Научная статья на тему 'Здоровый образ жизни как одно из условий формирования гармоничной личности'

Здоровый образ жизни как одно из условий формирования гармоничной личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
315
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лещева В. И.

«В здоровом теле – здоро́вый дух» (лат. «Mens sana in corpore sano»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Здоровый образ жизни как одно из условий формирования гармоничной личности»

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ

© Лещева В.И.*

Оренбургский государственный институт менеджмента, г. Оренбург

«В здоровом теле - здоровый дух» (лат. «Mens sana in corpore sano»).

Во все времена у всех народов мира непреходящей ценностью человека и общества являлось и является физическое и психическое здоровье. Еще в древности оно понималось врачами и философами как главное условие свободной деятельности человека, его совершенства. Уже тогда выявились и закрепились приемы лечения и защиты болезней, составившие народную медицину и гигиену, непосредственным образом вписывались в жизнедеятельность людей, корректируясь и совершенствуясь под влиянием на здоровье человека характера труда, привычек, верований, мыслей, эмоций.

Если обратиться к историческому аспекту зарождения представлений о здоровом образе жизни, то впервые они начинают формироваться на Востоке. Уже в древней Индии 6 веков до н.э. в Ведах сформулированы основные принципы ведения здорового образа жизни. Один из них - достижение устойчивого равновесия психики. Другим путем, ведущим к установлению внутреннего равновесия, считался путь сердца, путь любви. Третий путь достижения внутренней свободы - путь разума, рассудка - предлагался джана-йогой, утверждающей, что ни одна из йог не должна отказываться от знания, ибо оно повышает жизненную устойчивость.

Представления о здоровом образе жизни встречаются и в античной философии. Мыслители античного периода пытаются выделить в данном явлении специфические элементы. Так, например, Гиппократ в трактате «О здоровом образе жизни» рассматривает данный феномен как некую гармонию, к которой следует стремиться путем соблюдения целого ряда профилактических мероприятий. Он акцентирует внимание в основном на физическом здоровье человека. Демокрит в большей мере описывает духовное здоровье, представляющее собой «благое состояние духа», при котором душа пребывает в спокойствии и равновесии, не волнуемая никакими страстями, страхами и другими переживаниями.

В античном мире существовали свои традиции ведения здорового образа жизни. Наличие хорошего здоровья являлось основным критерием для обеспечения интеллектуального развития подрастающего поколения. Так, юноши, физически плохо развитые, не имели право на высшее образование.

* Студент кафедры Физического воспитания и БЖД.

В Древней Греции культ тела возводится в рамки государственных законов, имелась строгая система физического воспитания.

В западной и русской науке проблему здорового образа жизни затрагивали такие врачи и мыслители как Ф. Бэкон, Б. Спиноза, Х. де-Руа, Ж. Ла-метри, М. Ломоносов, А. Радищев.

Для сохранения и восстановления здоровья недостаточно пассивного ожидания, когда природа организма раньше или позже сделает свое дело. Человеку самому необходимо совершать определенную работу в данном направлении. Лисицын Ю.П. отмечает, что здоровый образ жизни - это не просто все то, что благотворно влияет на здоровье людей. В данном случае речь идет обо всех компонентах разных видов деятельности, направленных на охрану и улучшение здоровья [1, 2]. Он указывает на то, что понятие здорового образа жизни не сводится к отдельным формам медико-социальной активности (искоренению вредных привычек, следованию гигиеническим нормам и правилам, санитарному просвещению, обращению за лечением или советом в медицинские учреждения, соблюдению режима труда, отдыха, питания и многим другим, хотя все они отражают те или иные стороны здорового образа жизни). «Здоровый ... образ жизни - это, прежде всего деятельность, активность личности, группы людей, общества, использующих материальные и духовные условия и возможности в интересах здоровья, гармонического физического и духовного развития человека».

Лисицыным Ю.П. и Полуниной И.В. выделяются также критерии здорового образа жизни, к числу которых относятся, например, гармоничное сочетание биологического и социального в человеке, гигиеническое обоснование форм поведения, неспецифические и активные способы адаптации организма и психики человека к неблагоприятным условиям природы и социальной среды [3]. Чумаков Б.Н. отмечает, что здоровый образ жизни включает типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности людей, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма [4].

Обращаясь к трудам классиков марксизма-ленинизма, необходимо отметить, что они выделяли труд, как непременное и естественное условие жизни, без которого «не был бы возможен обмен веществ между человеком и природой, т.е. не была бы возможна человеческая жизнь».

Маркс К. определял труд как «процесс, совершающийся между человеком и природой, в котором человек своей деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой».

Ленин В.И., говоря о привычке трудиться на общую пользу, рассматривал труд как «потребность здорового организма».

Таким образом, на здоровье человека оказывают влияние биологические и социальные факторы, главным из которых и является труд. Также неотъемлемой частью здорового образа жизни является оптимальный двигательный режим. Его основу составляют систематические занятия физиче-

скими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей детей и молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков в среднем и зрелом возрасте, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений в пожилом. При этом физическая культура и спорт выступают и как важнейшие средства воспитания гармоничной личности [5, 6].

В свою очередь, гармоничная личность в целом - это оптимально сбалансированная по большинству важнейших своих характеристик личность. У такого счастливого человека преобладают чувства меры, полноты жизни, спокойствия, ощущение интересности жизни. Воспитание и самовоспитание должны представлять собой в идеале процесс гармонизации всех компонентов личности, и, в немалой степени, культурологических ее тенденций. Это по своей сути бесконечный процесс развития общей культуры жизни человека, процесс приближения к гармоническому состоянию и функционированию.

Попов С.В., говоря о здоровом образе жизни, как об одном из способов становления гармоничной личности отмечал, что следует помнить о том, что хотя он в значительной степени обусловлен социально-экономическими условиями, в то же время во многом зависит от мотивов деятельности конкретного человека, от особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим, в частности, объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей. Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни [7].

Уровень жизни - это в первую очередь экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека. Под качеством жизни понимают степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей. Стиль жизни характеризует поведенческие особенности жизни человека, то есть определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности.

На образ жизни в большей мере будет влиять стиль жизни человека, поэтому в первую очередь здоровый образ человека создается и в семье, и в школе. Под общим контролем должны быть учебная нагрузка, режим дня, питание, двигательная активность, закаливающие процедуры, нервные нагрузки, психологический климат дома, в школе и в классе, взаимоотношения родителей и детей, учеников и учителей, виды и формы досуга, развлечения и интересы [8].

Одной из составляющих здорового образа жизни является отказ от разрушителей здоровья: курения, употребления алкогольных напитков и наркотических веществ. Также для поддержания здорового образа жизни необходимо методичное вырабатывание полезных привычек. Полезные привычки помогают формированию гармонически развитой личности, вредные, наоборот, тормозят ее становление. Нужно заметить, что привычки носят устойчивый характер, еще Гегель подчеркивал, что привычки делают человека их рабом.

Полезными привычками можно назвать стремление к регулярному повышению знаний, к занятиям физическими упражнениями, а также к таким прекрасным формам проведения свободного времени, как чтение, посещение театров, кино, прослушивание музыки. Все эти формы досуга, естественно в разумных параметрах времени, обогащают человека, делают жизнь интереснее, способствуют самосовершенствованию.

Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что здоровый образ жизни как одно из условий формирования гармоничной личности включает в себя как гармонически физическое развитие личности, так и духовное. Как когда-то сказал великий классик А.П. Чехов: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли...».

Список литературы:

1. Лисицын Ю.П. Здоровье населения и современные теории медицины. Монография. - М. Медицина, 1982. - 328 с.

2. Лисицын Ю.П. Слово о здоровье. - М., 1986. - 192 с.

3. Лисицын Ю.П., Полунина И.В. Здоровый образ жизни ребенка. - М., 1984.

4. Чумаков Б.Н. Валеология. Избранные лекции. - М., 1997.

5. Здоровье, развитие, личность / под ред. Г.Н. Сердюковой, Д.Н. Крылова, У Кляйнпетер. - М., 1990. - 360 с.

6. Здоровый образ жизни - залог здоровья / под ред. Ф.Г. Мурзакаева. -Уфа, 1987. - 280 с.

7. Попов С.В. Валеология в школе и дома // О физическом благополучии школьников. - СПб, 1997. - С. 196.

8. Апанасенко Г.А. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. - СПб, 1993. - С. 12.

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ

© Миниханова Р.Р.*, Тахаутдинов Р.Р.Ф

Уфимский государственный университет экономики и сервиса, г. Уфа

В статье речь идет о здоровом образе жизни как одно из условий формирования гармоничной личности. Здоровый образ жизни направлен не только на охрану и укрепление здоровья, но и на гармоничное раз-

* Студент факультета дизайна и национальных культур. Научный руководитель: Тахаутдинов Р.Р.

* Старший преподаватель кафедры Физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.