Научная статья на тему 'Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе (на примере РИП)'

Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе (на примере РИП) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / HEALTH CARE TECHNOLOGIES / SPORTS TOURISM / PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ACTIVITIES / FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крюкова Татьяна Андриановна

Рассматриваются возможности применения инновационных здоровьесберегающих технологий в общеобразовательной школе, способствующих формированию здорового поколения, прививающих любовь к активному образу жизни, на примере реализации физкультурно-спортивной программы «Юные туристы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крюкова Татьяна Андриановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the potential of the innovative health care technologies in secondary school that contribute to the formation of healthy generation, instilling love for active lifestyle by the example of the sports program “Young tourists”.

Текст научной работы на тему «Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе (на примере РИП)»

известия вгпу

список литературы

1. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение человека, культуры и нравственности. Ростов н/Д.: РГПИ, 1991.

2. Бочаров О.Е. Социальное проектирование как фактор формирования гражданской позиции студентов: дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2009.

3. Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании // Психологическое обозрение. 1998. № 1. С. 34-45.

4. Рожков М.И. Юногогика. Педагогическое обеспечение работы с молодежью: учеб.-метод. пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинско-го, 2007.

5. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: моногр. Волгоград: Перемена, 1994.

* * *

1. Bondarevskaja E.V. Vospitanie kak vozrozh-denie cheloveka, kul'tury i nravstvennosti. Rostov n/D.: RGPI, 1991.

2. Bocharov O.E. Social'noe proektirovanie kak faktor formirovanija grazhdanskoj pozicii studentov: dis. ... kand. ped. nauk. Kostroma, 2009.

3. Leont'ev D.A. Cennostnye predstavlenija v individual'nom i gruppovom soznanii // Psiholo-gicheskoe obozrenie. 1998. № 1. S. 34-45.

4. Rozhkov M.I. Junogogika. Pedagogicheskoe obespechenie raboty s molodezh'ju: ucheb.-metod. posobie. Jaroslavl': Izd-vo JaGPU im. K.D. Ushin-skogo, 2007.

5. Serikov V.V. Lichnostnyj podhod v obrazova-nii: koncepcija i tehnologii: monogr. Volgograd: Peremena, 1994.

Model of formation of legal consciousness of high school students in project activities

The article represents the model of formation of the legal consciousness of high school students in project activities based on the personality, activity and axiological approaches. Each stage of the model corresponds to a particular stage of social planning, which is the main pedagogical means of formation of consciousness of high school students. The authors give a detailed description of the method of working with high school students at each stage of the process of developing their legal consciousness.

Key words: model, social planning, legal consciousness of high school students.

(Статья поступила в редакцию 28.07.2017)

Г.А. крЮкоВА (Волгоград)

здоровьесберегающие технологии

в общеобразовательной школе (на примере РиП)

Рассматриваются возможности применения инновационных здоровьесберегающих технологий в общеобразовательной школе, способствующих формированию здорового поколения, прививающих любовь к активному образу жизни, на примере реализации физкультурно-спор-тивной программы «Юные туристы».

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, спортивный туризм, физкультурно-спортивная деятельность, формирование.

Изменения в образовательной системе в соответствии с федеральными стандартами нового поколения стимулируют учителей искать новые современные эффективные здоровьесберегающие технологии, т.к. ухудшение здоровья детей школьного возраста в России является не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой.

В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования нового поколения обращается внимание на необходимость оздоровительной деятельности для обеспечения формирования и развития установок активного, экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни [4]. С каждым годом становится все меньше и меньше здоровых людей, поэтому закономерно, что планомерная, грамотно построенная и реализованная работа по применению здоровьесберегающих технологий в общеобразовательной школе способствует формированию здорового поколения, прививает любовь к спорту и активному образу жизни.

Проблема здоровьясбережения, формирования здорового образа жизни исследуется в работах Э.М. Казина, С.И. Петухова, Н.П. По-вещенко и др. Анализ этих работ показал, что образовательные программы, условия обучения не всегда учитывают физиологические особенности учащихся и часто не соответствуют санитарно-гигиеническим нормам, что послужило основой для создания в 2015 г. в МОУ СШ № 35 г. Волгограда региональной инновационной площадки «Реализация здо-

О Крюкова Т.А., 2017

ровьесберегающих технологий в современной общеобразовательной школе». Цель проекта -внедрение современных здоровьесберегающих технологий в образовательное пространство общеобразовательной школы для обеспечения обучающимся возможности сохранения здоровья в период обучения, формирования у них необходимых для этого знаний и использования полученных знаний в современной жизни.

В качестве ведущего средства инновационной деятельности по реализации проекта выделено здоровьесберегающее содержательное наполнение учебной и внеурочной работы, реализуемое через исследовательские, творческие, информационные, практико-ори-ентированные, оздоровительные технологии.

Совместно с педагогическим коллективом мы выделили основные проблемы школы, касающиеся здоровья учащихся:

• учебные перегрузки;

• организация физической активности;

• питание школьников;

• формирование культуры здоровья учащихся;

• недостаточная компетентность педагогов в вопросах применения здоровьесберега-ющих технологий;

• профилактика вредных привычек и зависимостей среди обучающихся;

• организация взаимодействия школы и родителей по вопросам укрепления и сохранения здоровья их детей.

В результате реализации проекта предполагается организация здоровьесозидающего учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, способного сформировать у обучающихся ценностное отношение к здоровому образу жизни; повышение активности самих школьников в формировании жизненных ориентиров на здоровьесбережение, формировании мотивации к здоровому образу жизни.

В школе должны быть созданы педагогические условия для эффективной реализации проекта:

- развивающей среды для школьников в целях непрерывного развития у них потребности в здоровом образе жизни и обеспечения постоянной включенности каждого школьника в систему валеологических отношений;

- актуализация для обучающихся значения здорового образа жизни;

- обеспечение взаимосвязи всех направлений подготовки (теоретической, методической, мотивационно-потребностной, нравст-

КИЕ НАУКИ -

венно-психологической, практической) обучающихся к формированию здорового образа жизни, предусматривающей использование современных технологий в учебно-воспитательном процессе школы;

- становление баланса между образовательной средой школы, в которой воспитывается и обучается ребенок, и физиологическими процессами детского организма, характерными для конкретной возрастной группы;

- повышение компетентности педагогов по проблеме исследования;

- объединение усилий педагогов школы, медицинских работников, психологов, родителей для реализации условий по сохранению и развитию здоровья ребенка.

В настоящий момент в МОУ СШ № 35 Краснооктябрьского района Волгограда в рамках Региональной инновационной площадки (РИП) по направлению «Реализация здо-ровьесберегающих технологий в современной общеобразовательной школе» успешно реализуются различные здоровьесберегающие программы: функционируют кружки «Спортивные бальные танцы», спортивный кружок «Юный турист», секции «Киокусинкай Каратэ», «Футбол», «Волейбол». Приоритетными формами реализации оздоровительной работы являются активный отдых в выходные дни, оздоровительный лагерь дневного пребывания в период каникулярного времени, спортивные праздники, занятия в секциях и клубах. цель такой работы - здоровьясбереже-ние, формирование здорового образа жизни, развитие физкультурно-оздоровительного и спортивно-массового движения, укрепление здоровья школьников и педагогов, привлечение всех участников образовательного процесса к занятиям физкультурой и спортом. участниками спортивно-оздоровительной работы выступают учащиеся Моу СШ № 35, их родители, администрация и педагоги.

особый интерес представляет успешная реализация физкультурно-спортивной программы «Юные туристы». Спортивный туризм открывает большие возможности для приобретения многих необходимых знаний, двигательных умений и навыков, позволяет создать условия для личностного развития школьников, укрепления их психического и физического здоровья. За последние годы произошли значительные перемены в структуре спортивного туризма: появились новые квалификационные требования и правила вида спорта, изменились регламенты дисциплин. Все это вносит

ИЗВЕСТИЯ вгпу

изменения в подготовку, обучение и тренировку спортсменов. В физкультурно-спортивной программе «Юные туристы» МОУ СШ № 35 подготовка спортсменов разделена на три периода: начальная подготовка (стартовый уровень), период спортивного совершенствования (базовый уровень), период спортивного мастерства (продвинутый уровень).

Каждый из периодов преследует свои цели и задачи. Данная программа рассчитана на начальную спортивную туристическую подготовку детей начальной школы (9-10 лет). За основу программы взяты квалификационные требования для спортсменов юношеских разрядов. При разработке программы учитель начальных классов Ю.А. Тарасова опиралась на программу «Юные туристы - многоборцы» (И.И. Махов).

Цель программы - показать возможности спортивного туризма как средства формирования личности школьника.

Задачи программы:

- развитие психического и физического здоровья школьников;

- освоение первоначальных технических и тактических приемов преодоления препятствий на туристических дистанциях;

- овладение специальными туристическими умениями;

- воспитание морально-волевых качеств, гражданственности, чувства любви к Родине;

- формирование у школьников навыков здорового образа жизни.

Программа рассчитана на два года, что предполагает 9 часов в неделю, 34 учебные недели, 306 часов в год. Занятия проходят три раза в неделю по 2 часа и один раз в неделю 3 часа (практическое занятие на местности или в зоне соревновательной деятельности, походы выходного дня). Подведение итогов и способ проверки результатов освоения программы - календарные соревнования по спортив-

ному туризму, соревнования по спортивному ориентированию.

Для успешного решения всех поставленных задач были выделены следующие разделы туристско-спортивной деятельности (см. табл. ниже).

Содержание программы дает возможность школьникам получить знания о родном крае, о технике и тактике преодоления туристических препятствий в естественной среде, об ориентировании на местности, оказании доврачебной помощи, гигиене при занятиях туризмом. решение оздоровительных и воспитательных задач является обязательным компонентом каждой темы. основная часть программы реализуется в ходе практических занятий, соревновательной деятельности. Проводятся они на местности и в помещении в зависимости от темы и времени года. В ходе проведения занятий используются активные методы, конкурсы, соревнования, походы. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных.

В итоге реализации программы «Юные туристы» мы получили следующие результаты.

Личностные:

• проявление положительных качеств личности, управление своими эмоциями в различных ситуациях и условиях;

• проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;

• оказание помощи своим сверстникам и уважение к ним.

Метапредметные:

• занятия физическими упражнениями общей и специальной подготовки с учетом требований безопасности;

• обеспечение защиты и сохранности природы во время спортивных мероприятий, турпоходов;

Разделы туристско-спортивной деятельности

№ Разделы 1-й год 2-й год

1 Введение, техника безопасности на занятиях и в походах 4 часа 4 часа

2 Техника спортивного туризма 100 часов 100 часов

3 Ориентирование на местности 22 часа 22 часа

4 Основы гигиены и первая доврачебная помощь 12 часов 12 часов

5 Элементарные сведения о правилах соревнований по спортивному туризму и спортивному ориентированию 6 часов 6 часов

6 Общая и специальная физическая подготовка 60 часов 60 часов

7 Походы выходного дня, занятия с выездом на местность, соревнования 102 часа 102 часа

Общее количество часов 306 часов 306 часов

• общение и взаимодействие со сверстниками;

• умение взаимодействовать в команде;

• обнаружение ошибок при выполнении общефизических и специальных упражнений и способы их исправления.

Предметные:

• организация отдыха и досуга средствами физической культуры, спортивного туризма;

• знание назначения и использование туристического снаряжения;

• знание правил спортивных соревнований, правил выполнения и техники выполнения технических приемов спортивного туризма, знание терминологии разучиваемых упражнений;

• бережное обращение с оборудованием и снаряжением для занятий и соревнований;

• соблюдение правил гигиены во время и после занятий, знание правил предупреждения травматизма на занятиях;

• оказание первой доврачебной помощи при мелких травмах и ранах;

• проведение зарядки, разминки, подготовительных упражнений;

• интерес к истории и культуре родного края при совершении походов;

• активность в общественно полезной деятельности на благо родного города и его жителей при совершении походов.

успешная деятельность в Моу СШ № 35 Краснооктябрьского района Волгограда РИП по направлению «Реализация здоровьесбе-регающих технологий в современной общеобразовательной школе» дает нам возможность сделать следующий вывод: использование здоровьесберегающих технологий, способствующих формированию здорового поколения, является необходимым условием деятельности современной общеобразовательной школы.

список литературы

1. Казин Э.М. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика: учеб. пособие. Кемерово: КРИПКиПРО, 2009.

2. Петухов С.И., Коновалова Н.Г., Архипо-ва О.М. Спортивная медицина: учеб. пособие. Новокузнецк, 2005.

3. Повещенко Н.П. Охрана здоровья подрастающего поколения как педагогическая проблема: история, современность: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1992.

кие науки -

4. Сборник нормативно-правовых актов по ту-ристско-краеведческой работе, организации отдыха детей и молодежи / сост. Ю.С. Константинов, С.В. Усков. М.: ФЦДЮТиК, 2006.

5. Федеральный государственный стандарт основного общего образования от 17.12.2010 г. № 1897 [Электронный ресурс]. URL: http://stan-dartedu.ru/doc.aspx?DocId=10688 (дата обращения: 12.05.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru

(дата обращения: 15.03.2017).

* * *

1. Kazin Je.M. Zdorov'esberegajushhaja dejatel'-nost' v sisteme obrazovanija: teorija i praktika: ucheb. posobie. Kemerovo: KRIPKiPRO, 2009.

2. Petuhov S.I., Konovalova N.G., Arhipova O.M. Sportivnaja medicina: ucheb. posobie. Novokuzneck, 2005.

3. Poveshhenko N.P. Ohrana zdorov'ja pod-rastajushhego pokolenija kak pedagogicheskaja problema: istorija, sovremennost': avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 1992.

4. Sbornik normativno-pravovyh aktov po tu-ristsko-kraevedcheskoj rabote, organizacii otdyha detej i molodezhi / sost. Ju.S. Konstantinov, S.V. Uskov. M.: FCDJuTiK, 2006.

5. Federal'nyj gosudarstvennyj standart osnov-nogo obshhego obrazovanija ot 17.12.2010 № 1897 [Jelektronnyj resurs]. URL: http://standart.edu.ru/doc. aspx?DocId=10688 (data obrashhenija: 12.05.2017).

6. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego obshhego obrazovanija [Jelektron-nyj resurs]. URL: http://standart.edu.ru (data obrashhenija: 15.03.2017).

Health care technologies in secondary school

The article deals with the potential of the innovative health care technologies in secondary school that contribute to the formation of healthy generation, instilling love for active lifestyle by the example of the sports program "Young tourists".

Key words: health care technologies, sports tourism, physical culture and sports activities, formation.

(Статья поступила в редакцию 25.07.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.