Научная статья на тему 'Формирование компетентности здоровьесбережения у студентов с использованием комплексной информационно-программной поддерживающей системы в период обучения в вузе'

Формирование компетентности здоровьесбережения у студентов с использованием комплексной информационно-программной поддерживающей системы в период обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Прикладная информатика
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марчук Ю. В.

Анализ научной литературы, посвященной проблеме здоровья студенческой молодежи, показывает, что за последние годы она стала еще более актуальной. Значимость проблемы определяется ее государственной важностью, так как только здоровое в физическом и нравственном отношении поколение может обеспечить прогрессивное социальное развитие государства, его безопасность и международный авторитет [1, 2, 4]. Не последнюю роль в решении поставленных задач играет системная интеграция профессионально-педагогических приемов, методов, средств формирования компетенций в вопросах здоровьесбережения (ЗС) и информационно-интеллектуальных технологий [3, 5, 6, 8].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creation of health safe competence for students in high school training with usage of supporting informational system

Materials of work contain the basic results of researches on modelling process of preparation of the future teacher to health safe with an output on complex information-intellectual system of support. The contents health safe of competence in structure of competence of the teacher of vocational training. The package of models of information-intellectual system of support of process of formation health safe is offered to the competence.

Текст научной работы на тему «Формирование компетентности здоровьесбережения у студентов с использованием комплексной информационно-программной поддерживающей системы в период обучения в вузе»

№>6(18)2008

Ю.В. Марчук

Формирование компетентности здоровьесбережения

у студентов с использованием комплексной информационно-программной поддерживающей системы

в период обучения в вузе

Анализ научной литературы, посвященной проблеме здоровья студенческой молодежи, показывает, что за последние годы она стала еще более актуальной. Значимость проблемы определяется ее государственной важностью, так как только здоровое в физическом и нравственном отношении поколение может обеспечить прогрессивное социальное развитие государства, его безопасность и международный авторитет [1, 2, 4]. Не последнюю роль в решении поставленных задач играет системная интеграция профессионально-педагогических приемов, методов, средств формирования компетенций в вопросах здоровьесбережения (ЗС) и информационно-интеллектуальных технологий [3, 5, 6, 8].

Исходя из анализа исследований по физическому воспитанию [7, 9, 10, 11], можно предположить, что мотивация и активность студентов к ЗС будут усилены при следующих условиях:

• при системном подходе к решению проблемы оптимизации организационно-методического, правового, кадрового, информационно-образовательного и материального обеспечения оздоровительной и физкультурно-спортивной деятельности студентов;

• при интеграции в практику физического воспитания оздоровительных спортивно-видовых технологий, усиливающих процессы мотивации, самовоспитания, самосовершенствования, рефлексии и функции самоуправления;

• при оптимальном стимулировании потребностей студентов в познавательной деятельности, связанной с их будущей профессией;

• при внедрении в воспитательный процесс модулей системы информационно-аналитической поддержки, включающих перечисленные выше позиции.

В настоящее время применение информационных технологий в формировании здорового образа жизни (ЗОЖ) нашло свое отражение в виде разработки большого количества разрозненных психодиагностических методик, автоматизированных методов функциональной самодиагностики, программ для имитационного моделирования процессов кратковременной и долговременной адаптации организма, электронных версий учебных пособий и дневников самоконтроля по ЗОЖ, автоматизированных учебных курсов для осмысления и закрепления теории, программ фиксации и контроля знаний, интеллектуальных тренажеров для формирования практических умений, а также более сложных систем (экспертные системы и автоматизированные обучающие системы). Использование современных информационных технологий позволяет не только обеспечить диагностику индивидуально-типологических особенностей, оценку функциональной и физической подготовленности студентов, но и решить задачи имитационного моделирования, прогнозирования, проектирования отдельных компонентов системы ЗС при

Ч 11

N96(18)2008

осуществлении профессиональной деятельности будущим педагогом, а также оценить эффективность ее применения.

На основе обзора средств информационно-интеллектуальной поддержки про-| цесса формирования ЗОЖ была выяв-^ лена необходимость создания комплекс-8 ной автоматизированной системы, которая учитывала бы основные составляющие § компоненты ЗС в деятельности будущего | педагога и была максимально простой в ис-& пользовании. Разработка такой системы § не противоречит программе информатиза->== ции, развития инновационных и дистан-| ционных технологий обучения на 20072008 годы, она может являться одним из <5 модулей «электронного университета», § представляющим собой интеграцию всех | имеющихся электронных ресурсов в единое интегрированное информационное ^ пространство университета, всеобъем-■Ц лющий электронный образовательный

* контент. ■

| С помощью системы можно достичь сле-

<5 дующих результатов: |

| • повышение скорости овладения сту-

§ дентами объемом и содержанием учебной

| информации;

<2 • организация новых форм взаимодей-

| ствия в процессе обучения, в результате че-

§ го происходит изменение содержания и ха-

« рактера деятельности обучающего и обу-

■с чаемого;

§ • реализация позитивной мотивации обу-

^ чения, способствующей личностному развитию студентов; £ • доступ к дополнительным информаци-

Ц онным материалам, что способствует полу-

;Б чению высокого уровня образования.

I

§ С целью определения характеристик ё и рациональных способов построения сис-§ темы было проведено исследование объек-^ та автоматизации на его моделях, в результате получен их пакет. Для описания кон© цептуальной модели используется фреймовый формализм, а именно описание 12 ✓-

концептуальной модели в соответствии с ролевым фреймом.

КОНЦЕПЦИЯ = <ОФС, ПРОФ, СОС, НФ, ЦФ>,

где ОФС — основные функции системы;

ПРОФ — путь реализации основных

функций;

СОС — структурная основа системы;

НФ — направленность функционирования;

ЦФ — цель функционирования.

Построена общая концептуальная модель системы комплексной информационно-интеллектуальной поддержки процесса ЗС студентов (КИИПЗ).

КИИПЗ является информационно-программным средством, выполняющим роль инструментария в формировании ЗС функции будущих педагогов и автоматизации получения оценки психофизиологических показателей в процессе учебного процесса (путем использования традиционного и е-пространств с актуализацией системных, управленческих, педагогических, экономических и других знаний и данных на основе современных информационных технологий, пакетов педагогических, диагностических и коррекционных программ), направленным на поддержку процесса формирования готовности к ЗС студентов, с целью создания благоприятных условий, способствующих формированию ЗОЖ.

На рис. 1 представлена структурная блочная модель КИИПЗ.

Функциональное моделирование системы проведено в BPWin4.0 в рамках SADT IDEF0 — методологии. В результате получен пакет функционально-структурных моделей (ФСМ) типа AS-IS («как есть») с глубиной декомпозиции до 3-го уровня.

На рис. 2 показана функция формирования компетентности в вопросах ЗС, с точки зрения эксперта кафедры физического воспитания (ФВ) Российского государственного профессионально-педагогического университета (0-й уровень). При дальнейшей декомпозиции получаем ФСМ 1-го уровня (рис. 3) и 2-го уровня (рис. 4).

№6(18)2008

Интерфейс пользователя

Подсистема планирования

Дневник самоконтроля

Дневник тренировок

Репозитарий данных

Подсистема получения знаний

База знаний

Блок видеообучения

Электронные версии учебных курсов, программ

База данных

Блок графической визуализации

Блок прогнозирования

Блок анализа динамики

Реконфигуратор

£

со

Запрос Ответ Студент <-

Запрос ^ Ответ -> Преподаватель

Рис. 1. Структурно-блочная модель КИИПЗ

ГОС, учебные программы, требования

1

Студент с начальными знаниями в вопросах ЗС _ Сформировать компетентность ЗС Студент, компетентный в ЗС

Ор. 0

Точка зрения: эксперт кафедры физического воспитания РГППУ

Материально-техническая Преподавательский Учебно-методический база состав материал

Рис. 2. Функционально-структурная модель формирования компетентности в ЗС

(0-й уровень)

13

N96(18)2008

Студент

§

Й I

18

I <0

I

и

I

I

I I

о ^

0 §

!

1Г ■

и

1 §

I

со

0 ч

1

и со

¡5 %

I

и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а

¡5

и

0

¡5 %

Й

1

и

о

е

Рис. 3. Декомпозиция функции формирования компетентности в ЗС

(1-й уровень)

Рис. 4. Декомпозиция функции мониторинга (2-й уровень)

14

№>6(18)2008

В рамках реализации подсистемы оценки результатов (мониторинга) используется метод экспертных оценок. При тестировании студентов по иерархической системе оценки усвоения знаний, приобретения умений и навыков по ЗОЖ предложено использовать метод Дельфи. Алгоритм работы метода представлен на рис. 5.

Приведем пример работы метода. Проблема: оценить степень готовности студен- ^ та к ЗС по разработанным критериям оцен- ^ ки. Приглашены 10 экспертов. Каждый эксперт должен получить результаты деятельности студента по ЗОЖ, зафиксированные супервизором. Экспертам предложено дать индивидуальную самооценку в баллах

Зафиксировать результаты в БД

Начало

' Постановка задачи, анкеты, бригада экспертов, аналитическая группа

Окончание цикла по {

>

Статистическая и аналитическая обработка результатов

Готовые оценки по системе критериев,

Для каждого тура: цикл по\

Постановка вопроса

Для каждого эксперта: цикл по\

Определить самооценку ¡-го эксперта

и дать оценку по системе критериев

Конец

Рис. 5. Алгоритм оценки по методу Дельфи

15

N96(18)2008

Таблица 1

Сводная таблица оценок после 1-го тура

€ е

I

18

I <0

I

и

I

I

I I

о ^

0 §

!

1Г ■

и

1 §

I

со

0

«

1

и со

¡5 %

I

и

а

¡5

и

0

¡5 К

1

I

со о

е

№ эксперта Коэффициент самооценки Качество деятельности студента — индивидуальная оценка эксперта

1 10 0,65

2 8 0,45

3 10 0,53

4 7 0,45

5 8,8 0,55

6 10 0,46

7 6,6 0,83

8 8,5 0,71

9 7,4 0,32

10 9,9 0,54

в диапазоне от 0 до 10. Оценить качество деятельности следует в диапазоне от 0 до 1.

Каждый эксперт работает самостоятельно и анонимно. После 1-го тура от экспертов были получены следующие результаты (табл. 1).

Аналитическая группа проводит следующий расчет:

Среднегрупповая самооценка = = (10 + 8 + ... + 9,9) : 10 = 8,61.

Среднее значение качества деятельности (простая оценка) = (0,65 + 0,45 + ... + + 0,54) : 10 = 0,549.

Средневзвешенная оценка качества деятельности = (10-0,65 + 8-0,45 + ...+ + 9,9 • 0,54) : (10 + 8 + ... + 9,9) = 0,548.

Медиана рассчитывается как среднеарифметическое значение между оценками: Ме = 0,535. Область доверительности рассчитается следующим образом. Определяются минимальная оценка из набора экспертизы — 0,32, максимальная оценка — 0,83. Квартиль будет равна: (0,83-0,32): 4 = 0,127. Следовательно, нижняя граница доверительной области будет равна: 0,32 + 0,127 = 0,447, верхняя граница: 0,83-0,127 = 0,703.

Все полученные результаты представляются на рассмотрение экспертам. Если эксперты считают целесообразным откорректировать свое мнение, то они передают свои коррективы аналитической группе. Аналитическая группа рассчитывает новые результаты по тому алгоритму, который был рассмотрен выше. Итоговое обобщенное мнение является основой для оценки готовности студента к ЗС. Подбор экспертов производится по схеме, приведенной на рис. 6.

На основании построенных моделей разработаны демоверсии подсистем КИИПЗ. На рис. 7, 8, 9 представлены фрагменты экранных форм.

Благодаря внедрению КИИПЗ возможно решение задач повышения эффективности обучения по следующим направлениям: интенсификация обучения; повышение качества обучения; снижение трудозатрат преподавателя; снижение стоимости обучения; формирование принципиально новых для ЗС знаний, умений и навыков. КИИПЗ — лишь средство, позволяющее достичь конкретной дидактической цели.

В данном исследовании авторы ориентировались на встраивание системы в традиционный учебный процесс с целью повышения его эффективности. Такое внедрение

16

№6(18)2008

Выбор экспертов

£

со

Составление списка экспертов

Выбор из списка экспертной комиссии в соответствии с компетентностью кандидатов

Реестр

«Снежный ком»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Использование формальных показателей экспертов (должность, ученые степень и звание, стаж, число публикаций и т.п.)

Успешность участия I предыдущих экспертизах

Самооценка и взаимооценка компетентности экспертов

Рис. 6. Схема выбора экспертов

Рис. 7. Экранная форма, реализующая механизм самодиагностики

N96(18)2008

И

Э"

г

се

I

3

о

II

се &

0

1

0 §

и

се

! ?

§

£ §

§

1

се §

Л §

£

и ^

со о а

и

I §

и

I

се §

I ©

Рис. 8. Экранная форма, реализующая механизм диагностики

Рис. 9. Экранная форма, реализующая механизм самообучения

18

№>6(18)2008

не влияет кардинально на дидактические и основные методические компоненты обучения, оно носит вспомогательный характер, не перестраивая существенно весь процесс обучения (начиная с целей и заканчивая содержанием, методами и средствами организации и проведения учебной деятельности).

Для обучения работе с системой было разработано руководство пользователя.

В рамках формирования ЗС компетентности с использованием КИИПЗ типов студент может осуществлять следующую самостоятельную работу:

• работа, включающая задания по воспроизведению знаний и умений по известному, изученному ранее материалу. Подобная работа содействует накоплению студентом опорных фактов, закреплению умений и навыков, создает условия для выполнения задач более высокого уровня;

• работа, связанная с актуализацией усвоенных знаний, умений выбирать и привлекать необходимые знания для решения поставленных ЗС задач (самодиагностика, самоанализ);

• исследовательская работа, в ходе которой проявляется высокий уровень самостоятельности и познавательной активности студента;

• творческая работа, которая помогает обучающемуся проникать в суть изучаемого явления, находить новые идеи для решения проблемы (презентации ЗОЖ и т. п.).

Самостоятельную работу обучающихся авторы рассматривают как отдельный вид учебной деятельности. Она выполняет вспомогательные функции доучивания, закрепления пройденного в аудиториях материала и т. д.

Таким образом, обучение использованию КИИПЗ создает условия для формирования информационной образованности выпускника университета, что дает ему дополнительную мобильность, возможность быстрее ориентироваться и перестраивать-

ся в информационной составляющей своей

профессиональной деятельности. ^

§

Список литературы ^

1. Акчурин Б.Г. Проблемы организации деятельности высшей школы по формированию физического здоровья студентов: Канд. дисс. Уфа, 1996.

2. Виленский М.Я. Повышение воспитательно-образовательного потенциала физической культуры в формировании личности современного специалиста // Теория и практика физической культуры. 1987. № 10. С. 11-13.

3. Волков А.К., Меламуд М.Р. Общие подходы к созданию компьютерного учебника // Университетское образование: практика и анализ. 2000. № 1(12). С. 55-57.

4. Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учеб. пособ. для студ. вузов. М.: ВЛАДОС, 2000.

5. Кречетников К. Г. Методология проектирования, оценка качества и применения средств информационных технологий обучения. Монография. М.: Изд-во Госкоорцентр, 2001.

6. Кунцов Г. В. Обеспечение качества высшего образования в условиях рыночной экономики // Педагогика. № 3. С. 12-23.

7. Ляхович А.В. Научные основы формирования здоровья студенческой молодежи: Автореф. дисс. докт. мед. наук. М., 1998.

8. Матрос Д.Ш. Внедрение информационных и коммуникационных технологий в школу // Информатика и образование. 2000. № 8. С. 9-11.

9. Раевский Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1985.

10. Сулейманов И.И., Михалев В.И., Шнайдер В.Х. и др. Общее физкультурное образование: Учебник. Т. 1. Школьное физкультурное образование. Омск: СибГАФК, 1998.

11. Чумаков Б.Н. Профессионализм и соматическое здоровье / В сб.: «Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы». Материалы международной конференции. Ч. 2. М.: МГУ, 2000. С. 64-69.

Ч 19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.