Научная статья на тему 'ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВУЗА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ, ИНСТРУМЕНТЫ'

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВУЗА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ, ИНСТРУМЕНТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
395
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
здоровьесберегающий подход / здоровьесберегающие образовательные технологии / охрана здоровья обучающихся / дистанционное образование / дистанционное обучение / цифровизация образования / принципы здоровьесберегающих образовательных технологий / инструменты здоровьесберегающих технологий / универсальный педагогический дизайн / health-saving approach / health-saving educational technologies / health protection of students / distance education / distance learning / digitalization of education / principles of health-saving educational technologies / tools of health-saving technologies / universal pedagogical design

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Логунова Н.Ю., Фокина Л.В.

В статье рассматривается важность здоровьесберегающего подхода в системе дистанционного обучения. Сформулировано понятие здоровьесберегающих технологий в дистанционном обучении. Выделены основные, руководящие принципы, которые должны быть в основе организации учебного процесса с использованием цифровых технологий. Опираясь на имеющийся опыт, описаны инструменты, которые позволят качественно организовать учебный процесс на основе здоровьесберегающего подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Логунова Н.Ю., Фокина Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES OF THE UNIVERSITY IN THE CONTEXT OF DISTANCE LEARNING: CONCEPT, PRINCIPLES, TOOLS

The article discusses the importance of a health-saving approach in the distance learning system. The concept of health-saving technologies in distance learning is formulated. The main guiding principles that should be the basis for organizing the educational process using digital technologies are highlighted. Based on the existing experience, the tools that will allow you to organize the educational process on the basis of a health-saving approach are described.

Текст научной работы на тему «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВУЗА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ, ИНСТРУМЕНТЫ»

DOI 10.24411 /2076-1503-2021-10132 ЛОГУНОВА Н.Ю.,

кандидат технических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет

пищевых производств», е-mail: mail@law-books.ru

ФОКИНА Л.В.,

кандидат философских наук, доцент, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет

пищевых производств», е-mail: mail@law-books.ru

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВУЗА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ, ИНСТРУМЕНТЫ

Аннотация. В статье рассматривается важность здоровьесберегающего подхода в системе дистанционного обучения. Сформулировано понятие здоровьесберегающих технологий в дистанционном обучении. Выделены основные, руководящие принципы, которые должны быть в основе организации учебного процесса с использованием цифровых технологий. Опираясь на имеющийся опыт, описаны инструменты, которые позволят качественно организовать учебный процесс на основе здоровьесберегающего подхода.

Ключевые слова: здоровьесберегающий подход, здоровьесберегающие образовательные технологии, охрана здоровья обучающихся, дистанционное образование, дистанционное обучение, цифровизация образования, принципы здоровьесберегающих образовательных технологий, инструменты здоровьесберегающих технологий, универсальный педагогический дизайн.

LOGUNOVA N. Yu.,

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Moscow State University of Food Production»

FOKINA L.V.,

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Moscow State University of Food Production»

HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES OF THE UNIVERSITY IN THE CONTEXT OF DISTANCE LEARNING: CONCEPT, PRINCIPLES, TOOLS

Annotation. The article discusses the importance of a health-saving approach in the distance learning system. The concept of health-saving technologies in distance learning is formulated. The main guiding principles that should be the basis for organizing the educational process using digital technologies are highlighted. Based on the existing experience, the tools that will allow you to organize the educational process on the basis of a health-saving approach are described.

Key words: health-saving approach, health-saving educational technologies, health protection of students, distance education, distance learning, digitalization of education, principles of health-saving educational technologies, tools of health-saving technologies, universal pedagogical design.

Введение

Эволюционные изменения жизнедеятельности общественных институтов на современном этапе актуализируют научные исследования для решения глобальных проблем, в т.ч. проблемы образования населения в условиях пандемии.

Тотальная цифровизация всех сфер общественной жизни, переход на дистанционные формы взаимодействия обязывает систему образования активно внедрять технологии, отвечающие требованиям новой цифровой парадигмы [17, с. 48]. Главная цель в этом - сбережение здо-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021

ровья человека, формирование качеств, способствующих созидательному отношению к себе, к окружающему миру, что является главным условием развития личности, условием гармоничного существования человеческого сообщества.

Право на охрану здоровья и обязанность государства охранять здоровье людей закреплены в ст. 7 и ст. 41 Конституции РФ [1].

В международных нормативных актах право на охрану здоровья, как одно из важнейших прав человека содержится во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах [6], Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) [7].

В п. 3 ст. 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» устанавливаются принципы гуманистического характера образования, среди которых - приоритет жизни и здоровья человека [2].

Статья 41 вышеназванного Закона в числе мер охраны здоровья обучающихся закрепляет пропаганду здорового образа жизни и обучение навыков в этом.

С нашей точки зрения, понятие «здоровье» достаточно полно сформулировано в преамбуле к Уставу ВОЗ (1948 г.). Здоровье - состояние полного физического, душевного и социального благополучия [7].

Созвучны с этим определением положения Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», где здоровье - это взаимосвязь состояний физического, психического и социального благополучия человека, при отсутствии заболеваний и расстройств функций органов и систем организма человека [3].

Всемирная организация здравоохранения в пресс-релизе, анонсирующем глобальную компанию по мобилизации молодёжи в борьбе с пандемией COVID-19 отмечает, что среди последствий пандемии для молодого поколения - перебои в получении образования, проблемы с трудоустройством, нарушение физического и психического здоровья и др. По данным ВОЗ, у 90% молодежи обнаруживаются тревожные расстройства на почве COVID-19 [7].

Тотальная цифровизация образования, цифровые технологии, ставшие повседневной реальностью в условиях пандемии, с одной стороны, предоставляют огромные возможности с точки зрения овладения информацией, при этом, как справедливо отмечает И.В. Роберт, несут в себе и существенные негативные последствия. Рассре-доточенность внимания, снижение уровня понимания информации и непонимание в целом её содержания; развитие алгоритмического мышления и др. [17, с. 55]. Все это искажает понимание

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021

реальности, тем самым наносит существенный вред здоровью.

Таким образом, разработка и обеспечение эффективных мер по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в современных условиях эволюционной трансформации общества - первостепенная задача научно-педагогического сообщества.

Здоровьесберегающий подход остается важным условием дистанционного образования. В этой связи, считаем необходимым концептуально обосновать принципы, лежащие в основе здоровьесберегающих технологий в условиях дистанционного обучения с применением цифровых технологий, адаптировать их инструментарий к новым реалиям.

Понятие и принципы здоровьесберегаю-щих образовательных технологий в дистанционном обучении

Цели и задачи, лежащие в основе дистанционного обучения с применением цифровых технологий, сформулированы в федеральных стратегических документах: национальный проект «Цифровая экономика Российской Федерации»; национальный проект «Образование»; государственной программе «Развитие образования» - федеральный проект «Цифровая образовательная среда» [5].

Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий регулируются положениями ст. 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [2].

В соответствии с законодательством на локальном уровне дистанционное обучение регламентируется образовательными учреждениями.

Экспертами ЮНЕСКО в 2008 г. разработаны международные рекомендации к ИКТ-компетент-ности преподавателей - ICT Competency Standards for Teachers [8].

Данный стандарт содержит руководящие принципы, на которые рекомендуется опираться образовательным учреждениям при реализации дистанционного обучения с применением цифровых технологий. Базовые принципы, изложенные в этом документе, отражают идею создания общества знаний - как новой глобальной социальной технологии, представленной в 2005 году во Всемирном докладе ЮНЕСКО «К обществам знаний» [8]. В основе этой концепции общественного развития - новая ценностная парадигма образования, роль которого не просто передача и освоение знаний, а создание возможностей для каждого члена социума производить (порождать) новые знания для собственного гармоничного развития во благо всего общества.

Таким образом, сохранение и укрепление здоровья субъектов образовательного процесса в условиях цифровых технологий - приоритетная задача в мировом образовательном пространстве. Здоровьсберегающий подход остается центральным в глобальной системе образования, характеризуется как составная обязательная часть всей образовательной системы, в основе которой лежит приоритет здоровья по отношению к иным направлениям воспитательной работ.

В научной литературе на сегодняшний день сформулированы определения здоровьесберега-ющих образовательных технологий (далее -ЗОТ), обоснована их классификация, разработан основной инструментарий.

ЗОТ определяются отечественными авторами как совокупность принципов, приемов, методов, обеспечивающих необходимый уровень обучения при сохранении работоспособности и расширении функциональной возможности организма учащихся [18, с. 299].

Применение здоровьесберегающего подхода способствует формированию у обучающихся компетенций (когнитивных, поведенческих), необходимых для сохранения и укрепления здоровья; развитию личностной самоэффективности, способностей к саморегулируемому целеполаганию, достижению результата [19].

В свою очередь, мы определяем здоровьсбе-регающие технологии в дистанционном обучении как образовательную технологию, обеспечивающую сохранение и укрепление здоровья обучающихся в процессе передачи, освоения и производства знаний посредством использования цифровых технологий.

В отечественной научной литературе авторы выделяют ряд принципов, которые должны быть в основе организации учебного процесса: создание мотивации на сохранение и укрепление здоровья; формирование культуры здоровья; творческий характер образовательного процесса; использование психологических приемов, что требует соответствующей подготовки преподавателей [19]. Одно из главных условий - формирование знаний и профессиональных умений преподавателя по использованию ЗОТ.

С учетом этих принципов и принципов, изложенных в международных стандартах, мы выделяем те, которые должны быть в основе ЗОТ в условиях дистанционного обучения:

• принцип осознания важности не причинения вреда здоровью - как ключевой принцип учебного процесса в целом;

• принцип индивидуализированного обучения, который в совокупности с иными позволяет мотивировать к обучению всех без исключе-

ния студентов, в т.ч. самых проблемных из них;

• принцип личностно-центрированного обучения, в основе него -интересы, потребности обучающихся, как основное условие их мотивации, продуктивного освоения учебного материала;

• принцип субъект-субъектного, коллабора-тивного взаимодействия студент-студент-преподаватель, обеспечивающий стопроцентную вовлеченность обучающихся;

• принцип проблемно-ориентированного, эвристического обучения;

• принцип возможности корректировки цели в процессе обучения;

• принцип наглядности при мультимедийной подаче дидактического материала, в его основе - модель мультимедийного обучения Ричарда Майера [21];

• принцип демонстрации различных видов учебной деятельности самим преподавателем;

• принцип комплексного междисциплинарного подхода;

• принцип обратной связи, позволяющий реально оценить эффективность учебного процесса; включает в себя не только коммуникацию студент-преподаватель, обратная связь должна строиться на взаимодействии всех заинтересованных субъектов в подготовке квалифицированных специалистов -работодателей, заказчиков, др.;

• принцип обеспечения информационной безопасности субъектов образовательного процесса.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, можно качественно спроектировать дистанционный учебный курс с применением цифровых технологий.

Представляется, что указанные принципы, как руководящие требования, могут быть в основе стандарта дистанционного обучения. Разработка стандарта на федеральном уровне позволит эффективно выстроить конкурентноспособную в мировом пространстве систему образования.

Проектирование дистанционного учебного курса с учетом ЗОТ

При проектировании дистанционного образовательного пространства необходимо опираться на принципы ЗОТ, обеспечивающих полноценное взаимодействие онлайн аудитории с учетом её особенностей.

На сегодняшний день представлено много альтернативных подходов к организации обучения, созданы новые формы университетов, отвечающие вызовам времени. Разработаны различные платформы для организации дистанционного

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021

обучения. Конкурентоспособность образовательного учреждения зависит от того, насколько оперативно коллектив реагирует на новые условия жизни, насколько продуктивно используются новые возможности изменения и развития. Внедрение новых, обоснованных методов и технологий обучения зависит от компетентности и профессионализма научно-педагогических кадров. Здесь весьма полезен обмен опытом с российскими и зарубежными коллегами, повышение квалификации, научные исследования, создание школ педагогического мастерства.

Хотим отметить, что для повышения качества образования преподаватели должны сами осознанно становиться разработчиками моделей обучения, исходя из специфики учебного курса, особенностей аудитории обучающихся.

Таблица 1

Технологическая карта дистанционного курса дисциплины «Информационные системы и технологии в менеджменте» Содержание курса

Раздел/тема Кол-во часов Блок курса Наполнение курса/разделы темы Ресурсы СДО Оценивание (баллы/ шкала) Примечание

Тема 1. «Понятие и структура информационного менеджмента» 28 Теоретический блок Лекция № 1. «...» Scorm пакет

Презентация к лекциям Файл

Литература Гиперссылка, файл

Практический блок Задание № 1. «...» Задание 100 баллов

Рекомендации по выполнению заданий Файл

Контрольный блок Тест № 1 по теме Тест 100 баллов Обучающий тест, максимальная оценка из всех попыток. Время - 1 час

Тест № 2 по теме Тест 100 баллов Требование: Время - 30 мин. Кол-во вопросов -30 Строгий контроль

Коммуникативный Общий чат Чат

блок Опрос Опрос 5 баллов

Блок «Здоровье» «Кейс-задание» Папка 100 баллов Выполнение в рамках самостоятельной работы

Упражнение Пояснение

Тема ...

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021

Отправные принципы построения дистанционного взаимодействия между преподавателем и студентом должны воплощаться в грамотной системе планирования учебного процесса, в четко разработанных критериях определения эффективности результатов обучения.

При проектировании дистанционного курса удобно составлять технологическую карту (табл. 1), которая позволяет системно видеть последовательность всех форм учебной деятельности, временные затраты, требования к результатам освоения курса. В технологической карте дистанционного курса также указываются цифровые ресурсы, используемые для организации обучения по каждой теме занятия.

С нашей точки зрения, для проектирования дистанционного учебного курса, с учетом приоритета принципов здоровьесберегающего подхода, эффективно использовать модель педагогического универсального дизайна процесса обучения - UDL - Universal Design for Learning, разработанную профессором Гарвардского университета Девидом Роузом [20]. Эта модель активно используется в зарубежных странах для создания вариативных образовательных программ. Представляет собой комплексный подход к проектированию учебного курса, который позволяет удовлетворить индивидуальные потребности разнообразной аудитории обучающихся, включив их непосредственно в процесс проектирования учебной деятельности.

Учебный курс строится на основе планирования следующих видов работы: 1) стимулирование мотивации - планируются способы представления информации исходя из индивидуальных запросов студентов;

2) обеспечение возможности обучающимся самостоятельно выбирать форму демонстрации учебной деятельности - планируются способы деятельности обучающихся;

3) адаптирование способа представления учеб-

ного материала под индивидуальные запросы обучающихся - выбор способов взаимодействия.

С учетом этих положений составляется таблица-матрица 3*3. По горизонтали в столбцах указываются: 1) способы мотивации; 2) способы представления информации; 3) способы взаимодействия. В горизонтальных ячейках указываются: 1) способы обеспечения доступа к информации; 2) способы обеспечения контроля и поддержки практической деятельности обучающихся; 3) способы организации самостоятельной работы обучающихся (табл. 2).

Таблица 2

Карта дистанционного курса дисциплины «Информационные системы и технологии в менеджменте» Проектирование учебного курса на основе универсального педагогического дизайна (UDL)

Тема 1. «Понятие и структура информационного менеджмента» Мотивация Представление информации Взаимодействие

Обеспечение доступа Ссылка на дистанционное занятие в системе е-1еагтпд МГУПП Видеолекции в google meet, презентация лекций в e-learning, Конспект лекций в e-learning Общий чат, Вотсап

Обеспечение практической деятельности обучающихся Конкурс на звание «Лучший студент курса» Тесты для самопроверки, интерактивные задания Общий чат, Вотсап.

Обеспечение самостоятельной практики Балльно-рейтинговая таблица, рефлексивное анкетирование Запись скринкаст при выполнении задания. Разработка mind-map при выполнении кейс-задания Совместная работа над выполнением заданий, записью скринкаст, разработкой mind-map кейс-задания

Используя эту модель, мы даем возможность каждому быть вовлеченным в учебный процесс с учетом собственных потребностей и интересов, формируем мотивацию к познавательной деятельности, обеспечиваем эффективное планирование, достижение, удовлетворенность результатами. Такой подход создает комфортные условия для взаимодействия, позволяет качественно интегрировать в учебный процесс различные инструменты здоровьесберегающих технологий.

Инструменты здоровьесберегающих образовательных технологий

1. Среди недавних трендов зарубежного образования - отказ на время от гаджетов и приведение в баланс своего психоэмоционального самочувствия посредством психотехник. В британских образовательных учреждениях проводились в этом ключе уроки осознанности, на которых обучающимся показывали техники для укрепления психоэмоционального здоровья [9].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021

В условиях дистанционного обучения можно адаптировать эти техники и использовать их онлайн: релакс-минуты, минуты телесно-ориентированной терапии, дыхательные упражнения, упражнения для глаз.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эффективно в этой связи использование такого здоровьесберегающего инструмента, как организация учебного процесса на основе развития эмоционального интеллекта преподавателя и обучающихся. В отечественных и зарубежных образовательных учреждениях исследования эффективности методики развития эмоционального интеллекта достаточно актуальны, этот метод весьма успешно применяется [12, 13, 25].

2. Художественные и культурные практики плодотворно влияют на развитие личности.

Творчество - это один из эффективных инструментов ЗОТ.

Арт-технологии полезно использовать при проектировании учебного курса, творческие задания мотивируют студентов, вызывают активный отклик в их выполнении, обеспечивают высокие результаты в обучении.

3. Среди недавних новелл российского законодательства - положение о практической подготовке. Пункт 4 Положения о практической подготовке обучающихся (утв. Приказом Минобрна-уки РФ/Минпросвещения РФ от 5.08.2020 №885/390) определяет, что практическая подготовка может быть организована в различных видах учебной деятельности в рамках учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик и других компонентов образовательных программ [4].

Считаем важным обратить внимание на этот компонент учебного процесса как инструмент ЗОТ.

Практическая подготовка - одно из основных условий формирования опережающего образовательного пространства.

Для реализации этой задачи необходимо консолидировать усилия образовательной организации и реального сектора - работодателей и вендоров, заинтересованных в компетентных кадрах.

Непосредственное участие работодателей в учебном процессе повышает мотивацию обучающихся, создает для них комфортные условия «погружения» в профессию. Студенты приобретают чувство уверенности в своей востребованности на рынке труда, а работодатель получает готового специалиста, которого не надо доучивать в процессе трудовой деятельности.

Такая дуальная модель выстраивается достаточно эффективно. Работодатели могут предлагать свои кейсы заданий, выполнение кото-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021

рых поощряется престижными местами практик и последующим трудоустройством.

В современном мире и при очном формате обучения многие компетенции приобретаются выпускником уже в процессе трудовой деятельности, а те компетенции, которые освоены в учебном заведении могут уже «выгореть» в течении нескольких лет. В дистанционном формате только при непосредственном участии работодателя в подготовке специалиста обучение может быть эффективным [11, с. 54; 14, с. 86].

В этом ключе мы активно взаимодействуем с вендорами и работодателями по созданию фондов оценочных средств. Партнеры предоставляют задания, ориентированные на решения актуальных профессиональных задач.

4. Экоориентированность образования. В.А. Сухомлинский отмечал, что сопереживание красоты окружающего мира есть важное условие становления личности.

16.12.2020 г. под эгидой ЮНЕСКО стартовала миссия по ускорению достижения цели устойчивого развития - 4.7 (ЦУР), которая призывает государства развивать образование в интересах устойчивого развития и сохранения мира [8]. Программы по преобразованию образования в этом контексте в условиях пандемии будут направлены на создание условий для участия молодежи всех возрастов в мероприятиях, способствующих сохранению среды обитания человека.

Вовлечение обучающихся в реальные жизненные сценарии, поиск конкретных решений проблемы бережного обращения с окружающей средой, с собственным здоровьем на всех уровнях -важный инструмент здоровьесбережения на всех этапах обучения в рамках любой образовательной программы.

Плюс такой работы - расширение возможностей сотрудничества с зарубежными образовательными организациями, что способствует повышению мотивации студентов и их более активной вовлеченности в процесс производства знаний.

5. Информационная культура наряду с экоориентированностью - тренды современного образования [16, с. 89].

По сути, безграничные информационные ресурсы агрессивно влияют на здоровье человека, дезориентируют, поглощают время. Преподавателю следует, в первую очередь, способствовать формированию у обучающегося осознанности своих информационных потребностей; умения находить нужную информацию и эффективно с ней работать; корректно обращаться с информацией; понимать политику информационной безопасности.

Заключение

В заключение следует отметить, что в цифровую эпоху особое внимание важно уделить концептуальному обоснованию здоровьсберегающих технологий в дистанционном обучении, внедрении их в образовательный процесс, основываясь на руководящих принципах, закрепленных в нормативных источниках и разработанных стандартах.

Следует внедрять эффективные педагогические модели обучения, в основе которых принципы здоровьесбережения. Необходимо совершенствовать инструментарий ЗОТ, повышать цифровую компетентность и психолого-педагогическую грамотность кадров.

Образовательным учреждениям важно периодически осуществлять обновление рабочих программ, добавлять в них новые актуальные темы, отвечающие современным требованиям и принципам мирового глобального цифрового образования цифрового образования [10, с. 246 - 247].

В Фонд оценочных средств дисциплины, в технологическую карту (матрицу) учебного курса целесообразно включать модуль - «здоровье».

Большой проблемой остается в российской действительности цифровая грамотность населения. В 2019 г. по этому показателю Россия находилась на 23-м месте рейтинга группы Digital Society Index [7].

Есть регионы, где ИКТ технологии не доступны вообще, либо Интернет работает со значительными перебоями.

При всем, мы надеемся, что консолидированными усилиями государства, научно-педагогической общественности, самих студентов наша система образования в любом формате будет со временем отвечать мировым стандартам, при этом сохранится преемственность положительного опыта и культурных особенностей отечественного образования.

Список литературы:

[1] Конституция Российской Федерации. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 23.01.2021).

[2] Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 23.01.2021).

[3] Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ф3. URL: http://www.consultant. ru/ (дата обращения: 23.01.2021).

[4] Положение о практической подготовке обучающихся, утв. Приказом Минобрнауки РФ, Минпросвещения РФ от 5.08.2020 №885/390, зарег. в Минюсте 11.09.2020 №59778. URL: http:// www.consultant.ru/ (дата обращения: 23.01.2021).

[5] Официальный портал госпрограмм РФ. URL: https://programs.gov.ru/ (дата обращения: 23.01.2021).

[6] Официальный сайт ООН. Документы. URL: ttps://www.un.org/ru/documents/ (дата обращения: 23.01.2021).

[7] Официальный сайт ВОЗ. URL: https:// www.who.int/ru (дата обращения: 23.01.2021).

[8] Официальный сайт ЮНЕСКО. URL: https://en.unesco.org (дата обращения: 23.01.2021).

[9] Официальный сайт Правительства Великобритании. URL: http // https://www.gov.uk; официальный сайт ЮНЕСКО. URL: http://en.unesco.org (дата обращения: 23.01.2021).

[10] Афанасьева С.А., Бурьянов С.А., Звона-рев А.В. и др. Глобальные процессы и формирование глобального образования (междисциплинарное исследование): монография / под общ. ред. С.А. Бурьянова. А.И. Кривенького. - М.: МГПУ, 2019. - Кн. 2. - С. 276.

[11] Володин С.М., Демкина Н.И., Фокина Л.В. Современное состояние и направления оптимизации образовательной программы по специальности 10.02.05. // Среднее профессиональное образование. -2019. - № 9. - С. 52 - 56.

[12] Зайцева А.В., Шуткова И.И. Возможности использования результатов исследований эмоционального интеллекта в педагогической практике. // Известия Пензенского гос. педагогического ун-та им. В.Г. Белинского. - 2008. - № 11. - С. 128 - 130.

[13] Куприна Т.В. Развитие эмоционального интеллекта - необходимое условие современного образовательного процесса // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2010. - № 12. - С. 90 - 92.

[14] Лабутина Н.В., Тютькова И.А., Логунова Н.Ю. Дуальная модель обучения в условиях взаимодействия с малым и средним бизнесом на примере пищевой и перерабатывающей промышленности АПК // Глобальный научный потенциал. -2018. - № 12. - С. 84 - 87.

[15] Монина Г.Б. Развитие эмоционального интеллекта. // Уч. зап. Санкт-Петербургской академии управления и экономики. - 2009. - № 2 (24). - С. 144 - 155.

[16] Петрова Е.В. Информационная экология как «стратегия выживания» человека в цифровой среде // Вопросы философии. - 2020. - № 10. - С. 89-98.

[17] Роберт И.В. Аксиологический подход к прогнозу развития образования в условиях цифровой парадигмы. Инновационные процессы в профессиональном и высшем образовании и профессиональном самоопределении: колл. монография / гл. ред. Н.Д. Подуфалов. - М: Изд-во «Экон-Информ», 2020. - С. 47 - 73.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021

[18] Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2006. - 320 с.

[19] Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО, 2002. - 121 с. [Электронный ресурс]. URL: http:// el.z-pdf. ru/31pedagogika/16815-1-nk-smirnov-zdorovesberegayuschie-obrazovatelnie-tehnologii-sovremennoy-shkole-m-apk-pro-2002-121s-pechataetsya-r.php

[20] Anne Meyer, David H. Rose, David Gordon. Universal Design for Learning theory and practice. Copyright. 2014 by CAST, Inc. URL: http:// udltheorypractice.cast.org. (https://www.amazon. com/Universal-Design-Learning-Theory-Practice/ dp/0989867404).

[21] Richard E. Mayer. Cognitive Theory of Multimedia Learning // Cambridge Handbook of Multimedia Learning. - NY: Cambr. Univ. Press, 2010. - P. 31 - 48.

Spisok literatury:

[1] Konstituciya Rossijskoj Federacii. URL: http://www.consultant.ru/ (data obrashcheniya: 23.01.2021).

[2] Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» ot 29.12.2012 № 273-FZ. URL: http:// www.consultant.ru/ (data obrashcheniya: 23.01.2021).

[3] Federal'nyj zakon «Ob osnovah ohrany zdorov'ya grazhdan v Rossijskoj Federacii» ot 21.11.2011 № 323-FZ. URL: http://www.consultant. ru/ (data obrashcheniya: 23.01.2021).

[4] Polozhenie o prakticheskoj podgotovke obu-chayushchihsya, utv. Prikazom Minobrnauki RF, Min-prosveshcheniya RF ot 5.08.2020 №885/390, zareg. v Minyuste 11.09.2020 №59778. URL: http://www. consultant.ru/ (data obrashcheniya: 23.01.2021).

[5] Oficial'nyj portal gosprogramm RF. URL: https://programs.gov.ru/ (data obrashcheniya: 23.01.2021).

[6] Oficial'nyj sajt OON. Dokumenty. URL: ttps:// www.un.org/ru/documents/ (data obrashcheniya: 23.01.2021).

[7] Oficial'nyj sajt VOZ. URL: https://www.who. int/ru (data obrashcheniya: 23.01.2021).

[8] Oficial'nyj sajt YuNESKO. URL: https://en. unesco.org (data obrashcheniya: 23.01.2021).

[9] Oficial'nyj sajt Pravitel'stva Velikobritanii. URL: http // https://www.gov.uk; oficial'nyj sajt YuNESKO. URL: http://en.unesco.org (data obrashcheniya: 23.01.2021).

[10] Afanas'eva S.A., Bur'yanov S.A., Zvonarev A.V. i dr. Global'nye processy i formirovanie glob-al'nogo obrazovaniya (mezhdisciplinarnoe issledo-vanie): monografiya / pod obshch. red. S.A.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021

Bur'yanova. A.I. Kriven'kogo. - M.: MGPU, 2019. -Kn. 2. - S. 276.

[11] Volodin S.M., Demkina N.I., Fokina L.V. Sovremennoe sostoyanie i napravleniya optimizacii obrazovatel'noj programmy po special'nosti 10.02.05. // Srednee professional'noe obrazovanie. -2019. - № 9. - S. 52 - 56.

[12] Zajceva A.V., Shutkova I.I. Vozmozhnosti ispol'zovaniya rezul'tatov issledovanij emocion-al'nogo intellekta v pedagogicheskoj praktike. // Izvestiya Penzenskogo gos. pedagogicheskogo un-ta im. V.G. Belinskogo. - 2008. - № 11. - S. 128 - 130.

[13] Kuprina T.V. Razvitie emocional'nogo intellekta - neobhodimoe uslovie sovremennogo obrazo-vatel'nogo processa // Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. - 2010. -№ 12.-S. 90 - 92.

[14] Labutina N.V., Tyut'kova I.A., Logunova N.Yu. Dual'naya model' obucheniya v usloviyah vzai-modejstviya s malym i srednim biznesom na primere pishchevoj i pererabatyvayushchej promyshlennosti APK // Global'nyj nauchnyj potencial. - 2018. - № 12.

- S. 84 - 87.

[15] Monina G.B. Razvitie emocional'nogo intellekta. // Uch. zap. Sankt-Peterburgskoj akademii upravleniya i ekonomiki. - 2009. - № 2 (24). - S. 144

- 155.

[16] Petrova E.V. Informacionnaya ekologiya kak «strategiya vyzhivaniya» cheloveka v cifrovoj srede // Voprosy filosofii. - 2020. - № 10. - S. 89-98.

[17] Robert I.V. Aksiologicheskij podhod k prog-nozu razvitiya obrazovaniya v usloviyah cifrovoj para-digmy. Innovacionnye processy v professional'nom i vysshem obrazovanii i professional'nom samoopre-delenii: koll. monografiya / gl. red. N.D. Podufalov. -M: Izd-vo «Ekon-Inform», 2020. - S. 47 - 73.

[18] Smirnov N.K. Zdorov'esberegayushchie obrazovatel'nye tekhnologii i psihologiya zdorov'ya v shkole. - M.: ARKTI, 2006. - 320 s.

[19] Smirnov N.K. Zdorov'esberegayushchie obrazovatel'nye tekhnologii v sovremennoj shkole. -M.: APK i PRO, 2002. - 121 s. [Elektronnyj resurs]. URL: http:// el.z-pdf.ru/31peda-gogika/16815-1-nk-smirnov-zdorovesberegayuschie-obrazovatelnie-tehnologii-sovremen-noy-shkole-m-apk-pro-2002-121s-pechataetsya-r. php

[20] Anne Meyer, David H. Rose, David Gordon. Universal Design for Learning theory and practice. Copyright. 2014 by CAST, Inc. URL: http:// udltheorypractice.cast.org. (https://www.amazon. com/Universal-Design-Learning-Theory-Practice/ dp/0989867404).

[21] Richard E. Mayer. Cognitive Theory of Multimedia Learning // Cambridge Handbook of Multimedia Learning. - NY: Cambr. Univ. Press, 2010. - P. 31

- 48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.