Научная статья на тему 'ЗДРАВООХРАНЕНИЕ КЫРГЫЗСТАНА В РАМКАХ ПРОЕКТА "ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА"'

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ КЫРГЫЗСТАНА В РАМКАХ ПРОЕКТА "ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА" Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
34
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROGRAMMES / PUBLIC HEALTH / MEDICAL SERVICES / FIGHTING CORRUPTION / SOCIAL CULTURE / POPULATION CATEGORIES
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗДРАВООХРАНЕНИЕ КЫРГЫЗСТАНА В РАМКАХ ПРОЕКТА "ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА"»

БЭЛУМ 1. КООМДУК САЛАМАТТЫКТЫ БАШКАРУУ

РАЗДЕЛ 1. вопросы ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ КЫРГЫЗСТАНА В РАМКАХ ПРОЕКТА «ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА»

Шамшиев А.А.

Джалал-Абадская областная клиническая больница

«Мамлекеттик - жеке енектештук» долбоорунун чегинде Кыргызстандын саламаттык сактоосу

Шамшиев А.А.

Негизги сездер: программалар, саламаттык сактоонун проблемалары, медициналык жактан тейлее кызматы, калктын децгээли, коррупция менен кYрешYY, социалдык маданият, адамдардын категориясы.

Health care in Kyrgyzstan in the framework of the public - private partnership project

Shamshiev A.A.

Key words: programmes, public health, medical services, fighting corruption, social culture, population categories.

Научные исследования по южному региону и предложения МЗ КР после принятия программы «Ден соолук» направлены на поддержку системы здравоохранения. Идея МЗ внедрения британской модели уже апробируется среди общественности в виде предложений о переводе отдельных лечебных госучреждений на самоокупаемость, 100% введение оплаты за медуслуги (в разрезе конституции, закона о здравоохранении, ПГГ) и т.д. Эту идею можно воспринимать как согласие с тем, что есть сформировавшееся не цивилизованное здравоохранение и, не принимая решительных мер по исправлению недостатков, сделать шаг на встречу частным лицам, реализовать объекты здравоохранения. Учитывая социальную культуру и низкий экономический уровень населения, без учета алчности отдельных категорий лиц (в смысле собственников госсобственности), эта идея на современном этапе не рациональна. Надо вспомнить период неуправляемой приватизации, учреждений, зданий, социального назначения (например, детские сады). Государственная ответственность за медицину, сохраняет правовое политическое поле по поиску оптимальных вариантов в решении

проблем здравоохранения, не вводя дополнительных обременительных затрат (для населения) на медицинские услуги.

На фоне указанных проблем, есть такие лечебные учреждения, которые за счет совокупного бюджета, менеджерских программ руководителя и чувство высокой ответственности выполняют свои функции, не перегружая своих пациентов.

На фоне слабого исполнения правовых инструкций, должностных обязанностей медработниками со стороны МЗ требуется принятие радикальных мер по соблюдению организационно-правового порядка. Сегодня, когда еще МЗ имеет определенное влияние на руководителей здравоохранения, эти регулятивные механизмы при «Государственно-частном партнерстве» будут иметь определенные трудности.

На основании глубокого научно-практического анализа современной системы здравоохранения нами предлагается нейтрализовать некоторые недостатки в системе здравоохранения на основании разработанных нами рекомендаций.

Во-первых, изменить финансирование с переходом в стране на двухуровневый бюджет, ко-

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ КЫРГЫЗСТАНА В РАМКАХ ПРОЕКТА «ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО»

торый предполагает повышения экономической самодостаточности регионов (местных органов самоуправления), определяет предпосылки внесение дополнения в ПГГ. Исходя из социально - экономического потенциала и прогностического развития регионов (области) разработать региональный ПГГ (сбалансированная бесплатная медицинская помощь не только на уровне учреждений ПСМП, но и на уровне вторичной медицинской помощи по самым распространенным медицинским услугам ).Все виды медицинских услуг в учреждениях ПСМП в ПГГ должны быть пересмотрены в пользу населения регионов за счет получения дополнительных доходов с переходом на двухуровневый бюджет. Убрать сложившийся дисбаланс между государственными обязательствами (в ПГГ) и реальной потребностью медицинских услуг. ПГГ реализовать за счет республиканского, нового местного муниципального бюджета и ФОМС.

Разработать по ПГГ регионам, нормативные (плановые) показатели по объему работ и показателя общественного здоровья (по заболеваемости, смертности, ПМС, МС, инфекции).

Наряду с этим, одновременно провести реформу системы оплаты труда в бюджетной сфере, реальное повышение заработной оплаты, формирование среднего класса и прослойки богатых диктует потребность в изменении тарифа на медицинское страхование. Необходимо создать реальные льготные предпосылки (налоговые) на государственном уровне, в развитии добровольной системы медицинского страхования.

Во-вторых, в связи с отсутствием единодушной поддержки некоторых направлений реформирования первичной медико-санитарной помощи среди руководителей и врачей - важнейшей стратегической задачей в настоящее время, является не насильственное внедрение принципов общеврачебной практики, а систематическое улучшение работы функционирующих организаций здравоохранения. При этом для повышения показателей укомплектованности штатов врачей , оказывающих населению первичную медико-социальную помощь, необходимо шире внедрять принципы морального и материального стимулирования, в том числе, предусмотреть выплату единовременных пособий врачам впервые поступающим на должности ГСВ ,улучшению условий труда врачей, повышение уровня их благосостояния. Целесообразно пересмотреть сроки и размеры надбавок за непрерывный стаж работы медработников.

В-третьих, принятые и частично реализованные программы реформирования системы здравоохранения в КР не преследовали цели повышения роли человеческого фактора. Необходимо не декларативная, а государственная программа по развитию и повышению человеческих ресурсов, при этом особое внимание должно быть уделено значимости руководителей среднего звена ( старших медицин-

ских сестер, завотделений, руководителей ГСВ), и тем звеньям, от которых зависит в целом результативная работа и показатели учреждения. Причем решение проблемы не укомплектованности штатов врачей в системе ПСМП должно осуществляться в контексте реформирования здравоохранения с использованием системного подхода и проведением комплекса мероприятий по совершенствованию до дипломной и последипломной подготовки врачей (разработать реальные концепции по мотивации). Не забывая о необходимости шире использовать социологические опросы среди населения, которые позволяют получать достаточно достоверную информацию о заболеваемости, об удовлетворенности медуслугами, недостатки в работе организаций здравоохранения.

В-четвертых, с целью дальнейшей оптимизации медицинской помощи и повышения доступности медицинских услуг, продолжить развитие стацио-нарозамещающих видов помощи как однодневные стационары, дневного пребывания, стационары на дому, т.д., что позволит значительно снизить финансовые затраты на организацию медицинских услуг. При этом выбор вмешательств в секторе здравоохранения должен быть нацелен на простые и менее затратные, но - эффективные методы профилактики и борьбы с наиболее распространенными неинфекционными и инфекционными болезнями: повышение образованности населения, снабжение безопасной питьевой водой, рациональное питание, грудное вскармливание, доступ к пищевым продуктам, обогащенным пищевыми добавками, иммунизация, комплексное лечение болезней детского возраста

В-пятых, учитывая современные тенденции финансирования здравоохранения и положительный опыт организации медицинской, в том числе профилактической помощи по программам дополнительного медицинского страхования, рекомендовать руководителям предприятий и организаций увеличить объемы программ и численности охвата по ДПОМС. И очень важным вопросом представляется разработка и внедрение механизмов контроля качества первичной медицинской помощи и совершенствование информационной системы управления здравоохранением.

Литература:

1. Котова Г.Н., Нечаева Е.Н., Гучек П.А., Карасева Л.Н. Социологическая оценка качества медицинской помощи // Здравоохранение РФ. - 2001. - № 4. - С.22-30.

2. Калининская A.A., Злобин А.Н., Шляфер С.И., Деменьев А.И. Стационарозамещающие формы медицинской помощи в Тверской области и их экономический эффект // Здравоохранение. - 2000. - №3. - С.73-75.

3. Кыргызстан. Национальный отчет по человеческому развитию. - Бишкек, 2001.

4. МедикВ.А., ТокмачевМ.С. Моделирование интегральных показателей оценки здоровья населения // Здравоохранение Российской Федерации. - 2003. - №3. - С.17 20.

МЕДИЦИНА

ежемесячный научно-практическии медицинским журнал

Кыргызстана

5. Газета «Вечерний Бишкек» от 10.08.2012 г.

6. Ямщиков А.С., Попенко И.Г. Практика ресурсосбережения в здравоохранении региона и города // Здравоохранение.

- 2002. - №3. - С.11-18.

7. Программа реформ здравоохранения «Манас - Таалими».

- Бишкек, 2000.

8. Программа реформ здравоохранения «Ден соолук». - Бишкек, 2011.

9. Постановление Правительства КР№ 431 от 04.07.2009 г. "О реализации Стратегии развития страны на 2009-2011 гг.", 9-и пункт по блоку 6.3.2. ''Доступное и качественное здравоохранение".

10. Развитие экономических отношений в здравоохранении // Сборник научных трудов ВНИИ социальной гигиены, экономики и управление здравоохранении им.Н.А. Семашко. - М., 1991. - С.20-21.

новый ФОРМАТ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПО ЮЖНОМУ РЕГИОНУ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Шамшиев А.А.

Джалал-Абадская областная объединенная больница

Кыргыз Республикасынын туштук аймагы боюнча коомдук саламаттык сактоонун

жацы форматы

Шамшиев А.А.

New format of public health in the southern region of the Kyrgyz Republic

Shamshiev A.A.

Jalalabad Region Amalgamated Hospital

Abstract. In implementing the concept of new public health the problem of resource provision for health services is very important, which is closely related to improvement of performance of health care organizations. To carry out these objectives there is a need for the analysis of the health care system, model building, development of sound standards, methods of monitoring and management, medically based economic analysis of results.

Key words: concept, organizations, resources, health services.

Материалы и методы

Проанализированы многолетние данные (2000-2011 гг.) областного Фонда ОМС, отчетные показатели региональных организаций здравоохранения, проведено социально- экономическая оценка ресурсного обеспечения и анкетный опрос 220 руководителей различного звена и 170 специалистов (врачи, менеджеры, главные медицинские сестра) медицинских учреждений о потребности, оснащенности и возможности имеющихся технических ресурсов для удовлетворения потребителей медицинских услуг в объеме предусмотренных Программой госгарантий (ПГГ).

При данных исследованиях применялись методы клинической эпидемиологии, исторические, социально-аналитический, статистический и анкетный опрос, данные обрабатывались на компьютере.

Результаты и обсуждение

Концепция общественного здравоохранения претерпела эволюцию от древних традиций (санитарные нормы в античном мире, контроль за качеством продуктов питания, концепция «в здоровом теле - здоровый дух») до революции в области санитарии в XIX веке и понимания влияния условий жизни на состояние здоровья населения. Философия общественного здравоохранения имеет множество истоков, но главный из них это право каждого человека на жизнь в здоровой окружающей среде и на медицинскую помощь в

случае болезни.

В конце 80-х - начале 90-х годов XX столетия активизировались дискуссии о будущем общественного здравоохранения и поисках новых моделей и подходов к исследованиям и подготовке специалистов в области здравоохранения. Новые задачи в сочетании с поиском обеспечения всеобщей доступности медицинского обслуживания, стали основой формирования новой концепции общественного здравоохранения. На современном этапе, по сути, все страны, где здравоохранение выполняет стандарты медицинской помощи населению, реализует концепцию общественного здравоохранения. Всемирная организация здравоохранения, тщательно проанализировав систему медицинского обслуживания 191 страны, отдала пальму первенства Франции. При этом учитывались такие критерии, как эффективность, доступность, соответствие нуждам населения. Именно во Франции самые лучшие больницы, самые компетентные медики, наисовременнейшее оборудование, и, кроме того, ко всему этому имеют доступ представители всех слоев населения. История медицины во Франции имеет давние традиции. Однако только с середины XIX века государство стало централизованно решать социальные проблемы, среди которых важное место занимало санитарное и медицинское обслуживание населения.

Одним из основных принципов системы Нового общественного здравоохранения является обеспе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.