Научная статья на тему 'Сохранение здоровья детей как важное направление развития системы образования'

Сохранение здоровья детей как важное направление развития системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
3502
494
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ / ШКОЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА / КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / CHILD HEALTH / SCHOOL RISK FACTORS / HEALTH CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Безруких Марьяна Михайловна

Для того, чтобы минимизировать негативное влияние школьных факторов риска на рост, развитие и здоровье детей, необходимо создать здоровьесберегающую образовательную среду, рационально организовать учебный процесс и физкультурно-оздоровительную работу. Все это требует коренной перестройки системы подготовки и переподготовки специалистов, работающих в системе образования. Модель комплексной и системной работы по сохранению здоровья школьников разработана в ИВФ РАО и представлена автором.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To minimise negative influence of school risk factors on growth, development and health of children, it is necessary to create the educational environment, rationally to organise educational process both sports and improving work. All it demands radical reorganisation of system of preparation and retraining of the experts working in an education system. The model of complex and system work on preservation of health of schoolboys is presented by the author.

Текст научной работы на тему «Сохранение здоровья детей как важное направление развития системы образования»

СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ КАК ВАЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

БЕЗРУКИХ М.М.

Для того, чтобы минимизировать негативное влияние школьных факторов риска на рост, развитие и здоровье детей, необходимо создать здоровьесберегающую образовательную среду, рационально организовать учебный процесс и физкультурно-оздоровительную работу. Все это требует коренной перестройки системы подготовки и переподготовки специалистов, работающих в системе образования. Модель комплексной и системной работы по сохранению здоровья школьников разработана в ИВФ РАО и представлена автором.

To minimise negative influence of school risk factors on growth, development and health of children, it is necessary to create the educational environment, rationally to organise educational process both sports and improving work. All it demands radical reorganisation of system of preparation and retraining of the experts working in an education system.

The model of complex and system work on preservation of health of schoolboys is presented by the author.

Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни является не только задачей системы образования но может служить наряду с другими показателями и критерием оценки ее качества (рис. 1).

Рис. 1. Критерии оценки качества образования

В новых стандартах для начальной и основной школы выделен раздел «Здоровый и безопасный образ жизни», задачи которого - создание здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.

Однако опыта разработки комплексных программ, направленных на решение этих задач, образовательные учреждения не имеют, несмотря на то, что в последние десятилетия практически каждая школа занимается «здоровьесберегающими технологиями». [1].

К числу «здоровьесберегающих относят и образовательные программы формирования ценности здоровья (как, например, программа «Разговор о правильном питании») и весьма сомнительные методики оздоровления и психологической разгрузки и даже технологии, рекомендуемые для работы в медицинских учреждениях только по назначению и под контролем врача. Без должного контроля в качестве здоровьесберегающих используются тренажеры на занятиях физической культуры, проводятся соревнования в рамках «дней здоровья» и т.п.

При этом администрация образовательного учреждения и педагоги часто не имеют объек-

Научные исследования в образовании | № 07 2011 1

тивных данных о состоянии здоровья детей.

Состояние здоровья детей в целом по России в соответствии с данными официальной статистики и результатами эпидемиологических исследований [6, 4], нельзя считать удовлетворительным, т.к. только менее 30% детей имеют первую группу здоровья. Анализ соответствия данных о состоянии здоровья детей (по опросам родителей) и их сопоставления с данными медицинских карт школьников (позволяющих судить об информации, которую имеют педагоги) показал, что школа часто не имеет реальных данных о состоянии здоровья своих учеников. [2]

В такой ситуации бесконтрольное использование «здоровьесберегающих технологий» не только не дает желаемого эффекта, но может быть просто опасным. Интерес к методикам, рекламирующим быстрое и эффективное оздоровление, вполне понятен, но педагоги не могут и не должны ставить перед собой задачу оздоровления или «улучшения здоровья». Это задача медицинских работников. У образовательных учреждений есть свои, не менее важные, задачи - создание здоровьесберегающей среды и формирование культуры здоровья. Это очень сложные и комплексные задачи, решение которых возможно только в рамках системной работы. Для того чтобы объяснить необходимость комплексной и системной работы по состоянию здоровья и выделить ее направления важно рассмотреть, какие факторы оказывают влияние на состояние здоровья детей.

Здоровье по определению ВОЗ - комплексная характеристика, включающая не только отсутствие заболеваний, но и (соответствующее возрасту) физическое и психологическое развитие, а также благоприятную социально-психологическую адаптацию.

На состояние здоровья оказывают влияние экологические и социокультурные условия жизни, комплекс биологических, в том числе генетических факторов, организация медицинской помощи и др. В то же время специалисты считают, что условия жизни ребенка в семье и в образовательном учреждении, сформированность ценностного отношения к своему здоровью определяет до 40 % позитивных и негативных влияний на состояние здоровья детей (рис. 2).

С одной стороны, здоровье детей очень чувствительно к неблагоприятным воздействиям, с другой - достаточно инертно по своей природе: разрыв между воздействием и результатом может быть значительным, достигая нескольких лет.

Известно, что растущий организм ребенка, в силу особенностей своего развития, особо чувствителен к воздействию любых факторов внешней среды.

Существенное влияние на развитие и здоровье оказывают экологические условия. Резко отрицательная экологическая обстановка нарушает развитие и повышает заболеваемость детей и подростков и снижая потенциальные возможности образовательного процесса.

В районах, отличающихся интенсивно развитой промышленностью, среди детей уже дошкольного возраста особенно часто встречаются изменения опорно-двигательного аппарата (деформации скелета, нарушения осанки, плоскостопие, дефекты грудной клетки и др.), а также заболевания пищеварительной, эндокринной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем. У детей и подростков в неблагоприятных экологических условиях страдает не только соматическое, но и психического здоровье: возрастает частота задержек психоречевого развития, неврозов и невротических реакций.

Между психическим и соматическим здоровьем существует прямая взаимосвязь: раннее повреждение центральной нервной системы, т.е. нарушенное психическое здоровье у ребенка, является основной причиной различных отклонений в функционировании всех систем организма и развития хронической патологии, а, наоборот, хронические недуги сопровождаются вторичными нарушениями психического здоровья. В то же время исключить влияние неблагоприятных экологических, социальных, условий на здоровье детей система образования не в

силах. Однако возможно снижение негативного влияния части этих факторов.

Специалисты считают, что комфортные условия организации учебного процесса способны снять до 20% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей.

Школьные факторы риска (2040%)

— неадекватные требования и методики дошкольной подготовки;

— стрессовая тактика педагогических воздействий (эффект насилия, неадекватные требования, грубость, унижение, речевые атаки и т.д.);

— несоответствие методик и технологий обучения;

— нерациональная организация учебного процесса;

— конфликты с педагогами;

— конфликты со сверстниками;

— отсутствие системы психологического и педагогического сопровождения

Факторы семейного риска

— нарушение психического здоровья родителей (депрессии, повышенная тревожность, конфликтность);

— антисоциальное поведение родителей (наркомания, алкоголизм);

— конфликты между родителями;

— проблемы детско-

родительских отношений (жестокость, грубость, насилие, агрессия и др.);

— неадекватные требования, неэффективные меры воспитания, перегрузки (физические, эмоциональные);

— неэффективное взаимодействие с педагогами.

Усиливают действие факторов риска

- комплексность влияний;

- длительность;

- действие в период наибольшей чувствительности организма

Рис. 2. Факторы, оказывающие негативное влияние на здоровье и развитие ребенка Понятие комфортных условий учебно-воспитательного процесса, прежде всего, означает создание в школе педагогических условий, максимально эффективно обеспечивающих не только интеллектуальное, личностное и социальное развитие ребенка, но и физическое, и психическое здоровье. Фактически это те условия, которые обозначаются термином здоровьесберегающая деятельность.

Эти условия далеко не идеальны, что убедительно доказывают данные Института возрастной физиологии РАО, в соответствии с которыми в школу приходит около 20% первоклассников, имеющих нарушения психического здоровья пограничного характера, но уже к концу первого класса их число увеличивается до 40%. За 8-9 месяцев обучения существенно не меняется влияние ни гигиенических, ни социальных, ни экологических факторов, но резко ухудшается состояние психического здоровья, что свидетельствует о том негативном влиянии, которое оказывает именно школа. Причем, это - влияние всей совокупности школьных факторов: условий обучения, учебной и внеучебной нагрузки, стиля взаимодействия педагога с ребенком, ребенка со сверстниками, адекватности требований и методик обучения и т.п.

Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО позволили не только

выявить те школьные факторы (школьные факторы риска - ШФР), которые негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей, но и ранжировать их по значимости и силе влияния [3].

К числу ШФР относятся:

— стрессовая педагогическая тактика (или тактика педагогических воздействий);

— интенсификация учебного процесса;

— несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

— нерациональная организация учебной деятельности (в том числе физкультурнооздоровительной работы).

— низкая функциональная грамотность педагогов и родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья.

— проблемы организации медицинского обслуживания школьников и наблюдения за состояние здоровья.

Сила влияния ШФР определяется тем, что они действуют комплексно и системно, длительно и непрерывно (в течение 10-11 лет, ежедневно).

Даже в случае минимального влияния каждого из факторов, их суммарное воздействие оказывается значимым. Важно отметить, что негативные влияния ШФР приходятся на период интенсивного роста и развития организма ребенка, на период наиболее чувствительный к любым неблагоприятным воздействиям.

Таким образом, комплекс школьных факторов риска действует непрерывно, длительно и систематично, причем сила воздействия на организм человека любого неблагоприятного фактора усиливается, если человек осознает это влияние как неизбежное, неуправляемое, неизменное. Это в большой мере относится к комплексу школьных факторов риска, которые ребенок не в силах изменить, минимизировать или исключить. [7].

Опасность влияния ШФР усиливается и тем, что их воздействие на рост, развитие и состояние здоровья детей проявляются не сразу, а накапливается в течение нескольких лет. Кроме того, микросимптоматика нарушений в состоянии физического и психического здоровья не привлекает внимание педагогов и родителей до тех пор, пока они не переходят в выраженную патологию.

Рассмотрим некоторые из этих факторов более подробно.

Одним из источников стресса в школьной жизни является жесткая агрессивная среда, конфликтные ситуации с педагогами и сверстниками, конфликты между родителями и школой, при которых страдающая сторона - ребенок. Причем микрострессы (которые по силе своего суммарного негативного влияния не уступают серьезным конфликтам) действуют практически ежеминутно. На обычном уроке в начальной школе педагог успевает сделать от 8 до 19 замечаний. Реплики типа «Ты опять не успел выполнить задание» (медлительному ребенку), «Ну что это за почерк», «Не стараешься», «Больше не буду проверять такие работы» (ребенку с расстройством психического здоровья или леворукому) - обычны и типичны. В такой системе «педагогических пощечин» педагоги (и родители) не видят «ничего особенного», так как и на более серьезные конфликты взрослые порой не обращают внимания.

Постоянный страх очередного унижения, упреки в несостоятельности - еще один источник стресса. А если учесть, что этот страх усиливается не столько от реальной несостоятельности ребенка, сколько от осознания того, что избежать конфликтной ситуации, избавиться от нее у ребенка нет никакой возможности, то нетрудно представить себе силу воздействия таких ситуаций. Результаты наших исследований свидетельствуют, что в классах с авторитарным, жестким, недоброжелательным педагогом текущая заболеваемость в 3 раза выше, а число вновь возникающих неврологических расстройств в 1,5-2 раза больше, чем в классах со спо-

койным, внимательным и доброжелательным педагогом (при прочих равных условиях обучения).

Однако ведущим стрессорным фактором в школе является ограничение времени в процессе деятельности. Физиологам хорошо известен негативный эффект ситуации ограничения времени в процессе любой деятельности. Доказано, что это сильнейший стрессорный фактор, и именно в ситуации ограничения времени, постоянного «цейтнота» школьник живет в течение 10-11 лет школьного обучения. Ограничение времени неизбежно приводит к снижению качества учебной работы, неудачам, заставляя ребенка испытывать несостоятельность, недовольство взрослых и т.п. При этом ограничение времени может быть связано как с увеличением объема и интенсивности учебных нагрузок, так и с технологией и методикой обучения. Например, в практике современной школы успешность обучения часто определяется не качественными, а количественными (скоростными) показателями деятельности. Это, прежде всего, относится к скоростным характеристикам письма и чтения в начальной школе. Данные психофизиологических исследований процессов формирования навыков письма и чтения, проводимых в течение многих лет в Институте возрастной физиологии РАО, показали, что несвоевременное форсирование темпа письма и чтения не только не способствует формированию этих базисных навыков, а, наоборот, тормозит этот процесс и нарушает его психофизиологическую структуру [9].

Таким образом, стрессовая тактика педагогических воздействий является фактором, определяющим ухудшение состояния психического и физического здоровья школьников.

Вторым по значимости фактором риска, вызывающим повышенное функциональное напряжение, утомление и переутомление, которое также может привести к нарушению здоровья детей, является несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям учащихся. Фактически все то, что касается скоростных характеристик деятельности, и есть отражение несоответствия методики возрастным и функциональным возможностям ребенка. Ярким примером такого несоответствия может служить все еще использующаяся в начальной школе методика обучения безотрывному письму. Эта методика не учитывает ни функциональную незрелость мышц, ни незаконченные процессы формирования костей кисти и фаланг пальцев, ни несовершенство нервно-мышечной регуляции графических движений. Методика нарушает психофизиологическую структуру письма, требует от ребенка выполнения биомеханически нецелесообразных движений, искусственно (из-за задержки дыхания) создает гипоксию и т.п. Результат такого несоответствия - не только плохой почерк, неэффективное и длительное формирование навыка письма, но и чрезмерное функциональное и эмоциональное напряжение, возникающий комплекс школьных проблем, повышение тревожности, а нередко - неврозоподобные и невротические расстройства.

Особенно остро проблема адекватности педагогических воздействий уровню физиологической и психологической зрелости организма школьников стоит в начале обучения (при поступлении в первый класс).

Многие широко используемые в педагогической практике инновации, новые методики и технологии обучения нуждаются в физиологической и психофизиологической экспертизе, которая до сих пор не проводится.

По данным психофизиологических и нейрофизиологических исследований Института возрастной физиологии РАО к началу обучения в школе у подавляющего большинства современных детей 6—7 лет еще не сформированы школьно-значимые функции [8, 4]. От 30 до 60% детей имеют возрастную несформированность таких важнейших познавательных функций как организация деятельности, моторное и речевое развитие, зрительное и зрительнопространственное восприятие, интегративные функции (зрительно-моторные, слухо-моторные координации). Все эти функции являются основой формирования базисных учебных навыков

- письма, чтения, счета. Нейрофизиологические исследования этих же детей позволили понять механизмы несформированности ведущих познавательных функций. Это, прежде всего, функциональная незрелость коры и регуляторных структур мозга. Причем у детей с трудностями обучения эта незрелость сохраняется на протяжении первых трех лет обучения в школе. Именно незрелость коры и регуляторных структур мозга определяет низкую эффективность организации и реализации всех познавательных процессов, не позволяя ребенку успешно учиться. [3]. Однако функциональная незрелость, несформированность школьно-значимых функций у детей 6—7 лет не означают неспособности к обучению. При правильно организованной, адекватной системе обучения, адекватной системе требований, адекватных методиках обучения само обучение способствует развитию этих функций, а при неадекватной — тормозит его. К сожалению, особенности функционального развития детей, поступающих в школу, практически не учитываются.

Еще один из широко распространяющихся сегодня вариантов неадекватных требований

— дошкольное обучение. Подчеркнем — именно обучение, а не развитие ребенка и подготовка к школе — обучение письму, чтению, математике фактически по упрощенной программе первого класса.

Наши исследования, проводимые в течение последних пяти лет, не позволяют положительно оценить опыт раннего систематического обучения детей в дошкольных гимназиях, в группах подготовки к школе и при других формах обучения детей до школы. Это обучение связано с выраженным функциональным напряжением, снижением адаптивных возможностей организма детей, нарушением структуры интеллектуального развития, торможением развития зрительно-моторных координаций и другими негативными явлениями. Форсирование обучения письму и чтению формирует неэффективную технику письма и чтения, нарушает психофизиологическую структуру этих процессов, что на следующих этапах обучения неизбежно приводит к серьезным школьным трудностям. Необходимо отметить еще один негативный эффект сверхраннего обучения - резкое увеличение количества дошкольников, которые не хотят учиться, не хотят идти в школу. Количество таких детей сегодня колеблется от 60 до 80%. Снижение школьной мотивации создает дополнительные проблемы в процессе адаптации детей к школе.

Еще один фактор, приводящий к резкому ухудшению здоровья, это интенсификация учебного процесса. Причем интенсификация идет различными путями. Первый — наиболее явный (открытый) — увеличение количества учебных часов (уроков, внеурочных занятий, факультативов и т.п.). Фактическая учебная школьная нагрузка (по данным Института возрастной физиологии РАО, Научного центра охраны здоровья детей и подростков РАМН и ряда региональных институтов), особенно в лицеях и гимназиях, в гимназических и медицинских классах, в классах с углубленным изучением ряда предметов, составляет в начальной школе в среднем 6,2—6,7 часов в день, в основной школе 7,2—8,3 часов в день и в средней школе 8,6—9,2 часа в день. Вместе с приготовлением домашних заданий рабочий день современного школьника составляет 9—10 часов в начальной, 10—12 — в основной и 13—15 часов в средней школе. Увеличение учебной нагрузки неизбежно нарушает режим, ведет к резкому сокращению сна, отдыха и не проходит бесследно: у этих детей достоверно чаще отмечаются большая распространенность и выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями, более низкая сопротивляемость организма и другие нарушения здоровья.

Есть второй (скрытый) вариант интенсификации учебного процесса — реальное уменьшение количества учебных часов при сохранении или увеличении объема учебного материала. Каждому, кто знаком с системой начального обучения и существующими программами понятно, что содержание и объем учебного материала во всех образовательных областях увели-

чиваются год от года. Это ведет к увеличению домашних заданий и интенсификации учебного процесса, утомлению и переутомлению.

С интенсификацией учебного процесса тесно связана нерациональная организация учебного процесса. Школьники всех классов недосыпают 1,5—2,0 часа в 80—90% случаев, а сокращение ночного сна отрицательно сказывается на функциональном состоянии их организма. Средняя продолжительность прогулок на воздухе обычно составляет не более 15—30 минут.

Влияние нерациональной организации учебного процесса также не требует особых доказательств. К сожалению, условия и организация учебного процесса во многих школах России требуют коренных изменений.

Одним из вариантов нерациональной организации учебного процесса, нарушающим закономерности динамики работоспособности, является сокращение перемен, отсутствие часа активного отдыха после 3 урока (этот час пытаются ввести уже 20 лет), концентрация контрольных и самостоятельных работ в один день и т.п. Характерная для современной школы нерациональная организация урока — это урок, в течение которого 4—5 раз изменяется вид деятельности ребенка (что затрудняет переключение и фактически лишает ребенка периода оптимальной работоспособности). Еще не достаточно отработаны варианты рациональной организации уроков с включением работы за компьютером и другими техническими средствами.

Еще одним фактором риска является недостаточная грамотность педагога, работающего в школе и в вопросах сохранения здоровья, и формирования культуры здоровья. Педагог может блестяще знать свой предмет, но может не знать ребенка, его возрастные и индивидуальные особенности, его возможности. Это не вина учителя, т.к. система подготовки и переподготовки педагогических кадров предусматривает минимальный и явно недостаточный уровень знаний по возрастной физиологии, психофизиологии развития, позволяющих выстроить здоровьесохраняющий учебный процесс.

Последнее предложение министра Соцздравзащиты Голиковой Т. ввести в каждой школе должность завуча по «общественному здоровью» - очередная акция, не имеющая реальной базы. Двадцать лет назад уже предпринимались попытки включения в штат школы специали-ста-валеолога. Были разработаны программы и начата переподготовка кадров. Однако, очень скоро стало понятно, что деятельность подобных специалистов в образовательном учреждении требует серьезной и многосторонней подготовки (причем врачи в подобной специализации не заинтересованы а педагогам не хватает базовых знаний). Отсутствие экономической, организационной и профессиональной базы свело на нет все усилия энтузиастов.

Кроме того, стало понятно, что один специалист не может «отвечать за здоровье», это задача каждого специалиста образовательного учреждения - руководителя, педагога, психолога, логопеда, социального и медицинского работника, у каждого из них свои задачи, но общая цель - сохранение здоровья.

К сожалению, не все специалисты готовы работать с ребенком, требующим внимания, понимания, учета его индивидуальных особенностей. Знание ребенка - сложнейшая наука, включающая сведения по возрастной физиологии и психологии, охране здоровья, психофизиологии учебного процесса и психопедагогике школьных трудностей. Это умение видеть в каждом то, индивидуальное, что отличает его от других, и то общее, что характеризует возрастные особенности. Это умение объединить усилия разных специалистов, готовность школы отвечать не только за знания, но и за здоровье ребенка. Все это требует коренной перестройки системы подготовки и переподготовки специалистов, работающих в системе образования.

Можно ли полностью исключить или минимизировать негативное влияние школьных факторов риска на рост, развитие и здоровье детей? Несомненно, но главное, что нужно сделать

— это создать здоровьесберегающую образовательную среду, рационально организовать учебный процесс и физкультурно-оздоровительную работу, минимизировать или исключить ШФР.

Модель такой комплексной и системной работы (рис. 3) разработана в ИВФ РАО [2]. Возможно, идущая сейчас реформа школы, введение новых стандартов создадут условия для изменения ситуации. В комплексе перспективных мер, направленных на снижение (или исключение) влияния ШФР, на сохранение и укрепление здоровья учащихся можно выделить четыре направления:

— научное и научно-методическое, решающее комплекс научных, теоретических и исследовательских задач, определяющих физиологические и психофизиологические основы здоровьесберегающей деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития детей, включающее перспективные инновационные направления развития;

— прикладное, решающее комплекс практических (прикладных) здоровьесберегающих задач современной школы;

— организационное, определяющее организационные формы и управленческие решения организации, контроля и оценки здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений;

— повышение квалификации работников системы образования при подготовке и переподготовке кадров, выстроенное на основе современных научных, прикладных и организационных разработок.

Адекватная среда жизнедеятельности не должна нарушать нормальный рост, развитие, психическое и физическое здоровье детей

Рис. 3 Система здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения

Библиографический список:

1. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа / Безруких М.М.. - М.: МГПИ, 2008(а). - 222 С.

2. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений: Руководство для работников системы образования / под ред. Безруких М.М., Сонькина В.Д.. - М., 2005. - 584 С.: ил. - (В помощь образовательному учреждению: «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами»).

3. Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Учебное пособие. / Безруких М.М., Дубровин-ская Н.В., Фарбер Д.А. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008(б). - 496 С.

4. О санитарно-эпидиомилогической обстановке в Российской Федерации в 2009 году: Государственный доклад. - М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2010(б). - 456 С.

5. Безруких, М.М. Разговор о правильном питании часть 1, 2, 3 / Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. - М.: Олма Амедиа групп, 2002-2011. - 72 С.

6. Доклад о состоянии здоровья детей в Российской Федерации (по итогам всероссийской диспансеризации 2003 года). — М.: 2003. — 96 С.

7. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь / Безруких М.М. - М.: Эксмо, 2009(а). - 464 С.

8. Физиология развития ребенка. Руководство по возрастной физиологии / Под ред. Безруких М.М., Фарбер Д.А.. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2010(а). - 768 С. - (Серия «Библиотека психолога»).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка/ Под ред. Безруких М.М., Фарбер Д.А.- М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2009(б). - 432 С. - (Серия «Библиотека психолога»).

10. Безруких М.М. Ступеньки к школе. Пособие по обучению детей старшего дошкольного возраста / Безруких М.М., Филиппова Т.А. - М.: Дрофа, 2003-2011. - 32 С.

Ключевые слова: здоровье детей, школьные факторы риска, культура здоровья.

Keywords: child health, school risk factors, health culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.