Научная статья на тему 'Начальное обучение детей технике старта в спортивном плавании'

Начальное обучение детей технике старта в спортивном плавании Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
466
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРТИВНОЕ ПЛАВАНИЕ / НАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / INITIAL TRAINING / ТЕХНИКА СТАРТА В СПОРТИВНОМ ПЛАВАНИИ / START TECHNIQUE IN SPORT SWIMMING / SPORT SWIMMING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Черноярова Ольга Алексеевна, Дюкина Лариса Александровна

В данной статье рассматривается начальное обучение технике старта детей, занимающихся спортивным плаванием. Описан комплекс подготовительных упражнений, при обучении детей стартовому прыжку в спортивном плавании, и представлены показатели времени проплывания отрезка 10 м в/с в период проведения педагогического эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILDREN''S INITIAL STUDY TRAINING IN SPORTS SWIMMING

This article deals with the initial training of start-up techniques for children engaged in sports swimming. A complex of preparatory exercises is described, when teaching children the starting jump in sport swimming, and indicators of the time of passing of a 10 m / s section during the pedagogical experiment are presented.

Текст научной работы на тему «Начальное обучение детей технике старта в спортивном плавании»

Педагогика

УДК:378.2

кандидат педагогических наук, профессор Черноярова Ольга Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева» (г. Чебоксары); кандидат педагогических наук, доцент Дюкина Лариса Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева» (г. Чебоксары)

НАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ТЕХНИКЕ СТАРТА В СПОРТИВНОМ ПЛАВАНИИ

Аннотация. В данной статье рассматривается начальное обучение технике старта детей, занимающихся спортивным плаванием. Описан комплекс подготовительных упражнений, при обучении детей стартовому прыжку в спортивном плавании, и представлены показатели времени проплывания отрезка 10 м в/с в период проведения педагогического эксперимента.

Ключевые слова: спортивное плавание, начальное обучение, техника старта в спортивном плавании.

Annotation. This article deals with the initial training of start-up techniques for children engaged in sports swimming. A complex of preparatory exercises is described, when teaching children the starting jump in sport swimming, and indicators of the time of passing of a 10 m / s section during the pedagogical experiment are presented.

Keywords: sport swimming, initial training, start technique in sport swimming.

Введение. Старт является составной частью дистанции в спортивном плавании. Вовремя взятый и отлично выполненный старт позволяет пловцу начать свою дистанцию с оптимальной скоростью плавания и показать высокий результат. Ведь качественно выполненный старт - это залог успеха, так как можно «скинуть» от 0,1 до 0,5 секунд от общего времени, затраченного на дистанцию.

Изложение основного материала статьи. Анализ литературных источников показывает, что развитие техники стартовых прыжков начинается с периода проведения современных Олимпийских игр (1896 г.) и изменения условий проведения соревнований по плаванию, а именно переноса соревнований из открытых водоемов в закрытые плавательные бассейны.

Большое внимание технике стартовых прыжков издавна уделяли английские, американские, австралийские и немецкие школы плавания.

Первоначально пловцы стартовали с бортика, однако, начиная с 1908 года, после того как появились стартовые тумбочки, спортсмены и их тренеры стали уделять особое внимание технике стартовых прыжков.

К началу 50-60-х годов техника стартовых прыжков характеризуется огромным разнообразием исходных стартовых поз, характером и длительностью подготовительных движений рук.

Как показал анализ научно-методической литературы, учеными и ведущими специалистами в области спортивного плавания пристальное внимание уделено поиску оптимальных вариантов стартов.

Вопросы техники обучения стартовому прыжку достаточно полно раскрыты в работах В. А. Парфенова, Т. Г. Меньшуткиной [7, 4].

Как показывают теоретические исследования и практика спортивного плавания, в настоящее время на соревнованиях пловцы используют два варианта старта с тумбочки: классический (грэб-старт) и легкоатлетический (трек-старт). Стоит отметить, что другие варианты стартового прыжка высококвалифицированными пловцами почти не используются, т.к. считаются малоэффективными для скоростного плавания. Причем классический старт давно используется пловцами, но в последнее время, как отмечает И. П. Нечунаев [5] стремительно теряет свою популярность.

Согласно анализу литературных источников, понятие «старт» имеет весьма обширное значение. В общем смысле слова, как считают А.Н. Блеер, Ф.П. Суслов, Д.А. Тышлер: «Старт это место для начала различных спортивных соревнований» [1, с. 366-367].

В спортивном плавании, как констатируют А.Н. Блеер, Ф._ П. Суслов, Д.А. Тышлер [1] различают две | разновидности старта: прыжком со стартовой тумбочки (при плавании кролем на груди, брассом и дельфином) и из воды с толчком ног от бортика бассейна (при плавании на спине).

Согласно теоретическому анализу литературных источников старт является одним из важных элементов техники спортивного плавания.

В начале ХХ века, как показал анализ становления и развития техники стартового прыжка, в соревнованиях по плаванию на всех дистанциях всеми способами плавания спортсмены выполняли старт из воды толчком ног от опоры (борт лодки).

Далее пловцы стали выполнять старт прыжком с бортика. Так, на III Олимпийских играх 1904 году в Сент-Луисе (США), пловцы на дистанции 100 метров вольным стилем выполнили старт с понтона, что послужило толчком в эволюции скоростных вариантов техники стартовых прыжков.

Как отмечают Н. Ж. Булгакова, А. Д. Викулов [2, 3], только начиная с 1936 года, согласно международными правилами соревнований, спортсмены при плавании всеми способами, кроме способа на спине, стали выполнять старт прыжком со стартовой тумбочки. Высота тумбочки была равна 0,50-0,75 м над уровнем воды.

Бесспорно, техника старта видоизменялась, благодаря различным рациональным вариантам техники исходного положения пловца на тумбочке.

Начиная с 1980-2000 гг., широкое распространение получил старт с захватом руками за тумбочку в исходном положении. Такое положение называется - старт с захватом. В этом варианте техники пловец наклоняется вперед-вниз и захватывает пальцами рук передний край тумбочки. Степень сгибания ног в коленных и тазобедренных суставах, а также рук в локтевых суставах для каждого пловца индивидуальна.

Вариативно и положение кистей. Они могут касаться тумбочки на ширине, которая немного уже или несколько шире положения стоп. Некоторые пловцы захватывали пальцами рук боковые края тумбочки.

В этом случае можно вывести проекцию общего центра тяжести (ОЦТ) тела спортсмена чуть-чуть вперед, за передний край тумбочки, удерживая тело в неподвижном исходном положении за счет хвата руками.

При обучении технике стартового прыжка с тумбочки, согласно Н. Б. Никитскому [6], можно условно разделить на следующие элементы: исходное положение; подготовительные движения; толчок, полет в воздухе, вход в воду и скольжение, начало плавательных движений и выход на поверхность.

Как утверждают ведущие специалисты и тренеры, а также показывает спортивная практика, быстрый и эффективный старт приносит преимущество уже в самом начале заплыва. Правильный вход в воду придает пловцу ускорение, необходимое на первых метрах дистанции.

В настоящее время, как было сказано выше, на соревнованиях пловцы используют два варианта старта с тумбочки: классический (грэб-старт) и легкоатлетический (трек-старт).

В первую очередь они различаются фазой исходного положения, а именно положением ног на стартовой тумбочке, далее незначительным различием в фазе толчка, полета и входа воду.

Во время грэб-старта пловец принимает исходное положение, при котором стопы ног находятся на краю тумбочки, а пальцы захватывают ее передний край. Классический старт отличается мощным отталкиванием, но время стартовой реакции, то есть то время, которое проходит от стартового сигнала до отрыва ног спортсмена от тумбочки, довольно велико, поэтому пловцы отдают предпочтение легкоатлетическому старту.

Техника классического старта (грэб-старт) делится на следующие фазы: Исходное положение; Скрытый период стартовой реакции; Подготовительные движения; Толчок; Полет; Вход в воду; Скольжение; Первые плавательные движения и выход на поверхность воды.

1-я фаза - исходное положение, пловец становится на стартовую тумбочку, при этом ноги немного согнуты в коленных суставах, стопы ног находятся параллельно друг другу, пальцы рук и ног захватывают передний край тумбочки.

2-я фаза - скрытый период стартовой реакции. Быстрота реакции на команду «Марш».

3-я фаза - подготовительные движения. Старт совершается в следующей последовательности: сначала голова, туловище и руки двигаются вперед до такого положения, что спина становится прямой и практически параллельной поверхности воды.

4-я фаза - толчок. При этой фазе совершается мощный толчок ногами от тумбочки, тело полностью выпрямляется.

5-я фаза - полет. Тело пловца летит вперед.

6-я фаза - вход в воду. Тело пловца входит при этом, начиная от кончиков пальцев рук и до кончиков пальцев ног - все должно входить именно в одну точку - последовательно.

7-я фаза - скольжение. Тело скользит в толще воды в хорошо обтекаемом положении.

8-я фаза - первые плавательные движения и выход на поверхность воды. В этой фазе, согласно правилам соревнований, выполняя первые плавательные движения и выход на поверхность воды, голова пловца должна появиться на отметке 15 метров.

Легкоатлетический старт (трек-старт) применяется в настоящее время всеми высококвалифицированными пловцами.

При легкоатлетическом старте (трек-старте) пловцы принимают исходное положение, напоминающее старт в легкой атлетике. При этом одна нога спортсмена стоит на краю тумбочки, а другая находится сзади -отсюда он и получил свое название.

Техника легкоатлетического старта (трек-старт) позволяет пловцу быстрее покидать стартовую тумбочку после сигнала стартера и обеспечивает чуть более плоское положение тела при входе в воду, что особенно важно для сохранения высокой скорости после погружения.

Техника легкоатлетического старта (трек-старт) также условно делится на фазы: Исходное положение; Скрытый период стартовой реакции; Подготовительные движения; Толчок; Полет; Вход в воду; Скольжение; Первые плавательные движения и выход на поверхность воды.

1-я фаза - исходное положение: стоя на стартовой тумбочке, одна более сильная нога находится впереди, пальцы ноги захватывают передний край тумбочки, вторая нога находится на заднем краю тумбочки, при этом стопы ног должны быть параллельно друг другу. Пальцы рук захватывают передний край тумбочки. Центр тяжести тела максимально приближен к поверхности воды, это обеспечивает быстрый отрыв от тумбочки. Взгляд пловца как бы направлен на подъем стопы.

2-я фаза - скрытый период стартовой реакции. В этой фазе существует необходимость быстрого реагирования на стартовую команду «Марш».

3-я фаза - подготовительные движения. Подготовительные движения выполняются в четкой последовательности. Сначала двигаются вперед голова и плечи, затем начинает выпрямляться спина. Далее к движению тела вперед подключаются руки, при этом спина пловца должна быть параллельна поверхности воды, а сзади стоящая нога постепенно выпрямляется.

4-я фаза - толчок. Мощный толчок от тумбочки обеспечивает, стоящая сзади нога, т.к. она первой отталкивается от поверхности тумбочки и тело начинает выпрямляться, а через мгновение отталкивается впереди стоящая нога.

5-я фаза - полет. Тело пловца летит вперед. Во время фазы полета стопы ног соединяются.

6-я фаза - вход в воду. При входе в воду руки вытянуты, кисти рук соединены, голова находится под руками. Все движения выполняться очень быстро. Тело пловца входит в воду последовательно как бы в одну точку.

7-я фаза - скольжение. Тело скользит в толще воды в хорошо обтекаемом положении. Руки, туловище и ноги расположены на одной прямой в горизонтальной плоскости.

8-я фаза - первые плавательные движения и выход на поверхность воды. Выполняя первые плавательные движения и выход на поверхность воды, голова пловца должна разорвать поверхность воды на отметке 15 метров.

Выход тела на поверхность воды обязательно должен сопровождаться правильным положением тела и рук, акцент необходимо сделать на мощную работу ногами.

Как подчеркивает И. П. Нечунаев [5], в современном плавании, мощная работа ногами после скольжения, порой является определяющим условием для победы. Кто способен делать эффективные выходы, тот способен плыть очень быстро. Сегодня побеждают спортсмены, обладающие наиболее быстрыми и качественными ударами ногами под водой после стартов и поворотов: например, олимпийские

чемпионы Майкл Фелпс и Райан Лохте, а также чемпион мира в 25-метровом бассейне россиянин Станислав Донец.

Методы и организация исследования. Цель исследования - теоретически и экспериментально апробировать методику начального обучения детей технике старта в спортивном плавании.

Опытно-экспериментальной базой исследования стала МАОУ «Гимназия №5» г. Чебоксары. В эксперименте приняли участие школьники 5-х классов МАОУ «Гимназии №5» г. Чебоксары в количестве 30 человек (15 человек контрольная группа, 15 человек экспериментальная группа).

При выборе контрольных тестов мы руководствовались следующими положениями:

• испытание проводилось в одинаковых (стандартных) для всех участников условиях;

• контрольное упражнение было доступно для всех испытуемых;

• контрольный тест измерялся количественными и качественными показателями (секунды, метры).

Продолжительность эксперимента составила 6 недель.

Контрольная группа занималась 3 раза в неделю по общепринятой методике обучения детей технике старта в спортивном плавании [8, 9].

В данную методику обучения стартовому прыжку с тумбочки были включены подготовительные упражнения, которые условно были разделены на три группы:

• Спады (сидя с бортика бассейна) - вход в воду вниз головой без отталкивания ногами от опоры.

• Соскоки (стоя с бортика бассейна) вход в воду вниз ногами.

• Стартовый прыжок (сидя с бортика, сидя с тумбочки, стоя на тумбочке) вход в воду вниз головой из различных исходных положений и высоты опоры.

Экспериментальная группа также занималась 3 раза в неделю. В методику обучения детей технике старта в спортивном плавании был включен разработанный нами комплекс подготовительных упражнений. Данный комплекс подготовительных упражнений делился на следующие две группы:

• Спады (сидя с бортика, сидя с тумбочки, стоя на тумбочке) вход в воду вниз головой без отталкивания ногами от опоры.

• Стартовый прыжок (стоя на тумбочке) вход в воду вниз головой.

При выполнении стартового прыжка использовались следующие предметы: резиновые кольца, диаметр которых был равен 25 см, гимнастические (пластиковые) обручи, диаметр которых был равен 1 метру и шест длина которого составляла 2 метра.

Резиновые кольца фиксировали голеностопные суставы, тем самым, помогая правильно войти телу в воду, не сгибая ноги в коленном суставе.

Гимнастические обручи находились на поверхности воды, стараясь прыгнуть в центр обруча, испытуемые учились входу в воду последовательно всеми частями тела без лишних брызг.

Используя шест, респондентам давалась возможность подобрать наилучшую траекторию полета и длину стартового прыжка.

Результаты исследования и их обсуждение. В ходе формирующегося эксперимента при выполнении стартового прыжка, учащиеся экспериментальной группы параллельно совершенствовали не только технику классического старта, но технику легкоатлетического старта в плавании.

Тестирование включало контрольный старт с тумбочки с проплыванием отрезка 10 м вольным стилем (в/с). Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели времени проплывания отрезка 10 м в/с в период проведения педагогического

эксперимента (М±т)

Показатели Результаты тестирования

Контрольная группа (п=15)

Начало педагогического эксперимента Конец педагогического эксперимента Достоверность

Отрезок 10 м в/с 7,20±0,60 5,40±0,40 Р<0,05

Экспериментальная группа (п=15)

Отрезок 10 м в/с 7,30±0,50 4,80±0,50 Р<0,05

Как видно из таблицы 1 у испытуемых контрольной группы на начальном этапе исследования время проплывания отрезка 10 м в/с в среднем было равно 7,20±0,60 сек., на завершающем этапе исследования -5,40±0,40 сек.

У испытуемых экспериментальной группы на начальном этапе исследования время проплывания отрезка 10 м в/с в среднем было равно 7,30±0,50 сек, на завершающем этапе - 4,80±0,50 сек.

Как показал анализ результатов исследования, в процессе педагогического эксперимента, испытуемые контрольной и экспериментальной групп освоили технику стартового прыжка в спортивном плавании.

Полученные результаты свидетельствуют, что за время проведения педагогического эксперимента достоверно изменились показатели времени проплывания отрезка 10 м в/с, как у контрольной группы, так и у экспериментальной группы.

Выводы. Анализ результатов педагогического эксперимента показал, что в контрольной группе у испытуемых в тестовом упражнении проплывание отрезка 10 м в/с прирост составил 1,80 сек. В экспериментальной группе прирост составил 2,50 сек.

При сопоставлении результатов состязаний у испытуемых экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой прирост показателей времени на отрезке 10 м в/с оказался выше на 0,70 сек (Р<0,05).

Таким образом, полученные более высокие темпы прироста у учащихся экспериментальной группы свидетельствуют о положительном эффекте апробированного нами комплекса подготовительных упражнений при обучении детей стартовому прыжку в спортивном плавании.

Литература:

1. Блеер, А.Н. Терминология спорта. Толковый словарь-справочник / А.Н. Блеер, Ф.П. Суслов, Д.А. Тышлер. - Москва: Академия, 2010. - С. 366 - 367.

2. Булгакова, Н. Ж. Спортивное плавание: учебник для вузов физ. культуры / Н. Ж. Булгакова, В. З. Афанасьева, Л. П. Макаренко и др. - Москва: ФОН, 1996. - 430 с.

3. Викулов, А. Д. Плавание / А. Д. Викулов. - Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 367 с.

4. Меньшуткина, Т. Г. Исследование техники старта и поворота при плавании способом брасс: автореф. дис. ...канд. пед. наук / Т. Г. Меньшуткина, Л., 1980. - 24 с.

5. Нечунаев, И. П. Книга-тренер / И. П. Нечунаев. - Москва: Эксмо, 2012. - С. 52 - 56.

6. Никитский, Б. Н. Плавание: Учеб. для студентов фак-тов ФВ пед. институтов / Б. Н. Никитский. -Москва: Просвещение, 1981. - 320 с.

7. Парфенов, В. А. Анализ техники стартового прыжка и методика обучения старту при спортивном плавании: автореф. дис. . канд.пед.наук / В. Парфенов. - Киев, 1959. - 32 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Черноярова, О. А. Плавание в учебно-спортивной работе инструктора по физической культуре в детском саду и школе: учеб. пособие / О. А. Черноярова. - Чебоксары: Чуваш.гос.пед. ун-т, 2016. - 204 с.

9. Черноярова, О. А. Теория и методика плавания: учеб. пособие. - 2-е изд., доп. / О. А. Черноярова. -Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2013. - 302 с.

Педагогика

УДК 371

студент 6 курса педиатрического факультета Чуб Леви Сергеевич

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Краснодар)

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО

ПОКОЛЕНИЯ

Аннотация. В статье рассмотрен здоровый образ жизни как фактор формирования здоровья подрастающего поколения, как целенаправленное включение личности в соответствии с социальными и общественно-экономическими условиями, индивидуально-типологическими и личностно-мотивационными факторами, определяемыми мировоззрением и культурой в процесс оздоровления, направленный на единство физического, психологического и духовного компонентов индивидуума.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, личность, подрастающее поколение.

Annotation. The article considère a healthy lifestyle as a factor in the formation of health of the younger génération, as a purposeful inclusion of the individual in accordance with social and socio-economic conditions, individual-typological and personal-motivational factors determined by the Outlook and culture in the process of recovery, aimed at the unity of the physical, psychological and spiritual components of the individual.

Keywords: health, healthy lifestyle, personality, the younger generation.

Введение. Состояния здоровья населения, а в особенности подрастающего поколения, является одним из основных критериев благополучия общества. В соответствии с Концепцией государственной молодежной политики в Российской Федерации молодые люди являются объектом национально-государственных интересов, одним их главных факторов обеспечения развития российского государства и общества», она несет «особую ответственность за сохранение и развитие своей страны, за преемственность исторического и культурного наследия, за возрождение своего Отечества.

Современная ситуация показывает, что существуют еще неразрешенные проблемы, препятствующие самооздоровлению подрастающего поколения: «это низкий уровень готовности вести здоровый образ жизни, негативный пример со стороны родителей или друзей, недостаточное внимание к проблеме со стороны педагогов и родителей, слабое развитие волевых качеств, плохая валеологическая осведомленность» (11).

Данные многочисленных исследований по теме здорового образа жизни как фактора формирования здоровья подрастающего поколения, реализации его жизненной программы свидетельствуют о серьезных пробелах в изучении и осуществлении важной стратегической задачи государства, что и доказывает актуальность настоящей статьи.

Изложение основного материала статьи. Особый вклад в разработку проблемы формирования здорового образа жизни внесли следующие ученые: М.В.Акилов, В.Н.Беленов, В.Ганьшина, Л.Б.Дыхан, В.С.Кукушкин, А.Г.Трушкин, А.Я. Иванюшкин, И.Р.Касимов, В.А.Лишук, Е.В. Мосткова и др.

Изучали здоровый образ жизни Ю.П.Лисицын, И.В. Полунина, И.В.Мальчевская, С.С.Матвеев, А.В. Никулин, Д.У. Нистрян, Г.М. Соловьев, А.Д.Степанов, Д.А.Изуткин, их исследовательский интерес в основном направлен на проблемы оздоровления, реабилитации, восстановления уже утраченного или сниженного здоровья.

Немалый интерес представляли для нас определенные современные аспекты изучаемой проблемы, отраженные в кандидатских и докторских диссертациях И.Н.Акрамовского, В.Ф.Веселова, И.В. Журавлевой и др.

В работе использовались теоретические и практические положения, содержащиеся в трудах отечественных педагогов и врачей, уделявших большое внимание изучению и разработке проблемы здоровья населения: В.А.Лишук, Е.В. Мосткова, Е.В.Макаревич, И.В.Мальчевская, Л.А.Попова и др.

Вопросы формирования ценности здорового образа жизни у подрастающего поколения осветили Г.В.Ганьшина, Д.Н. Дьяков, И.В. Журавлева и т.д.

В уставе Всемирной Организации Здравоохранения записано, что здоровье представляет собой не только отсутствие болезней и физических дефектов, но состояние полного социального и духовного благополучия.

Г.Л.Апанасенко указывает, что «рассматривая человека как биоэнергоинформационную систему, характеризующуюся пирамидальным строением подсистем, к которым относятся тело, психика и духовный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.