настоящее время его транспортные характеристики позволяют многим крупным городам мира делать выбор в пользу активного его развития. Сюда относят низкое шумовое воздействие, экологичность, высокую скорость перемещения и безопасность. В ряде случаев он имеет ряд преимуществ перед ранее рассмотренным метрополитеном, поскольку требует меньших экономических вложений. С позиции пассажиров поездка на скоростном трамвае занимает значительно меньше времени, чем перемещение на такое же расстояние на метро.
В некоторых городских системах можно встретить такие виды транспорта, как фуникулер и канатную дорогу. Их использование обусловлено особенностями рельефа. Однако стоит понимать, что скорость и частота их перемещений не совсем пригодна для организации деловых и трудовых поездок, скорее в культурных и досуговых целях. Использование таких видов транспорта обосновано в городах с большим туристическим потоком.
Построение гармоничной и эффективной функционирующей системы городского пассажирского транспорта должно протекать с учетом значительного ряда факторов как технического, экономического, социального и экологического характеров. Проектирование должно
осуществляться не только с учетом количественных характеристик, но и качественных требований пассажиров, а также современных требований логистики.
Библиографический список
1. Гузенко, А. В. Вихрева, Н. А.
Система городского пассажирского транспорта: логистика и регулирование : моногр. — Ростов н/Д, 2011.
2. Мамаев, Э. А., Ковалева, Н. А. Железнодорожный транспорт в системе развития городского пассажирского транспорта на примере г. Ростова-на-Дону // Вестник Ростовского государ-
ственного экономического университета (РИНХ). — 2013. — №4(44). — С. 53-59.
Bibliographic list
1. Guzenko, А. V., Vikhreva, N. А.
Passenger Transport System: Logistics and Regulation : monograph. — Rostov-on-Don, 2001.
2. Mamaev, E. A., Kovaliova, N. A. Railway transport in development of city passenger transport on example of Rostov-on-Don // Vestnik of Rostov State University of Economics (RINH). — 2013. — №4 (44). — P. 53-59.