МЕДИЦИНСКИЙ ВЕСТНИК СЕВЕРНОГО КАВКАЗА, № 3, 2010
© Е.Д. Лапонова, 2010 УДК 613.955:614
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕВОЧЕК В ОДНОРОДНОМ ПО ПОЛУ КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Е.Д. Лапонова
Научный центр здоровья детей РАМН, Москва
В документах проводимой модернизации
школьного образования (2009) продекларирована его ориентация на образовательные потребности личности школьников, а также на приоритет сохранения здоровья обучающихся. Большинство школ России ведут поиск новых педагогических технологий. В этой связи особую актуальность приобретает гигиеническая оценка новых форм обучения относительно их влияния на формирование здоровья подрастающего поколения.
Медицинскими предпосылками к выполнению данной работы послужили результаты многолетних лонги-тудинальных наблюдений НИИ ГиОЗДиП за динамикой формирования здоровья у школьников на протяжении 60-х, 80-х и 90-х годов. Согласно этим данным, неблагоприятное воздействие школьного обучения в большей степени отражалось на динамике состояния здоровья девочек-школьниц [1-3]. Это позволяет ставить под сомнение целесообразность практики единых педагогических подходов к обучению школьников разного пола, поскольку в таком случае больше страдает состояние здоровья девочек как более прилежных и ответственных за свои учебные успехи, чем мальчики. С гигиенических позиций главная стратегия раздельного обучения девочек заключается в его направленности на сохранение общего и репродуктивного здоровья не только современных школьниц, но и их потомства, поскольку демографический, трудовой и обороноспособный потенциал общества определяется состоянием здоровья девочек - будущих матерей [2].
Материал и методы. Исследования проводились в общеобразовательной школе г. Москвы. Всего под наблюдением находилось 215 девочек (160 учениц девичьих и 55 учениц смешанных классов).
Результаты и обсуждение. Сравнительная характеристика сдвигов в состоянии здоровья у школьниц девичьих и смешанных классов относительно его отдельных показателей, полученных на основе репрезентативных наблюдений (контроль), свидетельствует о более благоприятной их динамике у школьниц девичьих классов по сравнению с таковой у девочек из смешанных коллективов. Так, распространенность функциональных отклонений со стороны сердечнососудистой (193,5%о), пищеварительной (177,4%о), нервной (387,1%) систем, а также дефицита массы тела (48,4%), т.е. систем, являющихся наиболее частой «мишенью» неблагоприятных социальных воздействий, у учениц девичьих классов к окончанию обучения в начальной школе была ниже (или на уровне) соответствующих показателей по группе репрезентативных наблюдений (соответственно 255,6%,
Лапонова Евгения Дмитриевна, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник лаборатории гигиены обучения и воспитания, тел.: 917-10-60; 8-910-413-93-73; e-mail: laponova_ed@mail.ru.
388,1%, 385,7%, 139,2%). Распространенность
функциональных отклонений среди учениц смешанных классов выявляла тенденцию к большему их числу относительно репрезентативных данных (соответственно 315,8%, 263,2%, 473,7%, 105,3%). К окончанию обучения в начальной школе у учениц девичьих классов отмечено 6-кратное снижение острой заболеваемости (по индексу пропусков) - с 4,8 у.е. до 0,8 у.е. против
2-кратного ее снижения у учениц смешанных классов (с 5,1 у.е. до 2,3 у.е.), а также полная функциональная связь (r=1) между острой заболеваемостью (4,1 у.е. -в 1-м, 4,8 у.е. - во 2-м и 0,8 у.е. в 3-м классе) и дискомфортными эмоциональными состояниями в конце учебного дня (30,9% - в 1-м, 33,6% - во 2-м и 18,7% в
3-м классе) в трехлетней динамике. К концу обучения в начальной школе оба показателя значительно снижались. Таким образом, установленная высокая степень корреляционных связей между острой заболеваемостью и эмоциональным состоянием придает последнему роль фактора, поддерживающего устойчивость детского организма к неблагоприятным средовым воздействиям в процессе обучения. Все это отражает меньшее негативное воздействие на состояние здоровья девочек комплекса школьно-средовых факторов при обучении их в однородном по полу коллективе.
Заключение. Проведенные исследования показали, что обучение девочек в однородном по полу классном коллективе способствует сохранению и укреплению их здоровья и в этой связи отвечает современной концепции модернизации школьного образования.
Литература
1. Ананьева, Н.А. О необходимости особого контроля за здоровьем и физическим развитием девочек-школьниц / Н.А. Ананьева, Г.А. Ям-польская // Школа здоровья. - 1995. - № 4. - С. 44-53.
2. Куинджи, Н.Н. Влияние школы на состояние здоровья и формирование репродуктивной функции девочек / Н.Н. Куинджи, М.А. Поленова // Школа здоровья. - 1995. - Т.2. - № 4. -С. 54-65.
3. Степанова, М.И. Гигиенические проблемы реформирования школьного образования / М.И. Степанова, Н.Н. Куинджи, А.Г. Ильин // Гигиена и санитария. - 2000. - №1. - С. 40-44.
Ключевые слова: учащиеся (девочки), состояние здоровья, школьное образование, эмоциональное состояние
HEALTH CARE POTENTIALITIES OF GIRLS IN FEMALE
HOMOGENEOUS SCHOOL-CLASS
LAPONOVA E.D.
Key words: pupils (girls), a state of health, school education, an emotional condition