Научная статья на тему 'Здоровьесберегающие технологии в образовании как условие подготовки современного специалиста'

Здоровьесберегающие технологии в образовании как условие подготовки современного специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Марчук С. А., Марчук Ю. В., Марчук В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Здоровьесберегающие технологии в образовании как условие подготовки современного специалиста»

48

Проблемы управления, самоуправления, саморазвития личности

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ КАК УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА

С.А. Марчук, Ю.В. Марчук, В.А. Марчук

Здоровьесберегающее образование является необходимым условием подготовки современного специалиста, и в первую очередь студента, чья профессия будет связана с педагогической деятельностью. Между уровнем здоровья учащихся и уровнем компетентности педагога по проблемам сохранения и укрепления здоровья существует тесная зависимость, детерминируемая качеством профессиональной подготовки будущего педагога к осуществлению здоровьесбережения (ЗС), формируемая в период обучения в вузе [Е.В. Осо-лодкова, 2003].

Вместе с тем, функционирующая на фоне социально-экономических, духовнонравственных, экологических потрясений система вузовского образования не в достаточной мере ориентирует студентов на формирование, укрепление и сохранение здоровья.

Анализ научной литературы, посвященной проблеме здоровья студенческой молодежи, показывает, что ухудшение здоровья подрастающего поколения, вызвано рядом таких основных факторов как использованием в образовательном процессе устаревших методов обучения и воспитания; отсутствием универсальной ЗС педагогической технологии, реально охватывающей все аспекты деятельности студентов и направленной на формирование у студентов потребности в ЗОЖ; отсутствием возможности реального контроля и учета знаний, умений студентов в области ЗС и состояния их здоровья; отсутствием мотивации вести ЗОЖ и активно заниматься физическими упражнениями и спортом и др.

В условиях модернизации образования, подчеркивающей приоритетность сохранения здоровья субъектов образовательного процесса и формирования культуры здоровья личности в системе подготовки будущего специалиста требуются новые подходы, направленные на овладение будущих педагогов профессионального обучения комплексом профессиональнопедагогических компетенций, в структуру которых считаем необходимым включить здоровьесберегающую (ЗС) компетенцию, которая должна проявляться в здоровьесберегающей деятельности направленной на сохранение, как своего здоровья, так и здоровья учащихся начального профессионального образования (НПО).

Проблемам формирования профессиональной компетентности и компетенций посвящены научные исследования А.С. Белкина, Э.Ф. Зеера, Ю.Г. Татур, И.А. Зимней и др., но, к сожалению, формирование компетенции ЗС будущего педагога профессионального обучения средствами физической культуры в образовательном процессе вуза практически не рассматривается.

В условиях модернизации образования, достижений научно-технического процесса есть возможность при подготовке педагогов профессионального обучения использовать технологии информационно-интеллектуальной поддержки (ТИИП), позволяющие расширить разновидность средств, методов обучения, которые будут способствовать интенсификации процесса обучения в целом, и в частности в формировании здоровьесберегающей компетенции на достаточном уровне. Но вместе с тем в настоящее время в профессиональных учебных заведениях используются в основном традиционные методы и средства обучения, которые не в полной мере соответствуют принципу наглядности, информированности и недостаточно обеспечивают требуемый уровень сформированности ЗС знаний и умений студентов.

Анализируя работы авторов [Г.В. Безюлева 2005; А.С. Белкин 2004; Э.Ф. Зеер 2005; Ю.Г. Татур 1999; С.Е. Шишов, И.Г. Агапов 2001 и др.] по проблеме формирования профессиональной компетентности, акцентируя различия между понятиями «компетентность» и «компетенция», мы определяем здоровьсберегающую компетенцию педагога профессионального обучения как интегративную целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение профессионально-педагогической деятельности без ущерба своему здоровью и здоровью обучающихся.

Автономия личности - 2010 - №1(1)

49

И.А. Зимняя в своих исследованиях под компетенцией ЗС понимает «знание и соблюдение норм здорового образа жизни (ЗОЖ), знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни».

Рассматривая субъекта деятельности - студента, как будущего педагога профессионального обучения в отличие от И.А. Зимней, мы выявляем в ЗС компетенции помимо знаний, такие компоненты, как умения и навыки и личностно-профессиональные качества педагога профессионального обучения.

Анализ состава компонентов профессионально-педагогической компетентности педагога, разработанного рядом авторов [Э.Ф. Зеер 2005; Н.И. Острикова 2004; А.Л. Смятских, Т.М., Туркина 2003 и др.] показал, что профессионально-педагогическая компетентность педагога рассматривается как совокупность компетенций. Ни в один из подходов к структурированию компетентности педагога профессионального обучения здоровьесберегающая компетенция не включена. Определяя место ЗС компетенции в компетентности педагога профессионального обучения, мы рассмотрели обобщенную структуру его профессиональной компетентности. Компетентность педагога профессионального обучения представлена как совокупность психолого-педагогической компетентности (совокупность психолого-педагогических знаний и умений, обусловливающих успешность решения широкого круга педагогических задач), профессиональной компетентности (готовность, стремление трудиться в определенной профессиональной сфере деятельности) и ключевых компетенций (компетенции необходимые для жизни и успешной профессиональной деятельности).

Мы в свою очередь считаем, что в модели педагога профессионального обучения необходимо выделить здоровьесберегающую компетенцию как часть ключевых компетенций. Таким образом, обобщенная структура компетентности педагога профессионального обучения, должна выглядеть следующим образом:

1) профессиональная компетентность,

2) психолого-педагогическая компетентность,

3) здоровьесберегающая компетенция (знания, умения, навыки и личностнопрофессиональные качества).

Анализ научной литературы по проблеме формирования ЗС компетенции позволил в ее составе выделить четыре составляющие:

1) мотивационная - наличие мотива достижения цели, готовность и интерес к работе, постановка и осознание целей ЗС деятельности;

2) когнитивная - наличие единства знаний (психолого-педагогических, медикобиологических, профессионально-прикладных);

3) операционно-деятельностная - демонстрирует наличие умений, навыков необходимых для осуществления ЗС деятельности: диагностических, рефлексивно-оценочных, организационно-управленческих, коммуникативных;

4) рефлексивная - обеспечивает готовность к поиску решения возникающих проблем, их творческому преобразованию на основе анализа своей учебно-профессиональной деятельности с целью сохранения здоровья.

Большое значение в формировании ЗС компетенции педагога и его профессиональнопедагогической компетентности в целом имеет компетентность обучающего его педагога, т.к. молодой специалист при осуществлении своей профессиональной деятельности, обучая учащихся рабочей профессии, первое время использует те же методы и средства, которые применялись при его обучении. Поэтому при подготовке будущего педагога профессионального обучения к осуществлению здоровьесберегающей деятельности необходимо использовать широкий спектр методов и средств обучения.

С целью эффективности формирования ЗС компетенции у будущих педагогов профессионального обучения нами разработана комплексная программно-информационная система поддержки ЗС.

Обзор средств информационно-интеллектуальной поддержки процесса формирования ЗС

50

Проблемы управления, самоуправления, саморазвития личности

компетенции выявил необходимость создания комплексной автоматизированной системы, учитывающей основные составляющие компоненты ЗС функции будущего педагога, и быть максимально простой в использовании. Разработка такой системы не противоречит программе информатизации, развития инновационных и дистанционных технологий обучений на 2007-2008 г.г. и может являться одним из модулей «Электронного университета», представляющего собой интеграцию всех имеющихся электронных ресурсов в единое интегрированное информационное пространство университета, всеобъемлющего электронного образовательного контента. Система позволит реализовать следующие моменты:

• повышение скорости овладения студентами объемом и содержанием передачи учебной информации.

• организация новых форм взаимодействия в процессе обучения, в результате которой происходит изменение содержания и характера деятельности обучающего и обучаемого.

• реализация позитивной мотивации обучения, способствующая личностному развитию студентов.

• доступ к дополнительным информационным материалам, что, безусловно, способствует получению достаточно высокого уровня образования.

Построена общая концептуальная модель системы комплексной информационноинтеллектуальной поддержки процесса ЗС студентов (СКИИПЗ).

СКИИПЗ - это информационно-программное средство, выполняющее функции инструментария в формировании ЗС функции будущих педагогов и автоматизации получения оценки психофизиологических показателей в процессе учебного процесса, путём использования традиционного и е-пространств с актуализацией системных, управленческих, педагогических, экономических и др. знаний и данных на основе современных информационных технологий, пакетов педагогических, диагностических и коррекционных программ направленные на поддержку процесса формирования готовности к ЗС студентов, с целью создания благоприятных условий, способствующих формированию ЗОЖ. На рис. 1 представлена структурная блочная модель СКИИПЗ.

Рис. 1. Структурно-блочная модель КИИПЗ

Автономия личности - 2010 - №1(1)

51

Функциональное моделирование системы проведено в BPWin4.0 в рамках SADT IDEF0 -методологии. В результате получен пакет функционально-структурных моделей (ФСМ) типа AS-IS («как есть») с глубиной декомпозиции до 3 уровня.

На рис. 2 показана функция формирования компетентности в вопросах ЗС с точки зрении эксперта кафедры физического воспитания Российского государственного профессиональнопедагогического университета (0-ой уровень). При дальнейшей декомпозиции получаем ФСМ 1-го уровня (рис. 3) и 2 уровня (рис. 4).

Рис. 2. Функционально - структурная схема формирования ЗС компетенции

Рис. 3. Декомпозиция функции формирования компетенции ЗС

52

Проблемы управления, самоуправления, саморазвития личности

В рамках реализации подсистемы оценки результатов (мониторинга) используется метод экспертных оценок. При тестировании студентов по иерархической системе оценки усвоения СЗ знаний, приобретения умений и навыков по ЗС предложено использовать метод Дельфи.

На основании построенных моделей разработаны демоверсии подсистем КИИПЗ, включающие механизм диагностики, самодиагностики, обучения, самообучения и т.д.

Внедрение СКИИПЗ решает задачи повышения эффективности обучения по следующим направлениям: интенсификация обучения; повышение качества обучения; снижение трудозатрат преподавателя; формирование принципиально новых ЗС знаний, умений и навыков. СКИИПЗ - это лишь средство, позволяющее достичь конкретной дидактической цели.

В нашем исследовании мы ориентировались на «встраивание» системы в традиционный учебный процесс с целью повышения его эффективности. Такое внедрение не влияет кардинально на дидактические и основные методические компоненты обучения и носит вспомогательный характер, существенно не перестраивая всего процесса обучения (начиная с целей и заканчивая содержанием, методами и средствами организации и проведения учебной деятельности). Для обучения пользования системы разработано руководство пользователя программой.

Выводы: 1. Обучение с помощью информационно-интеллектуальной системы позволяет вовлечь студента в активную познавательную деятельность. Компьютерные обучающие программы предъявляют задания - упражнения, оценивают их выполнение, оказывают оперативную помощь в виде подсказок. 2. Использование информационных технологий в учебном процессе способствует индивидуализации обучения, за счет того, что дается возможность каждому обучаемому выбирать наиболее подходящий для него путь и темп освоения учебного материала, и дифференциации обучения за счет выбора системой индивидуальных обучающих воздействий, учитывающих реальные способности конкретного обучающегося. 3. Объективность, регулярность и оперативность диагностики знаний, умений и навыков позволит осуществить оперативную обратную связь в процессе развития личности обучающегося, корректировать в какой-то степени этот процесс, ориентируясь на индивидуальные интеллектуальные и психофизиологические особенности обучающихся. 4. Использование средств информационных технологий позволяет самостоятельно овладевать знаниями и умениями, что создает условия и стимулы для овладения обучающимся навыками самостоятельной работы и самообучения, независимо от степени его подготовленности. 5. Осуществление самоконтроля, самокоррекции, самоанализа позволяет пробудить в студентах новые эмоции, влияющие на мотивацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.