Научная статья на тему 'Формирование здорового образа жизни у подростков средствами народной педагогики'

Формирование здорового образа жизни у подростков средствами народной педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
949
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / ПОГОВОРКИ И ПОСЛОВИЦЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаева Тамила Исаевна

В статье раскрывается проблема формирования здорового образа жизни у подростков средствами народной педагогики, повышения навыков и умений в вопросах о здоровом образе жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование здорового образа жизни у подростков средствами народной педагогики»

УДК 371.4

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

© 201зИсаева Т.И.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье раскрывается проблема формирования здорового образа жизни у подростков средствами народной педагогики, повышения навыков и умений в вопросах о здоровом образе жизни.

The author of the article reveals the problem of developing the teenagers' healthy lifestyle by means of the ethnic pedagogy, improving the skills and abilities in the issues of the healthy lifestyle.

Ключевые слова: здоровье, формирование здорового образа жизни, народная педагогика, поговорки и пословицы.

Keywords: health, developing the healthy lifestyles, ethnic pedagogy, sayings and proverbs.

Использованию опыта народной педагогики в учебно-воспитательном процессе средней школы посвящены работы дагестанских ученых: А. М. Магомедова «Золотые правила народной педагогики Дагестана», Ш. А. Мирзоева «Культуры и традиции народов Дагестана», «Народная педагогика Дагестана», P. M. Магомедова «Обычаи, традиции народов Дагестана», А. К. Алиева «Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека», З. А. Алиева «Система здоровья сберегающей деятельности образовательных учреждений: учебно-методическое пособие», М. Н. Алиева «Взаимодействие семьи и школы в формировании здорового образа жизни младших школьников».

Формирование здорового образа жизни у подростков должно стать одним из основных направлений деятельности образования, поскольку ухудшение здоровья подрастающего поколения влечет за собой снижение здоровья нации.

По данным Республиканского центра охраны здоровья подростков и студенческой молодежи, диспансеризация 14-летних подростков (подлежало

обследованию 27350 человек), проводимая в Ботлихской (41,2%); Ахтынской (67,9%); Каякентской (71,6%); Рутульской (71,5%), Хивской (70,9%); Цунтинской (0%); и Бежтинского участка (47,1%) больницах, показывает, что охват профилактическими осмотрами

подростков составляет 99,6% (138603). При проведении профилактических смотров выявлено 90257 больных, что составляет 65,1%, и которые получили лечение 44225 (48,9%), а сняты с диспансерного наблюдения в связи с выздоровлением из выявленных острых заболеваний - 46,2% (против 44,5% в 2010 г.).

В связи с этим в школах проведено анкетирование, организовано чтение лекций на темы: профилактика наркомании; ВИЧ инфекций;

профилактика туберкулеза;

формирование здорового образа жизни. Также проведены круглые столы с участием представителей

Республиканского центра СПИД, РПТД.

Исследования дагестанских педагогов по вопросам формирования здорового образа жизни у школьников (А. Н. Нюдюрмагомедов, А. М. Магомедов, Б.

К. Магарамов, С. Т. Тучалаев, Э. Ю. Бачиева, А. Р. Шахриев, Р. Д. Гаджиев и др.) указывают на распространенность среди школьников вредных привычек, свидетельствующих о значимости формирования здорового образа жизни, валеологического воспитания в дагестанских школах и в семье, существенной доработки традиционной профилактической работы путем передачи знаний об опасности тех или иных заболеваний. При этом отсутствует педагогическая работа по выработке практических компетенций подростков, позволяющая успешно справиться с постоянно возрастающими нагрузками в школе, формировать представления о болезнях и причинах их появления, приобретать практические навыки саморегуляции организма и т.д.

В связи с этим представляется целесообразным корректировка учебно-воспитательного процесса,

осуществляемого в системе образования в части укрепления здоровья подрастающего поколения, где главной задачей выступает формирование ценностей, практических умений, обеспечивающих здоровый образ жизни учащихся.

Здоровый образ жизни как целостная характеристика соответствует

жизнедеятельности человека, для которого смысл жизни определяется социокультурным содержанием

феномена на личностно ориентированном уровне. Во всех остальных случаях «здоровый образ жизни» не является целостной характеристикой

жизнедеятельности человека, и поэтому речь может идти лишь о проявлении его отдельных качеств.

Здоровье как социокультурная характеристика личности интегрирует системные элементы действительно-практической и смысловых сфер (жизнеспособность и внутренняя картина здоровья) и проявляется в успешности жизнедеятельности по достижению физического, душевного и социального благополучия.

С этих позиций здоровый образ жизни выступает как индивидуальная стратегия

жизнедеятельности по достижению состояния благополучия, которая реализуется на основе ценностных социокультурных представлений о «здоровье».

Здоровьесберегающее образование сегодня как комплексная системная деятельность образовательного

учреждения по применению на практике различных здоровьесберегающих

технологий ориентирована на

минимизацию воздействия на детей и подростков основных школьных факторов риска нарушения здоровья.

При этом «здоровый образ жизни» как культурообразующий символ,

производный от категории «здоровье», задает благополучный для данной конкретной социально-культурной

общности образ жизнедеятельности отдельного конкретного субъекта (в доступных и понятных ему дефинициях), поскольку система взаимозависимых культурообразующих символов

«здоровье-здоровый образ» сохраняет целостность культуры с помощью ее воспроизведения в каждом отдельном человеке.

Соответствующее содержание

социокультурного феномена «здоровый образ жизни» характеризует

жизнедеятельность человека,

направление на самостановление по законам природного и социального бытия, на естественное самосохранение и проявление самости для позитивного самоутверждения в собственном теле, в ближайшем социальном окружении, в обществе и природе в целом [4, 5].

Следовательно, здоровьесберегающая воспитательная деятельность

вобщеобразовательной школе должна осуществляться через: определение содержания валеологического

воспитания; включение в содержание воспитательного процесса уроков нравственности и здоровья, где используются средства народной педагогики (пословицы, загадки, поговорки, народные спортивные игры); оказание педагогической поддержки в преодолении вредных привычек; взаимодействие с родителями при

определении индивидуальных

особенностей подростков; насыщенное содержание предметного пространства валеологическими знаниями, умениями, или навыками.

В рамках эксперимента нами решались следующие задачи: обсуждение с детьми понятий «здоровье», и «нездоровье»; определение

информированности о проблемах наркомании.

Тестирование и анкетирование подростков по этим вопросам показали владение понятиями «здоровье», «качество жизни» учащимися 8-9 классов, в понимании которых превалирует мнение о том, что это не только отсутствие болезней, но и путь к высокому качеству жизни. В седьмых-восьмых классах учителями проведены здоровьесберегающие игры, КВН «За здоровый образ жизни»,

рассматриваемые как вид

жизнедеятельности, способствующий укреплению здоровья и его сохранению.

По мнению Ю. П. Лисицына, в образ жизни следует включить четыре категории: экономическую - уровень жизни; социологическую - качество жизни; социально-психологическую -стиль жизни; социально-экономическую -уклад жизни.

Первые две категории характеризуют здоровье людей, в большой степени зависящее от стиля и уклада жизни, которые обусловлены историческими традициями, закрепленными в сознании людей [5].

Специфическим элементом здорового образа жизни Гиппократ считал здоровье человека, а Демокрит - духовное начало. При этом стремление к достижению здоровья за счет какого-либо средства они считали принципиально

неправильным, поскольку не охватывает всего многообразия взаимосвязей функциональных систем, формирующих организм человека, а также его связей с природой, что в конечном итоге определяет гармоничность

жизнедеятельности и здоровья.

Исходя из указанных предпосылок, структура здорового образа жизни, по

мнению Э. Н. Вайнера, должна включать следующие факторы: оптимальный двигательный режим, рациональное питание, рациональный режим жизни, психофизиологическую регуляцию,

половую культуру, закаливание, отсутствие вредных привычек и валеологическое образование [4].

Здоровый человек активно стремится к духовной красоте и физическому совершенству, что способствует повышению резервов организма, создает благоприятные условия для

максимального самовыражения

гармонически развитой личности [2].

При этом необходимо отметить, что формирование здорового образа жизни представляет собой комплекс

оздоровительных мероприятий,

обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности, продление

творческого долголетия.

Для развития деловых и коммуникативных способностей

подростков необходимо привить навыки здорового образа жизни на основе изучения элементов народной педагогики (пословиц, поговорок, сказок, загадок). Деловая игра «Здоровье - богатство во все времена», нетрадиционные формы занятий (брейн-ринг, путешествие, суд, викторина, соревнование, аукцион и т.д.) способствовали воспитанию ЗОЖ. Мы практиковали проведение судебного процесса над «вредными привычками», «сигаретой», «табаком» и т. д. в седьмых классах, проведение викторины, «Корзина грецких орехов» и «Кожа -зеркало здоровья» позволили

систематизировать основные

направления деятельности и мероприятия по программе «Здорового образа жизни», где системообразующим началом по организации учебно-воспитательного процесса на основе здоровьесберегающих технологий стал образовательный процесс.

В период педагогической практики совместно со студентами-практикантами были разработаны технологические карты социально-психологического

сопровождения учебно-воспитательного

процесса по сохранению и укреплению здоровья, которая позволила на основе сетевого планирования координировать деятельность учителей-предметников, в том числе физической культуры, школьных социальных педагогов и психологов.

При этом стратегической целью организации оздоровительной

деятельности в общеобразовательной школе выступало формирование физической культуры учащихся, для достижения которой решались задачи: формирование положительного

эмоционально-ценностного отношения к занятиям физической культуры; развитие двигательных способностей; вооружение знаниями в области здоровьесбережения; сохранение и укрепление здоровья.

Одной из основных задач современной школы является формирование знаний о здоровье учащихся.

В этом ряду особое место принадлежит народной педагогике, то есть тем обширным знаниям, которые накоплены народом по формированию здорового образа жизни, куда входит народный опыт по здоровьесбережению, использование целебных свойств растений.

Народные знания о здоровом образе жизни нашли широкое отражение в различных формах фольклора: в сказаниях и сказках, загадках, пословицах и поговорках и т. д. При этом поговорки и пословицы как один из самых активных и широко распространенных памятников устного народного поэтического творчества содержат обобщенный социально-исторический опыт по

здоровьесбережению. Через них в весьма легкой и удобной форме передавалась масса разносторонних знаний о сохранении здоровья детей, целебных свойствах родников и лекарственных растений.

Например: Держи голову в холоде, живот - в голоде, а ноги - в тепле.

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

Ранить легче, чем лечить.

Человека лень не кормит, а здоровье только портит.

На поговорках, пословицах, изречениях училось и воспитывалось не одно поколение людей, более того, некоторые пословицы стали девизом здорового образа жизни.

Содержание воспитательной работы по формированию здорового образа жизни у подростков направлено на усвоение обучающимися многогранности понятия «здоровье», на основе здоровьесберегающего опыта народной педагогики; восприятие

общечеловеческой и личностной ценности; воспитание бережного отношения к своему здоровью и окружающим; приобщение к занятиям в спортивных кружках и секциях; формирование культуры питания, труда и отдыха; предупреждение вредных зависимостей.

В процессе воспитания здорового образа жизни необходимо:

сотрудничество школы и семьи; формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни и его пропаганда; внедрение

здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс,

противодействие распространению

вредных привычек; систематические занятия физической культурой; организация воспитания в процессе оздоровительного отдыха.

Таким образом, народная педагогика эффективно выполняет свою

воспитательную функцию по

формированию культуры здорового образа жизни.

Примечания

1. Алиева З. А. Система здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений: учебно-методическое пособие. Махачкала : ДИГЖ ПК, 2010. 108 с. 2. Алиев М. Н., Гаджиев Р. Д. Взаимодействие семьи и школы в формировании здорового образа жизни младших школьников:

Монография. Махачкала : Изд-во ДГПУ, 2009. 183 с. 3. Брехман И. И. Введение в валеологию. М. : Колос, 2002. 214 с. 4. Вайнер Э. Н., Растворцева И. А. Валеологическое образование как неотъемлемая часть отечественной системы формирования здоровья // Валеология. 2004. С. 58-65. 5. Лисицын Ю. П. Образ жизни и здоровье населения. М., 1982. 40 с. 6. Маллаев Д. М. Концепция формирования адаптивной саморазвивающейся личности нового Дагестана // Культура личностно развивающегося пространства. Махачкала : ДГПУ, 2003. С. 6-13. 7. Магомедов А. М. Золотые правила народной педагогики Дагестана: этнографическое наследие горцев Северного Кавказа. Махачкала : Дагучпедгиз, 2010. 224 с.

Статья поступила в редакцию 02.04.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.