Научная статья на тему 'Здоровый образ жизни как фактор формирования здоровья подрастающего поколения'

Здоровый образ жизни как фактор формирования здоровья подрастающего поколения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
481
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / HEALTHY LIFESTYLE / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ПОДРАСТАЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ / THE YOUNGER GENERATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чуб Леви Сергеевич

В статье рассмотрен здоровый образ жизни как фактор формирования здоровья подрастающего поколения, как целенаправленное включение личности в соответствии с социальными и общественно-экономическими условиями, индивидуально-типологическими и личностно-мотивационными факторами, определяемыми мировоззрением и культурой в процесс оздоровления, направленный на единство физического, психологического и духовного компонентов индивидуума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чуб Леви Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTHY LIFESTYLE AS A FACTOR OF FORMATION OF HEALTH OF THE YOUNGER GENERATION

The article considers a healthy lifestyle as a factor in the formation of health of the younger generation, as a purposeful inclusion of the individual in accordance with social and socio-economic conditions, individual-typological and personal-motivational factors determined by the Outlook and culture in the process of recovery, aimed at the unity of the physical, psychological and spiritual components of the individual.

Текст научной работы на тему «Здоровый образ жизни как фактор формирования здоровья подрастающего поколения»

Литература:

1. Блеер, А.Н. Терминология спорта. Толковый словарь-справочник / А.Н. Блеер, Ф.П. Суслов, Д.А. Тышлер. - Москва: Академия, 2010. - С. 366 - 367.

2. Булгакова, Н. Ж. Спортивное плавание: учебник для вузов физ. культуры / Н. Ж. Булгакова, В. З. Афанасьева, Л. П. Макаренко и др. - Москва: ФОН, 1996. - 430 с.

3. Викулов, А. Д. Плавание / А. Д. Викулов. - Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 367 с.

4. Меньшуткина, Т. Г. Исследование техники старта и поворота при плавании способом брасс: автореф. дис. ...канд. пед. наук / Т. Г. Меньшуткина, Л., 1980. - 24 с.

5. Нечунаев, И. П. Книга-тренер / И. П. Нечунаев. - Москва: Эксмо, 2012. - С. 52 - 56.

6. Никитский, Б. Н. Плавание: Учеб. для студентов фак-тов ФВ пед. институтов / Б. Н. Никитский. -Москва: Просвещение, 1981. - 320 с.

7. Парфенов, В. А. Анализ техники стартового прыжка и методика обучения старту при спортивном плавании: автореф. дис. . канд.пед.наук / В. Парфенов. - Киев, 1959. - 32 с.

8. Черноярова, О. А. Плавание в учебно-спортивной работе инструктора по физической культуре в детском саду и школе: учеб. пособие / О. А. Черноярова. - Чебоксары: Чуваш.гос.пед. ун-т, 2016. - 204 с.

9. Черноярова, О. А. Теория и методика плавания: учеб. пособие. - 2-е изд., доп. / О. А. Черноярова. -Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2013. - 302 с.

Педагогика

УДК 371

студент 6 курса педиатрического факультета Чуб Леви Сергеевич

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Краснодар)

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО

ПОКОЛЕНИЯ

Аннотация. В статье рассмотрен здоровый образ жизни как фактор формирования здоровья подрастающего поколения, как целенаправленное включение личности в соответствии с социальными и общественно-экономическими условиями, индивидуально-типологическими и личностно-мотивационными факторами, определяемыми мировоззрением и культурой в процесс оздоровления, направленный на единство физического, психологического и духовного компонентов индивидуума.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, личность, подрастающее поколение.

Annotation. The article considère a healthy lifestyle as a factor in the formation of health of the younger génération, as a purposeful inclusion of the individual in accordance with social and socio-economic conditions, individual-typological and personal-motivational factors determined by the Outlook and culture in the process of recovery, aimed at the unity of the physical, psychological and spiritual components of the individual.

Keywords: health, healthy lifestyle, personality, the younger generation.

Введение. Состояния здоровья населения, а в особенности подрастающего поколения, является одним из основных критериев благополучия общества. В соответствии с Концепцией государственной молодежной политики в Российской Федерации молодые люди являются объектом национально-государственных интересов, одним их главных факторов обеспечения развития российского государства и общества», она несет «особую ответственность за сохранение и развитие своей страны, за преемственность исторического и культурного наследия, за возрождение своего Отечества.

Современная ситуация показывает, что существуют еще неразрешенные проблемы, препятствующие самооздоровлению подрастающего поколения: «это низкий уровень готовности вести здоровый образ жизни, негативный пример со стороны родителей или друзей, недостаточное внимание к проблеме со стороны педагогов и родителей, слабое развитие волевых качеств, плохая валеологическая осведомленность» (11).

Данные многочисленных исследований по теме здорового образа жизни как фактора формирования здоровья подрастающего поколения, реализации его жизненной программы свидетельствуют о серьезных пробелах в изучении и осуществлении важной стратегической задачи государства, что и доказывает актуальность настоящей статьи.

Изложение основного материала статьи. Особый вклад в разработку проблемы формирования здорового образа жизни внесли следующие ученые: М.В.Акилов, В.Н.Беленов, В.Ганьшина, Л.Б.Дыхан, В.С.Кукушкин, А.Г.Трушкин, А.Я. Иванюшкин, И.Р.Касимов, В.А.Лишук, Е.В. Мосткова и др.

Изучали здоровый образ жизни Ю.П.Лисицын, И.В. Полунина, И.В.Мальчевская, С.С.Матвеев, А.В. Никулин, Д.У. Нистрян, Г.М. Соловьев, А.Д.Степанов, Д.А.Изуткин, их исследовательский интерес в основном направлен на проблемы оздоровления, реабилитации, восстановления уже утраченного или сниженного здоровья.

Немалый интерес представляли для нас определенные современные аспекты изучаемой проблемы, отраженные в кандидатских и докторских диссертациях И.Н.Акрамовского, В.Ф.Веселова, И.В. Журавлевой и др.

В работе использовались теоретические и практические положения, содержащиеся в трудах отечественных педагогов и врачей, уделявших большое внимание изучению и разработке проблемы здоровья населения: В.А.Лишук, Е.В. Мосткова, Е.В.Макаревич, И.В.Мальчевская, Л.А.Попова и др.

Вопросы формирования ценности здорового образа жизни у подрастающего поколения осветили Г.В.Ганьшина, Д.Н. Дьяков, И.В. Журавлева и т.д.

В уставе Всемирной Организации Здравоохранения записано, что здоровье представляет собой не только отсутствие болезней и физических дефектов, но состояние полного социального и духовного благополучия.

Г.Л.Апанасенко указывает, что «рассматривая человека как биоэнергоинформационную систему, характеризующуюся пирамидальным строением подсистем, к которым относятся тело, психика и духовный

элемент, понятие здоровья подразумевает гармоничность данной системы. Нарушения на любом уровне отражаются на устойчивости всей системы» (2, 10).

Г.А.Кураев, С.К.Сергеев и Ю.В.Шленов подчеркивают, что «многие определения здоровья исходят из того, что организм человека должен сопротивляться, приспосабливаться, преодолевать, сохранять, расширять свои возможности и т.д. Авторы отмечают, что при таком понимании здоровья человек рассматривается как воинствующее существо, находящееся в агрессивной природной и социальной среде» (11, 76).

В подавляющем большинстве исследований подчеркивается, что абсолютное здоровье является абстракцией. Здоровье человека является не только медико-биологической, но прежде всего социальной категорией, определяемой в конечном счете природой и характером общественных отношений, социальными условиями и факторами, зависящими от способа общественного производства.

Н.В.Яковлева выделяет несколько подходов к определению здоровья. Одним из них является подход, в котором «здоровье рассматривается как отсутствие болезни.» (16, 364) Разные авторы приводят следующие «недостатки такого понимания здоровья: 1) в рассмотрении здоровья как неболезни изначально заложена логическая ошибка, так как определение понятия через отрицание не может считаться полным; 2) данный подход - субъективен, так как в нем здоровье видится как отрицание всех известных болезней, но при этом за бортом остаются все неизвестные болезни; 3) такое определение имеет описательный и механистический характер, что не позволяет раскрыть сущность феномена индивидуального здоровья, его особенности и динамику» (12, 54).

Второй подход обозначен Н.В. Яковлевой как «комплексно-аналитический. В данном случае при изучении здоровья путем подсчета корреляционных связей выделяются отдельные факторы, оказывающие влияние на здоровье. Затем анализируется частота встречаемости данного фактора в жизненной среде конкретного человека и на основании этого делается заключение о его здоровье. Указываются на следующие минусы такого подхода: возможность недостаточности конкретного фактора для заключения о здоровье человека; отсутствие единого абстрактного эталона здоровья как суммы набора факторов; отсутствие единой количественной выраженности отдельного признака, характеризующей здоровье человека» (16, 365).

Также рассматривается системный подход. Его принципы:

- отказ от определения здоровья как неболезни;

- выделение системных, а не изолированных критериев здоровья (гештальт-критериев системы здоровья человека);

- обязательное изучение динамики системы, выделение зоны ближайшего развития, показывающей, насколько пластична система при различных воздействиях;

- переход от выделения определенных типов к индивидуальному моделированию.

А.Я. Иванюшкин для обоснования ценности здоровья выделяет «3 уровня:

1) биологический - изначальное здоровье предполагает совершенство само регуляции организма, гармонию физиологических процессов и, как следствие, минимум адаптации;

2) социальный - здоровье является мерой социальной активности, деятельного отношения человека к миру;

3) личностный, психологический - здоровье есть не отсутствие болезни, а скорее отрицание ее, в смысле преодоления. Здоровье в этом случае выступает не только как состояние организма, но как «стратегия жизни человека»» (8, 29).

Т.Ф. Акбашев называет «здоровье характеристикой запаса жизненных сил человека, которая задается природой и реализуется или не реализуется человеком» (1, 23).

И.И. Брехман утверждает, что «здоровье - это не отсутствие болезней, а физическая, социальная и психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с другими людьми, с природой и самим собой» (3, 36).

О.С. Васильева рассматривает факторы, оказывающие преимущественное влияние на составляющие здоровья (физическое, психическое, социальное и духовное здоровье): «к числу основных факторов, влияющих на физическое здоровье, относятся: система питания, дыхания, физических нагрузок, закаливания, гигиенические процедуры. На психическое здоровье в первую очередь воздействуют система отношений человека к себе, другим людям, жизни в целом; его жизненные цели и ценности, личностные особенности. Социальное здоровье личности зависит от соответствия личностного и профессионального самоопределения, удовлетворенности семейным и социальным статусом, гибкости жизненных стратегий и их соответствия социокультурной ситуации (экономическим, социальным и психологическим условиям). И, наконец, на духовное здоровье, являющееся предназначением жизни, влияет высокая нравственность, осмысленность и наполненность жизни, творческие отношения и гармония с собой и окружающим миром, Любовь и Вера. Вместе с тем, автор подчеркивает, что рассмотрение этих факторов, как отдельно влияющих на каждую составляющую здоровья достаточно условно, так как все они находятся в тесной взаимосвязи» (4, 406).

По мнению О.С.Васильевой, «здоровье рассматривается как интегративная характеристика личности, охватывающая как её внутренний мир, так и всё своеобразие взаимоотношений с окружением и включающая в себя физический, психический, социальный и духовный аспекты; как состояние равновесия, баланса между адаптационными возможностями человека и постоянно меняющимися условиями среды. Способ взаимодействия человека с внешней средой определяется самим человеком и составляет его образ жизни» (4, 408).

В общем можно трактовать здоровье как состояние полного телесного, душевного и духовного благополучия человека.

«В современной науке здоровье характеризуется следующими признаками: благополучие физическое, психическое и эмоциональное; количественные и качественные резервы организма; адаптация; ценность; потребность; целостное функциональное состояние» (6, 12)

Перейдем к понятию «здоровый образ жизни». А.М. Гендин, М.И. Сергеев, В.И. Усаков и В.В. Шабунин дают следующее определение: «специфический срез, аспект образа жизни, всех его сторон, способов жизнедеятельности, которые в него входят» (5, 32).

«Здоровый образ жизни характеризуют следующие черты: благоприятное социальное окружение; духовно-нравственное благополучие; оптимальный двигательный режим (культура движений); закаливание организма; рациональное питание; личная гигиена; отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ); положительные эмоции» (6, 19)

Ю. П. Лисицыным и И.В. Полуниной выделяются также ряд критериев критерии здорового образа жизни, к числу которых относятся, например, «гармоничное сочетание биологического и социального в человеке, гигиеническое обоснование форм поведения, неспецифические и активные способы адаптации организма и психики человека к неблагоприятным условиям природы и социальной среды» (11, 50).

А.М. Изуткин и Г.Ц. Царегородцев «структуру образа жизни представляют в виде следующих элементов:

1) преобразовательная деятельность, направленная на изменение природы, общества и самого человека;

2) способы удовлетворения материальных и духовных потребностей;

3) формы участия людей в общественно политической деятельности и в управлении государством;

4) познавательная деятельность на уровне теоретического, эмпирического и ценностно-ориентированного знания;

5) коммуникативная деятельность, включающая общение между людьми в обществе и его подсистемах (народ, класс, семья и др.);

6) медико-педагогическая деятельность, направленная на физическое и духовное развитие человека» (7, 20).

«Непременным условием сохранения здоровья является высокий уровень его культуры, которая должна стать неотъемлемым компонентом общей культуры человека. В связи с этим возникла необходимость реализации различными сферами деятельности новой для нашей страны социокультурной функции, заключающейся в формировании у населения культуры здоровья. В этой связи анализ содержания понятия «культура здоровья» приобретает не только теоретическую, но и практическую значимость» (6, 21).

Культура здоровья личности включает в себя эстетический компонент, который проявляется во всех сферах жизнедеятельности человека: в науке, в труде, в быту и др. Подлинно человеческая чувственность, утонченное восприятие даруют ощущение радости жизни, а умение видеть и находить прекрасное обладает широким оздоравливающим эффектом.

Таким образом, «культура здоровья - составная часть мировоззренческой позиции человека, проявлениями которой являются здоровьтворящее мышление и здоровьесберегающее, здоровьеформирующее поведение. Они ведут не только к самосовершенствованию индивидуального здоровья и к стремлению качественного изменения здоровья окружающих людей, но и выстраиванию духовно-нравственных отношений со всем Миром, то есть природной и социальной средой Земли и Вселенной» (6, 19).

Процесс формирования ориентации подрастающего поколения на здоровый образ жизни рассматривается как процесс воздействия на личность с целью формирования у нее мотивационно-ценностных, психологических, эмоциональных, интеллектуальных и других процессов, формирование гармоничной ценностно-ориентационной структуры, в которой гуманистической ценностью является идея «самооздоровления».

Выводы. Таким образом, здоровый образ жизни как фактор формирования здоровья подрастающего поколения рассматривается как целенаправленное включение личности в соответствии с социальными и общественно-экономическими условиями, индивидуально-типологическими и личностно-мотивационными факторами, определяемыми мировоззрением и культурой в процесс оздоровления, направленный на единство физического, психологического и духовного компонентов индивидуума.

Литература:

1. Акбашев Т.Ф. Третий путь. - М., 2006.

2. Апанасенко Г.А. Валеология: имеет ли она право на самостоятельное существование? // Валеология. 1996, № 2. - С. 9-14.

3. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. - Л., 1997. - 125 с.

4. Васильева О.С. Валеология - актуальное направление современной психологии // Психологический вестник РГУ. Ростов-на-Дону, 1997. - Вып.3. - С. 406-411.

5. Гендин А.М. Условия и факторы формирования здорового образа жизни учащейся молодежи в современных условиях / А.М.Гендин, М.И.Сергеев, В.И.Усаков, В.В.Шабунин. - Красноярск: РИО КГПУ, 2004. - С. 32.

6. Головина Г.В. Правовые и социально-культурные основы профилактики наркомании в библиотеке: учеб.-методич. пособ. / Г.В. Головина, И.А. Савина. - М.: Литера, 2012. - 184 с.

7. Журавлева И.В. Отношение к здоровью как социокультурный феномен: дис. ... д-ра социол. наук: 22.00.04. / И.В. Журавлева. - М., 2005. - 434 с.

8. Иванюшкин А.Я. "Здоровье" и "болезнь" в системе ценностных ориентаций человека // Вестник АМН. - 2002. Т.45. №1, с.49-58, №4, - С. 29-33.

9. Изуткин А.М., Царегородцев, Г.И. Социалистический образ жизни. - М., 1997.

10. Касимов И.Р. Здоровый образ жизни как социально-культурная проблема: культурологический и деятельностно-ориентированный подходы / И.Р.Касимов // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - №1. - С. 76-79.

11. Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. - М., 1992. - 40 с.

12. Лисицын Ю.П., Полунина, И.В. Здоровый образ жизни ребенка. - М. - 2004.

13. Михайлова О.Н. Формирование потребностей здорового образа жизни / О.Н. Михайлова // Вестник Самарского государственного университета. Гуманитарная серия. - 2007. - №1(51). - С. 180-185.

14. Нистрян Д.У. Некоторые вопросы здоровья человека в условиях научно-технического прогресса // Здоровый образ жизни. Социально-философские и медико-биологические проблемы. - Кишинев, 2001. -С. 40-63.

15. Чувинова И.В. Информационно-просветительские технологии социально-культурной деятельности как средство формирования здорового образа жизни подростков: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.05 / Чувинова Ирина Викторовна; [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина]. - Тамбов, 2007. - 270 с.

16. Яковлева Н.В. Анализ подходов к изучению здоровья в психологии // Психология и практика. Ежегодник Российского психологического общества. - Ярославль, 2011. - Т.4. - Вып. 2. - С. 364-366.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Чуйкова Элина Сергеевна

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (Самарский филиал) (г. Самара); преподаватель Мусаева Анастасия Сергеевна

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (Самарский филиал) (г. Самара)

СОДЕРЖАНИЕ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ

ЯЗЫКУ PR-ТЕХНОЛОГОВ

Аннотация. Статья посвящена вопросу использования лингвострановедческого компонента в программе по иностранному языку для студентов направления подготовки «Реклама и связи с общественностью». Изучена область лингвострановедческих знаний, а также выявлены аспекты, наиболее подходящие для реализации в учебной программе PR-технологов. На уроках иностранного языка апробируются новые приемы работы при подготовке профессионального проекта на иностранном языке. Создание проекта PR-кампании сочетает знания различных профессиональных областей: знаний как иностранного языка, так и профессиональных знаний PR-индустрии.

Ключевые слова: социокультурная компетенция, лингвострановедческий компонент, приемы работы, английский для специальных целей, проект PR-кампании,

Annotation. The article focuses on the linguistic and cultural content of studies, appropriate for public relations specialists in the process of teaching English. The authors highlight the components of linguistic and cultural knowledge and select the items which suit ESP programme for PR-specialists. The article presents the techniques that require cultural knowledge, e.g. development of students' own PR-campaign. This project work involves both socio cultural competency and professional PR competencies.

Keywords: socio cultural competency, linguistic and cultural knowledge, teaching techniques, ESP, project of PR-campaign.

Введение. Изучение английского языка является неотъемлемой частью высшего образования не только на языковых специальностях, но также как непрофильный предмет на остальных факультетах. Преподавание иностранного языка в современном обществе с его растущей глобализацией ставит перед педагогом задачу не только обучить основным языковым навыкам (лексика, грамматика, фонетика, правописание), но также сформировать у будущего специалиста социокультурную компетенцию, то есть возможность тактично и уместно применять полученные языковые знания в ситуациях общения на иностранном языке.

Изложение основного материала статьи. Социокультурная компетенция - термин, сформировавшийся относительно недавно. За последние годы многие ученые занимались изучением данной темы. Среди них, к примеру, В.В. Сафонова, М.Р. Коренева, И.Л. Бим, П.В. Сысоев. Под социокультурной компетенцией подразумевается наличие знаний о социокультурном контексте изучаемого языка, навыков и умений использование этих знаний в процессе общения, а также способности к наблюдению за культурно маркированными единицами [4; 5]. Однако разделяя социокультурную компетенцию на составляющие, каждый исследователь выделяет различные блоки, при этом очень близкие между собой по содержанию.

Например, И.Л. Бим включает социолингвистическую, предметную, общекультурную и страноведческую компетенции [2]. П.В. Сысоев выделяет знания о культурном разнообразии, умения взаимодействовать с представителями разных культур и способность к активной позиции в диалоге культур [6; 7]. В.В. Сафонова указывает, что социокультурная компетенция включает три аспекта: общекультурный, лингвострановедческий, социолингвистический [4].

Большинство исследователей признают наличие культурных несовпадений, которые вызывают определенные сбои в общении представителей разных культур. При этом учитель неизбежно сталкивается с трудностью отбора материала по кросс-культурным различиям, т.к. лишь незначительное число исследователей предпринимают попытки систематизировать разрозненные сведения о социокультурных несоответствиях в текстах на английском языке, созданных не носителями языка.

Еще в 80-е годы Ю.Н. Караулов выделил три уровня различий в порождаемых и воспринимаемых текстах:

- уровень структурно-языковой сложности;

- уровень содержания или «глубина и точность отражения действительности»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- уровень целевой направленности [3, с. 3].

Третий уровень - уровень замысла и интерпретации целевых установок общения.

Другие исследователи, например, Е.Г. Биева, разводят языковой и организационный уровни. Согласно Е.Г. Биевой, смысловая структура текста является определяющим фактором в восприятии и понимании текста. Именно смысловая структура текста взаимодействует с уровнем языкового развития личности и её запасом знаний о предмете описания [1, с. 67].

А. Брукс и П. Гранди конкретизируют уровни, на которых возможны социокультурные несоответствия, следующим образом:

- организационный;

- лингвистический;

- общий или уровень социологии письма [9].

Культурные различия на глубинном уровне социологии письма связаны с с предметной областью общения и с целями, которые перед собой ставит участник общения. Более точно авторами классификации данный уровень не прокомментирован.

Д. Зипман [11] - последователь контрастивной риторики - анализирует работы Р. Каплана, М. Кляйна, Дж. Галтунга и выделяет два основных уровня текста, на которых могут проявляться культурные несоответствия. Это когнитивный уровень, отвечающий за представления пишущего о мире, за специфичный стиль мышления (cross-cultural difference in thought), и лингвистический уровень (cross-cultural difference in

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.