Научная статья на тему 'Здоровьесберегающие технологии в инклюзивном образовании на примере уроков биологии'

Здоровьесберегающие технологии в инклюзивном образовании на примере уроков биологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
434
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION / ДЕТИ / CHILDREN / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / HEALTHCARE TECHNOLOGIES / ВАЛЕОЛОГИЯ / VALEOLOGY / УРОКИ БИОЛОГИИ / LESSONS OF BIOLOGY / ОВЗ / ШКОЛА / SCHOOL / CHILDREN WITH DISABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Берсенева Ирина Анатольевна, Дьячкова Татьяна Валерьяновна, Бекшаев Илья Алексеевич

Статья посвящена актуальной проблеме сохранения здоровья среди школьников с ОВЗ на уроках биологии. Проведены исследования зависимости здоровьесберегающих технологий и инклюзивного образования. Сделан акцент на необходимость максимального уделения внимания проблемам инклюзии в комплексе со здоровьесбережением в нашей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Берсенева Ирина Анатольевна, Дьячкова Татьяна Валерьяновна, Бекшаев Илья Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES IN INCLUSIVE EDUCATION ON THE EXAMPLE OF BIOLOGY LESSONS

The article is devoted to the urgent problem of health preservation among schoolchildren with disabilities in biology classes. Studies were conducted on the dependence of health-saving technologies and inclusive education. The emphasis was placed on the need for maximum attention to problems of inclusion in conjunction with health conservation in our country.

Текст научной работы на тему «Здоровьесберегающие технологии в инклюзивном образовании на примере уроков биологии»

Литература:

1. Ладенко И.С. Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. Новосибирск., Наука 1987 г. 241 с., С. - 164

2. Чернова Е.Ю. Самоанализ деятельности преподавателя как показатель ее качества. Новосибирск. 2005 г. - 212 с.

3. Седанкина П.Е. Развитие способности будущих офицеров к профессиональной рефлексии в процессе психолого-педагогической подготовки. Казань, 2009. - 35 с.

4. Перенкова Е.В. Развитие способности учителя к самоанализу профессиональной деятельности в процессе методической работы. М., 2003. - 178 с.

5. Лоуренс Дж. Питер. Принцип Питера или почему дела идут вкось. - М.: Прогресс, 1990. - 320 с.

6. Бережнова Л.Н. Формирование навыков профессионального самоанализа у студента. // Научно-информационный журнал Армия и общество. 2014. № 4 (41). С. 97-106.

7. Деркунская В.А. Формирование опыта самоанализа как условие личностно-профессионального становления студента в педагогическом вузе. Спб 2001. 225 с.

8. Каверин Ю.А. Технология организации процесса творческого саморазвития учителя. Вестник ТГПУ. Томск-2009 №8.

9. Чернова Е.Ю. Самоанализ деятельности преподавателя как показатель ее качества. Новосибирск. 2005 г. - 212 с.

10. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов. - Мн.: Университетское, 2000. - 95с.

Педагогика

УДК 376.24

кандидат биологических наук, доцент Берсенева Ирина Анатольевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования

Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат биологических наук, старший преподаватель Дьячкова Татьяна Валерьяновна

Государственное образовательное учреждение высшего образования

Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево);

студент 3 курса Бекшаев Илья Алексеевич

Государственное образовательное учреждение высшего образования

Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ НА ПРИМЕРЕ

УРОКОВ БИОЛОГИИ

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме сохранения здоровья среди школьников с ОВЗ на уроках биологии. Проведены исследования зависимости здоровьесберегающих технологий и инклюзивного образования. Сделан акцент на необходимость максимального уделения внимания проблемам инклюзии в комплексе со здоровьесбережением в нашей стране.

Ключевые слова: инклюзивное образование, дети, здоровьесберегающие технологии, валеология, уроки биологии, ОВЗ, школа.

Annotation. The article is devoted to the urgent problem of health preservation among schoolchildren with disabilities in biology classes. Studies were conducted on the dependence of health-saving technologies and inclusive education. The emphasis was placed on the need for maximum attention to problems of inclusion in conjunction with health conservation in our country.

Keywords: inclusive education, children, Healthcare technologies, valeology, lessons of biology, children with disabilities, school.

Введение. На современном этапе развития нашей страны увеличилось количество детей с отклонениями в здоровье и поведении. В последнее время все больше внимания уделяется образованию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

По официальным данным Федеральной службы государственной статистики на конец 2016-2017 учебного года в нашей стране насчитывалось 510 417 детей с ограниченными возможностями здоровья. Детей-инвалидов по статистике на 30 марта 2017 года - 636 024 человек (Таблица 1). С каждым годом эта цифра продолжает расти (только за 2016 год количество детей с ОВЗ увеличилось на 4,5%).

Таблица 1

Численность детей-инвалидов в возрасте до 18 лет (на 30 марта 2017 года)

Субъект Численность детей-инвалидов по годам (человек)

2012 2013 2014 2015 2016 2017

Россия 560 422 567 825 579 574 604 850 616 905 636 024

Московская обл. 18 492 18 458 19 134 19 774 20 962 21 952

По состоянию на 1 января 2017 года население Российской Федерации составляет 146 804 372 человека (по данным Федеральной службы государственной статистики). Детское население (в возрасте от 0 до 19 лет) - 32 23 8 000 человек (Таблица 2).

Таблица 2

Распределение населения по возрастным группам (на 1 января 2017 года) (тысяч человек)

Год 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Все население страны 143056 143347 143667 146267 146545 146804

0-4 лет 8380 8687 8899 9262 9512 9582

5-9 лет 7261 7441 7662 8004 8218 8558

10-14 лет 6567 6689 6823 7126 7254 7408

15-19 лет 7631 7152 6956 6829 6731 6690

детей 29837 29969 30340 31221 31715 32238

Изложение основного материала статьи. На сегодняшний день права детей с ОВЗ на получение качественного образования и необходимой помощи законодательно закреплены на федеральном уровне. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [2].

В 2011 году введена и успешно развивается государственная программа «Доступная среда». В рамках данной программы осуществляется оснащение образовательных учреждений специальным оборудованием и приспособлениями для беспрепятственного доступа и обучения детей-инвалидов, в том числе с нарушениями слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата.

Проблемы грамотного введения новых педагогических технологий, оздоровление детей, реализация здоровьесберегающих технологий в ходе учебного процесса на сегодняшний день выдвигаются на первый план. Современное состояние здоровья детей и молодёжи требует приоритетного внимания, что можно достичь формированием здорового образа жизни, опираясь в своей деятельности на новую науку -валеологию (от лат. уа1ео - быть здоровым).

Согласно определению ВОЗ, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Валеология в совокупности со здоровьем и здоровым образом жизни составляют здоровьесберегающие технологии.

Основные принципы здоровьесбережения для детей с ОВЗ заключаются в следующем:

• Организация педагогом рационального учебно-воспитательного процесса с учетом возраста и индивидуальных особенностей;

• Создание благоприятного эмоционального климата на уроке;

• Непрерывный мониторинг состояния здоровья обучающихся с ОВЗ.

Сегодня профессионализм педагога определяется его способностью к диагностике, моделированию воспитательного процесса, т.е. владение проектировочной функцией в воспитании учащихся с ОВЗ [5]. Исходя из этого, целесообразно использование стандартизированных методических рекомендаций для педагогов по работе с детьми с ОВЗ.

К началу 2016/2017 учебного года условия для инклюзивного образования созданы в более чем 9,3 тыс. школ (21,5% от общего количества, что на 1,5% больше, чем годом ранее).

6 октября 2017 года на заседании правительства министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева отметила, что «...очень важный вопрос для нас - доступность дополнительного образования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. В большинстве субъектов Российской Федерации осуществляется дистанционное дополнительное образование. На сегодняшний день его используют 13 тысяч наших детей-инвалидов и детей с ОВЗ, но эта форма образования не единственная для этих детей. Необходимо создавать и другие формы дополнительного образования. И вместе с нашими коллегами мы решаем это в рамках программы «Доступная среда» второй год подряд. На эти цели регионы предусматривают определённые средства. К 2020 году предполагается увеличение до 50% охвата программой дополнительного образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ от 5 до 18 лет».

По статистике процентное соотношение обучающихся детей с ОВЗ в образовательных организациях представляет следующую картину:

• 31% детей с ОВЗ обучаются инклюзивно в общеобразовательных организациях;

• 24% детей с ОВЗ обучаются в коррекционных классах при общеобразовательных организациях;

• 45% детей с ОВЗ обучаются в образовательных организациях по адаптированным основным образовательным программам.

Цель исследования: обобщить и систематизировать известные здоровьесберегающие технологии по теме исследования, адаптировать и найти пути их реализации для обучения детей с ОВЗ на уроках биологии в общеобразовательных учреждениях.

Задачи исследования: определить статистический уровень детей с ОВЗ в нашей стране; выявить методики здоровьесбережения, подходящие при работе с детьми с ОВЗ; сформировать практические рекомендации школьным учителям биологии по работе с детьми с ОВЗ.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы; педагогический эксперимент; медико-биологические методы; методы математической статистики.

Следует понимать, что лицо с ограниченными возможностями здоровья - это человек, имеющий недостатки в физическом и (или) психическом развитии, имеющие значительные отклонения от нормального психического и физического развития. Выделяют 8 категорий лиц с нарушениями в развитии [4]:

1. Лица с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие);

2. Лица с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

3. Лица с нарушениями речи (дислалия, логопаты, заикание);

4. Лица с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);

5. Лица с задержкой психического развития (ЗПР);

6. Лица с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);

7. Лица с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

8. Лица с множественными нарушениями (сочетание двух или трех нарушений).

По состоянию на начало 2017 года медицинские работники отмечают значительное снижение числа здоровых детей, их не более 10-12% от общего количества школьников [3]. На первый план в преподавании выходят здоровьесберегающие технологии. Встает вопрос об эффективном решении вопроса здоровьесбережения среди школьников с ОВЗ.

Площадкой для проведения исследования по теме работы выбрана МОУ ОШ №5 для обучающихся с ОВЗ, г.о. Орехово-Зуево (Московская область). Она принимает детей и подростков с ОВЗ из всех микрорайонов города Орехово-Зуево и Орехово-Зуевского района по рекомендации ПМПК и заявлению родителей (законных представителей). Образовательный процесс строится в соответствии с адаптированной образовательной программой для обучающихся с умственной отсталостью.

В 2016-2017 учебном году в школе функционировал 21 класс (11 классов - начальная ступень, 10 классов - основная ступень). Из них 6 классов - для детей с умеренной умственной отсталостью. На начало 2016-2017 учебного года в школе обучалось 222 учащихся, на конец года - 224 человека, из них 86 ребенка-инвалида, что составляет 38,3% от общего количества учеников. На дому (по состоянию здоровья) обучалось - на начало учебного года 29 человек, на конец учебного года 35 человек. Установлено, что количество учащихся по сравнению с предыдущим учебным годом увеличилось на 3% (на 14 человек): 50, 55, 72 и 86 человек в 2013-2014, 2014-2015, 2015-2016 и 2016-2017 учебных годах соответственно) (График 1).

График 1. Количество учеников с ОВЗ в МОУ ОШ №5 (г. Орехово-Зуево) за 2013-2017 гг.

Мальчики ■ Девочки

Диаграмма 1. Распределение учеников с ОВЗ в МОУ ОШ №5 (г. Орехово-Зуево) в 2016/2017

учебном году

Для учащихся с ОВЗ разработаны общеукрепляющие здоровье упражнения, которые подойдут любой категории лиц с ОВЗ из приведенной ранее классификации.

Дыхательная гимнастика - комплекс упражнений, направленный на укрепление и правильную работу дыхательной системы. На территории Московской области в общеобразовательных учреждениях созданы и успешно работают кабинеты «БОС-здоровье». Кабинеты БОС (биологической обратной связи) оснащены стационарными компьютерами, на которые установлены обучающие программы и специальные датчики, которые крепятся на тело ученика в области грудной клетки и регистрируют частоту дыхательных движений. Педагог может быстро и четко определить любые отклонения в дыхании своего ученика. На сегодняшний день разработано великое множество специализированных методик по дыхательной гимнастике. Помимо стандартизированных методик этот процесс можно провести в игровой форме (надувание воздушных шаров, мыльных пузырей и т.д). Педагог выбирает ее индивидуально в каждом конкретном случае для ученика с ОВЗ.

Динамические паузы - комплекс мер, направленный на активизацию подвижности учеников во время занятия, снижения утомляемости, активации мышления и повышения умственной работоспособности. Это не что иное, как «минутки здоровья» (физкультминутки). Время проведения физкультминутки педагог определяет самостоятельно, обычно при первых признаках утомляемости учеников. Учитель проводит упражнения в стихотворной форме. Установлено^ что проведение физкультминуток повышает моторику, снимает эмоциональное напряжение, повышает общее настроение среди учеников.

Дети с нарушением слуха делятся на две категории: глухие и слабослышащие. Обучение логично производить согласно принципам наглядности и индивидуализации. Ни один другой школьный предмет не может сравниться с биологией по наглядности. Здесь основная задача учителя биологии - создать максимально комфортные условия для восприятия информации учеником с помощью зрительного анализатора. Увеличено также количество лабораторных работ (5-8 классы). Для лучшего понимания материала вводятся обобщающие уроки. Некоторые основные понятия изучаемого материала ученикам с ОВЗ надо объяснять дополнительно [1].

Обучение школьников с нарушениями зрения производится согласно принципам дозированных учебных нагрузок, применению оригинальных учебников и наглядных пособий, а также специальных оптических и тифлопедагогических устройств. Ключевой момент - частая сменяемость видов деятельности на уроке (каждые 4-7 минут). Посильную помощь учителю биологии окажут современные специально разработанные программы для школьников с нарушением зрения:

• JAWS for Windows версии 16.0 Pro - обеспечивает возможность речевого доступа к самому разнообразному контенту, позволяет выводить информацию на обновляемый брайлевский дисплей;

• Экранный увеличитель MAGic 13.0 Pro с речевой поддержкой — программа экранного увеличения, которая помогает незрячим и слабовидящим людям осваивать компьютер, пользоваться различными офисными приложениями, осуществлять навигацию в сети Интернет;

• NVDA — бесплатная программа экранного доступа для операционных систем семейства Windows, позволяющая незрячим и слабовидящим пользователям работать на компьютере.

Помимо специализированного оборудования разработаны и широко применяются на практике рельефно-графические пособия по биологии для слепых и слабовидящих школьников. Такая методика способствует формированию предметно-пространственных представлений об окружающем мире у детей. На сегодняшний день выпущены, например, такие рельефно-графические пособия (таблицы) по биологии, как «Классификация цветковых растений», «Эволюция животного мира», «Мир животных. Домашние животные», «Формирование мелкой моторики рук» и др. Возможны прогулки на свежем воздухе в виде учебных экскурсий в природу: ученик с нарушением зрения располагаются всегда на виду у учителя, чтобы тот, если ученику что-то не видно или не понятно, мог более детально описать этот объект или подвести ученика поближе [1].

Особую группу учеников составляют лица с задержкой психического развития (ЗПР). Обучающемуся ребенку по программе ЗПР очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. Для усвоения изучаемого материала детьми с ЗПР некоторые вопросы излагаются ознакомительно, некоторые темы или вопросы из темы исключаются [4]. Важнейший момент - создание ситуации успеха на уроке. Учитель биологии предлагает ученику такие задания, которые предполагают такую ситуацию.

Обучение строится по методу постепенного усложнения материала, т.е. учитель дает определенное количество заданий конкретного уровня сложности ученику, которые ему на этот момент под силу выполнить. Для облегчения восприятия материала учеником рекомендуется использовать больше красочного наглядного материала и некоторые способы запоминания. Одним из самых эффективных способов запоминания учебного материала является мнемотехника (от. греч - искусство запоминания). Это совокупность приемов и способов, которые облегчают запоминание информации путем ассоциаций [1]. Например, учитель биологии при изучении темы «Аминокислоты» дает такой ряд: «Володя Ленин, три Тамары лупили Федю и Макара», что соответствует перечню незаменимых аминокислот (валин, лейцин, триптофан, треонин, лизин, фенилаланин, изолейцин, метионин). При работе с детьми с ЗПР не стоит забывать о многократном и поэтапном повторении пройденного материала. Задание на повторение даются на каждом этапе урока.

По результатам исследования и анализа статистики заболеваемости среди учеников МОУ ОШ №5 г.о. Орехово-Зуево выдвинуты отправные точки для применения здоровьесберегающих технологий. Основные критерии для достижения на уроках биологии здоровой обстановки следующие:

1. Здоровьесберегающий - это система ценностей и установок, направленных на нормальное развитие организма (режим дня, режим питания, чередование труда и отдыха). Данный критерий включается в урок биологии как элемент здоровьесбережения (адаптированные минутки здоровья).

2. Физкультурно-оздоровительный - основывается на повышении двигательной активности (индивидуален для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата). На уроках биологии данный критерий приобретает свою эффективность на обобщающих уроках в конце каждой пройденной темы (викторины, квесты, импровизированные станции). В МОУ ОШ №5 г.Орехово-Зуево создан и пользуется популярность среди учеников с ОВЗ спортивный клуб «Олимпионик». Дети занимаются в различных спортивных секциях, успешно участвуют в городских соревнованиях по настольному теннису, где занимают победные места.

3. Аксиологический - осознание учащимися ценности своего здоровья. Критерий может быть использован как в учебное время на уроках биологии (лабораторные работы по предупреждению плоскостопия, искривления позвоночника, близорукости и т.д.), так и во внеурочное время при подготовки школьных мероприятий по профилактике здорового образа жизни, классных часов (профилактика наркомании, курения, алкоголизма).

Выводы:

1. В последние несколько лет в субъектах Российской Федерации отмечается рост заболеваемости детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Посчитано, что каждый год таких детей прибавляется примерно на 4,5%. По состоянию на конец 2016/2017 учебного года выявлено 510 417 детей с ОВЗ и 636 024 детей-инвалидов. Две эти категории учеников с проблемами в здоровье в совокупности составляют 1 146 441 человек, что составляет 3,6% от общего детского населения России (в возрасте от 0 до 19 лет).

2. Здоровьесберегающие технологии тесно связаны с областью инклюзивного образования. В большей степени здоровье учеников с ОВЗ зависит от того, какие методики и технологии здоровьесбережения используют педагоги. Существует огромное множество методик здоровьесбережения. Установлено, что наиболее эффективными являются дыхательная гимнастика (в том числе программа «БОС-здоровье») и динамические паузы («минутки здоровья»).

3. Каждый педагог должен четко определять любые отклонения в здоровье своих учеников, относить их к общепринятой категории лиц с ОВЗ и быть эмоционально и физически готовым к работе с такими детьми. Таким образом, для школьных учителей биологии разработаны специальные методики и оборудование, которое окажет посильную помощь при работе с детьми с ОВЗ. Обширные группы составляют дети с нарушением слуха, зрения и ЗПР.

Представленные методические рекомендации по обеспечению здоровьесберегающих технологий для учителей биологии, работающих с лицами с ОВЗ, положительно сказываются на качестве здоровье и физической подготовке учеников. Такие особенности обучения приемлемы для школ, работающих по разным направлениям и использующих разные методики воспитания детей.

Исследования в данной области будут продолжены. Будет выслеживаться динамика изменения в состоянии здоровья учеников с ОВЗ на уроках биологии, следующих данным методическим рекомендациям, на основании чего можно будет судить о правильности используемых методов.

Литература:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Бекшаев И.А. Особенности преподавания биологии в школе для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) / Современные педагогические технологии в преподавании предметов естественно-математического цикла. - Сб. статей: - Ульяновск: УлГПУ им. И.Н. Ульянова, 2017. - с. 26-28.

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года [Текст].

3. Федеральный справочник. Статистика инклюзивного и специального образования. М.: Общее образование в России, 2016 - с. 162-176.

4. Староверова, М.С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие [Текст] - М.: издательский центр Владос, 2011 - 167 с.

5. Зеленов В.И. Формирование у школьников с ОВЗ осознанного отношения к собственному здоровью в процессе проектирования воспитательных модулей / Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы / Москва. - 3 с.

Педагогика

УДК: 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Бичева Ирина Борисовна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); магистрант Мелентович Анна Васильевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); воспитатель Десятова Светлана Вячеславовна

МБДОУ «Детский сад № 33» (г. Кстово)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье обоснована актуальность совершенствования методической работы дошкольной образовательной организации как необходимого условия индивидуальной образовательной траектории профессионального развития педагогов. Проведен научно-теоретический анализ исследований, посвященных сущности методической работы дошкольной образовательной организации. Определены цель, принципы и условия реализации функций и задач методической работы, обеспечивающие переход дошкольной образовательной организации на режим развития. Сделан вывод, что методическая работа, построенная как развивающаяся система, в соответствии с современными научно-практическими достижениями, а также стратегическими и тактическими целями и задачами дошкольной образовательной организации, обеспечивает непрерывное профессиональное развитие педагогов в различных видах деятельности.

Ключевые слова: дошкольное образование, профессиональное развитие, методическая работа, методическое сопровождение, педагог.

Annotation. In article the relevance of improvement of methodical work of the preschool educational organization as necessary condition of an individual educational trajectory of professional development of teachers is proved. The scientific-theoretical analysis of the researches devoted to essence of methodical work of the preschool educational organization is carried out. The purpose, the principles and conditions of realization of functions and tasks of methodical work providing transition of the preschool educational organization to the development mode are defined. The conclusion is drawn that the methodical work constructed as the developing system, according to modern scientific and practical achievements and also strategic and tactical targets and tasks of the preschool educational organization provides continuous professional development of teachers in different types of activity.

Keywords: preschool education, professional development, methodical work, methodical maintenance, teacher.

Введение. Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет стратегическую цель профессионального развития педагогов дошкольной образовательной организации в направлении приобретения необходимых профессиональных компетенций. Достижение нового качества дошкольного образования акцентирует значимость такого фактора, как переход дошкольных образовательных организаций от режима функционирования к режиму развития и предопределяет преобразовательные процессы в деятельности педагогических кадров. Педагог - основная фигура воспитательно-развивающего пространства дошкольной образовательной организации, от которого в первую очередь зависит эффективность реализации современных образовательных программ, педагогических технологий, достижение результатов профессиональной деятельности. Поэтому, обновление форм и методов осуществления профессиональной деятельности, а также развитие способностей педагогов к системному освоению научных достижений, творческому освоению и применению передового педагогического опыта, является актуальной задачей современной дошкольной образовательной организации. Это обуславливает особую роль методической работы с педагогами как условия непрерывного профессионального развития и повышения педагогического мастерства (Ю.В. Атемаскина, Л.Г. Богословец, К.Ю. Белая, Н.А. Виноградова, Л.М. Волобуева, В.Н. Дуброва, Н.В. Елжова, И.Н. Казакова, П.Н. Лосев, А.А. Майер, Л.И. Фалюшина, др.).

Изложение основного материала статьи. В исследованиях ученых понятие «методическая работа» рассматривается как особая структурно-организационная форма образовательного учреждения (Ю.К. Бабанский, П.И. Пидкасистый, др.); вид управленческой системы со своими целями, задачами, функциями, методами и формами организации (К.Ю. Белая, В.П. Беспалько, Ю.А. Конаржевский, М.М. Поташник, др.); комплексный и творческий процесс практического обучения воспитателей методам и приёмам работы с детьми (А.И. Васильева); как функция управления качеством воспитательно-образовательной работы в педагогических системах с целью разностороннего развития детей (Л.И. Фалюшина).

Научно-теоретические исследования и практика осуществления методической работы в дошкольных образовательных организациях свидетельствуют о проблемах, снижающих возможности реализации требований социально-образовательной политики в области дошкольного образования и профессионального развития педагогов. Прежде всего, это проблемы, связанные с недостаточной управленческой компетентностью руководителей дошкольных образовательных организаций (заведующих, методистов, старших воспитателей): неумение принимать организационно-методические решения; ставить достижимые цели; системно планировать содержание методической деятельности; проводить оценку социального окружения; анализировать реальную ситуацию; осуществлять непрерывный мониторинг и исследование профессиональных потребностей и возможностей педагогов, др.

Указанные проблемы усиливают противоречие между требованиями современного дошкольного образования в достижении необходимого качества воспитания и образования воспитанников и реальной методической подготовкой педагогических кадров к осуществлению профессиональной деятельности. Разрешение данного противоречия вызывает необходимость преобразования методической работы дошкольной образовательной организации и создание целостной системы методического управления, обеспечивающего постановку целей, задач, выбор содержания, форм и методов работы с учетом современных реалий образовательной теории и практики; основанного на современных научно-практических достижениях и концептуальных положениях общей теории управления, обосновывающей структуру

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.