Научная статья на тему 'Роль семьи в процессе физического воспитания дошкольников'

Роль семьи в процессе физического воспитания дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1835
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION / СЕМЬЯ / FAMILY / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / HEALTHY LIFESTYLE / РОДИТЕЛИ / PARENTS / ДЕТИ / CHILDREN / PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тарасова Ирина Васильевна

Проблема воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни, физической активности является одной из остро стоящих в нашем обществе. В исследовании уделяется большое внимание физическому воспитанию детей дошкольного возраста в семье. Описываются формы работы дошкольного учреждения и семьи с целью предотвращения у родителей физической безграмотности и воздействием на их культуру здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the family in the physical education of preschoolers

The problem of raising children's need for a healthy lifestyle, physical activity is one of the most acute in our society. The study pays great attention to physical education of children of preschool age in the family. Forms of work of preschool institution and a family for the purpose of prevention at parents of physical illiteracy and influence on their culture of health are described.

Текст научной работы на тему «Роль семьи в процессе физического воспитания дошкольников»

РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ДОШКОЛЬНИКОВ

THE ROLE OF THE FAMILY IN THE PHYSICAL EDUCATION

OF PRESCHOOLERS

Тарасова Ирина Васильевна

инструктор по физической культуре Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Знаменская средняя общеобразовательная школа» отделение по дошкольному образованию №2 Орловского района Орловской области Tarasova Irina Vasilyevna Physical education instructor Municipal budgetary educational institution "Znamenskaya Srednyaya obshheobrazovatelnaya SHKOLA»>

Department of preschool education №2 Orlovsky district, Oryol region

Аннотация. Проблема воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни, физической активности является одной из остро стоящих в нашем обществе. В исследовании уделяется большое внимание физическому воспитанию детей дошкольного возраста в семье. Описываются формы работы дошкольного учреждения и семьи с целью предотвращения у родителей физической безграмотности и воздействием на их культуру здоровья.

Abstract. The problem of raising children's need for a healthy lifestyle, physical activity is one of the most acute in our society. The study pays great attention to physical education of children of preschool age in the family. Forms of work of preschool institution and a family for the purpose of prevention at parents of physical illiteracy and influence on their culture of health are described.

Ключевые слова: физическое воспитание, семья, здоровый образ жизни, родители, дети, физическая культура.

Keywords: physical education, family, healthy lifestyle, parents, children, physical culture.

Детство, особенно дошкольный возраст, один из коротких периодов в жизни человека. Одной из ключевых целей системы дошкольного образования является формирование привычек к здоровому образу жизни. Это логично и легко объяснить, так как гармонично развиваться может лишь здоровый ребенок. В дошкольном возрасте происходит формирование базы для физического и психического здоровья. Большой и важный отрезок, который не повторяется в течение всей жизни, ребенок проходит до семи лет. Как раз в данный период происходит активное развитие органов и функциональных систем организма, идет закладывание основных черт личности, формирование характера, отношения к себе и окружающим. Именно по данной причине у ребёнка нужно начинать вырабатывать потребность в заботе о своем здоровье, воспитывать у него активный интерес к саморазвитию и самосохранению

в раннем возрасте[1].

На данный момент одной из актуальнейших проблем нашего общества является воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни. Это выражается тем, что сейчас подрастающее поколение подвергается влиянию негативных факторов таких как: вредные привычки, окружающая среда, стрессовые ситуации, неправильное питание, не соблюдение режима дня.

Гипотеза: Главными составляющими успеха физического воспитания в семье является личный пример родителей, совместные занятия физической культурой, приобщение к здоровому образу жизни.

Цель исследования: раскрыть теоретические основы и выявить пути и способы воспитания у детей дошкольного возраста здорового образа жизни в семье.

Совместной задачей дошкольного учреждения и семьи является формирование у детей здорового образа жизни.

Одну из важнейших ролей в формировании у ребенка здорового образа жизни отводят семья. Родители обладают возможностью развивать личность ребенка, опираясь на его индивидуальные возможности, так как знают его лучше, чем кто-бы то ни был другой. Именно семья несет ответственность за его физическое, нравственное, умственное, социальное воспитание и развитие.

В воспитании культуры здоровья ребенка, обязательным и важнейшим условием является культура здоровья семьи[3].

В качестве основной причины физкультурной безграмотности выступает отсутствие у родителей теоретических знаний в области физической культуры, базовых представлений о пользе занятий физическими упражнениями. Для того чтобы приобщить дошкольников к ценностям физической культуры, необходимо в первую очередь повысить уровень физкультурной образованности родителей.

Только в процессе взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения происходит становление и обогащение культуры здоровья родителей. Для этого могут применяться следующие формы деятельности:

-Индивидуальное консультирование родителей медицинским работником и педагогами дошкольного образовательного учреждения.

-Консультации с педагогами-специалистами по актуальным вопросам оздоровления ребенка, рекомендации.

-Конкурсы и соревнования для детей и родителей.

Семья в большей мере воздействует на определение отношений детей к физическим упражнениям, развитие у них интереса к спорту, активности и инициативности. Этому способствуют повседневное и близкое общение детей и взрослых в различных жизненных ситуациях, их совместная деятельность, которая, естественно, возникает при обсуждении достижений спортсменов страны, при совместном просмотре спортивных телетрансляций, при рассматривании иллюстраций в книгах, посвященных спорту и др.) [7].

Здоровье ребенка в большей мере зависит от отношения родителей к его физическому воспитанию. В то же время физическое развитие в качестве цели воспитания чаще рассматривают отцы, чем матери, и физическому воспитанию мальчиков родители придают больше значения, чем воспитанию девочек. Родители мальчиков в 6 - 7 летнем возрасте на первое или второе место ставят значимость их физического воспитания, а родители девочек в этот же возрастной

период физическое воспитание ставят на седьмое - восьмое место[5].

Прослеживается следующая закономерность, что дети перенимают образ жизни родителей, их отношение к жизни, привычки, отношение к занятиям физической культурой [6]. Родители, демонстрируя положительный пример, тем самым оказывают существенное влияние на формирование у детей мотивации

■ V V V V ^ Л

к занятиям физической культурой всей семьей в свободное время. Занятия могут быть представлены различными формами, такими как: пешими туристическими походами, езда на велосипеде, катание на лыжах, коньках, различные игры, участие в семейных соревнованиях [4].

Из выше сказанного следует, что семья должна, начиная с раннего детства, закладывать основы здорового образа жизни, пользуясь различными средствами, методами и формами в своей работе. На ранней стадии развития семье необходимо помочь ребенку осознать ценность здоровья, и сформировать в его сознании представление о здоровье как о ценности, замотивировать малыша

к самостоятельному и активному формированию, сохранению и укреплению свое здоровья.

Родители все без исключения желают видеть своих детей здоровыми, физически развитыми. Вот почему необходимо одновременно заботиться о чистоте тела, удовлетворении потребности в пище, и необходимо создавать условия для того, чтобы реализовать потребность в активных движениях, которые способствуют повышению устойчивость к заболеваниям, мобилизуют защитные функции организма[2].

Для того что бы изучить участие родителей в формировании двигательной активности и приобщение детей к здоровому образу жизни было проведено анкетирование. В данном опросе приняли участие 45 родителей. Анкета была разработана инструктором по физической культуре. В анкета состояла из 14 вопросов.

На вопрос «Укажите, как проявляется двигательная активность Вашего ребенка?» были получены следующие результаты: 11% (5 человек) ответили, что двигательная активность проявляется в утреней гимнастики, 51% (23 человек) в подвижных играх, 11% (5 человек) в спортивных играх, 27% (12 человек) катание на санках, лыжах, велосипеде, самокате.

Исходя из полученных данных, был выявлен ряд игр, в которые дети наиболее часто играют дома. Это такие игры как: догонялки, прятки, жмурки, футбол, выбивало.

Опрос показал, что в домашних условиях физическими упражнениями охотно и с удовольствием занимаются 73% детей, 16 % не охотно и 11% не занимается вовсе.

Совместно 16% родителей занимаются с ребенком утреней гимнастикой, а 84 % вместе играют в подвижные игры. Больше половины, опрошенных не уделяет внимание профилактике нарушений позвоночника и плоскостопия.

Было выявлено, что оказывают влияние на двигательную активность ребенка в семье у 53% опрошенных оба родителя, 18 % ответили, что отец оказывает влияние, 9 % мать, 20% братья или сестры.

На основании полученных данных можно увидеть, что 42% семей занимаются систематически физическим воспитанием своего ребенка, 38%

семей только в выходные дни, 16 % во время отпуска и 4 % затрудняются с ответом. Родители указывают следующие причины, которые мешают им активно заниматься физическим воспитанием своего ребенка: дефицит свободного времени 63 % опрошенных и 37 % ссылается на недостаток знаний и умений в области физического воспитания.

На вопрос «Какие физкультурный инвентарь и спортивное оборудование имеются у Вас для ребенка дома?» получены следующие ответы: мяч, обруч, скакалка, велосипед, турник, фитбол. Чаще всего в домашних условиях дети занимаются со скакалками, обручем и мячом. Это обусловлено тем, что данный инвентарь не дорогостоящий и места для хранения требует не много.

В ходе исследования мы выясняли, как и с помощью чего родители в домашних условиях закаливают детей. 11 % используют босоножье, 44% пользуются облегченной формой одежды на прогулке, 11% обливают ноги прохладной водой и 34% ходят на прогулки в любую погоду.

По мнению родителей, что в большей степени способствует формированию у ребенка культурно гигиенических навыков личный пример 45% опрошенных, 33% считают, что беседа, а 22% указывают беседу.

Современные родители испытывают трудности при формировании двигательной активности детей в условиях семьи. Они заключаются в следующем: большинство квартир малогабаритные, в которых сложно разместить игровое и спортивное оборудование; не хватает средств, времени, нет возможности посещать бассейн всей семьей, а иногда родители не знают, как преодолеть противостояние детей. Испытывают родители и недостаток знаний, поэтому им необходимы консультации, встречи со специалистами.

По результатам анкетирования были намечены мероприятия по улучшению работы в данном направлении. Это и проведение родительского собрания на тему: «Двигательная активность детей дошкольного возраста», и организация консультационного пункта для родителей.

Литература

1. Викулов А. Д., Бужин И. М. Развитие физических способностей детей. Книга для малышей и их родителей. Ярославль : Гринго,1996.

2. Картушина М. Ю. Зеленый огонек здоровья. СПб. : Детство-пресс, 2004.

3. Койсман Л. А. Социально - педагогические условия формирования ЗОЖ. 2006. С. 183.

4. Лубышева Л. И., Шукаева А. В. Взаимодействие семьи и школы в формировании здорового образа жизни детей младшего школьного возраста// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2007. №3. С. 2-5.

5. Маркова А. И., Ляхович А. В., Гутман М. Р. Образ жизни родителей как детермината здоровья детей // Гигиена и санитария. 2012. № 2. С. 55 - 61.

6. Соломченко М. А., Пенченков А. В. Изучение отношения молодого населения Орловской области к здоровому образу жизни //Наука-2020: Физическая культура, спорт и туризм: проблемы и перспективы: Всероссийская научно-практическая конференция. Орел : НИЦ МАБиВ, 2015. С. 114-118.

7. Тюрина И. Ю. Образ жизни семьи - основа формирования культуры здоровья ребенка // Специально - гуманитарные знания. 2011. № 6. С. 26,35.

References

1. Vikulov A. D., Buzhin I. M. Razvitie fizicheskih sposobnostej detej. Kniga dlya malyshej i ih roditelej [Development of physical abilities of children. A book for toddlers and their parents]. Yaroslavl', Gringo Publ.,1996.

2. Kartushina M. Yu. Zelenyj ogonek zdorov'ya [Green light of health]. St.Petersburg, Detstvo-press Publ., 2004.

3. Kojsman L. A. Social'no - pedagogicheskie usloviya formirovaniya ZOZH [Socio-pedagogical conditions for the formation of HLS]. 2006, pp. 183.

4. Lubysheva L. I., Shukaeva A. V. Interaction between family and school in the formation of a healthy lifestyle of children of primary school age // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka - Physical culture: education, education, training, 2007, no. 3, pp. 2-5.

5. Markova A. I., Lyahovich A. V., Gutman M. R. Obraz zhizni roditelej kak determinata zdorov'ya detej [The way of life of parents as a determinant of children's health]. Gigiena i sanitariya - Hygiene and Sanitation, 2012, no. 2, pp. 55 - 61.

6. Solomchenko M. A., Penchenkov A. V. Izuchenie otnosheniya molodogo naseleniya Orlovskoj oblasti k zdorovomu obrazu zhizni [Studying the attitude of the young population of the Oryol region to a healthy lifestyle]. Nauka-2020: Fizicheskaya kul'tura, sport i turizm: problemy i perspektivy: Vserossijskaya nauchno-prakticheskaya konferenciya [Science-2020: Physical Culture, Sports and Tourism: Problems and Prospects: All-Russian Scientific and Practical Conference]. Orel, NIC MABiV Publ., 2015, pp. 114-118.

7. Tyurina I. Yu. Obraz zhizni sem'i - osnova formirovaniya kul'tury zdorov'ya rebenka [Family life - the basis for the formation of a child's health culture]. Special'no -gumanitarnye znaniya - Specially - humanitarian knowledge, 2011, no. 6, pp. 26, 35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.