Научная статья на тему 'НОВЫЙ ФОРМАТ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПО ЮЖНОМУ РЕГИОНУ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ'

НОВЫЙ ФОРМАТ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПО ЮЖНОМУ РЕГИОНУ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
35
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CONCEPT / ORGANIZATIONS / RESOURCES / HEALTH SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шамшиев А.А.

In implementing the concept of new public health the problem of resource provision for health services is very important, which is closely related to improvement of performance of health care organizations. To carry out these objectives there is a need for the analysis of the health care system, model building, development of sound standards, methods of monitoring and management, medically based economic analysis of results.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НОВЫЙ ФОРМАТ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПО ЮЖНОМУ РЕГИОНУ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ»

МЕДИЦИНА

ежемесячный научно-практическии медицинским журнал

Кыргызстана

5. Газета «Вечерний Бишкек» от 10.08.2012 г.

6. Ямщиков А.С., Попенко И.Г. Практика ресурсосбережения в здравоохранении региона и города // Здравоохранение.

- 2002. - №3. - С.11-18.

7. Программа реформ здравоохранения «Манас - Таалими».

- Бишкек, 2000.

8. Программа реформ здравоохранения «Ден соолук». - Бишкек, 2011.

9. Постановление Правительства КР№ 431 от 04.07.2009 г. "О реализации Стратегии развития страны на 2009-2011 гг.", 9-и пункт по блоку 6.3.2. ''Доступное и качественное здравоохранение".

10. Развитие экономических отношений в здравоохранении // Сборник научных трудов ВНИИ социальной гигиены, экономики и управление здравоохранении им.Н.А. Семашко. - М., 1991. - С.20-21.

новый ФОРМАТ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПО ЮЖНОМУ РЕГИОНУ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Шамшиев А.А.

Джалал-Абадская областная объединенная больница

Кыргыз Республикасынын туштук аймагы боюнча коомдук саламаттык сактоонун

жацы форматы

Шамшиев А.А.

New format of public health in the southern region of the Kyrgyz Republic

Shamshiev A.A.

Jalalabad Region Amalgamated Hospital

Abstract. In implementing the concept of new public health the problem of resource provision for health services is very important, which is closely related to improvement of performance of health care organizations. To carry out these objectives there is a need for the analysis of the health care system, model building, development of sound standards, methods of monitoring and management, medically based economic analysis of results.

Key words: concept, organizations, resources, health services.

Материалы и методы

Проанализированы многолетние данные (2000-2011 гг.) областного Фонда ОМС, отчетные показатели региональных организаций здравоохранения, проведено социально- экономическая оценка ресурсного обеспечения и анкетный опрос 220 руководителей различного звена и 170 специалистов (врачи, менеджеры, главные медицинские сестра) медицинских учреждений о потребности, оснащенности и возможности имеющихся технических ресурсов для удовлетворения потребителей медицинских услуг в объеме предусмотренных Программой госгарантий (ПГГ).

При данных исследованиях применялись методы клинической эпидемиологии, исторические, социально-аналитический, статистический и анкетный опрос, данные обрабатывались на компьютере.

Результаты и обсуждение

Концепция общественного здравоохранения претерпела эволюцию от древних традиций (санитарные нормы в античном мире, контроль за качеством продуктов питания, концепция «в здоровом теле - здоровый дух») до революции в области санитарии в XIX веке и понимания влияния условий жизни на состояние здоровья населения. Философия общественного здравоохранения имеет множество истоков, но главный из них это право каждого человека на жизнь в здоровой окружающей среде и на медицинскую помощь в

случае болезни.

В конце 80-х - начале 90-х годов XX столетия активизировались дискуссии о будущем общественного здравоохранения и поисках новых моделей и подходов к исследованиям и подготовке специалистов в области здравоохранения. Новые задачи в сочетании с поиском обеспечения всеобщей доступности медицинского обслуживания, стали основой формирования новой концепции общественного здравоохранения. На современном этапе, по сути, все страны, где здравоохранение выполняет стандарты медицинской помощи населению, реализует концепцию общественного здравоохранения. Всемирная организация здравоохранения, тщательно проанализировав систему медицинского обслуживания 191 страны, отдала пальму первенства Франции. При этом учитывались такие критерии, как эффективность, доступность, соответствие нуждам населения. Именно во Франции самые лучшие больницы, самые компетентные медики, наисовременнейшее оборудование, и, кроме того, ко всему этому имеют доступ представители всех слоев населения. История медицины во Франции имеет давние традиции. Однако только с середины XIX века государство стало централизованно решать социальные проблемы, среди которых важное место занимало санитарное и медицинское обслуживание населения.

Одним из основных принципов системы Нового общественного здравоохранения является обеспе-

НОВЫЙ ФОРМАТ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПО ЮЖНОМУ РЕГИОНУ КР

чение общедоступности медицинского обслуживания. Однако эта программа не сможет достичь своих целей, если ей не будет сопутствовать укрепление законодательства в области охраны окружающей среды и условий труда, усиление контроля за качеством воды и продуктов питания, улучшение медицинского обслуживания сельского населения, реализация принципа солидарной ответственности граждан и государства за охрану здоровья путем проведения профилактических мероприятий и формирования здорового образа жизни.

Большинство развитых стран ввели в действие национальные программы здравоохранения, такие как системы медицинского страхования или национальные системы медицинских услуг. Развивающиеся страны создают системы социального страхования с целью обеспечения всеобщего доступа к медицинскому обслуживанию, а проблему укрепления материальной базы здравоохранения решают с помощью национального медицинского страхования

Система здравоохранения Кыргызстана с момента начала реформ в республике проводит переориентацию на первичную медицинскую помощь, которая должна стать краеугольным камнем создания эффективной системы здравоохранения и базой для проведения профилактических мероприятий. До недавнего времени политика укрепления здоровья не являлась приоритетной, следствием этого стало отсутствие координации и фрагментация деятельности существующих служб общественного здравоохранения. В настоящее время определение ролей заинтересованных сторон в укреплении здоровья является насущной необходимостью

Реформы сектора здравоохранения, начатые в республике в 1996 году в соответствии с Национальной программой «Манас», были в основном направлены на реформирование финансирования здравоохранения, укрепление первичной медико-санитарной помощи, рационализацию стационарного сектора, при этом, значительное внимание придавалась реабилитации, внедрению новых технологии и оборудования практического здравоохранения.

Модель финансирования здравоохранения получила название «Система единого плательщика». Это название передает основную идею Кыргызской модели, которая заключается в создании единого плательщика с закупочными пулами на областном уровне в Фонде обязательного медицинского страхования. В каждой области имеется один покупатель услуг здравоохранения, включенных в Программу государственных гарантий (ПГГ). Все областные и субобластные налоговые поступления, перечисляются и аккумулируются в этих областных закупочных пулах. Поставщики, предоставляющие услуги по ПГГ, получают оплату из Фонда ОМС и его территориальных управлений по результатам деятельности. На уровне ПМСП группы семейных

врачей (ГСВ) получают оплату по количеству приписанного населения (подушевой норматив), а стационары в системе «единого плательщика» оплачиваются по количеству пролеченных пациентов с корректировкой на тип и сложность заболевания (оплата за пролеченный случаи).

Целью реформы первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) был переход от традиционной системы здравоохранения, ориентированной на стационарную помощь, к фокусированию на ПМСП.

Материально-техническая база службы ПМСП существенно улучшилась вследствие значительных донорских инвестиций. Инфраструктура больничной системы подверглась значительному сокращению. Большая часть малоэффективных сельских участковых больниц были реорганизованы в ГСВ или структурные подразделения территориальных больниц.

В результате реформ изменена система финансирования, управления, кадровой политики, усилена первичная медико-санитарная помощь, проведена рационализация стационарных учреждений, создана жизнеспособная система лекарственного и медико-информационного обеспечения, устойчивая система управления инфраструктурой учреждений здравоохранения. Реструктуризация системы общественного здравоохранения была менее обширна, чем реструктуризация системы предоставления медицинских услуг и остается задачей для следующей фазы реформы здравоохранения. Вместе с тем, вызывает интерес дальнейшая структуризация расходов бюджетных средств на нужды здравоохранения, процессы их распределения и перераспределения с учетом изменяющихся приоритетов и потребностей населения в качественной медицинской помощи. Выполнение концепций нового общественного здравоохранения во многом зависит от компетентности кадров, практического применения новых технологий и адекватной ресур-собеспеченности организаций здравоохранения. Актуальность проблемы ресурсного обеспечения медицинской помощи связана с совершенствованием деятельности медицинских организаций. Это требует разработки нормативов оснащения медицинской техникой и изделиями медицинского назначения станций скорой медицинской помощи. Для решения этих задач необходим анализ системы, ее моделирование, поиск обоснованных нормативов, методов контроля и управления, постоянный мониторинг, статистический, медико-экономический анализ результатов.

В данной статье приводится данные исследования ресурсного обеспечения организаций здравоохранения г.Джалал-Абада. Задачей анализа явилось определение уровня технического оснащения, выяснение, насколько наличие его отвечает потребностям медицинских организаций.

В абсолютном исчислении объем целевых затрат на медицинское оборудование здравоохра-

МЕДИЦИНА

Кыргызстана

нений города имеет поступательную, позитивную динамику. Однако отмечает обратная тенденции, снижаясь от 9,9% в 2005 году до 6,3% в 2010 году. Выявлено также значительное несоответствие фактически имеющегося медицинского оборудования установленным технико-экономическим показателям, минимальным стандартам оснащения различных служб здравоохранения согласно приказам МЗ, утвержденным протоколам диагностики и лечения, объему и видам гарантированной бесплатной медицинской помощи населению города.

Установлено отрицательное отношение к реальному техническому оснащению своих медицинских организаций (подразделений) большинства опрошенных руководителей здравоохранения (62,8%) и специалистов (58,4%).

Исследование ресурсного оснащения амбула-торно-поликлинических организаций города установило, что большее число респондентов (41%) считает, что техническое состояние диагностического и лечебного оборудования в медицинских организациях соответствует объему, указанному в протоколах диагностики и лечения, чем в больничных организациях (32,4%).

При этом отсутствие условий (наличие физически изношенной медицинской техники) для достижения достаточного объема и качества оказываемых медицинских услуг населению, представленных в протоколах диагностики и лечения, отметили 64,3% руководителей и 61% специалистов.

О выполнении Программы государственных гарантий в государственных организациях здравоохранения, безотказной работы диагностической и лечебной аппаратуры высказалось практически две трети - 66,7% специалистов, тем не менее, одна треть (32,9%) опрошенных так не считает, 0,4% респондентов затруднились ответить.

Имеющееся в лечебно-профилактических организациях медицинское оборудование имеет высокую степень износа, в эксплуатации находится более 50% физически изношенной и морально устаревшей медицинской техники.

Ряд приборов и аппаратов эксплуатируются более 30 лет, выработали свой ресурс, морально устарели, что не может гарантировать высокое качество обследования и эффективность лечения больных.

Ныне действующей системе технического обеспечения, недостаточно удовлетворенной потребности медицинских организаций в медицинской технике, представляется необходимым скоординировать систему планирования приобретения медицинского оборудования таким образом, чтобы избежать проблем приобретения ненужного, устаревшего, дублирующего, недоукомплектованного медицинского оборудования, а также решить проблему эксплуатации и обслуживания приобретаемого дорогостоящего оборудования обученным медицинским и техническим персоналом.

ежемесячный научно-практическии медицинскии журнал

Выводы

Проведенный анализ причин неэффективного использования медицинского оборудования позволил разработать рекомендации по методике планового обновления медицинского оборудования В основу системы планового обновления медицинского оборудования в медицинских организациях могут быть положены следующие принципы:

1. Разработка и утверждение приказа МЗ о процедуре планирования приобретения медицинского оборудования медицинскими организациями.

2. Реализация программы должна предусматривать проведение ежегодных заявочных кампаний по всем организациям, по всей основной номенклатуре медицинского оборудования, используемого при оказании медицинской помощи.

3. Заявочные спецификации должны включать номенклатуру оборудования, достаточную для осуществления всех медицинских технологий, используемых при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий.

4. Сводная годовая заявка должна являться основой для организации соответствующих закупочных процедур и работ по подготовке к получению приобретаемого оборудования (подготовка помещений под монтаж, списание и демонтаж старого оборудования и др.).

5. Приобретение нового медицинского оборудования должно сопровождаться планированием в бюджете ежегодных затрат на его техническое обслуживание на протяжении всего срока эксплуатации.

6. Планирование приобретения необходимого оборудования должно базироваться на основе тщательного анализа текущего положения медицинской организации, ее материально-технических возможностей, потребности в приобретаемом оборудовании, анализе рынка медицинских услуг и предлагаемого оборудования.

Литература

1. Тульчинский Т. Г., Варавикова Е. А. Новое общественное здравоохранение: введение в современную науку. - Иерусалим: Amutah for education and Health, 1999. - 1049 с.

2. Четыркин Е.М. Статистические методы прогнозирования. - М.: Статистика, 1975. - 183 с.

3. Кульжанов М.К., Шынгысова Ф.С., Усатаев М.М. К 25-летию международной конференции ВОЗ/ЮНИСЕФ по первичной медико-санитарной помощи //Центрально-Азиатский научно-практический журнал по общественному здравоохранению. - 2003. - №2. - С.22-24.

4. Экономика и инновационные процессы в здравоохранении: Учебное пособие // Под ред. В.З. Кучеренко. - М., 1994.

- С.140-206.

5. Институт медицины. Комитет по изучению будущего общественного здравоохранения. Разделение услуг здравоохранения. Будущее общественного здравоохранения.

- Washington DC: Academy Press, 1998.

6. Национальная программа реформы здравоохранения Кыргызской Республики «Манас» 1996-2005 гг., «Манас таалими» на 2006-2010 годы. - Бишкек, 1996, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.