Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНЖЕНЕРНО-ГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В УДАЛЕННОМ РЕЖИМЕ'

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНЖЕНЕРНО-ГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В УДАЛЕННОМ РЕЖИМЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УДАЛЁННЫЙ РЕЖИМ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА / ИНЖЕНЕРНО-ГРАФИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / REMOTE MODE / REMOTE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / ACADEMIC DISCIPLINE / ENGINEERING AND GRAPHIC DISCIPLINES / VISUALIZATION / MODULAR TECHNOLOGY / EDUCATIONAL MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимофеев В. Н., Демина Ю. Ю.

Статья посвящена описанию особенностей преподавания инженерно-графических дисциплин в удалённом режиме. Актуальность темы исследования обусловлена усилением тенденции к компьютеризации образовательного процесса в современных условиях, а также массовым вынужденным переходом образовательных организаций на дистанционный формат обучения. На основе анализа публикаций, описывающих опыт внедрения дистанционных технологий в практику преподавания инженерно-графических дисциплин, выделены три особенности этого процесса: обязательная визуализация информации, составляющей содержание учебной дисциплины; модульный принцип построения образовательных программ с элементами междисциплинарной интеграции; особый подход к формированию у обучающихся учебной мотивации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тимофеев В. Н., Демина Ю. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TEACHING ENGINEERING AND GRAPHIC DISCIPLINES IN REMOTE MODE

The article is devoted to the description of the features of teaching engineering and graphic disciplines in remote mode. The relevance of the research topic is due to the increasing trend towards computerization of the educational process in modern conditions, as well as the mass forced transition of educational organizations to a distance learning format. Based on the analysis of publications describing the experience of implementing distance technologies in the practice of teaching engineering and graphic disciplines, three features of this process are identified: the mandatory visualization of information that makes up the content of the discipline; the modular principle of building educational programs with elements of interdisciplinary integration; a special approach to the formation of students ' learning motivation.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНЖЕНЕРНО-ГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В УДАЛЕННОМ РЕЖИМЕ»

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНЖЕНЕРНО-ГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В УДАЛЕННОМ РЕЖИМЕ

В.Н. Тимофеев, канд. техн. наук, доцент Ю.Ю. Демина, канд. техн. наук, доцент Московский политехнический университет (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-2-3-173-177

Аннотация. Статья посвящена описанию особенностей преподавания инженерно-графических дисциплин в удалённом режиме. Актуальность темы исследования обусловлена усилением тенденции к компьютеризации образовательного процесса в современных условиях, а также массовым вынужденным переходом образовательных организаций на дистанционный формат обучения. На основе анализа публикаций, описывающих опыт внедрения дистанционных технологий в практику преподавания инженерно-графических дисциплин, выделены три особенности этого процесса: обязательная визуализация информации, составляющей содержание учебной дисциплины; модульный принцип построения образовательных программ с элементами междисциплинарной интеграции; особый подход к формированию у обучающихся учебной мотивации.

Ключевые слова: удалённый режим, дистанционные образовательные технологии, учебная дисциплина, инженерно-графические дисциплины, визуализация, модульная технология, учебная мотивация.

Удалённый режим обучения - одна из форм реализации образовательных программ учебными заведениями, предусмотренных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» [1]. Осуществление образовательной деятельности с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий практикуется в России достаточно давно, однако до недавнего времени теория и практика удалённого режима обучения обсуждались, как правило, в контексте проблематики всеобщей компьютеризации образования, которая, в свою очередь, стала следствием трансформирования постиндустриального общества в информационное. Ещё один традиционный контекст обсуждения содержательных и методических аспектов дистанционного обучения - это проблематика обучения лиц с особыми образовательными потребностями, обусловленными ограниченными возможностями здоровья. И лишь совсем недавно, в связи с пандемией СОУШ19, вопросы реализации образовательных программ в удалённом режиме приобрели актуальность в совершенно ином контексте,

а именно - в значении общеобразовательной практики.

Переход всей системы образования на удалённый режим оказался внезапным, стремительным и вынужденным. По этой причине большинство субъектов образовательного процесса оказались недостаточно готовыми к этому. Возникло противоречие между объективной необходимостью в переходе на дистанционный формат обучения и малой распространённостью массовой практики работы образовательных организаций с обучающимися в удалённом режиме. Особенно ярко это противоречие обозначилось применительно к тем дисциплинам, которые, по определению, сложны для освоения. К их числу относятся инженерно-графические дисциплины.

Наличие такого противоречия обусловливает необходимость исследования имеющегося педагогического опыта преподавания инженерно-графических дисциплин в удалённом режиме с целью выявления особенностей этого процесса.

Проанализировав ряд публикаций по теме исследования, мы можем выделить три основных особенности преподавания

инженерно-графических дисциплин в удалённом режиме:

- обязательная визуализация информации, составляющей содержание учебной дисциплины;

- модульный принцип построения образовательных программ с элементами междисциплинарной интеграции;

- особый подход к формированию у обучающихся учебной мотивации.

Необходимость в обязательной визуализации информации, составляющей содержание учебной дисциплины, объясняется, прежде всего, спецификой тех результатов, которые должны быть достигнуты обучающимся в процессе изучения инженерно-графических дисциплин. Осваивая инженерно-графические дисциплины, студент должен научиться читать чертежи, выполнять геометрические построе-

Авторами модели отмечается, что «визуализация информации - один из классических приёмов, позволяющих повысить педагогическую эффективность обучения» [2], и с этим нельзя не согласиться, так как использование наглядности всегда было и остаётся одним из основных правил дидактики. Более того, при обучении дисциплинам графического цикла предъявление учебной информации в наглядной

ния, мысленно представлять пространственный образ объекта по его проекциям, плоским изображениям. Осуществление этих операций становится возможным только на основе оперирования визуальными образами.

Для решения задачи визуализации информации в процессе преподавания инженерно-графических дисциплин в удалённом режиме специалистами ФГОУ ВПО «Сибирский государственный университет путей сообщения» А.В. Петуховой и И.А. Сергеевой предлагается использовать технологию визуально-ориентированного обучения, представленная ими в виде теоретической педагогической модели, применимой к любой из дисциплин - от «Начертательной геометрии» до «Инженерной ЭБ-графики» [2]. Эта модель представлена на рисунке.

форме является естественным, а современный уровень технических средств обучения позволяет извлечь максимум результата из наглядных методов обучения.

Что касается модульного принципа построения образовательных программ, то здесь следует заметить, что модульная технология обучения давно зарекомендовала себя как одна из самых продуктивных образовательных технологий, в особенно-

Теоретическая педагогическая модель

Организационно-педа гогичес кая

Процедурно-процессуальная

Материал ьно-

1одержание учебных сурсов

Формы и методы обучения

Диагностика успешности обучения

Процедуры развертывания содержания

Способы организации учебного процесса

Организация обратной

Материально-технические средства и информациоин ые ресурсы

Учебные ресурсы и средства сопровождения учебного процесса

Технические и электронные средства связи и обмена информацией

Рис. Структура теоретической педагогической модели визуализации информации [2]

сти, в работе со студентами [3]. Модульный принцип построения образовательных программ с элементами междисциплинарной интеграции предполагает разбивку всего содержания обучения на смысловые единицы, которые выстраиваются в логической последовательности, что позволяет студенту осваивать сначала базовые теоретические знания, затем научиться применять их на практике на уровне выполнения простейших операций, а затем совершенствовать прикладные компетенции, постепенно достигая уровня свободного проектирования [4, 5].

Использование в образовательном процессе модульной технологии позволяет студенту глубоко вникнуть в особенности выполнения каждой операции в осуществлении геометрических построений. Каждый модуль - это полноценное учебно-методическое обеспечение, включающее учебники, справочники, лекционный материал, дидактические материалы для графических работ, макеты и контрольно-измерительные материалы, позволяющие своевременно оценивать уровень освоения содержания учебной дисциплины. Вся совокупность модулей образует, в конечном итоге, современный учебно-методический комплекс с вариативным содержанием и возможностью отслеживать динамику результативности образовательного процесса.

Модульный принцип позволяет выстраивать образовательный процесс в соответствии с установленным графиком, достигая, тем самым, систематичности в освоении студентами инженерно-графических дисциплин [6].

К слову, отсутствие систематичности в учебной деятельности студентов представляет собой достаточно распространённую проблему, которая неразрывно связана с проблемой мотивации учебной деятельности обучающихся. Ознакомление с публикациями по теме исследования показало, что в большинстве случаев авторами описывается положительный опыт внедрения дистанционных образовательных технологий в практику преподавания инженерно-графических дисциплин [7, 8, 9]. Однако встречаются и такие публикации, в кото-

рых освещается негативный опыт работы преподавателей инженерно-графических дисциплин со студентами в удалённом режиме. Так, например, К.А. Вольхин в своей статье подробно осветил опыт использования электронных учебно-методических материалов, разработанных преподавателями Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета при обучении студентов дисциплине «Начертательная геометрия», где показал, что на протяжении нескольких лет (с 2014 по 2017 гг. включительно) активность студентов в использовании этих ресурсов варьировала от 12% до 54% [10]. Столь низкие показатели востребованности студентами дистанционных технологий заставила автора выдвинуть на обсуждение вопрос о том, насколько вообще целесообразно использование таких технологий в преподавании «Начертательной геометрии». По справедливому замечанию К.А. Вольхина, при удалённом режиме в основе успешности образовательного процесса лежит готовность студентов работать самостоятельно и в интенсивном режиме, а для этого нужно поддерживать достаточный уровень мотивации. Для поддержания оптимального уровня мотивации недостаточно только лишь предоставления студентам образовательных ресурсов. Для этого необходимо выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы он был контролируемым и наполненным интерактивным общением студентов с преподавателями.

Интерактивные коммуникации позволяют преподавателю представлять студентам всю информацию в необходимой логической последовательности, наглядно демонстрировать правильные приёмы работы, осуществлять обратную связь в режиме «здесь и сейчас». Всё это создаёт условия для поддержания у обучающихся интереса и формирует у них культуру учебной деятельности, одним из признаков сформированности которой является систематичность занятий [10].

Таким образом, при разработке методических аспектов преподавания инженерно-графических дисциплин в удалённом режиме следует учитывать значимость визу-

ального представления информации, вы- сутствия у студентов необходимости не-сокий потенциал продуктивности модуль- посредственно присутствовать на ауди-ной технологии обучения и специфич- торных занятиях. ность учебной мотивации в условиях от-

Библиографический список

1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020 г.) // СПС «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 18.01.2021)

2. Сергеева И.А. Инженерно-графическая подготовка студентов в условиях компьютеризации обучения / И.А. Сергеева, А.В. Петухова // Интернет-журнал «Науковедение». -2014. - Вып. Э. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://naukovedenie.ru/PDF/107PVN314.pdf (дата обращения: 23.01.2021)

3. Касперов Г.И. Изучение дисциплин кафедры инженерной графики с использованием средств дистанционного обучения / Г.И. Касперов, А.Л. Калтыгин, С.В. Ращупкин // Высшее техническое образование. - 2018. - Т. 2. - № 1. - С. 85-89.

4. Буркова С.П. Использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в обеспечении дисциплины «Начертательная геометрия и инженерная графика» / С.П. Буркова, Г.Ф. Винокурова, Р.Г. Долотова // Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования». Дата публикации: 17.06.2014. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13550 (дата обращения: 20.01.2021).

5. Буркова С.П. Современные образовательные технологии / С.П. Буркова, Г.Ф. Винокурова, Р.Г. Долотова // Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования». Дата публикации: 05.04.2013. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/108-8770 (дата обращения: 20.01.2021).

6. Гиль В.И. Особенности методического обеспечения изучения дисциплины «Инженерная и машинная графика» при дистанционном обучении / В.И. Гиль, В.С. Исаченков // Высшее техническое образование. - 2018. - Т. 2. - № 1. - С. 80-84.

7. Авлукова Ю.Ф. Особенности дистанционного обучения заочников графическим дисциплинам / Ю.Ф. Авлукова, Е.В. Гордей, А.А. Гвоздецкий // Современная сельскохозяйственная техника: исследование, проектирование, применение: материалы Международной научно-практической конференции, Минск, 26-28 мая 2010 г.: В 2 ч. Ч. 2. - Минск: БГА-ТУ, 2010. - С. 140-143.

8. Притыкин Ф.Н. Преподавание графических дисциплин с учётом возможностей современных компьютерных технологий // Омский научный вестник. - 2012. - №4 (111). -С. 256-289.

9. Гузненков В.Н., Журбенко П.А. Компьютерная графика как учебная дисциплина в системе открытого образования // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2019. -№1. - С. 20-24.

10. Вольхин К.А. Применение модульной объективно-ориентированной дистанционной системы обучения в инженерной графической подготовке студента. Дата публикации: 12.03.2017. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dgng.pstu.ru/conf2017/papers/75/ (дата обращения: 23.01.2021).

FEATURES OF TEACHING ENGINEERING AND GRAPHIC DISCIPLINES

IN REMOTE MODE

V.N. Timofeev, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor Yu.Yu. Demina, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor Moscow Polytechnic University (Russia, Moscow)

Abstract. The article is devoted to the description of the features of teaching engineering and graphic disciplines in remote mode. The relevance of the research topic is due to the increasing trend towards computerization of the educational process in modern conditions, as well as the mass forced transition of educational organizations to a distance learning format. Based on the analysis of publications describing the experience of implementing distance technologies in the practice of teaching engineering and graphic disciplines, three features of this process are identified: the mandatory visualization of information that makes up the content of the discipline; the modular principle of building educational programs with elements of interdisciplinary integration; a special approach to the formation of students ' learning motivation.

Keywords: remote mode, remote educational technologies, academic discipline, engineering and graphic disciplines, visualization, modular technology, educational motivation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.