Научная статья на тему 'ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ'

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
78
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

СНА БИРЮКОВА. 200« УДК 613.955:616-053.2-084

Н. А. Бирюкова

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Московская медицинская академия им. И. М. Сеченова

Проблема состояния физического и психического здоровья подрастающего поколения приобретает особую остроту в российских условиях, поскольку современная ситуация отличается резким ухудшением экологической обстановки, снижением качества медицинского обслуживания и профилактики заболеваний и как следствие высокими показателями детской заболеваемости. При этом следует отметить, что при любых социально-экономических и политических условиях состояние здоровья детей и подростков является актуальной государственной проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, ее экономический и научный потенциал, генофонд нации.

"Сегодняшняя ситуация со здоровьем детей и школьников в Российской Федерации — главная стратегическая проблема национальной безопасности", — подчеркивает в своих публикациях проф. В. Базарный. Согласно данным официальной статистики, результатам эпидемиологических исследований ("Демографический ежегодник России...", 1995—2001 гг., "Аналитические материалы Госкомстата...", 2001—2002 гг.. Государственный доклад "О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2001—2002 гг.", Государственный доклад "О положении детей в Российской Федерации", 2000), анализ состояния здоровья детского населения России за последние годы показывает, что оно намного хуже, чем в большинстве индустриально развитых стран, и следует ожидать его дальнейшего ухудшения [1—4).

Особенно настораживает тот факт, что "свыше 60% детей, поступающих в 1-й класс, относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации". Такие данные приводятся в Решении коллегии Минобразования России "Об организации системы реабилитации детей со школьной дезадаптацией", 1997. По данным Минздрава Российской Федерации, "из 6 миллионов школьников, прошедших профилактические осмотры в возрасте 15—17 лет, у 94,5% зарегистрированы различные заболевания, а наличие болезней, ограничивающих выбор профессии, достигает 30%" (5). Среди 15-летних подростков число отстающих по психофизиологическим показателям от своего паспортного возраста на 1—2 года составляет 30—36%; почти треть юношей не годна к службе в Вооруженных Силах РФ по медицинским показаниям (А. Баранов, С. Цым-баленко, С. Щеглова. 2000-2002 гг.).

Проблема "школьной патологии", т. е. негативного влияния школьной среды на физическое и психическое здоровье учащихся имеет многовековую историю. Среди комплекса факторов, способствующих снижению уровня здоровья от первого к последнему году обучения (школьных факторов риска), выделяют, с одной стороны, несоблюдение физиолого-гигиениче-скихтребований к условиям обучения (Е. Белостоцкак, И. Бецкой, К. Грум-Гржимайло, Ф. Эрисман), с другой — большой объем учебной нагрузки (М. Антропова, М. Безруких, А. Беляев, Н. Быстрое, С. Тромбах, В. Нестеров и др.). И те и другие ученые сходятся в одном, что школьные факторы риска (ШФР) — это целый комплекс проблем, являющихся результатом деятельности как самого образовательного учреждения, так и системы образования в целом, который оказывает негативное влияние на рост, развитие, функциональное состояние и здоровье школьников. Снижение или полное устранение этих негативных факторов находятся в рамках деятельности самой системы образования и образовательного учреждения в частности.

В целях выявления основных школьных факторов риска, действующих на современных детей и подростков, а также определения значимости и силы этого влияния Институт возрастной физиологии РАО совместно с Центром образования и здоровья МО РФ по заказу Министерства образования России в 2000—2002 гг. осуществили проект "Апробация здоровьесбере-гающих технологий" [8, 9]. Результаты исследования позволили не только выявить основные школьные факторы риска, но и провести их ранжирование. Шкала рангов школьных факторов риска выглядит следующим образом:

1. Стрессовая педагогическая практика.

2. Интенсификация учебного процесса.

3. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.

4. Преждевременное начало дошкольного систематического обучения.

5. Несоблюдение физиолого-гигиенических требований обеспечения учебного процесса.

6. Неграмотность педагогов и родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья.

7. Частичное разрушение служб школьного врачебного контроля.

8. Провалы в системе физического воспитания.

9. Отсутствие работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

В исследовании отмечается, что сила влияния школьных факторов риска определяется тем, что они действуют в период интенсивного роста, развития и формирования всех систем организма ребенка длительное время (в течение 10—11 лет, ежедневно), а также комплексно и системно. Поэтому даже в случае минимального влияния каждого из них суммарное воздействие оказывается значительным. Кроме того, воздействие ШФР проявляется не сразу, а кумулируется в течение ряда лет. При этом микросимптоматика нарушений не привлекает, как правило, внимание врачей, педагогов и родителей до тех пор, пока она не переходит в выраженную патологию.

Мониторинг состояния здоровья учащихся 1-х и 10-х классов общеобразовательных школ, участвующих в эксперименте Министерства образования РФ (более 2000 школ практически из всех регионов России), осуществляемый дважды в год (осенью и весной) с помощью специально разработанных карт электронного контроля, позволил провести комплексную оценку состояния здоровья российских детей и подростков. Эта оценка включает такие показатели, как структура хронической заболеваемости, динамика острой инфекционной заболеваемости, уровень физического, нервно-психического развития ребенка, степень резистентности и реактивности организма, функциональное состояние органов и систем, наличие или отсутствие хронических заболеваний, врожденных пороков развития [9]. Анализ этих данных показывает, что основными особенностями негативных изменений здоровья школьников от первого к последнему году обучения являются следующие:

— значительное снижение числа абсолютно здоровых детей: среди учащихся не более 10—12%;

— рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний: за последние 10 лет во всех возрастных группах частота функциональных нарушений увеличилась в 1,5 раза, хронических болезней — в 2 раза; 50% учащихся 1-х классов и более 60% старшеклассников имеют хронические болезни;

— изменение структуры хронической патологии с увеличением доли болезней органов пищеварения — в 2 раза, мочевы-водящих путей — в 3 раза, опорно-двигательного аппарата — в 4 раза;

— увеличение числа школьников, имеющих одновременно несколько функциональных нарушений или хронических заболеваний: школьники 7—8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10— 11 лет — 3 диагноза, 16—17 лет — 3—4 диагноза, а 20% старшеклассников имеют з анамнезе 5 диагнозов и более.

Низкий уровень физического и психического здоровья детей и подростков создаст объективные препятствия на пути эффективной модернизации российского образования, без чего невозможно решить назревшие социальные и экономические проблемы, достичь опережающего развития общеобразовательной и профессиональной школы.

Многочисленные физиолого-гигиенические и психофизиологические исследования последних лет убедили педагогов и руководителей системы образования в необходимости принятия специальных мер по сохранению и укреплению здоровья школьников. Эти положения вошли в "Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года", в "Концепцию демографического развития города Москвы на период до 2010 года" [6, 7). В этих документах в качестве приоритетных выделяются задачи оптимизации учебного процесса, сохранения здоровья учащихся, разработки здоровьесберегающих технологий обучения, формирования ценности здоровья и здорового образа жизни, развития физической культуры, спорта и организации досуга детей и подростков.

Однако анализ результативности традиционных подходов к сохранению и укреплению здоровья школьников (посредством сокращения учебной нагрузки, повышения удельного веса и качества занятий физической культурой, ужесточения физиолого-гигиенических требований к условиям обучения) показывает их декларативный характер, который не затрагивает способы организации и осуществления учебно-познавательной деятельно-

сти. Среди актуальных проблем реформирования системы образовании острыми сегодня являются проблема создания условий сохранения и укрепления здоровья школьников, разработка профилактических и коррекционных программ, методов работы педагогов и практических психологов для обеспечения и поддержки физического и психического здоровья детей на всех этапах онтогенеза.

Следовательно, сложившаяся в современной российской школе ситуация требует новых, нестандартных подходов к решению проблемы сохранения здоровья детей в процессе обучения. Такие новые здравоохранительные технологии, разработанные В. Базарным, В Гуровым, Л. Уфимцевой, включают организацию специальных классов "реабилитации здоровья" для соматически ослабленных детей; создание "школ здоровья" (авторы В. Касаткин, И. Кузнецова), другие нетрадиционные способы организации и осуществления учебной деятельности.

Но какие бы методы сохранения и укрепления здоровья учащихся не использовались в школе, ожидаемого эффекта не будет, если у самих школьников не сформированы потребности и привычки в осознанном и разумном отношении к собственному здоровью, не выработаны умения и навыки в совершенствовании своего физического и психического здоровья.

Отношение учащихся к своему здоровью служит главным фактором здоровьесбережения, так как через мотивацию этого отношения можно осуществлять ценностно-ориентированную деятельность детей и подростков по сохранению и укреплению своего здоровья. С другой стороны, изучение различных аспектов этого отношения необходимо для совершенствования системы воспитания в общеобразовательных учреждениях, а также выбора и внедрения соответствующей модели здоровьссбсре-гаюшей системы.

Разработка и внедрение моделей здоровьесберегающих систем в практику общеобразовательных учреждений — многомерная педагогическая проблема, для решения которой в первую очередь необходимо объединить усилия административного аппарата школы, педагогического коллектива (педагогов, психологов, социальных педагогов), медицинских работников, родителей, социальных партнеров, учреждений дополнительного образования, спортивных клубов и др. в целях согласования усилий и совместных действий по формированию здорового образа жизни подрастающего поколения.

Однако анализ методических подходов, форм и методов организации системной работы по сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения к нему в общеобразовательных учреждениях (по данным Министерства образования РФ) свидетельствует о том, что, хотя эдоровьесберегаю-щее направление выделяется в качестве приоритетного в работе образовательного учреждения, на практике в подавляющем большинстве (78%) школ используются только отдельные формы работы, причем такие малоэффективные, как лекции и беседы, которые проводятся без учета возрастных особенностей детей [9|. Только в 20% обследованных образовательных учреждений накоплен опыт комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся, формы и методы которой варьируют в зависимости от штата специалистов, инфраструктуры и оснащения образовательного учреждения. В ряде учреждений образования акцент в работе делается на медицинской диагностике, оздоровительных физиотерапевтических и лечебных мероприятиях, что не является непосредственной функциональной обязанностью учреждения образования. Практически во всех регионах разработаны авторские здоровьесберегающие программы, объединенные общей тематикой — "Образование и здоровье". Все эти региональные программы, как правило, включают несколько блоков: рациональной организации учебного процесса; обучающих здоровьесберегающих программ (уроков здоровья, круглых столов, семинаров и т. п.); физкультурно-оздоровительной работы, повышения двигательной активности детей; оздоровительных и лечебно-профилактических процедур.

Следует отметить, что эффективность проводимых программ остается невысокой. Это связано с тем, что регулярно и систематически работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся проводится только в 20% школ, а основные ШФР — нерациональная организация учебного процесса, несоответствие методов и методик обучения возрастным особенностям и возможностям организма ребенка — остаются практически без изменения.

В целях эффективной практической реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях необ-

ходимо осуществить комплексный системный подход в их решении, для чего внедрение целесообразно проводить в несколько стадий.

На стадии предварительного мониторинга отдельного общеобразовательного учреждения: всесторонний анализ инфраструктуры и внутришкольной среды, особенностей организации учебного процесса, двигательного режима, физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы, включающих направления по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни; анализ и определение тенденций в состоянии здоровья школьников, оценка качества медицинской помощи.

По результатам предварительного мониторинга — определение основных школьных факторов риска, имеющих место в данном общеобразовательном учреждении.

Разработка и внедрение комплексной системы здоровьесбе-регающей деятельности данного общеобразовательного учреждения.

На стадии заключительного мониторинга — оценка эффективности здоровьесберегающей деятельности общеобразовательного учреждения.

Предложенные стадии внедрения и последующего анализа эффективности здоровьесберегающей деятельности общеобразовательного учреждения позволят разрабатывать и последовательно рсализовыватъ комплексные программы сохранения и укрепления здоровья школьников, адаптированные к особенностям данного общеобразовательного учреждения. Этапность внедрения обеспечит возможность осуществления контроля и проведения необходимых корректировок на каждой стадии, что, несомненно, повысит эффективность работы здоровьесберегающей системы в целом.

Выводы. 1. Анализ состояния здоровья российских школьников свидетельствует о серьезном неблагополучии, которое может привести к существенным ограничениям реализации ими в будущем биологических и социальных функций.

2. Особое место и ответственность в оздоровительном процессе отводится образовательной системе и общеобразовательному учреждению, которые, в частности, должны сделать образовательный процесс здоровьесберегаюшим.

3. В целях согласования усилий и совместных действий по формированию здорового образа жизни подрастающего поколения необходимо объединение усилий администрации школы, педагогического коллектива, медицинских работников, родителей, социальных партнеров, учреждений дополнительного образования, спортивных клубов и др.

4. Внедрение моделей здоровьесберегающих систем целесообразно проводить последовательно, в несколько стадий, с учетом региональных особенностей и специфики образовательного учреждения с последующей оценкой эффективности проделанной работы.

Литература

1. Аналитические материалы Госкомстата РФ. — М., 2002.

2. Государственный доклад "О положении детей в Российской Федерации". — М., 2000.

3. Государственный доклад "О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2001-2002 гг." - М„ 2002.

4. Демографический ежегодник Российской Федерации 1995-2002 гг. - М„ 2002.

5. "Здравоохранение Российской Федерации", 2000.

6. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения: Метод, рекомендации / Под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. — М., 2002. — С. 108-115.

7. Концепция демографического развития города Москвы на период до 2010 года. — М., 2005.

8. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. — М., 2001.

9. Материалы Третьей Межрегиональной конференции "Воспитываем здоровое поколение", 3—5 июня 2003 г., Москва. - С. 7-9.

Поступила 20.01.0}

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.