Научная статья на тему 'Здоровьесберегающие технологии обучения в общеобразовательной школе'

Здоровьесберегающие технологии обучения в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
693
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Нарзулаев С. Б., Миллер Н. Д.

The pedagogical technologies of health-protective education at all stages are grounded on principles of complex social-culture education, natural-scientific and physical education; inclusion of problems of health education in the program of learning of various humanitarian and natural-scientific disciplines, and as a result-creation at school united «health-protective environment ». The development and implantation in the education process health-protective technologies of education allows to raise the level of pupils health, promotes warning and correction of health disorders and, at the end, provides the development of education quality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Health-Protective Technologies of Education in a Secondary School

The pedagogical technologies of health-protective education at all stages are grounded on principles of complex social-culture education, natural-scientific and physical education; inclusion of problems of health education in the program of learning of various humanitarian and natural-scientific disciplines, and as a result-creation at school united «health-protective environment ». The development and implantation in the education process health-protective technologies of education allows to raise the level of pupils health, promotes warning and correction of health disorders and, at the end, provides the development of education quality.

Текст научной работы на тему «Здоровьесберегающие технологии обучения в общеобразовательной школе»

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

С.Б. Нарзулаев, Н.Д. Миллер

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Томский государственный педагогический университет

Как свидетельствует медицинская статистика, здоровье детей и подростков существенно ухудшается в период обучения в школе. Повышенные психические и физические нагрузки в сочетании с общими неблагоприятными факторами среды обитания приводят к тому, что в ряде регионов Сибири и Дальнего Востока среди выпускников средних школ свыше 80-90 % детей страдают хроническими заболеваниями [1, 2; 3, с. 12-16].

Все вышеизложенное выводит на первый план проблему сохранения и восстановления здоровья детей в системе общего среднего образования. Реалии сегодняшнего дня свидетельствуют, что названная проблема является прежде всего проблемой педагогической. Именно комплекс педагогических решений, связанных с обучением здоровому образу жизни и внедрением здоровьесберегающих технологий обучения является реальным способом решения названных проблем.

Здоровый образ жизни представляет собой со-циально-педагогическую проблему, обусловленную влиянием комплекса экономических, социальных, культурных и медико-биологических факторов. Формирование здоровья школьников в процессе обучения происходит под влиянием условий обучения, малоподвижного образа жизни, информационных перегрузок, использования компьютерной техники и распространения вредных привычек среди молодежи.

Педагогические технологии здоровьесберегающего обучения на всех этапах основываются на принципах комплексного социально-культурного воспитания, естественно-научного образования и физического воспитания; включения вопросов обучения здоровью в программу изучения различных гуманитарных и естетственно-научных дисциплин, и в итоге -формирования в школе единой «здоровьесберегающей среды». Разработка и внедрение в учебно-вос-питательный процесс здоровьесберегающих технологий обучения позволяет повысить уровень здоровья учащихся, способствует предупреждению и коррекции нарушений здоровья и в конечном счете обеспечивает повышение качества образования [4-6].

Как средство оздоровления организма физические упражнения известны, по меньшей мере, несколько тысяч лет. Выявлены важнейшие закономерности влияния физических упражнений на организм, обнаружена тесная связь между работой мышц и функционированием внутренних органов. Здоровье - это не только отсутствие болезни, но и здоровый образ жизни [7-10].

Существует ряд факторов, которые определяют здоровый образ жизни: физическая культура и спорт; активный труд и отдых; рациональное питание; личная и общественная гигиена; отказ от вредных привычек (употребления алкоголя, курения). Данные медицинской науки и многолетний опыт человечества показывают, что физические упражнения являются могучим средством укрепления здоровья и повышения стойкости и сопротивляемости организма человека по отношению ко многим инфекционным и в особенности не инфекционным заболеваниям [11-13].

Из вышесказанного вытекает, что эффективность воспитания и обучения зависит от состояния здоровья. Интересно высказывание выдающегося английского философа Джона Локка, заключенное в трактате «Мысли о воспитании»: «Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире. Кто обладает и тем и другим, тому остается желать немногого, а кто лишен хотя бы одного, тому в малой степени может компенсировать что бы то ни было иное. Счастье или несчастье человека в основном является делом его собственных рук. Тот, у кого тело нездоровое и слабое, никогда не будет в состоянии продвигаться вперед по этому пути».

Шотландский мыслитель Адам Смит писал: «...Жизнь и здоровье составляют главный предмет заботливости, внушаемой каждому человеку природой. Заботы о собственном здоровье, о собственном благосостоянии, обо всем, что касается нашей безопасности и нашего счастья, и составляют предмет добродетели, называемой благоразумием». Продолжая мысль о роли благоразумия, он полагал: «Оно не допускает нас рисковать нашим здоровьем, нашим

благосостоянием, нашим добрым именем». Из этого рассуждения он делает вывод: «Одним словом, благоразумие, направленное для сохранения здоровья, считается качеством почтенным»,

В своих трудах французский философ Клод Гельвеций писал о положительном влиянии физического воспитания на здоровье человека: «Задача этого рода воспитания заключайся в том, чтобы сделать человека более сильным, более крепким, более здоровым, следовательно, более счастливым, более часто приносящим пользу своему отечеству». «Совершенство физического воспитания, - считал Гельвеций, - зависит от совершенства правительства. При мудром государственном устройстве стремятся воспитать сильных и крепких граждан. Такие люди и будут счастливы, и более способны выполнять различные функции, к которым их призывает интерес государства».

Великий русский ученый М.В. Ломоносов в XVIII в. написал обращение «О сохранении и размножении российского народа», в котором предлагал меры по сохранению и увеличению населения для хозяйственной и политической жизни страны, представил социально-экономическую программу.

П.Ф. Лесгафт заложил основы современной вам науки о здоровье. Проблема здоровья также интересовала многих педагогов.

В .А. Сухомлияский утверждал: «Забота о здоровье ребенка - это не комплекс санитарно-гигиенических норм и правил ...не свод требований к режиму. питанию, труду и отдыху. Это прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

В Уставе Всемирной организации здравоохранения дано определение понятия «здоровье»:«.. .состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Таким образом, понятие «здоровье» отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; факторы состояния здоровья формируются в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) составляющих.

Можно выделить несколько компонентов (видов) здоровья.

Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями. доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса [1,14-16].

Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Психические здоровье - состояние психический сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.

Нравственное здоровье-комплекс характеристик мотивационной и лотребносшо-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.

Признаками здоровья являются:

- специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов:

- показатели роста и развития;

- функциональное состояние и резервные возможности организма:

- наличие и уровень какого-либо заболевания ил и дефекта развития:

- уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

Согласно заключению зкспертов ВОЗ, если принять уровень здоровья за 100 %, то состояние здоровья лишь ка 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20 % - от наследственных факторов. на 20 % - от состояния окружающей среды. А остальные 50 % зависят от человека, от образа жизни, который он ведет.

Образ жизни - стиль жизнедеятельности людей, обусловленный особенностями общественно-экономической формации. Основными параметрами образа жизни являются труд, учеба (для подрастающего поколения), быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления. Если их организация и содержание способствуют укреплению здоровья, то есть основание говорить о реализации здорового образа жизни, который можно рассматривать как сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие индивида с окружающей средой [4, 10, 11].

Хотя образ жизни в значительной степени обусловлен социально-экономическими условиями, во многом он зависит от мотивов деятельности конкретного человека, особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим, в частности, объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей. Образ жизни человека включает три категории: уровень, качество и стиль жизни.

Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии «здоровый образ жизни». Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.

Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность, способствующая раскрытию потенциала личности [11,14, 17, 18].

По современным представлениям, в понятие «здоровый образ жизни» входят следующие составляющие:

- отказ от вредных пристрастий (курения, употребления алкогольных напитков и наркотических веществ);

- оптимальный двигательный режим;

- рациональное питание;

- закаливание:

- личная гигиена;

- положительные эмоции.

Сложившаяся система образования не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни. Действительно, большинство людей знают, что курить, употреблять алкогольные напитки и наркотики вредно, но очень многие взрослые подвержены этим привычкам. Никто не спорит с тем, что надо двигаться, закаляться, но большинство взрослых людей ведут малоподвижный образ жизни. Неправильное, нерациональное питание приводит к увеличению числа людей с избыточным весом и всеми вытекающими последствиями. Трудности современной жизни оставляют весьма мало места для положительных эмоций. Очевидно, что знания взрослых людей о здо-

ровом образе жизни не стали убеждениями, что нет мотивации к заботе о собственном здоровье.

Важнейший фактор здорового образа жизни-двигательный режим. Жизнь современного человека, особенно в городах, характеризуется высоким удельным весом гипокинезии и гиподинамии, и ведь практически никто не оспаривает положения, что основная причина многих болезней цивилизации - недостаточная двигательная активность. Особенно страдают от гиподинамии школьники. Большую часть времени бодрствования они вынуждены проводить за рабочим столом, компьютеризация учебного процесса усугубила обездвиженность учащихся. Один-два занятия физической культурой в неделю не компенсируют недостаток двигательной активности. В то же время нередки и случаи низкой эффективности занятий физическими упражнениями [4, 12, 19].

Говоря об оптимальном двигательном режиме, следует учитывать не только исходное состояние здоровья, но и частоту и систематичность применяемых нагрузок. Занятия должны базироваться на принципах постепенности и последовательности, повторности и систематичности, индивидуализации и регулярности. Доказано, что наилучший оздоровительный эффект (в плане тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем) дают циклические упражнения, аэробного характера: ходьба, легкий бег, плавание, лыжные и велосипедные прогулки. В комплекс ежедневных упражнений необходимо включать также упражнения на гибкость.

В настоящее время имеется обширная литература, посвященная теоретическим и методическим вопросам оптимизации двигательной деятельности, разработан и практически апробирован ряд оздоровительных систем занятий физическими упражнениями, обладающих доступностью, простотой реализации, объяснимой эффективностью. Разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий обучения позволяет повысить уровень здоровья учащихся, способствует предупреждению и коррекции нарушений здоровья и в конечном счете обеспечивает повышение качества образования.

Литература

1. Мальгинова Г.Д. «Час здоровья» в системе физического воспитания школьников. Холмск, 1998.

2. Хрипкова А.Г. Здоровье школьников // Биология в школе. 1997. № 2.

3. Шилов Д,С. Школа и здоровье: проблемы, пути решения // Медицинские и педагогические проблемы валеологии: Межрегион. симп. Новосибирск, 1996.

4. Березин И,П., Дергачёв Ю.В. Школа здоровья, М., 1989.

5. Здоровье, личность, образование: Коллект. моногр. ¡по мат-лам Всерос. семин.-совещ. «Организация охраны здоровья детей и подростков, реабилитационной службы и специального образования») / Под ред. М.Н. Лазутовой. Э.М. Казина. Кемерово, 1996.

6. Шарипова Д.Д. Школьник и его здоровье. Ташкент, 1987.

7. Алексеев H.A. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень, 1997.

8. Казначеев В.П. Здоровье нации, просвещение, образование. М.; Кострома, 1996.

9. Ляхович A.B., Медведь Л.М., Лозовская A.C., Бобровский А.Н. Некоторые тенденции в образе жизни учащейся молодежи // Проблемы валеологии в образовании: Тез. докл. всерос. науч.-практ. конф, Липецк, 1995.

10. Шаталова Г.И. Философия здоровья. М., 1997.

11. Касаткин В.Н. Комплексная программа здоровья в школе // Школа здоровья. 1997. № 3. Т. 4.

12. Савина А.К., Долгая О.И, Формирование здорового образа жизни учащихся ,// Биология в школе. 1990. № 3.

13. Тверская С.С., Утешинский Д.Д. Здоровье человека: Учеб. пос. для дифференцир. обучения уч-ся 9-11 классов средн. шк. М., 1992.

14. Брехман И.И. Философско-методологические аспекты проблемы здоровья человека // Вопр. философии. 1982. № 2.

15. Пешков В.Ф. Восстановительные средства в профессиональной деятельности педагога по физической культуре и спорту. Томск, 2000.

16. Школа Е.О. Валеологическое сопровождение образовательного процесса как условие реализации разноуровневых программ в современной школе. СПб., 1997.

17. Оразбекова К.А, Формирование здорового образа жизни // Здоровый образ жизни: прикладные психологические аспекты формирования здорового образа жизни / Коми - республиканское отделение общества психологов СССР. Сыктывкар, 1989.

18. Слабы Б. Понятие «здоровый образ жизни» и его место в медицинском познании /7 Философские вопросы медицины и биологии. Киев, 1990. Вып. 22.

19. Хрущёв С.В. Врачебный контроль за физическим состоянием школьников. М., 1980.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.