Научная статья на тему 'ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ СТУДЕНТА И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ'

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ СТУДЕНТА И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
86
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЗДОРОВЬЕ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / МЕТОДИКА / СОДЕРЖАНИЕ / ДИАГНОСТИКА / КАРТА / РЕКОМЕНДАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Иванова Наталья Геннадьевна, Порубайко Людмила Николаевна, Ковтун Римма Ивановна

Основной замысел исследования базируется на модельно-проектировочной деятельности студентов. По показателям уровня физической подготовленности и уровня физического здоровья студенты строят свою собственную модель физического развития. При этом учитываются морфо-функциональные возможности студента. В результате формирования осознанной потребности студентов к двигательной активности, состоящей из адаптационно-диагностического, обучающе-рефлексивного и практико-коррекционного компонентов, разработаны диагностическо-рекомендательные карты. Студент адекватно принимает информацию и на основании целевой установки и проектирует модель своего развития на учебный семестр. Статья адресована педагогической общественности, которая всё яснее начинает понимать свою ответственность за физическое, социальное и психологическое благополучие новых поколений. Становится очевидным, что образовательная система может и должна стать иммунным барьером сохранения индивидуального здоровья и способствовать формированию культуры здоровья молодёжных социальных групп, в том числе и студенчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Иванова Наталья Геннадьевна, Порубайко Людмила Николаевна, Ковтун Римма Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTHY STUDENT LIFESTYLE AND ITS COMPONENTS DURING STUDYING AT THE UNIVERSITY

The main idea of the research is based on the model-design activities of students. According to the indicators of the level of physical fitness and the level of physical health, students build their own model of physical development. This takes into account the morpho-functional capabilities of the student. As a result of the formation of students' conscious need for motor activity, which consists of adaptive-diagnostic, teaching-reflexive and practice-corrective components, diagnostic and recommendation cards have been developed. The student adequately accepts information and, on the basis of the target setting, designs a model of his development for the academic semester. The article is addressed to the pedagogical community, which is beginning to understand more and more clearly its responsibility for the physical, social and psychological well-being of new generations. It becomes obvious that the educational system can and should become an immune barrier to preserve individual health and contribute to the formation of a health culture of youth social groups, including students.

Текст научной работы на тему «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ СТУДЕНТА И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ»

IVANOVA Natalya Gennadyevna and others HEALTHY STUDENT LIFESTYLE AND ITS...

Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 4(37)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

VTTk" 78 02021 Контент доступен по липеюни СС BY-NC 4.0

-'A14 J |(сс) IfCaJ Tbs is an open accessarticle under the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/bgz3-2021-1004-0019 iMiw(https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ СТУДЕНТА И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

© Автор(ы) 2021 SPIN: 5988-5705 AuthorlD: 739419 ORCID: 0000-0002-2635-6051

ИВАНОВА Наталья Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Физического воспитания и спорта» Кубанский государственный технологический университет (350072, Россия, Краснодар, улица Московская, 2, e-mail: nataliaiva67@mail.ru) SPIN: 7984-1136 AuthorlD: 668507 ORCID: 0000-0002-8775-5726

ПОРУБАЙКО Людмила Николаевна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры «Физической культуры, лечебной физкультуры и врачебного контроля» Кубанский Государственный Медицинский Университет (350063, Россия, Краснодар, улица ул. Митрофана Седина, 4, e-mail: porubaiko50@mail.ru) SPIN: 6842-4830 AuthorID: 861828 ORCID: 0000-0002-8018-2224

КОВТУН Римма Ивановна, старший преподаватель кафедры «Физического воспитания и спорта» Кубанский государственный технологический университет (350072, Россия, Краснодар, улица Московская, 2, e-mail: nataliaiva67@mail.ru) Аннотация. Основной замысел исследования базируется на модельно-проектировочной деятельности студентов. По показателям уровня физической подготовленности и уровня физического здоровья студенты строят свою собственную модель физического развития. При этом учитываются морфо-функциональные возможности студента. В результате формирования осознанной потребности студентов к двигательной активности, состоящей из адаптационно-диагностического, обучающе-рефлексивного и практико-коррекционного компонентов, разработаны диагно-стическо-рекомендательные карты. Студент адекватно принимает информацию и на основании целевой установки и проектирует модель своего развития на учебный семестр. Статья адресована педагогической общественности, которая всё яснее начинает понимать свою ответственность за физическое, социальное и психологическое благополучие новых поколений. Становится очевидным, что образовательная система может и должна стать иммунным барьером сохранения индивидуального здоровья и способствовать формированию культуры здоровья молодёжных социальных групп, в том числе и студенчества.

Ключевые слова: студент, физическая культура, здоровье, образ жизни, двигательная активность, методика, содержание, диагностика, карта, рекомендации.

HEALTHY STUDENT LIFESTYLE AND ITS COMPONENTS DURING STUDYING AT THE UNIVERSITY

© The Author(s) 2021

IVANOVA Natalya Gennadyevna, Candidate of Pedagogical Sciences Associate Professor of the Department «Physical education and sports» Kuban State Technological University (350072, Russia, Krasnodar, Moskovskaya street, 2, e-mail: nataliaiva67@mail.ru) PORUBAYKO Lyudmila Nikolaevna, Candidate of Medical Sciences, Associate Professor of the Department of «Physical Education, Physical Therapy and Medical Control» Kuban State Medical University, RF, Krasnodar (350063, Russia, Krasnodar, st.Mitrofana Sedin, 4, e-mail: porubaiko50@mail.ru) KOVTUN Rimma Ivanovna, senior lecturer Department of «Physical Education and Sports» Kuban State Technological University (350072, Russia, Krasnodar, Moskovskaya street, 2, e-mail: nataliaiva67@mail.ru) Abstract. The main idea of the research is based on the model-design activities of students. According to the indicators of the level of physical fitness and the level of physical health, students build their own model of physical development. This takes into account the morpho-functional capabilities of the student. As a result of the formation of students' conscious need for motor activity, which consists of adaptive-diagnostic, teaching-reflexive and practice-corrective components, diagnostic and recommendation cards have been developed. The student adequately accepts information and, on the basis of the target setting, designs a model of his development for the academic semester. The article is addressed to the pedagogical community, which is beginning to understand more and more clearly its responsibility for the physical, social and psychological well-being of new generations. It becomes obvious that the educational system can and should become an immune barrier to preserve individual health and contribute to the formation of a health culture of youth social groups, including students.

Keywords: student, physical culture, health, lifestyle, physical activity, methodology, content, diagnostics, map, recommendations.

ВВЕДЕНИЕ

Общеизвестный факт, что за последние годы в России наблюдается устойчивая тенденция ухудшения здоровья и физического состояния студенческой молодежи. В законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 (ред. от 21.07.2014) говорится о том, что здоровье россиян - важный экономический ресурс страны. Однако качество здоровья населения, в том числе и студентов

вузов, продолжает снижаться. По данным исследований (2016-2021 уч. годы), проводимых в государственных университетах города Краснодара, число студентов, временно отнесенных к специальной медицинской группе, увеличилось с 35,3 % до 38 % от общего числа студентов, поступающих на 1 курс. Можно говорить о многих причинах. Это и низкий уровень жизни человека в России и экологический фактор и качество продуктов, используемых в пищу, но основная причина,

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 4(37)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

ИВАНОВА Наталья Геннадьевна и другие ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ СТУДЕНТА И ЕГО...

по нашему мнению, - нездоровый образ жизни населения. В основополагающем государственном документе, «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», срок реализации которого 2025 год, указано, что государство должно обеспечить всестороннюю заботу о здоровье учащихся и студентов. Вместе с тем в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» отмечается, что необходимым условием формирования новой экономической политики выступает модернизация системы образования - создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности. В стратегических направлениях развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года также говорится о необходимости формирования у молодежи ответственного отношения к своему собственному здоровью и потребности в здоровом образе жизни. «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» также ориентирована на сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни.

Однако работа, проводимая в вузах по формированию у студентов ответственного отношения к собственному здоровью, носит декларативный характер и не дает ожидаемого эффекта.

Одним из требований ФГОС ВО является построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и состояния здоровья обучающихся. Следовательно, в процессе физического воспитания и профессионально-прикладной физической подготовки студентов необходимо изыскание ресурсов, имеющихся в системе образования: государственных образовательных стандартах; учебных дисциплинах, направленных на формирование здорового образа жизни; совокупности имеющихся в содержании предмета «Физическая культура» методов и средств обучения, способствующих трансформации знаний по вопросам здорового образа жизни здоровой жизнедеятельности студентов и внедрения приобретенного опыта в этой области в профессиональную деятельность. На сегодняшний день потенциал дисциплин «Профессионально-прикладная физическая культура» и «Физическая культура» практически используется недостаточно. Не следует забывать, что студенты составляют особую социальную группу со специфическими условиями учебного труда и жизни. Это одна из самых многочисленных групп населения с повышенным уровнем риска заболеваний.

Проводимые исследования многих авторов [1-6] восполняют существующий дефицит информации в отношении методов изучения мотивов занятий физкультур-но-спортивной деятельностью студентами; конкретизации целей и задач; поиска путей повышения качества занятий. При внесении изменений в учебную программу обучения, позволяющих повысить мотивацию студентов в занятиях физической культурой, может оптимизироваться учебный процесс, увеличиться посещаемость практических занятий и степень удовлетворения студентов ими [7; 8; 9].

Следовательно, в качестве одного из основных компонентов, составляющих успешную физкультурно-оздоровительную деятельность каждого студента, рассматривается ориентация на личную заинтересованность в занятиях физической культурой и спортом [10; 11; 12].

Цель введения в физкультурный процесс диагности-ческо-рекомендательных карт - приобщение студентов к принципам здорового образа жизнедеятельности [12; 13].

Задачи:

- обучение студента постоянному исследованию внутренней картины собственного здоровья методом самонаблюдения;

- психофизиологический контроль адекватности аэробного тренинга и другой двигательной деятельности;

- личностная ориентация на здоровый образ жизни; непрерывное физическое совершенствование.

МЕТОДОЛОГИЯ

Изначально нами были выбраны группы, где 80 % девушек и 50 % юношей находились в никотиновой зависимости. Ко второму курсу 65 % девушек и 30 % юношей отрицают факты вредных привычек; у 30 % девушек и 10 % юношей наблюдается переутомление, что говорит о неадекватной физической нагрузке. Для большей информативности валелогической модели самосовершенствования считаем необходимым ввести в диагностико-реко-мендательную карту пробы Штанге - задержка дыхания на вдохе и Генчи - на выдохе.

Некоторые аспекты хронобиологии мы используем в педагогическом процессе для преодоления «зоны ближайшего развития». Двигательная активность необходима человеку в любом возрасте, но в определенные периоды роста (развития и обновления организма) она не должна быть чрезмерной [1; 3; 5].

У здоровых людей в последние три месяца перед датой рождения отмечается напряжение механизмов адаптации, снижение параметров физической работоспособности и иммунитета, а в последний месяц перед датой рождения отмечается депрессия показателей клеточного иммунитета. Это и есть «зоны риска», когда необходимы профилактические и воспитательные мероприятия. В связи с этим мы считаем необходимым, в некоторых случаях переносить временную сдачу контрольных нормативов.

Ежедневное ортостатическое тестирование с последующей фиксацией в диагностико-рекомендательной карте способствует выявлению скрытых изменений механизмов регуляции со стороны сердечно-сосудистой системы. Практически здоровый человек выполняет ор-тостатическую пробу без особой заметной для него нагрузки. Однако при скрытой недостаточности системы кровообращения или отсутствии достаточных резервов, ортостаз может оказывать на организм стрессовое воздействие; ортостатическая проба представляет собой разницу частоты сердечных сокращений (ЧСС) в положении лежа и стоя. ЧСС подсчитывается за 1 мин. Аутотренинг охватывает достаточно широкий круг вопросов: психоэмоциональная подготовка спортсменов, идеомоторная тренировка, психологическая десенсибилизация, коррекция эмоционально-волевой сферы и поведения, самовоспитание.

Образовательно-обучающий курс аутотренинга в процессе сохранения и укрепления здоровья основан на освоении стандартных базисных упражнений (общее успокоение, расслабление скелетных мышц, расширение кровеносных сосудов, ослабление дыхания и сердечной деятельности, достижение психофизической релаксации). В процессе педагогического исследования мы обучили студентов составлению формул, способствующих избавлению от вредных привычек (курение, употребление спиртного). В дневнике самосовершенствования существует графа - нарушение режима, где студенты ежедневно фиксировали наличие вредных привычек.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Результаты исследования позволили сделать некоторые обобщения.

Удовлетворительная физическая тренированность наблюдалась у 41,2 % студенток, у 30,3 % - хорошая, у 28,5 % - выявилось переутомление, этому способствовало, вероятно, проявление объективных факторов: недостаточно продолжительный сон, неудовлетворительное самочувствие, питание, стрессовый фактор. Не исключена неадекватность аэробного тренинга.

В период экзаменационной сессии у 60,8 % студенток самочувствие было удовлетворительным, у 21,3 % - хорошим. 17,9 % девушек отметили в своих диагно-стико-рекомендательных картах плохое самочувствие.

ГРНТИ: 140000. Народное образование. Педагогика; ВАК: 130001; 130002

87

IVANOVA Natalya Gennadyevna and others HEALTHY STUDENT LIFESTYLE AND ITS...

Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 4(37)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

Выявлено снижение продолжительности сна у 30,55 % девушек.

Как во время экзаменов, так и во время каникул все без исключения студентки нарушают общий режим. Мониторинг пульса в покое после сна превышает актуальный пульсовой показатель студенток (ЧСС в покое), зафиксированный в диагностической карте; выявлено снижение аппетита у 32,78 % студенток. Продолжительность сна, снижение аппетита - объективные показатели переутомления студенток.

ОБСУЖДЕНИЕ

Таким образом, в течение месяца студентки занимались физическими упражнениями по примерной аэробной программе сохранения и укрепления здоровья. Согласно записям в картах физкультурные занятия были регулярными - 4-5 раз в неделю. Во время выполнения аэробного тренинга только 20,7 % девушек попадают в «пульсовое окно» примерной аэробной программы сохранения и укрепления здоровья, что говорит о возникших трудностях дозирования физических упражнений.

ВЫВОДЫ

В итоге, анализ диагностическо-рекомендательных карт показал ежедневную запись в течение месяца параметров физиологического состояния девушек во время сессии и каникул; 2 5% студенток запись вели нерегулярно. Частота сердечных сокращений (ЧСС) после сна и в покое в течение 1 мин. соответствовала показателям актуального «уровня физического здоровья».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Блужин И.А. Соцкультурная среда отечественных и зарубежных вузов как интегральный показатель социализации и воспитания студентов / И.А. Блужин, И.Г. Лучинина, Н.Г. Иванова // Современные тенденции кросс-культурных коммуникаций: материалы IIМеждународной научно-практической конференции. Краснодар,

2020. — С. 45-48.

2. Иванова Н. Г. Дифференциация двигательных режимов детей 10-12 лет с учетом особенностей физического и психофизиологического статуса: дис.... канд. пед. наук / Иванова Наталья Геннадьевна.

— Краснодар. — 2006. — 205 с.

3. Иванова Н.Г. Пути расширения двигательного режима как одного из основных факторов здорового образа жизни студентов /Н.Г. Иванова, Л.Н. Порубайко, Е.А. Козыренко //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2017. — № 4. — С. 116118.

4. Иванова Н.Г. Личностно-ориентированные технологии, направленные на формирование потребностей в занятиях физической культурой /Н.Г. Иванова, И.Г. Лучинина, А.С. Медведева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. — 2020. — № 4. — С. 181-184.

5. Иванова Н.Г. Здоровьесберегающий потенциал студентов, обучающихся в вузе /Н.Г. Иванова, И.Я. Уразов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. — 2018. — № 3. — С. 154-157.

6. Иванова Н.Г. Личная заинтересованность студентов в физкультурно-оздоровительной деятельности с учетом мотивацион-но-потребностной сферы //Этнос и культура в эпоху глобализации: материалы III Международной научной очно-заочной конференции. Краснодар, 2019. — С. 205-209.

7. Иванова Н.Г. Реализация творческого потенциала через молодежные инновационные проекты / Н.Г. Иванова, В.Н. Хребтищев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. — 2020. — № 3. — С. 173-177.

8. Иванова Н.Г. Формирование ценностей здорового образа жизни // Филологические и социокультурные вопросы науки и образования: материалы II Международной научно-практической конференции. Краснодар, 2017. — С. 342-345.

9. Иванова Н.Г. Формирование потребности в занятиях физической культурой как основной фактор повышения уровня физической подготовленности будущих специалистов / Н.Г. Иванова, Л.Н. Порубайко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. —

2021. — № 1. — С.102-106.

10. Иванова Н.Г. Преобразования на пути становления современной системы профессионального образования: Проблемы и пути их решения / Н.Г. Иванова, Л.Н. Порубайко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. — 2021. — № 3 (193). — С. 135-141.

11. Лучинина И.Г. Сознательно-устойчивая и личностно-ориен-тированная установка на здоровый образ жизни в эпоху глобализации / И.Г. Лучинина, Н.Г. Иванова // Современные тенденции кросс-культурных коммуникаций: материалы II Международной научно-практической конференции. Краснодар, 2020. — С. 329-332.

12. Лялюк А.В., Синельникова Н.А., Иванова Н.Г. Формирование безопасного и здорового образа жизни в образовательной среде /А.В. Лялюк, Н.А. Синельникова, Н.Г. Иванова // монография. — Краснодар. 2018. — 210 с.

13. Носарев В.В. Влияние здорового образа жизни на эффективность образовательного процесса / В.В. Носарев, Н.Г. Иванова // Филологические и социокультурные вопросы науки и образования:

материалы III Международной научно-практической конференции. Краснодар, 2018. — С. 657-665.

Статья поступила в редакцию 21.05.2021 Статья принята к публикации 27.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.