Научная статья на тему 'Формирование валеологической культуры в школе'

Формирование валеологической культуры в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
982
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛЕОЛОГИЯ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаева Тамила Исаевна, Астарханова Нурият Раджабовна

В статье раскрывается проблема соотношения валеологической культуры личности и ее практических дел, вовлечения учащихся в систему оздоровительной физической культуры, повышения грамотности и информированности в вопросах здорового образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исаева Тамила Исаевна, Астарханова Нурият Раджабовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование валеологической культуры в школе»

ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ

©гоп Исаева Т.И., Астарханова Н.Р.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье раскрывается проблема соотношения валеологической культуры личности и ее практических дел, вовлечения учащихся в систему оздоровительной физической культуры, повышения грамотности и информированности в вопросах здорового образа жизни.

The authors of the article reveal the problem of correlation between a person’s valeology culture and his/her practical actions, the schoolchildren’s involvement in the health-enhancing physical culture system, increasing the competence and the awareness in the healthy lifestyle issues.

Ключевые слова: валеология, здоровый образ жизни, валеологическая культура, здоровьесберегающие технологии.

Keywords: valeology, healthy lifestyle, valeologic culture, health-saving

technologies.

Формируемая современная

общеобразовательная стратегия, где здоровье рассматривается как необходимый компонент, в качестве важной педагогической задачи выделяет воспитание культурной и валеологически грамотной личности, способной нести ответственность за свое здоровье, формирование валеологической культуры, умений и навыков здорового образа жизни.

Валеология (наука о здоровье) исследует проблему соотношения валеологической культуры личности и ее практических дел в рамках таких категорий, как деятельность, сознание, убеждение и др. С нравственной точки зрения важно правильное понимание социального значения поступков, их соответствие особенностям здорового образа жизни. Таким образом, валеологическое образование следует рассматривать как процесс воспитания и обучения, результатом которого выступает достижение обучающимся уровня образованности без ущерба здоровью. При этом как новое

направление, возникшее на стыке педагогики и медицины, философии и психологии, эстетики и других наук, изучающих проблемы человека в изменяющемся мире, валеология, как самостоятельная область знаний, развивается как наука о формировании, сохранении и укреплении здоровья человека в условиях постоянно меняющейся природной среды.

Здоровье - это естественная, абсолютная и непреходящая жизненная ценность, занимающая верхнюю ступень в системе таких категорий, как интересы и идеалы, гармония и красота, смысл и счастье жизни.

В современных сложных социально-экономических условиях как никогда возрастает роль личности в сохранении здоровья, решающим же фактором выступает, прежде всего, здоровье подрастающего поколения. Исследуя проблему состояния здоровья учащихся и влияния на него учебного процесса В. А. Сухомлинский

отмечал, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе - плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя [14. С. 78].

На начало 2010-2011 учебного года, по данным медицинской статистики, 14% учащихся

учреждений начального и среднего профессионального образования по состоянию здоровья отнесены к специальной медицинской группе. Особую тревогу вызывает состояние девушек-подростков. Исследования Центра охраны здоровья детей и подростков РАМН показали, что в образовательных учреждениях нового вида к концу обучения 75% девушек имеют разные хронические заболевания, в том числе репродуктивной сферы

(соответственно 44% в 80-е гг. ХХ в.) [4]. С этих позиций актуальность приобретает проблема,

затрагивающая все аспекты учебной и внеучебной деятельности, поиск новых подходов к охране здоровья и формированию здорового образа жизни учащихся.

По мнению И. И. Брехмана, педагогический компонент

валеологического обеспечения

жизнедеятельности состоит в образовании, результатом которого выступает достижение физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни, то есть физическая, социальная и психологическая гармония, доброжелательные

отношения с людьми, природой и самим собой [3. C. 23]. На основе анализа психолого-педагогической, валеологической и другой литературы [2, 6, 7] можно говорить о трех видах здоровья: физическом, психическом и нравственном. Анализ указывает на составляющие здоровья, где физическое характеризует

естественное состояние организма, обусловленное нормальным

функционированием всех его органов и систем; нравственное определяется моральными принципами, которые являются основой социальной жизни в определенном обществе, отличительным признаком которого выступает сознательное отношение к труду; овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих

нормальному образу жизни.

Следовательно, здоровый образ жизни включает в себя компоненты: правильное и рациональное питание; двигательная активность;

положительные эмоции; закаливание; предупреждение пагубных привычек. При этом правильное и рациональное питание предопределяет здоровье человека и зависит от количества и качества пищи, от соблюдения

режима питания [1. С. 116].

Здоровый человек активно стремится к духовной красоте и физическому совершенству, что способствует повышению резервов организма, создает благоприятные условия для максимального

самовыражения гармонически

развитой личности [3. С. 32].

Отметим, что формирование здорового образа жизни представляет собой комплекс оздоровительных

мероприятий, обеспечивающих

гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение

работоспособности, продление

творческого долголетия.

Формирование здорового образа жизни требует системного и

комплексного подхода, прежде всего через применение в образовательных учреждениях новых технологий работы, где неотъемлемой частью выступает информированность в вопросах здоровья и здорового образа жизни, характеризующих

валеологическую культуру.

Формирование валеологической культуры включает в себя этапы: информационно-оценочный и

практический. Информационно-

оценочный этап ориентирован на познавательную и поведенческую активность, средствами которого выступают: насыщение практических занятий содержанием, включение исследовательских заданий по валеологической проблематике,

разыгрывание ситуаций, связанных с состоянием здоровья.

Практический этап предполагает проявление собственной

валеологической позиции,

применение валеологических знаний, умений и навыков, путем включения в содержание обучения дидактических единиц, организацию учебной деятельности в благоприятной психологической атмосфере,

построение учебных занятий с позиций воспитания культуры здоровья, реализации

здоровьесберегающих технологий и т.д. Формированию валеологической культуры личности в

образовательном учреждении

способствуют: создание

благоприятных условий для личностного (физического, духовнонравственного, интеллектуального) развития человека, оказание ему комплексной социально-психологопедагогической помощи в

саморазвитии и самореализации в процессе адаптации, социализации, обеспечение молодому человеку возможности сохранения здоровья в период обучения, выработка необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и т.д.

Значит, обеспечение, сохранение и укрепление физического,

психологического, социального и нравственного здоровья личности, формирование нравственного

сознания социально значимых качеств и установок в жизненном самоопределении включает: создание комфортного воспитательного

пространства в обществе; поиск оптимальных здоровьесберегающих режимов учебно-воспитательной

работы; разработку и

совершенствование методов

здоровьесбережения, средств

обучения, соответствующих курсам основ безопасности

жизнедеятельности, биологии,

географии, экологии в

общеобразовательных школах

Дагестана.

Таким образом, можно констатировать, что формирование здорового образа жизни носит комплексный характер и

осуществляется через активное внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий и т.д.

Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении способствует

формированию валеологической культуры, для чего используются диагностический, коррекционный, консультативный и другие механизмы, составными элементами которых выступают всевозможные акции, интернет-конференции,

информационные кампании,

театрализованные представления, тематические дискотеки, конкурсы, спортивные мероприятия, клубы и т.д.

Важное место занимает реклама, направленная на профилактику употребления алкоголя, табака и наркотиков в рамках социально-валеологической службы,

позволяющая оптимизировать

имеющиеся ресурсы, использовать эффективные формы работы, обеспечить комплексный подход в формировании здорового образа жизни.

Сегодня отмечается улучшение нормативных представлений

относительно здоровья в последние годы, поскольку забота о здоровье становится элементом имиджа преуспевающих и серьезных деловых людей, качественной характеристикой любого

профессионала. Вовлечение же учащихся в систему

оздоровительной физической

культуры способствует повышению

грамотности и информированности в вопросах ведения здорового образа жизни, соблюдения системы питания, психорегуляции,

внетренировочных факторов

воздействия на организм, способов диагностики, контроля и

самоконтроля. Следовательно, программа формирования основ

Примечания

валеологической культуры

представляет собой открытый и творческий процесс, направленный на приобретение ценностных ориентиров общества и

доминирующих мировоззренческих установок, определяемых уровнем развития систем оздоровления.

1. Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. М. : Медицина, 2007. 116 с. 2. Безруких М. М. Школьные факторы риска и здоровья детей // Магистр. 2009. № 3. С. 30-38. 3. Брехман И. И. Введение в валеологию. М. : Колос, 2002. 214 с. 4. Ерофеев М. Б , Ковалев В. И , Фирсов М .М. Здоровьесберегающая роль внеклассных физкультурно-спортивных мероприятий // Воспитание школьников. 2009. № 10. С. 13-17. 5. Закон Российской Федерации «Об образовании». 4-е изд. М. : ИНФРА-М, 2006. 52 с. (Сер. «Федеральный закон»), 6. Кузнецова Л. М. Некоторые методы психолого-педагогического контроля за здоровьем учащихся. М. : Вита-Пресс, 2006. 96 с. 7. Новикова. С. Истинные причины школьной "перегрузки" // Директор школы. 2008. № 3. С.40-43. 8. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М. : Большая Российская Энциклопедия, 2002. 324 с. 9. Психологопедагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Ростов н/Д. : Факел, 2008. 544 с. 10. Сластенин В. А. Педагогика. М. : Академия, 2007. 576 с. 11. Смирнов В. И. Общая педагогика: Учебное пособие. М. : Изд-во «Логос», 2006. 304 с.

12. Социологический словарь / гл. ред. Д. М. Гвишиани. М. : Большая Российская Энциклопедия, 2002. 354 с. 13. Солдатова Т. А. Образование, творящее здоровье. Санология и валеология в учебном процессе: методическое пособие для педагогов. Ростов н/Д, 2004. С. 71.14. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям // Избранные педагогические сочинения. В 3 т. М., 1979. Т. С. 25-26.

Статья поступила в редакцию 16.08.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.