Научная статья на тему 'Здоровый образ жизни подростков: нерешенные проблемы'

Здоровый образ жизни подростков: нерешенные проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1322
347
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Здоровый образ жизни подростков: нерешенные проблемы»

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ: НЕРЕШЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Зуйкова А. К.

МОУ лицей № 7 г. Воронеж, ГБОУ ВПО «Воронежская государственная медицинская академия имени, Н.Н. Бурденко» МЗ РФ, кафедра поликлинической терапии и общей врачебной практики, Воронеж

Здоровый образ жизни - это образ жизни отдельного человека с целью укрепления здоровья и профилактики болезней [1]. В настоящее время считается, что здоровье человека зависит от четырех групп факторов: во-первых, генетических, во-вторых, от развития медицины, в-третьих, от природно-климатических условий внешней среды, а в-четвертых, от образа жизни человека. Следовательно, на долю медицины и наследственности приходится всего лишь по 8-10 %, внешней среды - 20%, а большая часть здоровья (около 50%) зависит от образа жизни самого человека [3].

Сейчас много говорится о здоровом образе жизни, но большинство людей считают, что он включает в себя профилактику алкоголизма, курения и наркомании [2]. На самом же деле это и правильный режим труда и отдыха, и достаточная двигательная активность, удовлетворительные гигиенические условия и психологический микроклимат в семье, пребывание на свежем воздухе, полноценное питание и профилактика инфекций, передающихся половым путем, в том числе СПИДа.

Целью исследования стала оценка осведомленности учащихся 10 классов о проблеме здорового образа жизни и выяснение их отношения к компонентам здоровья.

Задачи исследования:

1. выявить уровень осведомленности подростков о здоровом образе жизни;

2. получить сведения об отношении учащихся к отдельным компонентам здорового образа жизни;

3. наметить перспективы для практической деятельности в образовательном учреждении и семье.

Материалом для исследования стали результаты обработки анкет о здоровом образе жизни и его

компонентов 30 человек: учащихся 10 классов, юношей и девушек. Испытуемым предложили ответить на 15 вопросов анкеты о здоровом образе жизни.

По результатам исследования стало очевидно, что 53% опрошенных школьников не осведомлены о том, какие параметры включает в себя понятие «здоровый образ жизни». Для большинства из них здоровый образ жизни (ЗОЖ) это отсутствие вредных привычек и занятия спортом.

К большому сожалению, основная масса учащихся старших классов - 26% указывает, что максимальную информацию о ЗОЖ они получают путём просмотра телепередач, 18% - от родителей, 13% - при общении со сверстниками, в то время как общеобразовательное учреждение практически не звучит в ответах на вопросы анкеты.

63% старшеклассников по их мнению не ведут здоровый образ жизни, но считают необходимым его придерживаться, в то время как 40% не настроены в принципе на соблюдение принципов ЗОЖ. Возможно, это связано с низкой мотивацией, с семейными традициями, а также с недостаточной и часто искаженной информированностью подростков по изучаемому вопросу.

Интересными оказались результаты обработки ответов на вопрос: «К кому бы Вы обратились при наличии проблем с употреблением алкоголя и наркотиков?». Здесь 19% указывают, что попросили бы помощи в семье, 11% обратились бы к врачу, 9% решали бы свои проблемы совместно с друзьями. Так, становится очевидно, что роль родителей, учителей, их авторитет и способность помочь большинством детей ставится под сомнение.

Далее выясняли, каковы причины начала употребления алкоголя и табака. Результат был ожидаемым - 44% считают, что курение и алкоголь облегчают процесс социализации; 13% назвали причиной начала употребления «подражание авторитетным людям»; 10% - снятие напряжения. Следовательно, роль социума, высокий стрессовый потенциал современного общества часто является фундаментом для развития пагубных пристрастий подростков, да и детей младшего школьного возраста. В этой связи были получены и другие тревожные результаты: 23% опрошенных употребляют алкоголь 12 раза в месяц; 33% считают, что в будущем употреблять алкоголь иногда вполне допустимо.

Нас интересовало, насколько полно старшеклассники понимают все отрицательные последствия от употребления табака. Выяснилось, что только 43% опрошенных учащихся знают обо всех последствиях от курения. 57% считают, что курение влияет только на развитие заболеваний органов дыхания. Ясно, что выявленные результаты свидетельствуют о недостаточности и однобокости получаемой подростками информации.

Известно, что большую роль в гармоничном развитии личности играет время, отводимое для сна [4]. Все старшеклассники отмечают периодически и постоянно беспокоящую их сонливость. По результатам анкетирования стало ясно, что 73% знают о необходимом количестве часов сна для своего возраста, а 27% не осведомлены об этом. Но 85% указывают на то, что соблюдать рекомендуемые нормы они не имеют возможности из-за нерационального распределения времени, гипрнагрузок во внешкольное время и высокого уровня ответственности и тревожности.

Материалы XIVмеждународного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2012

По результатам анкетирования выяснилось, что, несмотря на большую загруженность в школе и во внеучебное время, подростки живут «под прицелом» телевизора. 87% из них не знают рекомендуемых безопасных временных норм просмотра телепередач, считая, что 2-3 часа в день это «нормальное» и «вполне допустимое» количество времени, проводимое перед телевизором или на его фоне. Выводы:

1. Выявлена недостаточная осведомленность подростков о проблеме формирования здорового образа жизни.

2. Основными источниками информации для школьников старших классов о компонентах здоровья являются телепередачи.

3. Обнаружена явно недостаточная роль общеобразовательного учреждения в приобщении подростков к ведению правильного образа жизни.

4. Повышение ответственности семьи может стать основой для формирования соматически и психологически здорового общества.

5. Обязательным и необходимым является составление программ для повышения мотивации к ведению здорового образа жизни современной молодежи.

Литература

1. Вайнер Э.Н. ЗОЖ как принципиальная основа обеспечения здоровой жизнедеятельности/Э.Н.Вайнер//ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2009. - №3. - С.39-46

2. Синягина Н.Ю., Кузнецова И.В. Здоровье как образ жизни// Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова//Здоровье всех от А до Я. - 2007. - №2. - С.41-47.

3. Суравегина И. Т. Здоровый образ жизни выбери сам: Здоровье человека как экологическая проблема/И.Т.Сурвегина//Экология и жизнь. - 2007. - №4. - С.28-31.

4. Шмаков С. Детям о здоровье//С.Шмаков//здоровье всех от А до Я. - 2007. - №2. - С.94-128.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010г.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2009г.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2008г.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2007г.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2006г.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2005г.

11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2004г.

12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2003г.

13. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2002г.

14. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2001г.

15. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 1999г.

Материалы XIVмеждународного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.