Образ жизни семьи - основа формирования культуры здоровья ребенка
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей остро стоит перед российским обществом. Статистические данные свидетельствуют, что в стране сохраняются негативные тенденции динамики основных показателей, характеризующих состояние здоровья детского населения. Больными рождаются или заболевают в период новорождённости более 40% детей, за последние 5 лет на 13-23% увеличилась частота возникновения отдельных классов и групп болезней среди детей первого года жизни, общая заболеваемость детей всех возрастов ежегодно возрастает на 5-6% 1. Общеизвестно, что состояние здоровья на 18-22% зависит от генетики и биологии человека, на 8-12% - от работы системы здравоохранения, на 20-25% - от условий окружающей среды, самым же весомым фактором оказывается образ жизни - 50-55%.
Непосредственным регулятором жизнедеятельности человека, его образа жизни выступает культура, а основой для повседневной деятельности по управлению здоровьем, для формирования и распространения здорового образа жизни - культура здоровья. Поэтому формирование культуры здоровья подрастающего поколения является одной из актуальнейших задач настоящего времени.
Определяющая роль в обеспечении физического, психического, духовно-нравственного здоровья ребенка, в формировании культуры здоровья личности принадлежит семье, семейному воспитанию. Для формирования культуры здоровья в семье, по мнению психологов и педагогов, особенно благоприятным является дошкольный возраст. Это период, когда ребенок активно усваивает нормы, ценности, правила
1 Резолюция XI Конгресса педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии» // www.pediatr-russia.ru
поведения и обычаи своей культуры, приобретает базис личностной культуры, соответствующий общечеловеческим ценностям.
Образ жизни семьи представляет собой основной элемент социальной ситуации развития ребенка, которая, согласно Л. С. Выгодскому, «определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из социальной действительности», следовательно, здоровый образ жизни семьи есть источник формирования у ребенка такого личностного качества, как культура здоровья.
Однако согласно данным проведенного под руководством автора в
л
2009 г. в г. Москве социологического опроса1 современная семья, имеющая ребенка дошкольного возраста, в своей жизнедеятельности не сориентирована на здоровый образ жизни (зож).
1. Оптимальный двигательный режим. Физическая активность семьи включает в себя оптимальную двигательную деятельность взрослых и активный двигательный режим детей, основу которого составляют регулярные занятия физическими упражнениями.
Двигательная активность родителей в обследуемых семьях оказалась очень низкой, лишь малая часть респондентов систематически занимается различными физическими упражнениями: ежедневно или 1-2 раза в неделю делают утреннюю гимнастику 16% опрошенных, занятия сезонными видами спорта практикует 21%, посещают спортивные клубы и секции - 13,5%.
В качестве причин своей физической пассивности большинство опрошенных респондентов (73,8%) указало на недостаток времени, 40,7% - на усталость после трудового дня, 19,6% - на отсутствие силы
1 Объектом исследования были 250 московских семей с ребенком в возрасте от 3 до 7 лет на март-апрель 2009 г. Отбор респондентов осуществлялся методом доступной (неслучайной) выборки. Исследование проводилось через ДОУ № 172 и № 1072 г. Москвы, в которых был осуществлен сплошной опрос родителей в форме стандартизированного интервью.
воли, а 11% - на отсутствие компании, очевидно, дети не рассматриваются ими как возможные компаньоны для занятий.
Доказано, что двигательная активность стимулирует умственное и эмоциональное развитие. Однако, по словам родителей, лишь у 18,8 % детей к моменту опроса сформировалась привычка делать утреннюю зарядку. Специальными развивающими физическими упражнениями занимаются ежедневно 9,1% дошкольников, 1-2 раза в неделю - 20,1%, от случая к случаю - 28,6%, никогда - 42,3%.
Во время пребывания на свежем воздухе в разное время года ребенок-дошкольник также должен быть привлечен к освоению различных видов сезонных спортивных развлечений (походы, плавание в открытых водоемах, катание на роликах и коньках, лыжах, велосипеде и т.д.) и участию в подвижных играх. Игра - это и главная форма физического воспитания детей. Однако данное утверждение не стало аксиомой для части современных семей с детьми дошкольного возраста: 15% детей участвуют в подвижных играх на прогулках от случая к случаю, 3% - никогда, 20% - 1-2 раза в неделю. Зимними и летними видами спорта более половины опрошенных родителей и их детей либо никогда не занимаются (22% и 16,7%) либо делают это от случая к случаю (56,5% и 40,1%).
Активный двигательный режим дошкольника может включать в себя и некоторые виды регулярной спортивной деятельности. Для детей 4 - 7 лет открываются двери таких спортивных секций, как фигурное катание, гимнастика, танцы, теннис, легкая атлетика, различные виды борьбы, плавание и т.д. 23,7% дошкольников из опрошенных семей регулярно занимаются в спортивных секциях, в частности 14,3% детей посещают бассейн. Основной причиной непосещения детьми спортивных занятий является распространенное среди большинства родителей мнение о том, что в дошкольном возрасте еще рано заниматься в спортивных секциях (46%).
Исследование подтвердило взаимозависимость физической активности родителей и детей: согласно полученным данным в семьях, где хотя бы один из родителей ежедневно занимается утренней гимнастикой, также ежедневно делают это 66,7% детей и 4,8% -никогда, в семьях, где взрослые делают зарядку от случая к случаю, 45,2% дошкольников иногда делают это и 30,1% - никогда, в семьях, где утренняя гимнастика совсем не практикуется, 50% детей никогда не занимаются зарядкой и иногда это делают 24,9%. Это эмпирически подтверждает роль родителя как образца для подражания в формировании физической культуры ребенка-дошкольника.
2. Культура питания семьи - следующий важный компонент здорового образа жизни. Основополагающими принципами правильного питания являются: регулярность приема пищи и ее сбалансированность по составу пищевых компонентов (не только жиров, белков и углеводов, но и воды, минеральных веществ и витаминов), а также соответствие энергопотребления энергозатратам человека.
Согласно полученным данным рацион питания большинства семей включает в себя необходимое разнообразие продуктов. Питание 61,2% родителей и 77,1% детей в семьях преимущественно разнообразное и полноценное, у 27,6% взрослых и 16,8% детей разнообразное, но с недостаточным количеством овощей и фруктов. Но только в 13,8% семей соблюдается здоровый режим питания и взрослых и детей (регулярный прием пищи 3-4 раза в день, последний прием пищи не позднее, чем за 3 часа до сна), в 27,2 % семей режим питания детей соответствует рациональному, а взрослых только частично, в 28,9% семей режим приема пищи и взрослых и детей частично соответствует рациональному и в 6% случаев ни дети, ни родители не питаются регулярно. Абсолютное большинство детей, режим питания родителей которых полностью соответствует нормам здорового, также имеют правильный режим питания. В семьях же, где у взрослых отсутствует
рациональный режим питания, только 20% детей питаются регулярно в соответствии с режимом.
3. Закаливание организма - эффективное средство укрепления здоровья взрослых и детей, профилактики простудных заболеваний, формирования иммунитета. Однако, как показало проведенное исследование, большинство семей в своей повседневной жизни пренебрегает целенаправленным проведением закаливающих процедур.
Самым распространенным и результативным видом закаливания являются водные процедуры. Но данный вид закаливания мало распространен в обследуемых семьях: обливание рук и ног прохладной водой практикует лишь 17,2% родителей, а контрастный душ - 25,8%. Для закаливания детей родители чаще используют обливание прохладной водой верхних и нижних конечностей (20,2%), а контрастный душ принимают 13% детей. Следует отметить высокую активность закаливающихся водой старших членов семей по приобщению к данному виду закаливания своих детей-дошкольников: все родители детей, принимающих контрастный душ, сами делают это либо обливают ноги и руки прохладной водой (86,7% и 13,3% соответственно), и лишь 4,3 % родителей, не проводящих по отношению к себе никаких водных закаливающих процедур, обливают своим детям ноги и руки прохладной водой.
Закаливание солнцем проводится в виде солнечно-воздушных ванн. Данный способ закаливания оказался для опрошенных семей самым популярным: воздушные ванны принимают 46% родителей и 51% детей, солнечные - 45% и 47% соответственно.
Закаливание воздухом - еще один действенный метод укрепления здоровья. Большое общеукрепляющее значение для организма имеют прогулки на свежем воздухе. Особенно прогулки важны для детей независимо от возраста, у которых потребность в кислороде гораздо
выше, чем у взрослых. «День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья», - говорил выдающийся педиатр академик Г. Н. Сперанский. Ребёнок-дошкольник должен ежедневно бывать на улице не менее 3-4-х часов. Опрошенные семьи зачастую пренебрегают прогулками: в любую погоду гуляют лишь 33% взрослых и 37% детей. Во время активных прогулок важно одеваться в соответствии с погодой, носить облегченную одежду, так как излишне теплая одежда затрудняет правильное потоотделение, а перегревание препятствует становлению иммунитета. Согласно полученным данным облегченную одежду во время пребывания на свежем воздухе носят 21,5% родителей и 26,2% детей. Среди ежедневно гуляющих родителей и детей одевающихся облегченно 46,5% и 60% соответственно, что может свидетельствовать о том, что некоторая часть активно гуляющих не получает от этого всей возможной пользы для здоровья.
Другой вид воздушного закаливания - сон с открытой форточкой в любое время года или окном в теплую безветренную летнюю погоду. В 39% опрошенных семей сон и родителей и детей организован при открытой форточке, еще в 5,6 % семей так спят только родители и в 4,3% только дети.
Таким образом, результаты исследования красноречиво свидетельствуют о том, что закаливанием как обязательным элементом зож большинство исследуемых семей в своей повседневной жизни пренебрегает. Следовательно, у детей не формируются соответствующие навыки и привычки как важная составляющая деятельностного компонента культуры здоровья, тогда как для валеологически культурного человека закаливание должно стать важной потребностью, а ее удовлетворение - частью его образа жизни.
4. Отсутствие вредных привычек. Наличие у взрослых членов семьи вредных привычек представляет собой негативный фактор в формировании культуры здоровья подрастающего поколения.
Родительское пристрастие к сигарете в 2-4 раза повышает вероятность табакокурения детьми1. Согласно результатам нашего исследования пассивными курильщиками становятся дети в 50,6% семей. Употребление алкоголя менее свойственно опрошенным семьям: в 35,6% семей взрослые периодически употребляют спиртные напитки.
Сложившаяся ситуация с распространением вредных привычек в современной семье усугубляется тем, что 87% детей знают о них. Если взрослые курят или употребляют спиртное в присутствии ребенка, у него с раннего возраста формируется предрасположенность к подобному поведению.
5. Личная гигиена - совокупность правил и мероприятий по уходу за телом, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья.
Согласно полученным данным лишь 32,6% родителей не сталкиваются с нежеланием ребенка выполнять правила личной гигиены, и только 5,2% родителей никогда не приходится напоминать ребенку о выполнении данных правил. В целом, по мнению родителей, только 12% детей (младшего и среднего дошкольного возраста) недостаточно знакомы с культурно-гигиеническими правилами, 24% -знают их хорошо и 64% - отлично; умеют самостоятельно элементарно ухаживать за своим внешним видом 63,8% дошкольников, правильно умываться, мыть руки и чистить зубы - 75%. Как известно, между знанием или умением и регулярным претворением его в жизнедеятельность зачастую лежит огромная пропасть: ответы родителей на вопрос «Какие привычки сформированы у вашего ребенка к настоящему времени?» показывают, что привычка умываться утром и вечером имеется лишь у 30% дошкольников, чистить зубы утром - у
1 См.: Шпионская И. Вредные привычки зависят от родителей? // Правда.Ру от 04.01.2009 // http://www.pravda.ru
38,6%, чистить зубы вечером - у 54%, каждый раз перед едой мыть руки - у 37,8%, мыть руки по возвращении с улицы - у 78%.
Итак, мы видим, что у большинства дошкольников стойкие привычки по уходу за своим телом не сформированы или сформированы на невысоком уровне, что говорит о недостаточном воспитании даже элементарных гигиенических практик у детей в современной семье, не говоря уже о других нормах личной гигиены. А так как дети - зеркало своих родителей, то полученные данные по гигиенической культуре дошкольников свидетельствуют о низкой санитарной культуре их родителей. Таким образом, современная семья нуждается в систематическом общесемейном гигиеническом воспитании.
6. Рациональный режим дня - целесообразно установленный распорядок суточной деятельности человека с учетом его возрастных анатомо-физиологических особенностей, состояния здоровья и индивидуальных биоритмов - особенно важен для развития детского организма. Режим не только обеспечивает гармоничное своевременное физическое и психическое развитие детей, оптимальный уровень активности и работоспособности в различных видах деятельности ребенка, но и повышает общую сопротивляемость организма неблагоприятным факторам внешней среды, воспитывает волю и приучает к дисциплине.
Согласно данным нашего исследования режима дня придерживаются только 23% родителей, режим дня ребенка регулярно соблюдается в 52% опрошенных семей.
Итак, подавляющее большинство современных семей с ребенком дошкольного возраста, как показало наше исследование, не является носителем здорового образа жизни. Дети же с самого раннего возраста подсознательно впитывают все особенности поведения окружающих взрослых и в дальнейшем следуют им, даже не осознавая природу своих поведенческих установок, ценностных ориентиров и т.д.
Вышесказанное позволяет предположить, что и подрастающее поколение вероятнее всего не станет носителем высокого уровня культуры здоровья. Для изменения сложившейся ситуации необходимы социальные программы формирования в семье социально одобряемых и социально значимых для здорового образа жизни групповых ценностей и норм, практик поведения, культуры здоровья семьи в целом.
И. Ю. ТЮРИНА старший преподаватель кафедры социологии РХТУ им. Д. И. Менделеева*
Тюрина И.Ю. Образ жизни семьи - основа формирования культуры здоровья ребенка. Культура здоровья и здоровый образ жизни являются сегодня важнейшими детерминантами здоровья. В статье показано, что современная московская семья, имеющая ребенка дошкольного возраста, в своей жизнедеятельности не сориентирована на здоровый образ жизни. Обосновывается необходимость формирования культуры здоровья детей в процессе семейной социализации.
Ключевые слова: здоровье детей, культура здоровья, семья, здоровый образ жизни.
Tyurina I.U. Lifestyle of the family as the basis for building a culture of health of the child. Culture of health and healthy lifestyle today are important determinants of health. The paper shows that modern Moscow family with a child under school age in their life is not geared towards a
"Тюрина Ирина Юрьевна, e-mail: [email protected]
healthy lifestyle. The author justifies the need to build a culture of children's health in the process of their socialization in the family.
Key words: children's health, culture of health, family, healthy lifestyle.