Научная статья на тему 'Социально-культурные аспекты адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья'

Социально-культурные аспекты адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
248
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕТИ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / ADAPTATION / SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES / CHILDREN / LIMITED HEALTH OPPORTUNITIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Головина Г.В., Ачмизова С.Г.

В настоящей статье рассматриваются основные социально-культурные аспекты проблемы адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Актуальность темы подчёркивается ростом числа детей данной социально-демографической группы. Цель социально-культурной адаптации можно сформулировать как продвижение ребёнка с психическими и/или физическими отклонениями в социально-культурное пространство с активным участием в нём, гарантированное государственными правовыми документами, при этом следует использовать широкий спектр социально-культурных технологий. Авторами также предлагаются рекомендации для эффективности рассматриваемого процесса адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Головина Г.В., Ачмизова С.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL ASPECTS OF ADAPTATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES

The article discusses the main socio-cultural aspects of the problem of adaptation of children with disabilities, the relevance of which is emphasized by the growing number of children of this socio-demographic group. The objective of social and cultural adaptation can be formulated as the promotion of a child with mental and / or physical disabilities in development in a socio-cultural space with active participation in it, guaranteed by state legal documents, while using a wide range of socio-cultural technologies. The authors also offer recommendations for the effectiveness of the adaptation process.

Текст научной работы на тему «Социально-культурные аспекты адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»

ся для определения приоритетов, планирования, совершенствования работы в целом.

Логика «Радара» гласит, что организация требует следующего:

- Определение результатов, планируемых организацией в рамках внедрения информационно-образовательной системы.

- Планирование и разработка комплексного набора оценочных подходов для получения стабильных желаемых результатов.

- Систематизирование реализации концептуальной модели развития образовательного учреждения.

- Выделение приоритетов, планирование и внедрение улучшений там, где они необходимы.

Для оказания помощи исследователям в процессе повышения качества образования Европейский фонд управления качеством разработал две смежные технологии: поисковую карту и матрицу радиолокационных точек [10], которые использовались в данном исследовании для расчёта динамики дости-

Библиографический список

жений, свидетельствующей о развитии учебного заведения. В соответствии с матрицей баллов на контрольном этапе выявлена положительная динамика развития образовательного учреждения по суммарному показателю (обобщенному на целые числа): по элементам «результаты» (достижения организации), «подход» и «развертывание» (моделирование) - от 25 0/0 на констатирующем этапе до 75 0/0 на контроль; по элементу «оценка и анализ» - до 75 0/0 на контроль.

Полученные результаты свидетельствуют о значительных достижениях образовательной организации в плане развития и повышения в целом качества образовательной деятельности в результате целенаправленного внедрения информационно-образовательных систем в лицее и подтверждают обоснованность выдвинутой гипотезы. В дальнейшем планируется расширить перечень критериев развития образовательной организации и продолжить исследование в направлении анализа психолого-педагогической и здоровьесберегающей составляющей развития образовательной организации.

1. Роберт И.В. Толкование слов и словосочетаний понятийного аппарата информатизации образования. Информатика и образование. 2014; 5.

2. Брызгалова С.И. Формирование в школы готовности учителя к педагогическому исследованию: теория и практика: монография. Калининград, 2014.

3. Тряпицына А.П. Концептуальный подход к конструированию основной образовательной программы квалификации бакалавр педагогического образования. Внедрение европейских стандартов и рекомендаций в системы гарантии качества образования: сборник материалов шестой Всероссийской научно-практической конференции Гильдии экспертов в сфере проф. образ. Москва, 2014.

4. Берталанфи Л. Общая теория систем. Available at: https://studopedia.ru/5_127693_obshchaya-teoriya-sistem-l-bertalanfi.html

5. МБОУ «Лицей им. Н.А. Назарбаева» г. Грозный. Официальный сайт. Available at: https://lyceum1.edu95.ru/

References

1. Robert I.V. Tolkovanie slov i slovosochetanij ponyatijnogo apparata informatizacii obrazovaniya. Informatika i obrazovanie. 2014; 5.

2. Bryzgalova S.I. Formirovanie v shkoly gotovnosti uchitelya kpedagogicheskomu issledovaniyu: teoriya iprakiika: monografiya. Kaliningrad, 2014.

3. Tryapicyna A.P. Konceptual'nyj podhod k konstruirovaniyu osnovnoj obrazovatel'noj programmy kvalifikacii bakalavr pedagogicheskogo obrazovaniya. Vnedrenie evropejskih standartov i rekomendacij v sistemy garantii kachestva obrazovaniya: sbornik materialov shestoj Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii Gil'dii 'ekspertov v sfere prof. obraz. Moskva, 2014.

4. Bertalanfi L. Obschaya teoriya sistem. Available at: https://studopedia.ru/5_127693_obshchaya-teoriya-sistem-l-bertalanfi.html

5. MBOU «Licej im. N.A. Nazarbaeva» g. Groznyj. Oficial'nyj sajt. Available at: https://lyceum1.edu95.ru/

Статья поступила в редакцию 09.06.19

УДК 379.8

Golovina G.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Social and Cultural Activities, Krasnodar State Institute of Culture

(Krasnodar, Russia), E-mail: ggv23@rambler.ru

Achmizova S.G., 6d year student, Medical Department, Kuban State Medical University (Krasnodar, Russia), E-mail: sura_achmiz@mail.ru

SOCIO-CULTURAL ASPECTS OF ADAPTATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES. The article discusses the main socio-cultural aspects of the problem of adaptation of children with disabilities, the relevance of which is emphasized by the growing number of children of this socio-demographic group. The objective of social and cultural adaptation can be formulated as the promotion of a child with mental and / or physical disabilities in development in a socio-cultural space with active participation in it, guaranteed by state legal documents, while using a wide range of socio-cultural technologies. The authors also offer recommendations for the effectiveness of the adaptation process.

Key words: adaptation, social and cultural activities, children, limited health opportunities.

Г.В. Головина, канд. пед. наук, доц., Краснодарский государственный институт культуры, г. Краснодар, E-mail: ggv23@rambler.ru

С.Г. Ачмизоеа, студентка 6 курса лечебного факультета, Кубанский государственный медицинский университет, г. Краснодар,

E-mail: sura_achmiz@mail.ru

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В настоящей статье рассматриваются основные социально-культурные аспекты проблемы адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Актуальность темы подчёркивается ростом числа детей данной социально-демографической группы. Цель социально-культурной адаптации можно сформулировать как продвижение ребёнка с психическими и/или физическими отклонениями в социально-культурное пространство с активным участием в нём, гарантированное государственными правовыми документами, при этом следует использовать широкий спектр социально-культурных технологий. Авторами также предлагаются рекомендации для эффективности рассматриваемого процесса адаптации.

Ключевые слова: адаптация, социально-культурная деятельность, дети, ограниченные возможности здоровья.

Современный этап развития Российской Федерации характеризуется своеобразием её социальной политики, которая направлена на широкий спектр категорий населения, образовавшихся в последние годы. К одной из них относятся дети с ограниченными возможностями здоровья, количество которых, к сожалению, продолжает расти, негативно влияя на картину здоровья общества в целом. По данным Всемирной организации здравоохранения, в Российской Федерации число детей с ограниченными возможностями здоровья составляет 7,8% от численности населения [1]. И данная негативная тенденция сохранится в ближайшие годы.

Базовой потребностью детей с ограниченными возможностями здоровья является, прежде всего, потребность стать полноправным членом общества в комфортном жизненном пространстве, способным самостоятельно и полноценно включаться в социокультурную действительность.

Зачастую отсутствие информации, знаний, навыков у здоровой части общества не только о субкультуре, но и элементарных представлений о подобных детях, потенциальных возможностях в общественном материальном и духовном воспроизводстве, затрудняет решение социально-культурных проблем адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Недоработанность содержания адаптационной деятельности социальных служб, учреждений культуры, общественных организаций, реабилитационных и адаптационных центров, ориентированных на детей с ограниченными возможностями здоровья, затрудняет гармонизацию социально-культурного поля ребёнка, не даёт ему возможности участия в жизни социума, что особенно важно по месту жительства.

Недостаточное использование возможностей социально-культурной деятельности для адаптации детей, рассматриваемой социально-демографической

группы, которые часто испытывают устойчивое ипохондрическое состояние, угнетающе действующее и на окружающих, затрудняют успешность проведения адаптационных мероприятий.

Всё вышесказанное диктует необходимость изучения актуальных социально-культурных проблем адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Различные подходы к толкованию сущности понятий «ограниченность», «человек с ограниченными возможностями здоровья», «дети с ограниченными возможностями здоровья» отражены в исследованиях О.Н. Потапова С.Б. Се-мичева, Г.Г Силласте, Н.К. Смирнова, Е.В. Стопниковой, Л.В. Усовой, В.Ц. Цы-ренова и др.

Особое место в исследовании проблем детей с ограниченными возможностями здоровья занимают работы Н.А. Голикова, Е.С. Дикаевой, Э.К. На-берушкиной, О.Н. Потаповой, Н.И. Хворостьяновой, Е.Р. Ярская-Смирновой и др.

В работах М.С. Бедного, С.А. Васина, С.В. Бесфамильной, О.Ю. Голодена, Т.М. Молевой, О.Н. Потаповой дана социально-демографическая характеристика рассматриваемой группы населения - дети с ограниченными возможностями здоровья.

Важными методологическими основами исследования являются специальные научные разработки по проблемам адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья: С.С. Лебедева, Т.М. Молева, П.П. Храпылмна, Е.В. Шишкина, ГП. Юркевич, И.М. Язвина и др.

Сущность и содержание процесса социально-культурной адаптации детей с ограниченными возможностями изучали И.Б Агеева-Подобед, Г В. Головина, Т.В. Гудина, М.А Незамаева, Е.Р. Смирнова, П.А. Сорокина, Л.В. Усова, Л.Л. Шпак и др.

Проблемы социализации детей с ограниченными возможностями исследованы Р Арслановым, Ю.Д. Красильниковым, Ю.С. Модоковой, О.Н.Потаповой, Б.А. Титовым, Л.В. Усовой, И.В. Цукерманом и др.

Рассмотрение арт-терапии в социально-культурной адаптации детей с ограниченными возможностями базируется на исследованиях следующих учёных: Н.А. Голиков, Е.С. Дикаева, В. Карвялис, Т.Ю. Ковтун, М.В. Матвеев, В.И. Меркушин, М.А Незамаева, М.А. Пакорилова и др.

Вопросы формирования ценности здорового образа жизни у детей, в частности средствами социально-культурной деятельности, осветили М.В. Акилов,

B.Н. Беленов, ГВ. Ганьшина, Л.Б. Дыхан, Д.Н. Дьяков, И.В. Журавлева, А.Я. Ива-нюшкин, И.Р. Касимов, В.С. Кукушкин, В.А. Лишук, Е.В. Мосткова, А.Г. Трушкин и др.

Технологии социально-культурной деятельности в здоровьесбережении подрастающих людей, имеющих ограничения здоровья, освещены в работах следующих ученых: Е.И. Григорьева, А.Д. Жарков, И.Р Касимов, Л.В. Курило,

C.Ю. Луцева, И.В. Мальчевская, А.В. Соколов, В.Я. Суртаев, И.В. Чувинова, А.Ю. Шерпаева и др.

Потенциал культурно-досуговых учреждений, социальных служб, реабилитационных и адаптационных центров, общественных организаций в социально-культурной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья раскрыт Э.К. Наберушкиной, М.А. Пакориловой, Л.В. Тарасовым, Н.И. Хворостьяновой, П.П. Храпылмной, А.И. Шутенко, И.М. Язвиной, Е.Р. Ярская-Смирновой и др.

Дети с ограниченными возможностями здоровья, как население, отличающееся от здоровых людей различными психическими и/или физическими отклонениями в общем развитии, обладают своими субкультурными характеристиками, которые не только требуют тщательного изучения, но и являются определённым культурным достоянием, вносящим неоценимый вклад в общую культуру человечества.

Следовательно, не все люди с ограниченными возможностями здоровья являются инвалидами, данная группа неоднородна и имеет свои особенности. «Все зависит от степени функциональных затруднений» [2].

Социально-культурная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья основывается на своеобразии проявлений личности нетипичного ребёнка и его взаимоотношений с окружающей действительностью.

«Социально-культурная адаптация личности выступает как процесс не столько взаимодействия с социально-культурной средой вообще, сколько с её элементами, отдельными личностями. В процессе этого взаимодействия происходит аккультурация» [3].

Цель социально-культурной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья можно сформулировать следующим образом: продвижение ребёнка с психическими и /или физическими отклонениями в развитии в социально-культурное пространство с активным участием в нем, гарантированное государственными правовыми документами.

Для эффективности социально-культурной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья следует использовать широкий спектр социально-культурных технологий, среди которых можно выделить изотерапию и музы-котерапию, сказкотерапию, терапию театральным искусством (имаготерапия), терапию танцевальным искусством (кинезотерапия) и физкультурно-оздоровительные технологии, игровую терапию и лекотерапию, библиотерапию, гардено-терапию, глинотерапию и многое другое.

Результативность социально-культурной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, бесспорно, зависит от степени овладения определёнными видами искусства, которое происходит в творческой деятельности, являющейся для детей увлекательной и занимательной. Занятия художественным творчеством воздействуют на все стороны функционирования нервной системы. Дети проявляют интерес к творчеству, которое позволяет избежать монотонности и однообразия в осуществлении адаптационных мероприятий. Кроме того, занятия художественным творчеством позволяют ребёнку с ограниченными возможностями здоровья повысить свой статус, способствуют формированию активной жизненной позиции, развивают коммуникабельность. При этом наибольший адаптационный эффект имеют те занятия, которые проводятся не для конкретной аудитории детей с ограниченными возможностями здоровья, а являются интегрированными, когда создаются равные возможности для детей с нарушениями здоровья и без них.

В социально-культурной адаптации используется потребность человеческого организма в движении, которая реализуется посредством физкультурно-оздоровительные технологии, танца (кинезотераипия). Физкультурно-оздоровительные и /или танцевальные занятий в синтезе различных видов социально-культурной деятельности способствуют преодолению явления гиподинамии, развитию опорно-двигательного аппарат, повышению интеллектуального и эстетического уровня развития ребёнка.

В целом социально-культурная адаптация основывается на организации благоприятных условий культурно-досуговой деятельности и общения. При этом коммуникативные социально-культурные технологии создают все необходимые условия для обеспечения свободного общения в различных организациях и учреждениях, осуществляющих социально-культурную адаптацию.

Технологии социально-культурной деятельности являются действенным методом социально-культурной адаптации детей с ограниченными возможностями, стимулирующим их самореализацию, самосовершенствование, самоутверждение, самоадаптацию, использование потенциала собственной сферы социально-культурного участия, что позволяет им осознавать себя «равным среди равных».

На сегодняшний день почти в каждом регионе России получают развитие программы и проекты в области социально-культурной адаптации детей с психическими и/или физическими отклонениями в развитии. Данные программы и проекты имеют высокий социокультурный потенциал и направлены на формирование социально-значимых качеств, необходимых для социально-культурной адаптации, развитие творческого потенциала, познавательных интересов, воспитание позитивного отношения к жизни и чувства социальной значимости детей с ограниченными возможностями здоровья.

Культурно-досуговые мероприятия (праздники, концерты, спектакли, конкурсы, тематические, игровые программы, социальные акции и т. д.) способствуют расширению круга общения, развивают эмоционально-волевую сферу, способствуют завязыванию социальных связей, обогащают жизненный опыт. В свою очередь, все это является залогом успешной работы по социализации детей-инвалидов в современное общество.

Названные мероприятия должны быть организованы для конкретной аудитории детей и являться интегрированными, когда создаются равные возможности для детей с нарушениями здоровья и без них.

Специфика работы, предполагающая как индивидуальный подход, так и организацию групповых занятий, круглогодичная и ежедневная (включая выходные) работа, позволяет организовать адаптационный процесс, исходя из возможностей и интересов детей с ограниченными возможностями здоровья.

При этом формирование мотива детей для активного участия в адаптационных культурно-досуговых мероприятиях как осознанной необходимости и хорошо понятой потребности ребёнка в комфортном жизненном пространстве, достижимо, благодаря целенаправленному и обоснованному применению в процессе адаптации рациональных средств, методов и путей социально-культурного воздействия с опорой на личные интересы, склонности, особенности характера и поведения.

Мотивы личности в совокупности выступают в качестве побудителей, заставляющих детей с ограниченными возможностями ставить перед собой определённые цели, в том числе и в аспекте самоадаптации, цели на поведение ребёнка с психическими и /или физическими отклонениями в развитии, которые опосредованы его интересами, особенностями развития и потребностями в радиусе действия его социально-культурной адаптации, предполагающей развёртывание всесторонней социально-культурной деятельности [4].

Для эффективности социально-культурной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья нами сформулированы следующие рекомендации:

1. Привлечение общественного внимания к социально-культурным проблемам адаптации детей, имеющих ограничения здоровья, развитие добровольного гражданского участия людей в решении данных проблем.

2. Создание условий для развития многопрофильной комплексной социально-культурной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

3. Уменьшение специфичных барьеров, которые мешают детям, имеющим ограничения здоровья, принимать участие в обычных развлекательных и познавательных мероприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.