Текуева Д. И. Основная задача педагога - забота о здоровье // Вестник Прикамского социального института. 2018. № 3 (81). С 104-107.
Tekueva D. I. The main task of the teacher is health care. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2018. No. 3 (81). Pp. 104-107. (In Russ.)
УДК 796:37
Д. И. Текуева
Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет имени В. М. Кокова, Нальчик, Россия
ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ПЕДАГОГА - ЗАБОТА О ЗДОРОВЬЕ
Текуева Диана Идрисовна - старший преподаватель кафедры физического воспитания.
E-mail: balaeva.s@list.ru
Во все времена и у всех народов мира главной ценностью человека и общества было физическое и психическое здоровье. С древности оно воспринималось врачами и философами как основное правило свободной деятельности человека, его совершенства. Охрана и укрепление здоровья современной молодежи является актуальной проблемой XXI в., т. к. в основном характеризуется образом жизни молодых. Неутешительный прогноз здоровья общества звучит в правительственных докладах последних лет. Именно поэтому укрепление и сохранение состояния здоровья студентов, формирование у них здорового образа жизни имеют сегодня большое значение для страны. Об этом свидетельствует и реализуемый Правительством РФ национальный проект «Здоровье». Сегодня высока значимость университета в обучении грамотных, образованных и здоровых людей.
В статье анализируется отношение студентов к своему здоровью, к здоровому образу жизни, рассматривается тесная взаимосвязь факторов образа жизни и показателей здоровья студентов. Подтверждается роль физической культуры как основы здорового образа жизни.
Ключевые слова: молодежь, студенты, здоровье, здоровый образ жизни, спорт, физическая культура.
D. I. Tekueva
Kabardino-Balkarian State Agricultural University named after V. M. Kokov, Nalchik, Russia
THE MAIN TASK OF THE TEACHER IS HEALTH CARE
Tekueva Diana Idrisovna - Senior Lecturer at the Department of Physical Training.
E-mail: balaeva.s@list.ru
In always and in all peoples of peace the main value of man and society was physical and mental health. Even from the remoteness it was received by doctors and philosophers as the fundamental rule of the free activity of man, his perfection. Protection and strengthening of the health of contemporary young people is today the vital problem of 21st century, since it is characterized by the means of life of young people. The uncomforting forecast of the health of society sounds in the government reports of the last several years. For this very reason strengthening and retention of the status of the health of students, the formation in them of the healthy means of life today has principal value for the country. About this testifies the realized by the Government of the Russian Federation national project "Health". Today the university is highly significant in instruction of literates, formed and healthy people.
© Текуева Д. И., 2018
In this article analyzes the attitude of students both toward its health and to the healthy means of life, and the close interrelation of the factors of the means of life and indices of the health of students also is observed. The role of physical culture as the support of a healthy lifestyle is confirmed.
Key words: young people, students, health, the healthy means of life, sport, the physical culture.
Молодость - это период жизни возрастной группы общества, молодежи, находящейся между подростковым максимализмом и социальной зрелостью. Это период, когда все возможности организма достигают своего пика, когда человек все может и ничего не умеет.
Более развитой и однородной частью молодежи считаются студенты, самым важным видом деятельности которых является учеба как платформа для будущей трудовой жизни. Студенчество сегодня относится к числу наименее защищенных групп населения, в то время как учебный процесс требует больших усилий от всех органов и систем организма. Как показывает ежедневная практика, в ряде случаев здоровье студентов не только не улучшается, но и ухудшается в течение учебного года. Причины тому: студенты как часть общества подвержены влиянию неблагоприятных экологических факторов; молодые люди вынуждены переезжать из привычной домашней атмосферы в общежитие, снимать квартиру, часто у них не в лучшую сторону меняется питание, что существенно влияет на их здоровье и образ жизни. И это при том, что по значимости ценностей здоровье стоит на втором месте после образования, ведь высокий уровень здоровья дает конкурентные преимущества на рынке труда. Уже на первом курсе количество студентов с ослабленным здоровьем достигает 25 %, а к третьему курсу эта цифра увеличивается до 40 %. Большинство студентов из основной группы физической подготовки переходят в специальную медицинскую группу и группу лечебной физической культуры [7].
По мнению многих исследователей, качественная подготовка студентов в вузе неосуществима без активной учебной, познавательной и трудовой деятельности самих студентов. Финансово-экономические и социальные факторы не дают молодым людям возможности всесторонне развиваться, в то же время вынуждают их к активной бурной деятельности, при этом физические возможности отодвигаются на второй план. В связи с этим наиболее важными задачами в образовательной и воспитательной программе вуза являются сохранение и укрепление здоровья студентов путем разработки профилактических программ преподавателями физической культуры, открытия множества кружков, проведения мероприятий по профилактике вредных привычек [2].
Здоровье - это будущее для самореализации студенческой молодежи, для создания семьи, рождения детей, тяжелого учебного и профессионального труда. Сегодня, в условиях экономического кризиса, здоровье перестает быть личным делом студенчества, а становится проблемой общественности. Анализ данной проблемы свидетельствует о непремен-ности развития у студентов ценности собственного здоровья в новых отношениях в обществе [6]. В нынешней экономической и социальной действительности, к сожалению, здоровье нередко отступает на задний план и используется лишь как последнее средство для достижения материального благосостояния, что впоследствии делает его объектом эксплуатации. Каждый второй студент из-за материальных трудностей вынужден совмещать учебу и работу, подрывая тем самым свое здоровье. В связи с этим можно утверждать, что в нынешних условиях забота о здоровье может оградить студентов от нежелательных последствий перехода от молодости к взрослой жизни.
Следует помнить о том, что одним из неизменных условий здорового образа жизни студентов является использование постоянных, соответствующих полу, возрасту, состоянию здоровья физических нагрузок. Нагрузки представляют собой комплекс физических упражнений для повседневной жизни. Занятия физической культурой и спортом помогают
выработать определенный распорядок дня, студенты становятся более собранными, появляется решительность в их поведении, развивается высокий жизненный тонус, включаются все компоненты, направленные на охрану и улучшение здоровья. Такие студенты коммуникабельны, общительны, доброжелательны, меньше боятся критики. У них наблюдается эмоциональная выдержка, им свойственны оптимизм, энергия. Среди таких студентов больше настойчивых, целеустремленных, решительных людей, лидеров, готовых повести за собой коллектив.
Здоровый образ жизни, основными составляющими которого являются двигательная активность, сбалансированное питание, отказ от вредных привычек, общая гигиена, закаливание, правильный режим труда и отдыха [4; 5], для каждого студента индивидуален, каждый руководствуется законами общества и потребностями своего организма.
Основа жизнедеятельности студента - правильный режим труда и отдыха. Он индивидуален и зависит от состояния здоровья, уровня работоспособности, активности и интересов. При сбалансированном распределении труда и отдыха со временем вырабатывается правильный ритм жизнедеятельности организма, позволяющий создать условия, необходимые для укрепления здоровья, улучшения работоспособности и концентрации внимания.
Часть студенческой молодежи имеет пагубные привычки - курение и употребление алкоголя, зачастую не принимая всерьез вред, наносимый здоровью. Курение является причиной возникновения опухолей гортани, полости рта, легких, верхней губы. Злоупотребление алкоголем приводит к нарушениям психики, функционирования центральной и периферической нервной системы, внутренних органов [1].
Одной из составляющих здорового образа жизни является правильное питание - сбалансированный прием пищи, содержащей необходимый набор витаминов, жиров, белков и углеводов, который обеспечивает правильный рост и развитие организма. Нехватка времени, темп жизни приводят к нарушению обмена веществ.
Длительные занятия спортом и физическими упражнениями вырабатывают правильный режим двигательной активности. Выносливость, сила, быстрота, ловкость, гибкость -основные составляющие физического развития человека. Даже небольшие физические нагрузки (ходьба, приседания) улучшают работу многих систем организма и внутренних органов. Активное участие студентов в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях, которые проводятся в вузе, в качестве инициаторов, организаторов, участников, болельщиков и судей помогает преобразованию потребностной и мотиваци-онной сферы, а также стимулирует процессы самовоспитания и саморазвития студентов.
Закаливание организма позволяет сохранить здоровье, избежать обострения ряда заболеваний, продлить жизнь на многие годы, сохранить высокую работоспособность. Эта полезная привычка оказывает на организм общеукрепляющее действие, увеличивает тонус нервной системы, улучшает кровоснабжение всех жизненно важных органов, нормализует обмен веществ [3; 7].
Еще одним фактором здорового образа жизни считается гигиена, включающая личную гигиену, гигиену питания, уход за собой, за одеждой и обувью.
Нами было проведено исследование среди студентов первых, третьих курсов на предмет отношения к здоровому образу жизни. Большая часть студентов-первокурсников воспринимают занятия физической культурой как один из методов улучшения своих физических качеств (более 70 %), 6 % опрошенных относятся к числу тех, кто считает физическую культуру частью образа жизни. Большое значение респонденты уделяют посещению тренажерного зала (35 % опрошенных), спортивным играм (66 %), легкой атлетике (25 %). С учетом того, что большая часть свободного времени студента уходит на теоретическую подготовку, а это приводит к снижению двигательной активности, многие из
опрошенных уверены, что их физическая подготовка носит исключительно «средний» характер (60 %), 16 % из общего числа опрошенных считают свою физическую подготовку высокой, 24 % понимают, что физическая активность у них низкая. Говоря о здоровом образе жизни, студенты упоминают об отсутствии вредных привычек (41 %), рациональном питании (32 %), лишь 20 % опрошенных уверены, что все это в комплексе отвечает за нравственное, психическое и физическое здоровье [2].
Осознание студентами влияния ежедневных тренировок и спортивных занятий на всестороннее развитие человека как личности относительно недостаточно и в большей части связано с популяризацией телесного выражения. Это можно объяснить подачей физического воспитания в школе, а затем в вузе, низкой оценкой значимости спорта и физической подготовки, нехваткой средств и знаний для полноценной реализации данной сферы, а зачастую и не самым лучшим опытом.
Ежедневные наблюдения за студентами в полной мере раскрывают все недостатки в организации учебного процесса, который обусловливает снижение работоспособности студентов, а также тяги к новым знаниям. Поэтому с первого курса обучения необходимо донести до каждого студента общую и правильную картину о ценности здоровья и здорового образа жизни, при этом ставя на первое место обучение студентов правильному применению физических упражнений для реализации и организации личностных качеств, формировать у студенческой молодежи мотивацию и ценности, связанные с физической культурой и спортом.
Библиографический список
1. Антипова Е. П. Формирование физической культуры студентов аудиовизуальными средствами // Теория и практика физической культуры. 2010. № 3. С. 48-50.
2. Лисицин Ю. П. Концепция факторов риска и образа жизни // Здравоохранение РФ. 2013. № 3. С. 45-48.
3. Морозов М. Основы здорового образа жизни. М. : ВЕГА, 2014.
4. Назарова Е. Н., Жилов Ю. Д. Основы здорового образа жизни. М. : Академия, 2013.
5. Оплетин А. А. Потенциальные возможности физической культуры как один из ведущих стимулов саморазвития личности // Теория и практика физической культуры. 2009. № 5. С. 25-30.
6. Сохань Л. В. Образ жизни молодежи // Социология молодежи : энцикл. слов. / отв. ред. Ю. А. Зубок, В. И. Чупров. М. : Академия, 2008.
7. Физическая культура и здоровый образ жизни студента / под ред. М. Я. Виленского. М. : КНОРУС, 2013.