••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 4. 2016
••• DSPU JOURNAL. Vol. 10. No. 4. 2016
Педагогические науки / Pedagogical Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК 61 / UDC 61
Здоровый образ жизни: критерии и реализация
©2016 Скляров Д. А., Скляров А. В., Залиева Н. А.
Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ. Цель. Изучить способы реализации здорового образа жизни (ЗОЖ). Методы. Анализ психолого-педагогической литературы. Результаты. Определены критерии и основные правила ведения здорового образа жизни. Выводы. ЗОЖ - это не только отступление от вредных привычек, но и активное творение здоровья. Здоровье человека по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) на 60 % зависит от образа жизни. Это и режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом. Главное в здоровом образе жизни - это активное творение здоровья, включая все его компоненты.
Ключевые слова: гармония, дисгармония, духовное здоровье, физическое здоровье, культ тела, мотивизация, подход, опыт, активность, режим, критерий.
Формат цитирования: Скляров Д. А., Скляров А. В., Залиева Н. А. Здоровый образ жизни: критерии и реализация // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2016. Т. 10. № 4. С. 116-120.
Healthy Lifestyle: Criteria and Realization
©2°i6 Denis A. Sklyarov, Alexander V. Sklyarov, Kamil M. Munchaev
Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
ABSTRACT. Aim. The aim of the article is to study the methods of healthy lifestyle (HL) realization. Methods. Analysis of psychological and pedagogical literature. Results. The authors of the article define the criteria and the general rules of healthy lifestyle keeping. Conclusions. HL - it is not only bad habits refusal, but also active health creation. Health depends on life-style for 60 percent according to World Health Organization (WHO). It depends on schedule of work and rest, meal plan, different tempering and developmental exercises, self-ethic, man relationship, attitude to life. The main thing of Healthy lifestyle is active creation of health, including all components.
Keywords: harmony, disharmony, spiritual health, physical health, body cult, motiviate, approach, experience, activity, regime, criterion.
For citation: Sklyarov D. A., Sklyarov A. V., Zalieva N. A. Healthy Lifestyle: Criteria and Realization. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2016. Vol. 10. No. 4. Pp. 116-120. (In Russian)
Введение
Издавна известно, что здоровье человека зависит от его образа жизни. В научной среде, существуют разные подходы к определению понятия «образ жизни». Одни полагают, что образ жизни - это биосоциальная категория, определяющая тип жизнедеятельности в духовной и материальной сферах жизни человека. Другие - понятия образа жизни рассматривают как систему
взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды, где система взаимоотношений человека с самим собой представляет сложнейший комплекс действий и переживаний, соблюдение полезных привычек, укрепляющих и расширяющих природный ресурс здоровья и отсутствие вредных привычек, разрушающих его. Большинство исследователей определяют образ жизни как индивидуальные
формы поведения и реализации индивидуальных возможностей человека в труде, повседневной жизни, национальных и культурных обычаях, свойственных тому или иному социальному укладу.
Целью нашего исследования является определение критериев и способов реализации ЗОЖ.
Методом исследования явилось изучение психолого-педагогической литературы по данной проблеме.
Обсуждение
Опираясь на классификацию образа жизни И. В. Бестужева-Лады, Ю. П. Лиси-цин [6] и многие другие отечественные социологи и философы, в образе жизни выделяют четыре категории: экономическую -«уровень жизни», социологическую - «качество жизни», социально-психологическую -«стиль жизни» и социально-экономическую
- «уклад жизни».
Под укладом жизни понимается порядок общественной жизни, быта, культуры, в рамках которого происходит жизнедеятельность людей. Стиль жизни относится к индивидуальным особенностям поведения человека как одного из проявлений его жизнедеятельности.
Первые представления о здоровом образе жизни начали формироваться на Востоке. Уже в VI в. до н. э. в древней Индии были сформированы основные принципы ведения здорового образа жизни. Первый из них - достижение устойчивого равновесия, полной внутренней свободы, отсутствия жесткой зависимости от физических и психологических факторов окружающей среды. Второй ведущий к установлению устойчивого внутреннего равновесия, считался путь сердца, путь любви. Под любовью, дающей свободу, понималась любовь ко всему живому в этом мире как к высшему выражению сущности бытия. И третий путь достижения внутренней свободы
- путь разума, рассудка, ибо знания, считалось ими повышают жизненную устойчивость, укрепляют правоту ведения здорового образа жизни, веру и уверенность в достижении цели.
В восточной философии здорового образа жизни акцент ставился на единстве психического и телесного в человеке. Так, например, китайские мыслители полагали, что физическая дисгармония организма человека возникает в результате психической дисгармонии. Согласно их утвержде-
ниям, склонность человека к плохим, болезненным настроениям (куда относили печаль и грусть, озабоченность и уныние, страх и тревожность, гнев и вспыльчивость) сокращает жизнь человека, нарушает и парализует энергию как отдельных его органов, так и всего организма в целом. Радость же, наоборот, придает гармоничную эластичность энергопотокам организма и продлевает жизнь.
В тибетской медицине, в известном нам трактате «чжуд-ши», невежество считалось общей причиной всех болезней. Невежество порождает больной образ жизни, вечную неудовлетворенность, приводит к тягостным, пессимистическим переживаниям, пагубным страстям, несправедливому гневу, неодобрительности к людям. Умеренность во всем, природная естественность и преодоление невежества - необходимый постулат, основные составляющие здорового образа жизни, определяющие физическое и психическое благополучие человека [7].
Восточная философия здорового образа жизни основана на понимании человека как целого, неразрывно связанного с непосредственным окружением, природой, космосом и ориентирована на поддержание здоровья, выявление огромных возможностей человека для противостояния разным недугам.
Представления о здоровом образе жизни встречаются и в античной философии. Так, например, в трактате «О здоровом образе жизни», Гиппократ рассматривает данный феномен как некую гармонию, к которой следует стремиться путем соблюдения целого ряда профилактических мероприятий. Он акцентирует внимание в основном на физическом здоровье человека. Другой же философ античного мира, Демокрит, духовное здоровье человека рассматривает как «благое состояние духа», при котором душа пребывает в спокойствии и равновесии, не волнуемая никакими страстями, страхами и другими переживаниями.
В античном мире существовали свои традиции ведения здорового образа жизни. Наличие хорошего здоровья считалось в то время основным критерием для обеспечения интеллектуального развития подрастающего поколения. По их понятиям юноши, физически плохо развитые, не имели право на высшее образование. А в
••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 4. 2016
••• DSPU JOURNAL Уо!. 10. N0. 4. 2016
Древней Греции культ тела даже возводился в рамки государственных законов, имелась своя строгая система физического воспитания.
В этом периоде формировались первые концепции здорового образа жизни: «познай самого себя», «заботься о самом себе». Согласно последней концепции у каждого человека должен быть определенный образ действий, осуществляемый по отношению к самому себе и включающий заботу о самом себе, изменение и преображения себя. Особенность античного периода заключается в том, что на первый план выходит физический компонент здорового образа жизни, оттесняя духовный на второй план. В восточной же философии четко прослеживается неразрывная связь между духовным и физическим состоянием человека. Здоровье здесь рассматривается как необходимая ступень совершенства и высшая ценность. Однако, пассивное созерцание здесь не уместно [4].
Для сохранения и восстановления здоровья недостаточно пассивного ожидания, когда природа организма раньше или позже сделает свое дело. Человеку самому необходимо совершать определенную работу в данном направлении. Но, к сожалению, большинством людей ценность здоровья осознается только тогда, когда возникает серьезная угроза для здоровья или оно в значительной степени утрачено, вследствие чего возникает мотивация вылечить болезнь, вернуть здоровье. А вот положительной мотивации к совершенствованию здоровья у здоровых людей явно недостаточно. Здесь можно выделить две возможные причины бездеятельного созерцания: человек не осознает своего здоровья, не знает величины его резервов и заботу о нем перекладывает на потом, к выходу на пенсию или на случай болезни. В противовес этому, здоровый человек может и должен ориентироваться в своем образе жизни на положительный опыт старшего поколения и на отрицательный -больных людей. Однако такой подход, к сожалению, действует далеко не на всех и с недостаточной силой. Очень многие люди своим образом и поведением не то, что способствуют укреплению своего здоровья, а разрушает его.
Ю. П. Лисицын [5; 6] отмечает, что здоровый образ жизни - это не просто все то, что благотворно влияет на здоровье людей.
В данном случае речь идет обо всех компонентах разных видов деятельности, направленных на охрану и улучшение здоровья. Понятие здорового образа жизни не сводится к отдельным критериям и формам медико-социальной активности (искоренению вредных привычек, следованию гигиеническим нормам и правилам, санитарному просвещению, обращению за лечением или советом в медицинские учреждения, соблюдению режима труда, отдыха, питания и многим другим компонентам), хотя все они отражают те или иные стороны здорового образа жизни.
Результаты
В практической деятельности при определении индивидуальных критериев и целей здорового образа жизни существует два альтернативных подхода. Задачей традиционного подхода является достижение всеми одинакового поведения, которое считается правильным: отказ от курения и употребления алкоголя, повышение двигательной активности, ограничение потребления с пищей насыщенных жиров и поваренной соли, сохранение массы тела в рекомендуемых границах. Эффективность пропаганды здорового образа жизни и массового укрепления здоровья оценивается по числу лиц, придерживающихся рекомендованного поведения. Но, как показывает практика, заболеваемость неизбежно оказывается различной при одинаковом поведении людей с разными гено- и фенотипом. Явный недостаток такого подхода в том, что он может привести к равенству поведения людей, но не к равенству конечного здоровья. Поэтому здоровый образ жизни в принципе не может и не должен быть для всех и у всех идентичным.
Другой подход имеет совершенно иные ориентиры, в которых здоровый образ жизни рассматривается такой стиль поведения, который приводит человека к желаемой продолжительности и требуемому качеству жизни. При таком подходе критерием эффективности формирования здорового образа жизни выступает не поведение, а реальное увеличение оздоровительного результата. Следовательно, если здоровье человека не улучшается, несмотря на, казалось бы, примерное, разумное, культурное, общественно полезное поведение, оно не может рассматриваться как здоровое [4].
В валеопсихологии, т. е. психологии здоровья, развивающейся на стыке валео-логии и психологии, предполагается целе-
устремленная последовательная работа по познанию человеком самого себя, освоению своего тела, души, духа, разума, развития «внутреннего наблюдателя» (умение слышать, видеть, чувствовать себя). Чтобы понять и познать себя необходимо, обратить внимание на свой внутренний мир [1; 2].
Познавая себя, прислушиваясь к себе, мы уже становимся на путь творения здоровья. Для этого необходимо осознание личной ответственности за жизнь и в частности, за свое здоровье. Тысячелетиями человек отдавал свое тело в руки врачей, и постепенно оно перестало быть предметом его личной заботы хотя, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье человека зависит от медицины лишь на 10-15 %. Человек перестал отвечать за силы и здоровье своего тела и души. В результате этого «душа человека -потемки». И единственный путь освобождения сознания от иллюзий и навязанных схем жизни - это наш собственный опыт, опыт старшего поколения.
Каждому человеку необходимо поверить в то, что он обладает всеми возможностями для усиления собственного жизненного потенциала, повышения устойчивости к различным болезнетворным, стрес-согенным факторам, что он сам должен и может стать сам творцом собственного здоровья и здорового благополучия. «То, какое здоровье имеет каждый из нас, во многом зависит от нашего поведения в прошлом - от того, как мы дышали и двигались, как мы питались, какие предпочитали мысли и отношения. Сегодня, сейчас мы определяем наше здоровье в будущем. Человеку следует переориентироваться с лечения болезней на заботу о своем здоровье; понять, что причина нездоровья прежде всего не в плохом питании, некомфортной жизни, загрязнении среды обитания, отсутствии надлежащей медицинской помощи, а в равнодушии человека к самому себе, в освобождении благодаря цивилизации человека от усилий над собой, следствием чего стало разрушение защитных сил организма. Таким образом, повышение уровня здоровья связано не столько с развитием медицины, а сколько с сознательной, разумной работой самого человека по восстановлению и развитию жизненных ресурсов, по превращению здорового образа жизни в фундаментальную составляющую образа Я. Для совершенствования и формирования здоровья важно учиться
быть здоровым, творчески подходить к собственному здоровью, сформировать потребность, умение и решимость творить здоровье своими руками за счет своих внутренних резервов, а не чужих усилий и внешних условий. Природа одарила человека совершенными системами жизнеобеспечения и управления, представляющими собой четко отлаженные механизмы, которые осуществляют регуляцию деятельности различных органов, тканей и клеток на различных уровнях в тесном взаимодействии центральной нервной и эндокринных систем. Функционирование организма по принципу саморегулирующейся системы с учетом состояния внешней и внутренней среды дает возможность осуществлять постепенную тренировку, а также обучение и воспитание различных органов и систем в целях увеличения его резервных возможностей.
Выводы
Итак, здоровье человека по данным ВОЗ на 60 % зависит от образа жизни, однако, говоря о здоровом образе жизни, следует иметь в виду не только отсутствие вредных привычек. Понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек. Это и режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также осмысленность бытия, жизненные цели и ценности и т. д. Главное в здоровом образе жизни - это активное творение здоровья, включая все его компоненты. Для творения здоровья необходимо расширенное представление о здоровье и болезнях, умелое использование всего спектра факторов, влияющих на различные составляющие здоровья (физическую, психическую, социальную и духовную), овладение оздоровительными, общеукрепляющими, природосообразными методами и технологиями, формирование внутренней установки на здоровый образ жизни.
Говоря, об активной двигательной деятельности в т. ч. физкультурной и спортивной следует знать, что чрезмерные физические нагрузки опасны для здоровья занимающихся. Они вызывают отрицательные сдвиги в вегетатике организма. На здоровье организма благоприятное воздействие оказывает лишь оптимальная физическая нагрузка, при которой сдвиги в ве-гетатике соответствуют его функциональным возможностям.
••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 4. 2016
••• DSPU JOURNAL. Vol. 10. No. 4. 2016
«Здоровый образ жизни - это прежде всего активная деятельность личности, группы людей, общества, использующих материальные и духовные условия и воз-
1. Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб. : Наука, 1993. 269 с.
2. Валеология человека. Здоровье - Любовь - Красота / Под ред. В. П. Петлепко. СПб. : Наука, 1997. Т. 5. 269 с.
3. Здоровье, образ жизни и обслуживание пожилых. М. : Медицина, 1992. 214 с.
1. Valeologiya: Diagnostika, sredstva i praktika obespecheniya zdorov'ya [Valeology: Diagnostics, tools, and practices of health assurance]. Saint Petersburg, Nauka Publ., 1993.269 p. (In Russian)
2. Valeologiya cheloveka. Zdorov'e - Lyubov' -Krasota / Pod red. V. P. Petlepko [Valeology of a man. Health - Love - Beauty / Edited by V. P. Petlepko. Saint Petersburg, Nauka Publ., 1997. Vol. 5. 269 p. (In Russian)
3. Zdorov'e, obraz zhizni i obsluzhivanie pozhi-lykh [Health, lifestyle and care of elderly]. Moscow, Medizina Publ., 1992. 214 p. (In Russian)
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации
Скляров Денис Александрович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивно-педагогических дисциплин (СПД), факультет физической культуры и безопасности жизнедеятельности (ФФКиБЖ), Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; email: [email protected]
Скляров Александр Владимирович, кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой СПД, ФФКиБЖ, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: mari. [email protected]
Мунчаев Камиль Магомедович, кандидат исторических наук, профессор кафедры СПД, ФФКиБЖ, ДГПУ, Махачкала, Россия; email: [email protected]
Принята в печать 23.07.2016 г.
можности в интересах здоровья, гармонического физического и духовного развития человека» [3].
4. Изуткин А. М., Царегородцев Г. И. Социалистический образ жизни. М., 1977. 232 с.
5. Лисицын Ю. П. Образ жизни и здоровье населения. М., 1982. 40 с.
6. Лисицын Ю. П., Полунина И. В. Здоровый образ жизни ребенка.М., 1984. 68 с.
7. Рерих Е. И. Агни-Йога о здоровье. М, 1993. 59 с.
4. Izutkin A. M., Tsaregorodtsev G. I. Sotsialis-ticheskiy obraz zhizni [Sociological lifestyle]. Moscow, 1977. 232 p. (In Russian)
5. Lisitsyn Yu. P. Obraz zhizni i zdorov'e nase-leniya [Lifestyle and health of the population]. Moscow, 1982. 40 p. (In Russian)
6. Lisitsyn Yu. P., Polunin, I. V. Zdorovyy obraz zhizni rebenka [Healthy lifestyle of a child]. Moscow, 1984. 68 p. (In Russian)
7. Rerikh E. I. Agni-Yoga o zdorov'e [Agny-Yoga about the health]. Moscow, 1993. 59 p. (In Russian)
INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations
Denis A. Sklyarov, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Sport Pedagogical Disciplines (SPD), the faculty of Physical Training, Health and Safety (PTHS), Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Alexander V. Sklyarov, Ph. D. (Pedagogy), professor, the head of the chair of SPD, the faculty of PTHS, DSPU, Makhachkala, Russia; email: mari.rahmetova @ gmail. com
Kamil M. Munchaev, Ph. D. (Pedagogy), professor, the chair of SPD, the faculty of PTLS, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Received 23.07.2016.
Литература
References
Педагогические науки / Pedagogical Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК 37 / UDC 37
Процесс работы над художественным произведением в начальных классах национальной школы
©2016 Хасбулатова Х. М., Рамазанова Д. А.
Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ. Цель. Рассмотрение проблемы восприятия художественного произведения в младших классах в национальной школе и раскрытие этапов работы над художественным произведением на уроках чтения. Методы. Педагогическое наблюдение, исследовательская беседа, педагогический эксперимент, анализ текста. Результаты. Описаны этапы работы над художественным произведением на уроке и выявлена положительная динамика в усвоении учащимися программного материала. Выводы. Анализ текста содействует формированию способностей к образному анализу, обогащению словарного запаса и оказывает влияние на развитие памяти и речи учащихся.
Ключевые слова: начальная национальная школа, младшие школьники, этапы работы над произведением, анализ текста, проблема восприятия, формирование навыка чтения.
Формат цитирования: Хасбулатова Х. М., Рамазанова Д. А. Процесс работы над художественным произведением в начальных классах национальной школы // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-Педагогические науки. 2016. Т. 10. № 4. С. 121-125.
The Process of Working with an Artwork at the Primary Grades of the Ethnic School
©2016 Khadizhat M. Khasbulatova, Dzhavgarat A. Ramazanova
Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
ABSTRACT. Aim. Reviewing the problem of an artwork perception at the primary grades of the ethnic school and revealing the stages of working with the artwork in the reading lessons. Methods. Pedagogical observation, research discussion, pedagogical experiment, text analysis. Results. The authors describe the stages of working with an artwork in class and reveal the positive dynamics in the program material learning by the pupils. Conclusion. The text analysis contributes to the development of the figurative analysis abilities, vocabulary enrichment and influences the development of the pupils' memory and speech.
Keywords: national primary school, junior schoolchildren, the stages of the text work, text analysis, problem of perception, reading skills formation.
For citation: Khasbulatova Kh. M., Ramazanova D. A. The Process of Working with an Artwork at the Primary Grades of the Ethnic School. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2016. Vol. 10. No. 4. Pp. 121-125. (In Russian)
Введение
Правильная организация работы над художественным произведением в обучении учащихся-дагестанцев русскому языку имеет большое значение на уроках чтения.
Многолетний опыт и наблюдения учителей начальных классов показывают, что учащиеся дагестанской национальной шко-
лы слабо владеют техникой чтения. Чтение в большинстве случаев бывает монотонным, невыразительным, ученики не обращают внимания на знаки препинания. Нередки случаи, когда дети не могут уловить смысл прочитанного, изложить его содержание. Овладение полноценным навыком чтения для учащихся национальной школы