Таким образом, бюджетирование, выступая как мощный инструмент повышения эффективности производства, будет играть роль одного из наиболее важных элементов при управлении предприятием в условиях рыночной экономики [3].
Библиография:
1. Васильева Л.М. Проблемы и перспективы развития аквакультуры в Российской Федерации Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК - продукты здорового питания. 2015. № 1. С. 18 - 24.
2. Ким Т.В. Основные направления использования бюджетирования в системе управления предприятиями рыбохозяйственного комплекса // Научные труды Дальрыбвтуза. 2009. Т. 21. С 170 - 175.
3. Корнева М.А. Бюджетирование в России: проблемы и перспективы // Актуальные вопросы экономических наук. - 2009. - № 3 - 4. С 170 - 175.
4. Стратегия развития аквакультуры в Российской Федерации на период до 2020 года. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденная 10 сентября 2007 г.
5. Шаляпин Г.П. О формах государственной поддержки товарного рыбоводства // Комбикорма. 2014. № 10. С. 20 - 26.
УДК 378.17
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ КАК ЗАЛОГ ИХ ХОРОШЕЙ УСПЕВАЕМОСТИ И ВЫСОКИХ ДОСТИЖЕНИЙ В НАУКЕ
Бочарова В.А., бакалавр 1 курса направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент» Научный руководитель: к.п.н., доцент Максимова Е.Н. ФГБОУ ВО РАНХиГС (Орловский филиал)
АННОТАЦИЯ
Жизнь в современном обществе диктует свои правила и задает ритм всему обществу. Именно поэтому зачастую люди настолько погружаются в какие-то бытовые проблемы, что абсолютно забывают про себя и свое здоровье. Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого человека. Ведь очень часто бывает, что человек в силу своей молодости, возможно, думая, что его организм со всем справится, пристращается к вредным привычкам, но уже к 20-30 годам его состояние здоровья находится в катастрофическом положении. При всей развитости медицины многие болезни остаются неизлечимыми. Поэтому с раннего возраста необходимо вести активный, здоровый образ жизни, заниматься физкультурой и спортом, закаляться, соблюдать правила личной гигиены.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Здоровый образ жизни, физическое здоровье, студенты. ABSTRACT
Life in modern society dictates the rules and sets the rhythm of the whole society. That is why people are often so immersed in some domestic issues that absolutely forget about yourself and your health. Protection of their own health - is the direct responsibility of each person. It very often happens that a person because of their youth, possibly thinking that his body will cope with everything, addicted to bad habits, but to 20-30 years in his state of health is in a catastrophic situation. Despite the development of medicine, many diseases remain incurable. So from an early age is necessary to lead an active, healthy lifestyle, exercise and sports, to harden, to observe good personal hygiene
KEYWORDS
Lifestyle, physical health, students.
При выборе профессии необходимо учитывать все факторы и в особенности такой важный фактор, как здоровье, ведь именно от него зависит, сможем ли мы полноценно обучаться этой профессии в высшем образовательном учреждении или нет. Физическое здоровье это состояние не только физического, но и духовного и социального благополучия, важнейшая составляющая человеческого успеха так же физическое здоровье является основной характеристикой наших производительных сил , это общественное достояние, которое имеет духовную и материальную ценность. К сожалению, многие люди, а особенно молодые, начинают думать о своем здоровье только тогда, когда оно уже сильно подорвано. Поэтому необходимо заботится о том, как сберечь свое здоровье, трудоспособность и активность для полноценной и счастливой жизни в течение долгих лет. Основополагающими процессами здоровья являются развитие и сохранение физиологических, психологических и социальных функций. Здоровый образ жизни есть основа сохранения здоровья, физической активности и оптимального психического состояния здоровья студентов. ЗОЖ включает в себя:
- рациональный режим труда и отдыха;
- рациональное питание;
- оптимальный двигательный режим;
- искоренение вредных привычек;
- личная гигиена.
Рациональный режим труда и отдыха необходимая составляющая здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме, вырабатывается четкий, слаженный и необходимый для функционирования организма. Он в свою очередь создает наилучшие условия для работы и отдыха, тем самым способствует улучшению работоспособности, укреплению здоровья и повышению производительность труда, что является особенно важным для студента, ведь именно в этом залог его успеваемости и плодотворной научной работы. Труд как физический, так и умственный не только не вреден, но, напротив, систематический, посильный, и хорошо организованный трудовой процесс чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды, костно-мышечный аппарат, на весь организм человека в целом. Переутомления человека, виновен не сам труд, а неправильный режим труда. Нужно правильно и умело распределять силы во время выполнения работы как физической, так и умственной. Равномерная, ритмичная работа продуктивнее и полезнее для здоровья работающих, чем смена периодов простоя с периодами напряженной, спешной работы.
Искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Вредные привычки являются причиной многих заболеваний, резко уменьшают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье студенческой молодёжи и на здоровье их будущих детей. Вредные привычки в первую очередь негативно и губительно влияют на кору головного мозга: нарушаются функции мыслительных процессов, внимания; значительно повышают вероятность возникновения рака, дыхательных путей; происходит хроническое отравление организма с глубокими нарушениями в различных органах. Вследствие этого постепенно наступает психическое и физическое истощение, повышенная раздражительность, неустойчивое настроение, нарушается координация движений, ухудшается память, резко падает трудоспособность. Все это негативно сказывается на учебной деятельности студента, он не может полноценно овладевать той программой, которую ему предоставляется учебное заведение, его результативность будет нулевой.
Оптимальный двигательный режим (физическая нагрузка) - является обязательным условием полноценного выполнения двигательных и вегетативных функций человеческого организма, на всех этапах его развития. Мышечная
деятельность в биологии и физиологии человека является главенствующим признаком жизни, так как ее значение неоценимо велико! Специальные исследования показали, что при низкой физической активности, эффективность умственной деятельности и ее результативность уже на вторые сутки снижается на 50%, при этом следует резкое ухудшение концентрации внимания, возрастание нервного напряжения, повышение утомляемости, апатии, человек испытывает полное безразличие к выполняемой деятельности, процесс решения каких либо задач значительно замедляется, человек становиться более вспыльчивым и раздражительным. Оптимальный двигательный режим - важнейшее условие здорового образа жизни. В его основе лежат систематические занятия физическими упражнениями и спортом, которые эффективно укрепляют здоровье и развивают физические способности студенческой молодежи, сохраняют здоровье и двигательные навыки, а также усиливают профилактику неблагоприятных возрастных изменений. При этом важнейшими средствами воспитания, также выступают физическая культура и спорт.
Гигиенические основы здорового образа жизни включают в себя следующие различные профилактические мероприятия по сохранению здоровья человека. Личная гигиена - это уход за кожей, гигиена одежды, обуви, закаливание, режим сна и другие мероприятия повседневного быта. Особенно важным является соблюдение личной гигиены, людям которые занимаются физкультурой и спортом. Большое значение для сохранения здоровья имеет уход за кожей: на руках - микробы и яйца гельминтов могут переноситься на продукты питания, посуду; уход за волосами предусматривает их мытье и своевременную стрижку, предохранение от чрезмерного загрязнения во время производственных работ, занятий спортом и активного отдыха; правильный уход за зубами и полостью рта предохраняет и защищает организм от различных инфекций и нарушения работы желудочно-кишечного тракта; уход за ногами заключается в их ежедневном мытье с мылом перед сном, каждодневном использовании чистых носков, а также в проветривании обуви.
Закаливание организма - одна из важных профилактических мер против простудных заболеваний организма. К закаливанию рекомендуется приступать с детского возраста. Наиболее простым способом закаливания являются воздушные ванны. Большое значение в системе закаливания имеют также водные процедуры. Они благотворно влияют на укрепление нервной системы, положительно воздействуют на сердце и сосуды, укрепляя их, нормализуют артериальное давление, улучшают обмен веществ, позволяют избежать многих болезней, сохранить высокую работоспособность, продлить жизнь на долгие годы основными принципами закаливания являются: постепенность, систематичность, учет индивидуальных особенностей организма.
Режим сна. Именно он является залогом сохранения нормальной деятельности нервной системы и всего организма. Великий русский физиолог И.П.Павлов говорил , что сон - это своего рода торможение, которое предохраняет нервную систему от чрезмерного напряжения и утомления. Сон должен быть достаточно длительным и глубоким. Если человек спит недостаточное количество времени , то утром он встает раздраженным, невыспавшимся, а иногда и с головной болью. Определить время, необходимое для сна, для всех людей невозможно. Потребность во сне у людей очень разнится. В среднем эта норма составляет 8 часов. К сожалению, многие люди рассматривают сон как резерв, из которого можно заимствовать время для выполнения тех или иных дел, которые он не успел сделать в течение дня. Такая тенденция наблюдается в большей степени среди студентов, так как им необходимо делать большое количество научных работ, готовиться к семинарам, писать рефераты, курсовые, дипломы и т.д, и на все это нужно много времени которое они как раз заимствую из тех часов которые предназначены для сна. Систематическое недосыпание приводит к нарушению нервной деятельности, снижению работоспособности, повышенной утомляемости, раздражительности.
Рациональное питание. Все жизненные процессы в человеческом организме находятся в большой зависимости от нашего рациона питания с рождения, а также от
режима питания. Каждый живой организм в процессе жизнедеятельности непрерывно расходует вещества, а точнее его состав. Значительная часть этих веществ окисляется в организме, освобождая энергию. Эту энергию организм использует для поддержания постоянной температуры тела, для обеспечения нормальной жизнедеятельности внутренних органов (сердца, дыхательного аппарата, органов кровообращения, нервной системы и т.д.) и в особенности для выполнения физической работы. Чтобы поддерживать жизнь организма крайне важно возмещение его затрат.
Первым правилом в любой естественной системе питания должно быть:
- прием пищи только при ощущениях голода;
- отказ от приема пищи при болях, умственном и физическом недомогании, при лихорадке и повышенной температуре тела;
- отказ от приема пищи непосредственно перед сном, а также до и после серьезной работы, физической либо умственной.
Немаловажно иметь свободное время для полноценного усвоения пищи. Бытует мнение, что физические упражнения после приема пищи благотворно влияет на организм и способствует быстрому усвоению. Это глубочайшее заблуждение, так как переваривание пищи должно происходить в состоянии покоя, в противной случае, могут возникнуть проблемы со здоровьем. Прием пищи должен состоять из смешанных продуктов, являющихся источниками белков, жиров и углеводов, витаминов и минеральных веществ. Только при этом условии удается достичь сбалансированного соотношения пищевых веществ и незаменимых факторов питания, а также обеспечить не только высокий уровень переваривания и всасывания пищевых веществ, но и их транспортировку к клеткам и клеткам, полное их усвоение на уровне клетки. Именно вещества, поступающие с пищей, являются источниками такого возмещения. Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование всего организма, способствует сохранению здоровья, является залогом высокой работоспособности и продления жизни. При неправильном и некачественном питании наступает истощение всего организма, что впоследствии приводит к серьезным проблемам со здоровьем. Студенты - это группа людей, у которых процесс формирования и роста организма полностью не состоялся, поэтому в питании студентов главную роль должны занимать белки животного происхождения. Каждый студент должен составить свой рацион питания, тот, который для него будет более приемлемым.
Режим дня как фактор здорового образа жизни студента. Одним из важнейших факторов ведения здорового образа жизни является соблюдение студентами режима дня, который устанавливает для студента определенный порядок поведения в течение суток. Установление режима дня позволяет студенту установить рамки своего поведения. Так же режим дня выполняет воспитательную и оздоровительную функцию. Строгое его соблюдение воспитывает в студенте такие качества как аккуратность, дисциплинированность, целеустремленность, организованность. Психологи рекомендуют, устанавливать студентам режим дня, и следовать ему, именно потому, что четкое выполнение, хотя бы в течение нескольких недель, разумно составленного и заранее продуманного распорядка дня будет способствовать выработки студентом у себя динамического стереотипа. Его физиологическая основа -формирование в коре больших полушарий головного мозга, определенной последовательности процессов возбуждения и торможения, необходимых для эффективной деятельности. Режима дня должен формироваться с учетом, оптимального использования имеющихся условий, а так же особенностей работы конкретного высшего учебного заведения (расписания занятии). Несомненно, режим дня должен складываться и с учетом своих индивидуальных особенностей, в том числе и биоритмов. Решение задачи по формированию у студентов режима дня возможно при сочетании следующих направлений:
- необходимо побуждать студентов к сохранению и укреплению здоровья, поддерживать и пропагандировать культуру здорового образа жизни среди молодежи,
а также культивировать и развивать, так называемую «моду» на здоровье. иными словами, в обществе существует острая необходимость назрела в, обеспечиваемой и планируемой государством, но к глубокому сожалению такой программы нет;
- необходимо с самого раннего возраста внедрять в образовательный процесс те знания, которые были бы направлены на формирования здорового образа жизни;
-самовоспитание личности и сотвори сам себя.
В каждом человеке заложены своеобразные биологические часы - счетчики времени, согласно которым организм периодически и в определенных параметрах изменяет свою жизнедеятельность. Особое значение в классификации групп биоритмов имеют суточные, или циркадные, ритмы. Известно, что переход от дня к ночи сопровождается рядом физических изменений. В дневные часы у большинства функций организма повышается уровень деятельности, достигая своего максимума к 16-20 ч, и понижается ночью. Например, у многих людей наименьшая биоэлектрическая активность головного мозга фиксируется в 2-4 часа ночи. Это и служит одной из причин увеличения количества ошибок при умственном труде поздним вечером и особенно ночью, в эти часы резкого ухудшения восприятия и освоения информации. Для студентов крайне важны внимание, концентрация и продуктивная работа головного мозга, для результативной научной деятельности. Поэтому им рекомендуется строить свой режим дня с учетом биоэлектрической работы своего головного мозга.
Следует учитывать уникальность каждого человеческого организма, ведь далеко не у всех людей суточные биоритмы проходят в одинаковых временных параметрах. Хочется отметить, что не смотря на заложенные природой индивидуальные биоритмы у людей, с помощью волевых усилий человек способен несколько перестроить свои суточные биоритмы. Это необходимо студентам при изменении смены учебы, перемене временного пояса. В этих случаях активируются мощные адаптивные механизмы организма.
Первостепенное значение для каждого из нас имеют наличие определенных целей, потребностей, интересной и полезной для общества деятельности, умение наладить правильный, рациональный режим дня. Особое внимание в настоящее время, следует уделять формированию здорового образа жизни студентов. Я выяснила, что на здоровье влияют многие факторы, среди которых выделяют: правильное питание, здоровый сон, закаливание организма, личная гигиена и др.
В заключении хочется сказать что, только хорошо организованная пропаганда медицинских и гигиенических знаний способна снизить уровень заболеваний не только студентов и всех людей, помогает воспитывать здоровое, физически крепкое поколение. В формировании здорового образа жизни приоритетной должна стать роль образовательных программ, направленных на сохранение и укрепление здоровье студентов, формирование активной мотивации заботы о собственном здоровье и здоровье окружающих.
Библиография:
1. Теория и методика физического воспитания. Учебник для институтов физ. культуры. Под общей редакцией Л. П. Матвеева и А. Д. Новикова. Из. 2-е. М., «Физкультура и спорт», 1976.
2. Физическое воспитание; Учебник под ред. В. А. Головина, В. А. Маслякова, А. В. Коробкова. М.: Высшая школа, 1983. -391 с.
3. Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста. - В кн.: Физическая культура студента: Учебник/ Под ред. В.И. Ильинича. -Г.: Гардарики, 1999. - ^380-432.
4. Киэлевяйнен, Л.М. Формирование у студентов ценностно-смыслового отношения к здоровому образу жизни в физкультурно-образовательном процессе педагогического вуза : автореф. Дис. канд. пед. наук / Киэлевяйнен Л.М. - Тверь, 2012. - 22 с.