Научная статья на тему 'Понятие «Здоровый образ жизни» в современной педагогической науке'

Понятие «Здоровый образ жизни» в современной педагогической науке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2839
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие «Здоровый образ жизни» в современной педагогической науке»

- из предложенных вариантов выберите правильный ответ на вопрос: что такое интонация, музыкальная интонация, речевая интонация? Каким из предложенных типов интонаций не может выражаться вопрос, восклицание, утверждение?

Для определения уровня развития каждого последующего из перечисленных выше структурных компонентов творческой активности предлагались аналогичные тестовые задания.

Итогом проведенной работы по развитию творческой активности студентов-филологов явились высокие показатели развития их творческих качеств.

Введение в учебно-педагогический процесс отделения «История культуры» филологического факультета КубГУ музыкально-теоретических и практических курсов в сочетании с рядом педагогических условий для их реализации - таких, как изучение музыки на основе интеграции с лингвистическими дисциплинами; использование интонационных особенностей музыки как средства развития творческой активности личности; формирование готовности к самостоятельной творческой деятельности в процессе освоения музыкальной и речевой интонаций, способствует развитию творческой активности студентов-филологов. Предложенные для исследования творческой активности компоненты и критерии их оценки достаточны и эффективны, что подтверждается обобщающими и итоговыми занятиями, а также результатами тестирования.

Примечания

1. Дубина И. Н. Творчество как феномен социальных коммуникаций. Новосибирск, 2000. 192 с.

2. Кулюткин Ю. Н. Мышление и личность. СПб., 1995. 22 с.

3. Ландау Э. Одаренность требует мужества. М., 2002. 144 с.

4. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 186 с.

5. Маслоу А. Г. Самоактуализация // Психология личности: Тексты. М., 1982. С. 108-117.

6. Пидкасистый П.И. и др. Психолого-педагогический справочник преподавателя высшей школы. М., 1999. 353 с.

7. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебн. для студ. высш. учеб. завед.: В 2 кн. М.: Владос, 2004. Кн. 1. 576 с.

8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / Сост. А.В. Брушлинский, К.Л. Абульхано-ва-Славская. СПб.: Питер, 2001. 712 с.

М.Д. Горносталев

ПОНЯТИЕ «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

В первобытном обществе шел процесс преодоления примитивных форм жизни и формирования социума. На смену инстинкту заботы о потомстве возникал механизм социальной защиты детей. Возникают и развиваются элементы физической культуры. Многие движения и действия трудового и оборонительного характера, воспроизводившиеся в играх и плясках, приобретали относительную самостоятельность, становились своего рода физическими упражнениями. В этот период времени впервые возникла необходимость сохранения здоровья, через введения соответствующего образа жизни.

Как отмечает философ Е.И. Макаревич «формирование понятия «здоровый образ жизни» имеет глубокие корни в историко-философской мысли. Уже в Древней Индии, за 6 веков до н.э., в «Ведах» были формулированы основные принципы ведения здорового образа жизни и приводились разумные советы по его сохранению.

Представления о здоровом образе жизни встречаются и в натурфилософских наставлениях врачей Косской школы, которую принято отождествлять со школой ранее упомянутого нами Гиппократа. В его трактате «О здоровом образе жизни» данное явление рассматривается как некая гармония, к которой следует стремиться путем соблюдения целого ряда норм поведения и профилактических мероприятий» (13, ст.18).

Мыслители античного периода пытаются выделить в явлении «здоровый образ жизни человека» специфические его элементы. Так Гиппократ акцентирует свое внимание на физическое здоровье человека. Демокрит, в свою очередь, наиболее полно описывает духовное здоровье человека и пути его сохранения.

В Древней Греции культ тела возводился в ранг государственных приоритетов, имелась стройная система физического воспитания. Физическое совершенство связывалось, прежде всего, со здоровьем и образом жизни человека.

Так, например, в Афинах процесс формирования здорового образа жизни осуществлялся под влиянием гуманистических идеалов, а в Спарте культивирование здорового образа жизни выступает не как личное дело гражданина, а как потребность реализовать установки тоталитарного государства. В Спарте всем гражданам приписывались обязательные занятия физическими упражнениями.

Древнеримская империя дала миру систему воспитания подобно греческой, хотя имела и свои особенности, отразившиеся в системе физического воспитания, ориентированное на обучение верховой езде, фехтованию, плаванию. Медики Древнего Рима давали предписания о необходимости борьбы с вредными привычками, рекомендовали лечебные диеты и т.д.

В античном мире появились первые концепции здорового образа жизни. Одна из них - «познай самого себя», другая - «заботься о самом себе». Главное в этих концепциях то, что у каждого человека должен быть определенный образ действий, осуществляемый по отношению к самому себе, когда он проявляет о самом себе, изменяет, ощущает, преобразует и преображает себя.

В 1Х-Х11 веках относительного развития достигла физическая культура в феодальных государствах Средней Азии и Закавказья. В них культивировались самобытные формы физического воспитания населения. Россия в отношении развития идей сохранения здоровья, в то время, находилась в числе передовых государств мира. В исследуемый период элементы здорового образа жизни были довольно широко представлены в народной педагогике и школах московского государства. В них одновременно и гармонично развивались и переплетались различные компоненты здорового образа жизни.

В произведениях устного народного творчества, особенно в былинах про русских богатырей, прослеживаются требования того времени: чтобы человек был закаленным. Имел сильное тело и столь же стойкую психику.

Педагогические тенденции того времени в России подробно были описаны в произведениях называемых «домостроями». Наиболее знаменит «Домострой» XVI века, в котором прослеживается стремление привить населению гигиенические навыки и отрицательное отношение к вредным привычкам.

С середины XVII благодаря социально-экономическим изменениям, развитию культуры, науки и образования, происходят существенные изменения в социально-педагогических и здравоохранительных воззрениях и практике здоровьесбережения населения страны. В 1717 году по указанию Петра I вместо «Домостроя», было введено новое руководство (автором которого он был сам), содержащие правила поведения в обществе, требованию к жизни и быту, а так же физическому воспитанию дворянской молодежи - «Юности честное зерцало».

С середины XIX и по настоящее время происходит окончательная институциона-лизация охраны здоровья как объекта социальных и антропологических наук и системы учреждений здравоохранения, профилактики, физического оздоровления, культурно-досуговых учреждений. Этот период характеризуется активного общественно-педагогического движения с целью формирования и осуществления государственной политики в этой сфере, развитие учреждений социальной сферы, занимающихся здоровьесбере-жением населения страны.

Огромный вклад в теорию зарождения здорового образа жизни внесли работы великих русских врачей: Н.И. Пирогова, И.М. Сеченова, В.М. Бехтерева, И.П. Павлова и др.

Большой вклад в научно-педагогическое обоснование формирования здорового образа жизни внесли известные педагоги Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.П. Вахтеров, В.А. Сухомлинский и др.

Что же такое здоровый образ жизни? На этот вопрос современные исследователи не могут дать однозначного ответа.

Так, ряд авторов полагают, что образ жизни - это биосоциальная категория, определяющая тип жизнедеятельности в духовной и материальной сферах жизни человека (3,4,8, 9,13,14,17).

Согласно Ю.П. Лисицыну, «образ жизни - определенный, исторически обусловленный тип, вид жизнедеятельности или определенный способ деятельности в материальной и нематериальной (духовной) сферах жизнедеятельности людей» (10ст.46). В данном

случае образ жизни понимается как категория, отражающая наиболее общие и типичные способы материальной и духовной жизнедеятельности людей, взятых в единстве с природными и социальными условиями.

В другом подходе понятие образ жизни рассматривается как интегральный способ бытия индивида во внешнем и внутреннем мире, как «система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды», где система взаимоотношений человека с самим собой представляет собой сложнейший комплекс действий и переживаний, наличие полезных привычек, укрепляющих природный ресурс здоровья, отсутствие вредных, разрушающих его.

Большинство западных исследователей определяют образ жизни как «широкую категорию, включающую индивидуальные формы поведения, активность и реализацию своих возможностей в труде, повседневной жизни и культурных обычаях, свойственных тому или иному социально-экономическому укладу» ( 2, 5, 6, 14, 15).

А. М. Изуткин и Г. Ц. Царегородцев структуру образа жизни представляют в виде следующих элементов: 1) преобразовательная деятельность, направленная на изменение природы, общества и самого человека; 2) способы удовлетворения материальных и духовных потребностей; 3) формы участия людей в общественно политической деятельности и в управлении государством; 4) познавательная деятельность на уровне теоретического, эмпирического и ценностно-ориентированного знания; 5) коммуникативная деятельность, включающая общение между людьми в обществе и его подсистемах (народ, класс, семья и др.); 6) медико-педагогическая деятельность, направленная на физическое и духовное развитие человека» (8 ст. 189).

Ю.П.Лисицын, опираясь на классификации образа жизн И.В. Бестужева-Лады и других отечественных социологов и философов, выделяет в образе жизни четыре категории: «... экономическую - «уровень жизни», социологическую - «качество жизни», социально-психологическую- «стиль жизни» и социально-экономическую- «уклад жизни» (11 ст. 45).

Уровень жизни или уровень благосостояния характеризует размер, а также структуру материальных и духовных потребностей, таким образом количественную, поддающуюся измерению сторону условий жизни. Под укладом жизни понимается порядок общественной жизни, быта, культуры, в рамках которого происходит жизнедеятельность людей. Стиль жизни относится к индивидуальным особенностям поведения как одного из проявлений жизнедеятельности. Качество же жизни является оценкой качественной стороны условий жизни; это - показатель уровня комфорта, удовлетворенность работой, общением и т.п. Согласно Ю.П. Лисицыну, здоровье человека во многом зависит от стиля и уклада жизни.

На данный момент в научной системе знаний о человеке и педагогической науки в частности можно выделить наиболее полные определения данного понятия:

- здоровый образ жизни - это система взглядов, складывающаяся в процессе жизни под влиянием различных факторов на проблему здоровья как конкретное выражение возможностей человека в достижении любой поставленной им цели (1 ст. 10);

- здоровый образ жизни - сложившийся у человека способ организации производственной, бытовой, и культурной сторон жизнедеятельности, позволяющей в той или иной мере реализовать свой творческий потенциал (2 ст. 10);

- здоровый образ жизни - социально и исторически определенное представление о здоровье, а так же и средствах и методах его интеграции в практическую жизнь (14 ст. 52);

- здоровый образ жизни - типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от пола, экономической и социально-психологической ситуации (5 ст. 85).

Примечания

1. Абаскалова Н.П.. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе «школа-вуз»: Автореф. дис. док. пед. наук / Новос. гос. пед. ун-т. 2001. 46с.

2. Акилов М.В. Индивидуальный стиль здорового образа жизни - цель обучения в системе физкультурного образования // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2000. №2.С. 10-117

3. Басалаева Н.М., Савкин В.М. Здоровье нации: стратегия и тактика (о проблемах здравот-ворчества в регионах России // Валеология. 1996. №2. С. 35-37.

4. Виленский М.Я., Авчинникова С.Д. Методологический анализ общего и особенного в понятии «здоровый образ жизни» и «здоровый стиль жизни» // Теория и практика физической культуры 2004 г. №11.

5. Горносталев М.Д. Принципы формирования здорового образа жизни в условиях клуба по месту жительства; Вестник Омского университета. 0мск,2007.

6. Жуковин И.П. Валеология в учебно-воспитательном процессе вспомогательной школы / /диагностика, коррекция, валеология в (коррекционном) образовании. Красноярск: РИО КГПУ 1999. С.54-59.

7. Здоровый образ жизни. Социально-философские и медико-биологические проблемы. Кишинев, 1991. 184 с.

8. Изуткин А.М., Царегородцев Г.И. Социалистический образ жизни. М., 1977.

9. Красноперова Н.А. Педагогическое обеспечение формирования ЗОЖ студента // Теория и практика физической культуры № 6 2005 г; Толкачев В.А. Организационно — методические основы формирования здорового образа жизни: На примере клуба «Оптималист»: Автореф. дис. ... кан. пед. наук в виде науч. докл. // Минск, 2001 и др.

10. Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. М., 1992. 40 с.

11. Лисицын Ю.П. Слово о здоровье. М., 1996. 192 с.

12. Лисицын Ю.П., Полунина И.В. Здоровый образ жизни ребенка. М., 1984.

13. Макаревич Е.И. организационно-педагогические условия формирования у школьников потребности в здоровом образе жизни: Дис. ... кан. пед. наук. М., 2000.- с. 180.

14. Педагогические проблемы валеологии. СПб. 1997.

15. Соловьев Г.М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физической культуры . Ч2. Ставрополь: Издательство СГУ, 1998. 182 с.

16. Толкачев В.А. Организационно-методические основы формирования здорового образа жизни: На примере клуба «Оптималист»: Автореф. дис. ... кан. пед. наук в виде науч. докл. // . Минск 2001, и др.

17. Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни // Вопросы психологии. 2007. №2. С. 3-14.

М.П. Ноготкова

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Социализация детей является процессом интегративным, она приобщает ребенка к миру социума, к его культурным нормам и идеалам, формирует их ценностные ориентации, помогает человеку приобрести определенные навыки социально значимого поведения, ощутить роль социального контроля, но, кроме того, социализация в детстве имеет дело с мотивацией поведения и формированием всей системы интересов и потребностей человека, его мировоззрения.

В условиях радикальных общественных перемен современной России трансформируются все нормы и ценности общества. Общественные идеалы утрачиваются или претерпевают коренные изменения, пересматриваются не только нормы жизни, но и все традиционные ценности, а новые условия бытия формируют и новые механизмы социализации, поэтому меняется реальное поведение людей. Сам процесс социализации неоднозначен, во время него возможны (и часты!) кризисы. Одни преодолеть удается, другие - нет. Зачастую социализация взрослых не бывает успешной, и особенно это чувствуется в транзитивном обществе. Но тяжелее всего этот процесс протекает в детской среде. Социологи отмечают, что в настоящее время можно уверенно говорить о ранней и ускоренной социализации детей и подростков (1).

За последние годы, связанные с пресловутым курсом либерально-рыночных реформ, наша страна понесла огромные потери во всех сферах бытия российского общества -территориальные, экономические, политические, военно-стратегические, нравственные и духовные. Однако, пожалуй, самой страшной потерей для российского общества стал коллосальный упадок, связанный с огромным ростом социального неравенства, которое привело к катастрофическому ухудшению социальной сферы, обеспечивавшей нормальное социальное воспроизводство населения страны. Детей в современной России стало существенно меньше, по сравнению с предыдущими годами, когда начиная с 60-х годов прошлого века в стране возобладала тенденция к малодетной семье. Это позволило известному специалисту по проблемам семьи профессору А.И. Антонову сделать вывод о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.