Научная статья на тему 'Здоровый образ жизни как компонент культуры безопасности жизнедеятельности'

Здоровый образ жизни как компонент культуры безопасности жизнедеятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1815
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / РЕЖИМ ДНЯ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ / THE HEALTH / HEALTHY WAY OF LIFE / DAY REGIMEN / IMPELLENT ACTIVITY / BALANCED

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сурова Людмила Витальевна

В статье даны определения понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни» (ЗОЖ). Обоснованно, что здоровье составляет непременное условие активной деятельности и достигается индивидуальной системой поведения. Сформулированы основные положения, которые должны быть положены в основу здорового образа жизни. Приведены рекомендации для пропаганды ЗОЖ в системе образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTHY WAY OF LIFE AS COMPONENT OF CULTURE OF HEALTH AND SAFETY

The article gives the definition of concept of «health» and «healthy way of life». It is proved that health makes an indispensable condition of the vigorous activity and it is reached by individual system of behavior. Substantive provisions which should be formulated, taken as a principle for a healthy way of life.

Текст научной работы на тему «Здоровый образ жизни как компонент культуры безопасности жизнедеятельности»

Сурова Л.В.

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК КОМПОНЕНТ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье даны определения понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни» (ЗОЖ). Обоснованно, что здоровье составляет непременное условие активной деятельности и достигается индивидуальной системой поведения. Сформулированы основные положения, которые должны быть положены в основу здорового образа жизни. Приведены рекомендации для пропаганды ЗОЖ в системе образования.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, режим дня, двигательная активность, рациональное питание.

Культура - это отношение людей друг к другу, отношение каждого человека к самому себе, природе, производству, к жизни вообще. И эти отношения должны основываться на обеспечении безопасной жизни и трудовой деятельности, активной практической деятельности по снижению уровня опасности во всех сферах жизнедеятельности, тогда и формируется культура безопасности жизнедеятельности. В современном обществе возникли противоречия между увеличением опасностей, которые являются следствием интенсивной деятельности человека, и отсутствием культуры безопасного существования социума в среде обитания; снижением ценности здоровой и продолжительной жизни и необходимостью высокого уровня здоровья в современных условиях для создания семьи, профессиональной карьеры, материального обеспечения.

Хорошее здоровье составляет главную ценность для каждого человека, культура безопасности жизнедеятельности - является фундаментальным механизмом сохранения и укрепления здоровья человека. Только здоровый человек с хорошим самочувствием, высокой умственной и физической работоспособностью способен активно жить, успешно решать профессиональные и бытовые проблемы в современных условиях.

Древнегреческий философ Фалес Милетский писал, что тот счастлив, кто здоров телом, восприимчив душой и податлив на воспитание. Исходя из того, что проблематика здоровья неотделима от проблемы самого человека, возникает и видоизменяется вместе с ним, рассмотрение сущности здоровья как основы развития и безопасности человека, выявление факторов, влияющих на состояние его здоровья, поиск закономерностей сохранения здоровья, разработка методов и средств сохранения и

развития здоровья и т.п. являются значимыми задачами, требующими решения и построения концепции педагогического проектирования культуры безопасности [1-3].

В Уставе Всемирной организации здравоохранения говорится о высшем уровне здоровья как об одном из основных прав человека и дается определение здоровья: «Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств. Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными принципами нравственного здоровья человека являются, прежде всего, активное непринятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.

До недавнего времени под «здоровьем» в преобладающем количестве случаев понималось здоровье в узко биологическом смысле. С данной точки зрения его можно рассматривать как универсальную способность к разносторонней адаптации в ответ на воздействие внешней среды и изменения состояния внутренней среды. В этом случае речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека. Но это лишь часть понятия «здоровье», так как существует несколько уровней данного понятия (рис.1).

Рис.1. Уровни здоровья

Общебиологическое здоровье - интервал, в пределах которого количественные колебания психофизиологических процессов способны удерживать живую систему на уровне функционального оптимума (оптимальная зона, в пределах которой организм не выходит на патологический уровень саморегуляции). Популяционное здоровье - условное статистическое понятие, которое характеризуется комплексом демографических

показателей, уровнем физиологического развития, заболеваемостью определенных групп населения. Индивидуальное здоровье - естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.

Существующие определения здоровья человека, как правило, основаны на таких качествах: отсутствие болезни; нормальное функционирование организма в системе «человек - окружающая среда»; полное духовное, физическое, умственное и социальное благополучие; способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде. Из этого можно сделать вывод, что здоровье человека формируется в нескольких сферах: природной, социальной и индивидуальной. Эти же сферы оказывают огромное влияние на деятельность человека, самореализацию, направленную на благополучное существование в окружающей среде.

Здоровье - это показатель, который интегрирует и обобщает все многообразие сторон жизни человека: бытовую, духовную, производственную, творческую и т.д. (рис.2).

Рис.2. Факторы, формирующие здоровье

Образ жизни - понятие сложное, в него включаются все стороны поведения человека: этнические особенности, индивидуальные склонности и привычки, культурные нормы. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в тоже время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и

физическое здоровье.

В материалах ВОЗ указывается, что в совокупном влиянии на здоровье населения образу жизни отводится 50 %, среде обитания - 20 %, наследственности - 20 %, качеству медико-санитарной помощи - 10 %, но эти данные носят ориентировочный характер, в различных регионах это соотношение изменяется. То есть если человек ведет ЗОЖ, то все это предопределяет на 50% высокий уровень его здоровья. И, наоборот, человек, ведущий нездоровый образ жизни, подрывает свое здоровье, обрекает себя на страдания и мучения, преждевременную старость и безрадостную жизнь. Следовательно, здоровье составляет непременное условие активной деятельности и достигается оно индивидуальной системой поведения, которая способна обеспечить благополучие и активное долголетие в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной) - в этом основное содержание понятия здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, искоренение вредных привычек, рациональный режим труда и отдыха, оптимальную двигательную активность, рациональное питание, закаливание и т.д. Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового образа жизни, при правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствуют укреплению здоровья, улучшению работоспособности.

Неодинаковые условия жизни, труда и быта, индивидуальные различия людей не позволяют рекомендовать один вариант суточного режима для всех. Однако его основные положения могут (и должны) соблюдаться всеми: выполнение различных видов деятельности в строго определенное время, правильное чередование работы и отдыха, регулярное питание. Особое внимание нужно уделять сну - основному и ничем не заменимому виду отдыха. Наиболее полезный сон с 22 до 2 часов. Постоянное недосыпание опасно тем, что может вызвать истощение нервной системы, ослабление защитных сил организма, снижение работоспособности, ухудшение самочувствия. Длительность сна - не менее 8 часов, отход ко сну в различное время ведет к бессоннице и нервному истощению.

Важной составляющей ЗОЖ является оптимальная двигательная активность. Ежедневные физические упражнения необходимы потому, что они создают оптимальный психический настрой, повышают работоспособность, укрепляют мускулатуру, повышают минутный выброс крови и

увеличивают дыхательный объем легких, сохраняют и повышают подвижность суставов и прочность связок, улучшают фигуру, оптимизируют вес, стимулируют обмен веществ, благотворно влияют на органы пищеварения, успокаивают нервную систему, нормализуют артериальное давление, повышают сопротивляемость простудным заболеваниям. Когда физическая нагрузка близка к оптимальной, человек испытывает после нее приятное утомление, расслабление, именно такая нагрузка и нужна для поддержания здоровья, но для каждого индивида она отлична как по тяжести, так и по длительности. Мало того, по мере тренированности объем ее надо постоянно менять.

Тренировочный эффект любого упражнения пропорционален его продолжительности и степени тяжести. Превышение нагрузок, особенно по степени тяжести, приближение их к предельным в плане совершенствования здоровья опасно, так как чревато срывом. Физическая нагрузка оказывает воздействие на все органы и системы, причем эффект этого воздействия на разные органы неоднозначен. Поэтому темп наращивания мощности и продолжительности нагрузок должен быть медленным и при низкой исходной тренированности и малых физических возможностях составлять ежедневно не более 3-5 % от исходных величин, а критерием предела является исчезновение чувства удовлетворения после тренировки, появление тошноты, слабости или боль в подреберье, замедленное восстановление частоты дыхания и сердечных сокращений. Из всех органов и систем при возрастающей нагрузке наиболее уязвимым и, следовательно, показательным является сердце. Если реакция пульса и давления не превышает допустимых пределов, тренировки можно продолжать.

Следующей составляющей ЗОЖ является рациональное питание. Основные требования к питанию в настоящее время сводятся к следующему: суточная калорийность питания должна соответствовать суточному расходу энергии; соответствие химического состава рациона физиологическим потребностям организма в пищевых веществах. Питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Многие из этих веществ незаменимы, поскольку не образуются в организме, а поступают только с пищей. Качественная полноценность рациона человека зависит от правильного распределения белков, жиров, углеводов в примерном соотношении 1 : 2 : 4. Любое отклонение от законов рационального питания приводит к нарушению здоровья. Организм человека расходует энергию не только в период физической активности (во время работы, занятий спортом и

др.), но и в состоянии относительного покоя (во время сна, отдыха лежа), когда энергия используется для поддержания физиологических функций организма - сохранения постоянной температуры тела. Установлено, что у здорового человека среднего возраста при нормальной массе тела расходуется 7 килокалорий в час на каждый килограмм массы тела.

Основа режима питания - регулярность приема пищи. При таком распорядке вырабатывается рефлекс выделения в определенное время наиболее активного и богатого ферментами желудочного сока, что способствует лучшему перевариванию пищи, ее усвоению. Правила питания: прием пищи только при ощущениях голода; отказ от приема пищи при болях, умственном и физическом недомогании, при лихорадке и повышенной температуре тела; отказ от приема пищи непосредственно перед сном, а также до и после серьезной работы, физической либо умственной. По современным представлениям, лучше всего питаться чаще, съедать небольшое количество пищи, не переедать, не допускать длительных промежутков между приемами пищи.

Здоровый образ жизни - это сложившийся у человека способ организации производственной, бытовой и культурной сторон жизнедеятельности, позволяющий в той или иной мере реализовать свой творческий потенциал. Исходя из этого, сформулируем основные положения, которые должны быть, положены в основу здорового образа жизни: соблюдение режима дня - труда, отдыха и сна в соответствии с суточным биоритмом; двигательная активность, включающая систематические занятия доступными видами спорта, оздоровительным бегом, ритмической и статической гимнастикой, дозированной ходьбой на воздухе; умение снимать нервное напряжение с помощью мышечного расслабления; рациональное питание.

Для формирования культуры безопасности жизнедеятельности необходимо реализовать систему мер по пропаганде здорового образа жизни: акцентировать внимание на значении здоровой и продолжительной жизни на шкале индивидуальных ценностей, когда болезнь невыгодна с точки зрения семейной жизни, профессиональной карьеры и трудовых доходов; обучать, как противостоять внешним и внутренним возмущениям, болезням, повреждениям и снижать психоэмоциональное утомление; поднимать ценность знаний, умений как единственных и незаменимых качеств человека, расширяющих возможности в повседневной деятельности и сберегающих энергоресурсы нашего организма - то есть формировать у обучаемых идеологию и практику, обеспечивающего адаптацию своих собственных возможностей к социальным функциям.

1. Давиденко Д.Н. Здоровье и образ жизни // Психология здоровья / Под ред. Г.С.Никифорова. СПб.: Питер, 2003. С. 181-198.

2. Даниленко О. И. Душевное здоровье в контексте культуры: автореф. дис. ... д-ра культурологии. СПб., 2000.

3. Дронов А. А. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности студентов учреждений среднего профессионального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Воронеж, 2009.

Зарегистрирована 17.06.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.