Научная статья на тему 'Социокультурная адаптация детей средствами искусства (на примере художественно-компьютерной графики)'

Социокультурная адаптация детей средствами искусства (на примере художественно-компьютерной графики) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
610
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ / ПРИНЦИПЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салахов Р. Ф.

Статья посвящена исследованию социокультурной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами искусства. Художественно-компьютерная графика интегрирует в себе культурно-абилитационный потенциал искусства и социально-образовательные технологии, способствующие формированию нравственной культуры личности и ее социализации в современном обществе. В статье представлены результаты теоретического обоснования и экспериментальной проверки педагогических условий и технологий социокультурной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами художественно-компьютерной графики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социокультурная адаптация детей средствами искусства (на примере художественно-компьютерной графики)»

УДК 371.3

Р. Ф. Салахов

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА (НА ПРИМЕРЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ)

Статья посвящена исследованию социокультурной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами искусства. Художественно-компьютерная графика интегрирует в себе культурно-абилитационный потенциал искусства и социально-образовательные технологии, способствующие формированию нравственной культуры личности и ее социализации в современном обществе. В статье представлены результаты теоретического обоснования и экспериментальной проверки педагогических условий и технологий социокультурной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами художественнокомпьютерной графики.

Ключевые слова: художественное образование, социокультурная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья, реабилитационные возможности художественно-компьютерной графики, принципы социокультурной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

R.F. Salakhov sociocultural adaptation of disabled children by the means of art (in terms of

COMPUTER GRAPHICS)

The article is devoted to the research of sociocultural adaptation of disabled children by the means of art. Computer graphics integrates cultural and abilitational potential of art and socio-educational technologies. They promote formation of moral culture of a personality and its socialization in modern society. The results of theoretical justification and experimental check ofpedagogical conditions and technologies of sociocultural adaptation of disabled children by the means of computer graphics are presented in the article.

Keywords: art education, sociocultural adaptation of disabled children, abilitational potential of computer graphics, principles ofsociocultural adaptation of disabled children.

Развитие общества всегда связывается с процессом его духовного обновления, воспитанием мыслящих личностей, ориентирующихся на духовно-нравственные ценности. Современные социально-экономические преобразования привели к резкому падению интереса к культуре и искусству и, как следствие, снижению духовности общества. За последние 10 лет значительно снизилась оценка обществом значимости художественного образования [7].

Художественное образование традиционно является особым механизмом сохранения и воспроизводства культурных традиций и трансляции гуманитарных ценностей. Формирование духовной культуры человека и реализация его творческих задатков являются условием успешной человеческой деятельности. В.Г.Белинский писал, что искусство никогда не развивается независимо-оди-ноко: напротив, его развитие всегда бывает связано с другими формами сознания [1, с.8]. Искусство - форма общественного сознания, средство художественного воспитания, способ практически-ду-ховного освоения мира, установления его ценностных значений, развития творческих способностей человека. Духовно-нравственное воспитание - процесс содействия восхождению детей к нравственному идеалу через приобщение к нравственным ценностям (добро, долг, верность, милосердие), пробуждение нравственных чувств (доверие, сострадание, стыд), становление нравственной воли (служение добру, противостояние злу и соблазну, стремление к духовному самосовершенствованию), побуждение к нравственному поведению (послушание, участие, помощь, служение) [5].

В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него (как позитивного, так и негативного характера). Еще только формирующаяся сфера его нравственности, неокрепший интеллект, чувства испытывают мощнейший прессинг не всегда справедливого мироустройства, массовой культуры, антиискусства и т.д. В создании целостной системы духовно-нравственного воспитания одно из самых эффективных и перспективных направлений - воспитание средствами искусства [2]. Постижение мира и выражение себя посредством творчества для детей наиболее органично [4,8]. В произведениях искусства исторически закреплены образцы нравственно-этического отношения к действительности, нравственного сознания, представления о добре и зле [10].

Адаптационные возможности искусства по отношению к ребенку с ограниченными возможностями здоровья связаны с тем, что оно является источником новых позитивных

переживаний ребенка, содействует реализации его креативных потребностей, предоставляет ему неограниченные возможности для самовыражения и самореализации как в процессе творчества, так и в процессе познания своего «Я». Создание ребенком продуктов художественной деятельности облегчает процесс его коммуникации и установления отношений с окружающими.

В современных условиях возрастает роль применения новых информационных технологий в решении проблем социально-психологической адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Технические возможности современных персональных компьютеров позволяют работать на них детям с физическими недостатками.

Одним из наиболее благоприятных для развития детей с ограниченными возможностями здоровья, их социокультурной адаптации средств является художественно-компьютерная графика, совмещающая в себе значительный культурно-абилитационный потенциал искусства с социально- и профессионально-интегрированным потенциалом современных информационно-коммуни-кационных технологий. Преимущество художественнокомпьютерной графики по сравнению с другими средствами социокультурной адаптации состоит в возможности произвольно менять величину, цвет, форму, фактуру художественного объекта одного параметра и наблюдать характер изменения других, что содействует формированию навыков работы с техническим оборудованием, приобретению сквозных профессиональных навыков, повышению эстетического вкуса, является способом борьбы со стрессами, избавляет от чувства одиночества, комплекса неполноценности.

Занятия искусством вырабатывают у ребенка с ограниченными возможностями здоровья уверенность в собственной полноценности и готовят его к доступным видам деятельности [9].

Ценностно-целевые ориентиры педагогического обеспечения социокультурной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья определяет совокупность следующих принципов: принцип абилитации (ориентация на наиболее полное развитие потенциальных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья, учет типологических и индивидуально-личностных особенностей их развития); принцип интеграции (включение детей с ограниченными возможностями здоровья в игровую и познавательную деятельность здоровых сверстников, в образовательную и социокультурную жизнь); принцип фасилитации (педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в становлении их субъектности, социализации, жизненном самоопределении); принцип саморазвития (предоставление возможности детям с ограниченными возможностями здоровья собственного продвижения в своем развитии, связанного с освоением социального опыта, включением в жизнь общества и т.д.); принцип гармоничного сочетания традиционных и инновационных педагогических методов и средств работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В результате комплексного многофакторного исследования социокультурной адаптации детей с ограниченными возможностями в условиях Детской школы искусств удалось подтвердить, что стадии формирования социокультурной адаптации всегда осуществляются посредством трех агентов: личности, культуры и общества. Искусство как особая форма сознания обеспечивает взаимодействие данных агентов как элементов самоорганизуемой системы. Л.С.Выготский писал: «Искусство есть общественная техника чувства, орудие общества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа. Правильнее было бы сказать, что чувство не становится социальным, а, напротив, оно становится личным, когда каждый из нас переживает произведение искусства, становится личным, не переставая при этом оставаться социальным» [3, с.317].

Таким образом, искусство предоставляет практически неограниченные возможности для самосовершенствования и самореализации как в процессе творчества, так и в его продуктах. Интерес к результату творчества со стороны сверстников и взрослых повышает самооценку ребенка и стимулирует его активность. Это является решением важнейшей задачи: адаптации ребенка посредством искусства и художественно-творческой деятельности к условиям

макросоциальной среды.

Литература

1.Белинский В.Г. Сочинения Державина [текст].-Режим доступа: http://az.lib.rU/b/belinskijwg/text 1120.

shtml

2.Бережная М.С., Никитин О.Д., Фузейникова И.Н. Концепция социокультурной адаптации детей и молодежи средствами искусства в гуманитарном образовании // Педагогика искусства. -2011.- № 1. - С. 193205.

3.Выготский Л.С. Психология искусства.-М.: Искусство, 1968.-336с.

4.Гудина Т.В. Досуговое творчество детей инвалидов // Вестник КГУ им. Н.А.Некрасова.-2010.-№1.-С.241-

245.

5.Духовно-нравственное воспитание: традиции и новации: эссе [текст].-Режим доступа: letopisi.ru/index.php. б.Зак Д.Я. Коррекционное значение арттерапии и артпедагогики в нравственном воспитании детей с

проблемами в развитии // Научный потенциал.- 2011. -№ 2. -С. 20-22.

7.Зива В.Ф. Культуроохранная миссия художественного образования // Вестник Оренбургского государственного университета.- 2008.- № 11. -С. 38-41.

8.Зрелова Т.А. Культурно-досуговая деятельность как средство социальной интеграции детей-инвалидов: Автореф. дис. ... канд.пед.наук.-СПб.,2000.-20с.

9.Салахов Р.Ф. Роль социокультурных ценностей в формировании личности // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2006.- № 3.- С. 120-125.

10. Харсеева Н.В., Цветкова И.В. Искусство как средство коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями в развитии // Теория и практика общественного развития.-2011.-№5.-С. 128-130.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.